РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ.
Оглавление.

Аист с новорожденным ребенком  

Развитие ребенка по месяцам.

1. Период новорожденности (первый месяц развития ребенка)
2. Второй месяц развития ребенка.
3. Третий месяц развития ребенка.
4. Четвертый месяц развития ребенка.
5. Пятый месяц развития ребенка.
6. Шестой месяц развития ребенка.
7. Седьмой месяц развития ребенка.
8. Восьмой месяц развития ребенка.
9. Девятый месяц развития ребенка.
10. Десятый месяц развития ребенка.
11. Одиннадцатый месяц развития ребенка.
12. Двенадцатый месяц развития ребенка.


Первый месяц развития ребенка.
(период новорожденности).

          Произошло долгожданное событие: ребенок появился на свет! У молодых родителей возникает множество вопросов: как создать малышу комфортные условия, как ухаживать за ним, как его кормить, развивать и, наконец, лечить? Что нужно делать, чтобы он рос здоровым и активным, веселым, заботливым и умным? Родительский подход, передача навыков, умений и знаний оказывают глубочайшее влияние на развитие ребенка. Природный потенциал, заложенный в генетическом материале и темпераменте ребенка, необходимо развивать и совершенствовать, и, насколько полно произойдет раскрытие возможностей, как они реализуются в творческом процессе, зависит от родителей.
          По мере того как родители общаются с ребенком, происходит взаимное формирование поведения, накапливаются знания, развиваются навыки, идет взаимообогащение.
          Хотя новорожденный ребенок еще мал, но его характер начинает формироваться уже с первых дней жизни, поэтому для него так важно общение с родителями, особенно мамой.
          Основу характера малыша составляют условные рефлексы, а точнее – соотношение положительных и отрицательных условных рефлексов. Понятно, что лучше та основа, в которой больше положительного и меньше отрицательного. Положительные условные рефлексы у ребенка вырабатываются на питание, на доставляющие удовольствие гигиенические процедуры, на проявления заботы, ласку. Отрицательные условные рефлексы формируются на всякое раздражение, боль, голод, холод, излишний шум, сбой режима и др.
          Ребенок за короткий период времени привыкает к определенному режиму, к определенной последовательности. Его раздражают задержка с кормлением, мокрый подгузник и пеленки и т.д. Если процедуры, доставляющие удовольствие, делаются вовремя, если ребенок постоянно чувствует заботу матери, то у него постепенно сформируется спокойный, уравновешенный характер. Забота на основе привязанности помогает детям и родителям развиваться оптимально, полностью достигая своего потенциала.
          Длина, масса тела и окружность головы при рождении – отправные точки показателей физического развития в первый год жизни.

          Масса тела – это основной показатель, который у большинства зрелых доношенных новорожденных колеблется в пределах 2700-4000 г. По данным большого количества исследований, средний вес новорожденного мальчика колеблется в пределах 3200-3500 г., новорожденной девочки – 3200-3400 г. Все мамы должны знать, что в первые дни жизни младенец может терять в весе, это так называемая физиологическая убыль веса, которая в норме не должна превышать 8%. Обычно она возникает в течение первых 3 дней жизни.       Средняя величина прибавки массы тела ребенка в первое полугодие жизни составляет в среднем 800 г/мес. во второе полугодие жизни – 400 г/мес.

          Длина тела (рост) новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см. Средний рост мальчиков соответствует 50,7 см, девочек – 50,2 см. 3 см – средняя ежемесячная прибавка длины тела.

    Отдельные части тела.

          Часто новорожденный выглядит не таким привлекательным, каким его представляют во время беременности родители. Но пройдет немного времени и станет ясно, что красивее и лучше вашего малыша нет на всем свете.

          Голова. А пока голова у него велика относительно туловища и часто неправильной формы. При поглаживании головы малыша и внимательном осмотре мама может обратить внимание на асимметрию, неровности, особенно в местах соединения костей, и впадинку на верхней части (макушки) головы – это швы черепных костей и большой родничок (открытое и незащищенное костями черепа пространство, обычно в форме ромба, со средними размерами 2,5 / 3см).
          За счет черепных швов и родничков (большого, малого и боковых) осуществляется рост головы. По мере роста головы ребенка роднички уменьшаются в размерах и со временем закрываются (к 1,5 годам). Деформация и асимметрия – явления временные, проходящие, они не должны расстраивать молодых родителей. Изменение формы головы новорожденного, возможно, произошло из-за воздействия давящих и изгоняющих сил сокращающейся матки во время прохождения плода через естественные родовые пути. Дети, извлеченные путем операции кесарево сечение, как правило, не имеют сколько-нибудь заметной деформации головы.

          Лицо новорожденного малыша в первые часы и сутки после родов отечно (особенно веки) – это последствия сильного сдавливания, возникающего при похождении через родовые пути. Иногда выявляются лопнувшие кожные кровеносные сосуды на конъюнктиве глаз. В области крыльев носа, переносицы, реже на щеках и на лбу видны скопления секрета сальных желез в виде белых или слегка желтоватых точек размерами до 2мм, слегка возвышающихся над уровнем кожи (милиа). Постепенно они исчезают, не оставив следа, а потому не требуют удаления. Многие мамы волнуются, обнаружив на лице ребенка красновато-розовые пятна неправильной формы в области переносицы, бровей или лба, в затылочной складке кожи (не останутся ли они навсегда?). При надавливании пальцем красные пятна исчезают, а затем быстро появляются снова. Это участки кожи с поверхностно расположенными и расширенными капиллярами, которые постепенно побледнеют и исчезнут.

           Туловище ребенка. Если мама правильно питалась во время беременности, если ребенок доношен и здоров, то выглядеть он будет пухленьким и достаточно упитанным. Такой внешний вид обусловлен хорошо развитым подкожным жировым слоем. Туловище новорожденного гладкое, грудная клетка цилиндрической формы, животик округлый. В середине животика находится пуповинный остаток.

           Шея у новорожденного короткая. Мышцы шеи еще очень слабые, в задней ее части на ощупь легко определяется жировая складка. Грудная клетка имеет бочкообразную или цилиндрическую форму. Ребра у новорожденного мягкие, их расположение – горизонтальное. Молочные железы ребенка обычно припухшие; при надавливании из них может выделиться капелька, похожая на молоко.

          Конечности ребенка. Ручки и ножки новорожденного относительно короткие и толстые. В первые сутки цвет кожи на руках и ногах малыша может отличаться от цвета кожи на туловище и голове: конечности у новорожденного часто имеют голубоватый оттенок.

           Кожа на руках может быть слегка сморщена, и шелушиться, на запястьях – складки. Кулачки в сжатом состоянии, подтянуты к лицу. Ноготки у доношенного ребенка уже длинные.

           Ножки у новорожденного, лежащего на спине, находятся в несколько подтянутом положении, коленями кнаружи. Кожа на ножках морщинистая и может шелушиться. Ступни маленькие и плоские, пухлые, свод стопы не выражен. Ногти у доношенных малышей уже развиты.

          Мышцы развиты слабо. Мышечные волокна тонкие. Тонус мышц несколько повышен, что чаще связано с особенностью нервной системы новорожденного.

           Температура тела. Терморегуляция в ранний период новорожденности несовершенна и может колебаться в зависимости от температуры окружающей малыша среды. Выраженная термолабильность (зависимость от внешней температуры) сохраняется в течение первых недель жизни. Более выраженные и стойкие нарушения характерны для незрелых и недоношенных детей. У новорожденных температура тела выше, чем у детей старших возрастных групп и взрослых, из-за высокого темпа обменных процессов. Иногда у них можно наблюдать временное повышение температуры (транзиторная гипертермия), которая возникает на первой неделе жизни и часто совпадает с максимальным падением массы тела, а затем самостоятельно приходит к норме. Стойкая гипертермия чаще является признаком инфекционного заболевания, поражения центральной нервной системы, эндокринных нарушений или возникает при дефектах ухода за малышом (при перегревании, недостаточном выпаивании).

           Органы зрения. В течение первых 3 суток жизни ребенка заметно уменьшается припухлость век, и ребенок уже довольно широко раскрывает глаза. Воздействие яркого света раздражает малыша, и он рефлекторно жмурится и часто мигает. Движения глаз некоординированные, ребенок еще не может следить глазами за предметами, часто выявляется косоглазие. Это связано с недостаточно развитой нервной системой глаза и мышцами, которые обеспечивают движение глазных яблок. Со временем происходит совершенствование глазодвигательного аппарата, движения глаз становятся координированными, исчезает косоглазие. Слезной жидкости в первые дни выделяется очень мало, но в последующем слезный аппарат начинает функционировать более интенсивно. Зрение у новорожденного ребенка сводится к ощущению «свет-тень». В последующем малыш начинает довольно расплывчато различать контуры, а затем уже более четко – предметы и лица.

           Органы слуха. Из анализаторов у новорожденного наиболее хорошо развит слух. Строение ушных раковин у малыша достаточно вариабельно, размеры относительно большие, наружный слуховой проход короткий и широкий.
          Специалистами установлено, что 5-месячный плод по-разному реагирует на громкость и высоту звука. На сильные звуковые раздражители внутриутробный плод реагирует даже определенными движениями. Новорожденный в первые часы и дни жизни реагирует на звуки вздрагиванием и сокращением лицевой мускулатуры (у него изменяется выражение лица). В течение 5 дней он не очень четко различает звуки и их локализацию из-за того, что барабанная полость заполнена амниотической жидкостью, он не может отвечать колебаниями на звуковые волны. Постепенно жидкость через слуховую трубу оттекает из барабанной полости в носовые ходы, частично всасывается тканями, и барабанная полость заполняется воздухом. Создаются условия для колебаний барабанной перепонки, и ребенок четче реагирует на звук, но еще слабо определяет местонахождение источника звука. Как правило, в начале 2-й недели жизни ребенка острота слуха у него уже высокая и он в состоянии определить местонахождение источника звука.

    Второй месяц развития ребенка.

          Особенностями этого возрастного периода является удлинение времени бодрствования и укорочение времени сна по сравнению с периодом новорожденности, а также формирование определенного ритма и режима дня.

          Малыш начинает фиксировать взгляд на предметах, лицах, следить за их перемещением. Его внимание привлекают яркие, звучащие, блестящие предметы. Он начинает замечать подвешенные над кроваткой игрушки, дольше останавливать на них взгляд, рассматривает. Большая ошибка заключается в том, что многие родители подвешивают над ребенком гирлянду погремушек на очень низком расстоянии – буквально перед глазами малыша. При фиксации взгляда на близко расположенных игрушках у ребенка может развиться косоглазие. Глазодвигательные мышцы в этом возрасте развиты недостаточно. Игрушки над кроваткой необходимо подвешивать на высоте не менее чем 50 см над его грудью. Все сильнее внимание малыша привлекают движущиеся предметы, за которыми он пытается следить. Особенно кроху интересует лицо мамы, в которое он с интересом и доверием всматривается.

          Интеллектуальное развитие ребенка больше зависит от окружения, чем от наследственности. Вокруг него необходимо создавать культурную среду, в которой он мог бы развиваться. Ребенок выражает настроение (благожелательное, иногда протест), приглашает к взаимодействию, общению.
          Ребенка крайне интересуют звуки, он активно прислушивается к окружающему звуковому фону, замирает, пытается сам издавать разнообразные звуки. У него меняется тембр голоса, высота и мощь, он начинает самостоятельно гулить. Малыш сам подает сигналы (разнообразные звуки) и ожидает ответа, улыбается в ответ на улыбку.
          Кисти малыша уже открываются, он делает хватательные движения, пытается держать игрушку.

          К двух месячному возрасту, малыш испытывает не меньшую потребность побыть на руках у мамы и папы, чем в месячном возрасте. Это потребность в ласке, тепле, чувстве защищенности, возможности успокоиться и расслабиться. Особенно чувствительны к такому общению дети, чья нервная система пострадала во внутриутробном периоде (чаще из-за нехватки кислорода) или интранально (во время родов – вследствие асфиксии, родовой травмы др).

          Ребенок к двухмесячному возрасту уже должен уметь многое. Например, лежа на спине, он должен уметь поворачивать голову вправо и влево, а если положить на животик, то нормально развивающийся малыш должен приподнять голову, прогнуть спину и начать движения ручками и ножками, продемонстрировать рефлекс ползания. Часто малыш пытается схватить ручками все доступные ему предметы – игрушку, соску, мамин палец, а, схватив, тянет их себе в рот.

          К 2 месяцам жизни взгляд ребенка уже фиксированный. Более того, ребенок прослеживает взглядом любой движущийся объект. Малыш узнает маму и других членов семьи, он понимает значение улыбки и иногда улыбается сам.

          Он уже может делать первые попытки артикуляции звуков (произносит отдельные звуки). В этом возрасте ребенок понимает, что его крик – это определенный сигнал для родителей, он призывает обратить на себя внимание. Младенец учится пользоваться этим сигналом и часто добивается своего. Мама уже различает определенные нотки и изменения интонации в его голосе в зависимости от потребности.

          Ребенок в этом возрасте начинает понимать закономерность, периодичность. Малыш постепенно привыкает к определенному распорядку дня (прием пищи, сон, бодрствование, купание и др).

          Антропометрические показатели ребенка в двухмесячном возрасте: масса тела увеличивается в среднем на 1,4 – 1,5 кг (600 г + 800г) и составляет для мальчиков 5324 + 556г, для девочек – 5166 + 560г; длина тела – 6-7см (4см + 3см) или 58,8 + 2см для мальчиков и для девочек 57,9 + 2,2см.

    Третий месяц развития ребенка.

          К 3 месяцам малыш уже активно ищет объект для рассматривания (яркие игрушки, картинки, светильники и др.). Малыш чаще приподнимает голову и поворачивает её в сторону, особенно в положении на животе; отводит ручки и ножки от туловища; выполняет вращательные движения руками; поворачивается со спины на бок.

          Ребенок активно прислушивается к окружающим звукам, поворачивает голову в сторону источника звуковых сигналов, но больше всего ему нравится мамин голос. Малыш разнообразит издаваемые звуки, они становятся громче, тянет гласные звуки, чаще смеется.

          В жизни крохи наступает этап ускоренного развития. Он многому учится, познает окружающий мир, радуется общению. Ладошки чаще открыты, он держит игрушку и дольше с ней играет, изучает, пытается хлопать ручкой по предметам. В этот период малыш хватает ручкой все, что попадается ему: пеленку, одежду, игрушки и т.д.
          Если брать малыша за ручки и приподнимать из положения лежа, он уже удерживает голову и выводит вперед плечики.

          На руках в вертикальном положении ребенок более уверенно держит голову, поворачивает ее, предпочитает это положение и, когда его кладут горизонтально, проявляет беспокойство. При удержании ребенка под мышки или за ручки он встает на ножки, упирается стопами в твердую поверхность, удерживается несколько мгновений, но быстро устает.
          Малыш часто сосет свои пальцы и кулачки, исследует свои руки и играет с ними.

          В течение небольшого времени он может самостоятельно удерживать голову, но шейные мышцы развиты еще не достаточно. Когда ребенка берут на руки, ему по-прежнему надо придерживать голову.

          Ребенок в этом возрасте любит свободные движения, он активно двигает ручками и ножками и не любит быть спеленатым, выражает недовольство, когда его пеленают. Он с большим удовольствием принимает водные процедуры, активно плещется.

          Малыш с интересом обследует свое тело с помощью зрения, на ощупь и часто тянет конечности в рот.

          Ребенок легко узнает маму и других членов семьи, улыбается при виде улыбающегося лица.

          В этом возрасте физическая деятельность нужна малышу и для отработки координации движений. Поэтому ребенку нужно позволять больше двигаться, стимулировать этот процесс, его уже не надо туго пеленать. Чаще одевайте кроху в свободную одежду и используйте спальный мешок, который не стесняет движений.

          Ежедневно малыш уже может выполнять свой первый комплекс физических упражнений при комфортной температуре окружающего воздуха.

    Четвертый месяц развития ребенка.

          Период быстрого развития многих важных навыков. Если малыш лежит на спине, он свободно осуществляет движения ногами и руками, поднимает их вверх, играет ими, захватывает ступни и пытается дотянуть их до рта. Свои руки кроха хорошо рассматривает, если вложить в ладошку игрушку (колечко, небольшую погремушку). Он производит захватывающее движение и пытается обследовать ее на вкус губами, языком, деснами. Хватает предметы руками, удерживает, притягивает к себе висящую игрушку. Родители должны строго подходить к выбору игрушек для малыша. Они должны быть легкими, прочными, сделанными из нетоксичных материалов, не иметь острых углов и царапающих поверхностей, хорошо гигиенически обрабатываться.

          В этот возрастной период малыш дольше способен находиться в бодрствующем состоянии (до 1,5 часов и более) и поэтому требует большего общения.

          Ребенок уже освоил перевороты с живота на бок, опирается на локти, уверенно поднимает голову на 90 градусов и поворачивает ее на 180 градусов. Если посадить ребенка, он пытается удержаться, опираясь на ручки, стоит на твердой опоре с поддержкой.

          Малыш издает разнообразные звуки, меняет форму рта, при гулении пускает пузыри, смеется, реагирует на щекотку. Он лучше оценивает расстояние до игрушки, меньше промахивается при захвате ее, точно следит за движущимися предметами, активно реагирует на телевизионные рекламные клипы. Быстрые перемещения и активные движения его живо интересуют.

          Четырехмесячный ребенок уже хорошо держит голову. Когда родители берут малыша на руки, голову ему поддерживать, голову ему поддерживать уже необязательно. Однако осторожность в обращении с малышом по-прежнему необходима, чтобы не допустить повреждений в нежном костно-суставном аппарате. Нельзя подолгу держать кроху в вертикальном положении, ставить на ножки. Чтобы не допустить искривления позвоночника у ребенка, нужно уметь правильно держать малыша на руках: шея, лопатки и спинка должны лежать у мамы на предплечье, а другой рукой мама придерживает таз и ножки.

          Когда мама держит ребенка на руках, она не должна стеснять его движений. Наоборот, она должна создать условия, чтобы малыш мог вволю шевелить руками и ногами, потягиваться, поворачивать головку. Всякое движение полезно для его развития. Но не надо приучать малыша к рукам: ему это может понравиться, и тогда он будет постоянно проситься на руки.

    Пятый месяц развития ребенка.

          В этот период ребенок начинает проявлять больше самостоятельности, подвижен, хорошо переворачивается с боку на бок, с живота на спину, пытается ползать, в позе на животе опирается на кисти рук и приподнимается. Малыш берет игрушку точным движением, подолгу изучает ее, внимательно рассматривает, прислушивается к издаваемым звукам, ощупывает ее, пробует на вкус, роняет. Если она оказывается в поле его зрения и досягаемости, малыш берет ее снова. Новые зрительные, слуховые, тактильные ощущения, более точные и мелкие движения кисти, пальцев обогащают опыт ребенка, стимулируют психомоторное развитие и особенно речевые зоны мозга.

          Малыш все чаще подражает звукам, разнообразно гулит, у него меняется тембр, появляются и совершенствуются певучие гласные звуки.

          Двигательную активность крохи необходимо реализовывать на большем пространстве (это могут быть расстеленное одеяло, коврик, манеж). Это дает ему больше свободы, самостоятельности, мотивации в движениях. Он будет пытаться дотянуться до игрушки, доползти.

          Малыш может недолго сидеть, опершись на подушки, стоит с поддержкой, а затем стоит, держась для равновесия.

          Во время игры и изучение погремушки появляется сосредоточенное выражение на лице, он хмурится и злится, если что-то не получается. При кормлении может отталкивать ложку с пищей, бросает игрушку и смотрит, куда она упала.

          Ребенок уже достаточно подрос для того, чтобы потихоньку приучаться к использованию чашки. Он сообразительный и довольно быстро поймет, что пить и принимать пищу можно не только из груди и из бутылочки. Это знание со временем поможет малышу отказаться от груди.

          Сначала ребенок должен увидеть, как пользуется чашкой взрослый человек, которому он во всем подражает. Если мама правильно поднесет чашку к ребенку и прижмет край к его губам, он будет пить. Пусть в это время в чашке будут сок или компот, вкус и запах которых малыш хорошо знает. Для первого урока достаточно только смочить соком малышу губки и побудить его сделать один глоток. Постепенно ребенок привыкнет к чашке и будет с удовольствием из нее пить.

          Следующий этап – мама передает чашку малышу в руки. Удобнее пользоваться небольшой пластмассовой чашкой, которая если и упадет на стол или пол, то не разобьется и малыш не напугается. В чашку лучше наливать немного сока или кипяченой воды. Ребенок сам удерживает чашку, пока пьет, а мама слегка придерживает его за ручку.

           Во время бодрствования ребенок уже не может лежать спокойно, он постоянно крутится, переворачивается, хочет до чего-то дотянуться и т. д. Ему все интересно, любопытно, во всем он должен участвовать.

           К 5 месяцам родители замечают, что малыш все настойчивее пытается самостоятельно есть. Однако сделать это он еще не может, поскольку организм к этому не готов: голова по-прежнему перевешивает ноги, недостаточно окрепли мышцы, связки позвоночника, отсутствуют необходимые координация и точность движений.

           Необходимо поощрять эти попытки малыша, но не следует слишком форсировать события. Можно слегка помогать ему, для чего мама или папа дают ребенку ухватиться ручками за пальцы, а затем притягивают малыша к себе. Ребенок присаживается на несколько секунд, затем следует возвратить его в положение лежа. Эти упражнения полезны для укрепления мышц и связок спины, учат координации движений.

           Ребенок на 5-м месяце жизни испытывает все большее желание двигаться, поскольку движение ему крайне необходимо для нормального физического развития. Необходимо создавать малышу все условия для движения и поощрять его в этом.

    Шестой месяц развития ребенка.

          Вот мы и приближаемся к полугодию! Малыш все больше и больше требует внимания. Он становится чувствительнее, четко определяет настроение и эмоциональное состояние взрослых, становится требователен и добивается общения окружающих. Малыш сердится, когда на него не обращают внимание, проявляет при этом беспокойство.

          Ребенок в этот период развития может некоторое время сидеть, используя свои руки для поддержания равновесия, недолго стоит с поддержкой или удерживаясь за спинку кроватки. Он хорошо освоил переворачивание с живота на спину и наоборот, ползает, тянется за игрушкой и передвигается к ней. Игрушки и предметы берет точными движениями, указывает на игрушки, играет с кубиками, колечками, загребает их к себе, производит более точные движения пальцами. Во время игры у малыша появляется больше целенаправленности, мотивации движений. Он пытается вкладывать одни предметы в другие, подолгу изучает новую игрушку.

          К полугодию ребенок четко дифференцирует (различает) звуки, внимательно слушает обращенную к нему речь, по-разному реагирует на меняющуюся музыку, пытается копировать мимику окружающих. В этот период развития с ребенком необходимо много говорить, комментировать выполняемую вами работу и т. д. По интонации издаваемых звуков можно понять настроение ребенка.

          У малыша идет интенсивная подготовка к прорезыванию зубов, десны становятся набухшими и бугристыми, с истонченной слизистой оболочкой, которая покрывает костную пластинку. Частый зуд десен, боль, раздражительность и общее беспокойство значительно изменяют поведение крохи. В этот период он нуждается в помощи, которая состоит в проведении массажа десен со специальными гелями («Колгель», «Камистад»), в жевании деснами игрушки – прорезывателя зубов, а для уменьшения беспокойства и улучшения сна можно использовать сухие ингаляции успокоительных сборов трав и их отвары.

          В шестимесячном возрасте ребенок уже хорошо знает свой распорядок дня, в том числе и время, отведенное для сна. Малыша уже не надо укачивать, убаюкивать, он должен засыпать сам, главное – создать ему соответствующие условия (тишину, комфорт).

          Подобная дисциплинированность малыша создается постепенным обучением в процессе довольно длительного воспитания.       Множественные попытки самостоятельно сесть, тренировки с родителями не прошли даром – окрепли связки, мышцы и кости. В 6 месяцев, в начале 7-го месяца многие дети могут самостоятельно сесть. Однако сидеть долго ребенок еще не может, поскольку ему трудно удерживать равновесие, да и мышцы еще недостаточно сильны, и управлять ими ребенок еще не вполне научился. Процедура эта не должна быть длительной: преждевременная и интенсивная нагрузка на неокрепший позвоночник может стать причиной его искривления. Родители должны помогать ребенку, выполнять с ним простые гимнастические упражнения.

           В этом возрасте необходимо активно развивать психику малыша. Он постоянно наблюдает за мимикой родителей и тех, кто с ним общается, следит за их движениями, прислушивается к голосам, различает интонации, вслушивается в слова и т. д. Необходимо больше общаться и разговаривать с ребенком. Голос при этом должен быть ровным и спокойным, не следует при ребенке громко кричать, ругаться, сильно жестикулировать, это пугает малыша, вызывает у него тревогу, беспокойство.

           Хорошо известно, что ребенок - самый благодарный слушатель и зритель, он буквально впитывает информацию и знания. Чем больше мама занимается с ребенком, тем скорее он развивается психически и физически.

    Седьмой месяц развития ребенка.

          Полгода жизни миновали, мы уже на полпути к году. Важным событием этого периода является ожидание прорезывания первого зубика. У некоторых детей это уже свершившийся факт, но многие находятся только в ожидании и терпеливо переносят сопутствующие расстройства: обильное слюнотечение (гиперсаливацию), боль в деснах и связанные с ней раздражительность, беспокойное поведение, обострение диатеза, подъем температуры тела, заложенность носа, появление разжиженного стула, снижение аппетита и др. Следует помнить, что прорезывание костной пластинки (зуба) через ткань десны — процесс болезненный, сопровождающийся местное асептической (неинфекционной) воспалительной реакцией общим ответом всего организма. В этот ответственный период необходимо помочь малышу, успокоить его и провести обезболивание.

          Но случается, что зубки прорезываются с некоторым опозданием, это может быть проявлением индивидуальности развития. Родители (а чаще бабушки) внимательно осматривают десны малыша в надежде, не появился ли первый зубик? Иногда бывает, что зубы. которые на подходе, хорошо видны сквозь слизистую оболочку десны, а если провести по десне чистым пальцем, то их можно обнаружить и на ощупь. «Бабушкин» метод обнаружения первого зубика следующий: постучать металлической ложкой по десне в месте ожидаемого зуба. Если звук глухой, мягкий, то зуб еще не прорезался, если звонкий, жесткий, напоминающий звук удара о керамическую посуду, то зубик уже прорезался. Можно помочь зубкам малыша быстрее и менее болезненно прорезаться, если массировать десну и обезболивать ее специальным гелем для прорезывания зубов.

          Нормально развивающийся ребенок к 7 месяцам умеет уверенно и довольно крепко хватать рукой любые доступные ему и заинтересовавшие его предметы; садиться без посторонней помощи и сидеть без поддержки несколько минут; из положения лежа на спине поворачиваться на бок и обратно; произносить разные звуки и даже отдельные слоги. Диапазон произносимых звуков у него достаточно широк, и гуление становится все более разнообразным. Общение доставляет ему удовольствие: ему нравится узнавать лица близких людей, чувствовать их настроение, особенно мамы.

    Восьмой месяц развития ребенка.

          В этот период развития ребенок реагирует на чужих людей (отличает своих от чужих), активно проявляет особенности характера. Он становится более настойчивым в достижении своих целей, отличается от малышей более раннего возраста разнообразием игр. Малыш бросает игрушки на пол, чтобы старшие их поднимали, и так продолжается несколько раз, из-за чего взрослые порой сердятся.

          У многих детей уже появились 1-2 нижних резца, ребенок часто ощупывает их языком, трогает пальчиками, пытается укусить и опробовать силу своего острого оружия.

          Рацион малыша становится более разнообразным.

           Зная об основных нормах развития ребенка в возрасте 8 месяцев, мама может сама оценить, не отстает ли в развитии ее малыш.

           Ребенок достаточно активен и, если не спит, много двигается, уже неплохо ползает; из положения лежа на спине или животе без особых затруднений переворачивается; уверенно пользуется ручками, и эти движения довольно точны. Предметы он хватает крепко и удерживает их; много упражняется в произнесении звуков и даже произносит отдельные слоги.

           Многие дети на 8-м месяце жизни довольно хорошо и уверенно освоили процесс ползания. В кроватке ребенку становится уже тесно, ему нужен простор. Для обеспечения нормального физического развития малыша ему необходимо выделить место для ползания. Да и развивающийся интеллект требует расширения пространства. Родители должны позаботиться о создании условий для новых упражнений ребенка. Можно оборудовать уголок для ползания или приобрести достаточно просторный манеж.

           Ближе к 8 месяцам жизни ребенок уже может производить сложные манипуляции руками и пальцами. Для освоения точных движений, участия в них указательного и большого пальцев, для игры требуются мелкие предметы. Некоторые из этих мелких предметов можно давать ребенку поиграть, проявив определенную изобретательность. Например, можно нанизать колечки или пуговицы на крепкую нить, и пусть малыш изучает их: разглядывает, ощупывает предварительно все предметы, попадающие малышу в руки, должны быть проверены на прочность и тщательно обработаны, так как малыш будет изучать их и на вкус. Кроме того, родители должны наблюдать и присматривать за действиями ребенка, помня о том, что давать для игры мелкие предметы рискованно: какие-то из них малыш может взять в рот и даже проглотить.

    Девятый месяц развития ребенка.

          В этот возрастной период ребенок очень активен, быстро ползает, встает, удерживаясь за предметы (спинку кровати, край дивана), пытается передвигаться на ногах вдоль бортика, при этом удерживаясь руками.

          У малыша идет активное развитие точных движений. Он пытается ручками разбирать пирамиды, строить сооружения из кубиков, колечек, вкладывать игрушки в ведерко и др. У него интенсивно работают пальчики, появляется возможность для более тонких созидательных игр. Происходит постепенная специализация указательного и большого пальцев. Работа пальцев и рук — мощный стимул развития речевых навыков.

          К этому времени некоторые малыши охотно повторяют за взрослыми слоги, сами подолгу лепечут, меняя при этом интонацию и силу голоса. Иногда малыш радует своих родителей произнесенным словом. К этому времени ребенок осваивает определенные жесты: машет ручкой, грозит пальчиком, берет и отдает предметы и др.

           К 9 месяцам развития, ребенка уже можно постепенно отучать от соски и приучать к горшку. Понятно, что приучаться к горшку ребенок должен только после того, как научится хорошо и долго сидеть. Для облегчения этого процесса лучше использовать горшок со спинкой.

           Рацион питания продолжает расширяться.

    Десятый месяц развития ребенка.

          Это время интенсивного психического развития малыша. Активно проявляется интерес ко всему, и это природное любопытство. Некоторые малыши уже могут самостоятельно передвигаться, делая несколько шагов, активно ползают, не зная чувства края и страха. В этот период ребенок может упасть, удариться головой и травмировать ручки и ножки. Необходимо обеспечить малышу безопасное окружение и неотступно ходить и следить за ним. Будьте внимательны!

           По данным детских травматологов, на этот период приходится наибольшее количество травматических повреждений. Необходимо:

          1) убрать от ребенка отдельные мелкие предметы: пуговицы, монеты, ключи, части сломанных игрушек (он обязательно потянет их в рот), оградить ребенка от включенных электроприборов, розеток, выключателей, горячих, колющих, режущих и других предметов;

           2) закрепить дверцы тумбочек, шкафов, убрать от него все химически опасное и травмирующее: любознательный малыш ничего не оставит без внимания, обследования и пробы на вкус. В этот период самым частым словом у родителей является НЕЛЬЗЯ!

           Игры ребенка этой возрастной группы отличаются разнообразием, и малыш хочет принимать в них самое активное участие. Некоторые дети начинают произносить отдельные слова.

           У ребенка на 10-м месяце уже может быть 4 зуба, а у некоторых бывает и 6. К первым 2 зубкам в нижней челюсти прибавляются 2 (или 4) зуба сверху.

           В том случае, если у малыша по-прежнему 2 зуба, родителям не стоит особенно тревожиться. У многих детей зубки прорезываются с некоторым запозданием. И, возможно, через 1-2 недели недостающие зубки покажутся. Но бывают случаи, когда выходят все сроки, а ожидаемых изменений нет. Тогда, конечно, нужно обращаться за советом к детскому врачу, и пословица «позже прорежутся — целее будут» не должна успокаивать родителей. Не исключено, что в при определенных погрешностей в питании ребенок испытывает недостаток солей кальция и фосфора, и формирование ткани зубов замедляется. Достаточно частая причина этого - гиповитаминоз, вследствие которого развивается хроническое заболевание - рахит. При дефиците витамина D кальций и фосфор в достаточном количестве не доходят до костной ткани, и она становятся непрочной, кости размягчаются, искривляются, нарушаются их рост и формирование.

           В связи с этим родители должны знать, что этот важный витамин поступает в организм не только с пищей, но и образуется в организме в кожных покровах под действием ультрафиолетовых лучей (солнечных). С таким малышом нужно чаще гулять и принимать солнечные ванны.

    Одиннадцатый месяц развития ребенка.

          Большинство детей в этом возрасте делают самостоятельные шаги, произносят первые слова. По интенсивности умственного развития этот месяц относится к самым насыщенным. Во многих движениях, действиях и даже словах появляется осознанность. В этот период необходимо много говорить с малышом, обращаться к нему, тренировать произношение слов, петь песенки.

           Все внимание нужно сконцентрировать на малыше, постараться оградить его от падений, поскольку движения еще плохо скоординированы, у него недостаточно натренирован вестибулярный аппарат, часто теряется равновесие. Прогулки на улице можно увеличить по времени, при этом одевая ребенка по сезону. Следует помнить, что дети в этом возрасте особенно восприимчивы к вирусным инфекциям.

          Расширяются контакты малыша со взрослыми. В этот период продолжается прорезывание зубов и с напряжением работает иммунная система.

           В 11 месяцев нормально развивающийся ребенок умеет уверенно, хорошо и долго сидеть; самостоятельно вставать на ножки, помогая себе руками и держась за руки мамы или папы, спинку кроватки, манежа, край дивана; с поддержкой довольно долго стоять и делать 2-3 шага без поддержки; держать чашку и пытаться пить из нее; произносить отдельные слова.

           У многих детей к 11 месяцам уже есть б—7 зубов; внизу — 2-3, вверху — 4. Если у ребенка небольшое запаздывание с зубами и к этому возрасту прорезались всего 4 зуба, но ребенок здоров, питается нормально, проявлений рахита у него нет, можно особенно не волноваться, по-видимому, они где-то на подходе.

    Двенадцатый месяц развития ребенка.

          Вот малыш приближается к своей первой годовщине. Он подрос и приблизительно в 3 раза увеличил свой вес по сравнению с рождением. У него появились в среднем 6-8 зубов.

           К концу первого года жизни малыш стал лучше и увереннее ходить, усовершенствовал движения рук, особенно пальчиков, и может иногда пользоваться пультом для телевизора, изучать и другую бытовую технику. Его все больше интересуют не игрушки, а работающий пылесос, телевизор, магнитофон, все хочется обследовать, понять. Все чаще и чаще он пытается разобрать игрушки, отвинтить колесики, надломить, оторвать... Необходимо следить за тем, чтобы малыш не брал в рот мелкие предметы для дальнейшего исследования на вкус — это чревато серьезными неприятностями. Важно, чтобы первый день рождения не омрачался серьезными проблемами со здоровьем. Малыш вступает в следующий этап своего развития, он уже не младенец. За этот период он познал много нового, стал иначе смотреть на мир.

          Ребенок в год может пить из чашки без помощи взрослых; повторять некоторые действия родителей, произносить простые слова и называть по имени маму и папу, иногда и других членов семьи. В это время уже можно постепенно приучать малыша к чистке зубов.

           “Азбука молодой мамы” В.Н. Нечаева, В.П. Мицьо, И.А. Калюжнова

    РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ.
    Оглавление.




 
Яндекс.Метрика