Адаптация в детском саду и в среде сверстников: информация для родителей

Понятие социальной адаптации детей

Социальная адаптация – это приспособительная способность индивидов изменять свое поведение в зависимости от изменений социального окружения.

Социальная адаптация детей – непрерывный, специально организованный процесс адаптации ребенка к социальному окружению через усвоение определенных норм и правил поведения, установленных в данном обществе.

Дети-сироты, дети-инвалиды, дети, имеющие психологические травмы особо нуждаются в специальных мерах социальной реабилитации и адаптации, которые способны обеспечить им безболезненное вхождение в социум, а также реализацию их рабочего и творческого потенциала.

Социальная адаптация осуществляется за счет функциональной системы адаптационных механизмов. Превышение адаптационных возможностей этой системы ведет к развитию патологической адаптации. Социальная адаптация может сопровождаться эмоциональным или психическим стрессом.

Понятие и определение в психологии

Психологическое определение адаптивности связано с физиологическими и психическими свойствами организма. В социологии адаптация – это разновидность активности личности, целью которой является обретение комфортного самочувствия в социуме. Этого состояния человек достигает за счет аналитических способностей, адекватной оценки своих умений и потенциала, развитых навыков самоконтроля.

Социально адаптированная личность – это человек, способный принимать обдуманные решения, предвидеть развитие той или иной ситуации.


Адаптированный человек

Социально адаптированный человек это тот, кто успешно решает задачи взаимодействия на 3 уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.

Психологи считают, что социальная адаптация – это такой процесс жизни человека в обществе, при котором он хорошо себя чувствует, не испытывает дискомфорта при незначительном изменении обстоятельств, его психика не дает сбоев при воздействии на нее негативных внешних факторов.

Дополнительная информация. Соц адаптация не может существовать отдельно от социализации. Эти два процесса взаимообусловлены и взаимодополняемы.

Адаптация в обществе выполняет следующие значимые для человека функции:

  • Обогащает его новыми рабочими знаниями;
  • Стимулирует проявление активной жизненной позиции во благо страны;
  • Учит мириться с противоречиями внутри себя;
  • Учит правильно реагировать на противоречия между собственными ценностными установками и требованиями общества;
  • Дает чувство безопасности в трудовом коллективе;
  • Позволяет работать в той сфере, которая привлекает человека;
  • Позволяет обеспечивать себя и свою семью;
  • Помогает обрести гармонию.

Социальная адаптация: постепенный, но неизбежный процесс

Начинается социально-базовая адаптация детей не сразу после рождения, но с 9 месяцев малыш начинает активно познавать окружающий его мир, получать новую и интересную информацию, стараться ее обработать и применить.

Именно в это время формируется узнавание родителей и близких, дети учатся идентифицировать окружающих, разделяя их на своих и чужих, и этот момент требует вмешательства взрослых.


На этапе базовой адаптации ребенку необходимо объяснить и дать понять что чужие могут быть любыми, не обязательно плохими или хорошими, но они остаются частью внешнего мира, который шумит за дверьми уютной квартиры. Это помогает избежать страхов ребенка и создать базу для его дальнейшего развития и социального приспосабливания к другим изменениям, которых он пройдет еще немало на протяжении своей жизни.

Роль взрослого окружения в социальной адаптации

Привычка сидеть дома с мамой в период ее декретного отпуска, установленный распорядок дня и приема пищи, игр и сна создают для ребенка определенные сценарии поведения, и он может быть не готов к предстоящим изменениям.

Но приходит время отправиться в детский сад, а это связано с грандиозными изменениями в жизни всей семьи, и если родители смогут с ними справиться, то малышу предстоит преодолеть немало испытаний, а взрослые станут ему:

  • мудрым наставником;
  • добрым другом;
  • приятным собеседником.

Именно родители помогут ребенку пройти пусть изменений и приспособиться к ним, не отвергая, а принимая новые правила, поэтому важно проводить подготовительные беседы и проявить понимание к переживаниям малыша.

Особо важна социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, которым сложно привыкнуть к измерению самосознания и придется столкнуться с психоэмоциональными проблемами и трудностями.

Механизм социальной адаптации

Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.

Изучать соц адаптацию – это значит исследовать активность и самостоятельность человека как важный элемент принятия решений, знакомиться с особенностями его деятельности и отношения к труду, диагностировать уровень ответственности и умение предвидеть последствия своих действий.

Признаками успешного завершения этапов данного процесса являются:

  • В основе характера человека лежит самокритичность;
  • Требовательное отношение к себе и окружающим;
  • Серьезное отношение к работе, качественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • Объективное оценивание результатов своего труда;
  • Развитая рефлексия и склонность к самоанализу своих достижений и неудач.

Внимание! На начальном этапе приспособления к жизни в социуме человек стремится преобразовать социальную действительность и имеющиеся условия, а в конечном итоге преобразует свои установки и ценности.

Факторы влияющие на адаптацию ребенка

Анализ адаптации ребенка к условиям детского сада показывает, что она зависит сразу от нескольких факторов. Чем благополучнее будет каждый из них, тем быстрее и легче малыш привыкнет к новым условиям.

Возраст ребенка

Возраст ребенка

Адаптация к детскому саду детей раннего возраста происходит по-разному:

  • В годовалом возрасте малыш очень сильно привязан к маме, не самостоятельный, иногда еще даже не умеет ходить. Эти крохи переносят разлуку очень тяжело, долго не могут успокоиться после маминого ухода. Имеют недостаточно сформированный иммунитет, поэтому болеют еще более часто, чем более старшие ребята.
  • Адаптация к детскому саду в 2 года обычно проходит более успешно. Ребенок уже более самостоятельный, окружающий мир постепенно становится для него более интересным, чем мама. Поэтому чаще всего малыш быстро привыкает, включается в режим и взаимодействие с воспитателями.
  • Адаптация к детскому саду в 3 года может быть разной в зависимости от того, пережил ли уже ребенок главный кризис этого возраста. Если этот период уже прошел или еще не успел начаться, то привыкание происходит легко и быстро: малышу интересен окружающий мир, постепенно формируется желание взаимодействовать со сверстниками, уже достаточно отделился от мамы. Если же привести ребенка в учреждение в период кризиса, то адаптация в детском саду в 3 года может затянуться, так как на внутреннее негативное состояние накладывается стресс, связанный с поступлением в садик.

Состояние здоровья

Как проходит адаптация в детском саду, зависит также от того, здоров ли малыш. Если у ребенка есть какие-либо соматические заболевания при поступлении в группу, то привыкать он будет сложнее: помимо стресса от незнакомой обстановки, он испытывает физическое недомогание.

Тяжелая адаптация ребенка в детском саду будет в том случае, если он имеет психические или неврологические нарушения – например, не переносит громких звуков или панически боится контактов с чужими людьми. Если у малыша есть какие-либо хронические заболевания или особенности развития, то об этом лучше сразу сообщить воспитателям, чтобы они могли создать для него подходящие условия.

Степень психологического развития

При слишком низкой или высокой степени психологического развития, могут возникнуть свои особенности адаптации ребенка в детском саду. В первом случае, малыш не будет успевать за обучающей программой детского сада, у него возникнут трудности с коммуникацией и взаимодействиями. Для ребят с серьезными психологическими проблемами в учреждении обычно составляется адаптированная образовательная программа с учетом его особенностей.

Материалы по теме  Самые сложные скороговорки в мире

Одаренным детям часто бывает скучно со сверстниками, они не могут найти с ними общий язык, им неинтересно друг с другом взаимодействовать. Поэтому у детей с очень высоким уровнем психического развития происходит поздняя адаптация к садику, они долго приспосабливаются к непохожим на них детям.

Уровень социализации

Уровень социализации детей

Сколько длится адаптация ребенка к детскому саду, а также, какого вида она будет, зависит и от уровня социализации. Если малыш до поступления в учреждение очень мало общался с другими детьми и взрослыми, не оставался ни с кем, кроме мамы и папы, не посещал детских площадок, то привыкнуть к детскому саду ему будет сложнее. Большое количество других детей вокруг, недостаток внимания со стороны взрослых в детском саду могут привести его в состояние стресса.

Когда в садик приходит малыш, имеющий опыт взаимодействия с любыми детьми, легко идет с ними на контакт и умеет договариваться хотя бы на самом простом уровне, то его привыкание к садику, скорее всего, произойдет быстро и легко.

Темперамент ребенка

В зависимости от типа нервной деятельности, адаптация детей к условиям детского сада также будет проходить по-разному. Маленькие сангвиники быстро привыкают к учреждению, сверстникам и воспитателям, хороши идут на контакт, включаются в деятельность. Холерикам может быть труднее: они взрывные, могут часто конфликтовать, уживаются не со всеми ребятами. При этом, они отходчивые и к новым условиям также привыкают достаточно быстро. У флегматика может быть два варианта: или он сильно привык к дому и трудно адаптируется, или он равнодушно идет в детский сад, не сильно обращая внимания на изменения в его жизни. Тяжелая степень адаптации к детскому саду встречается чаще всего у меланхоликов: они все принимают близко к сердцу, их легко обидеть и расстроить.

Атмосфера в семье

Если ребенок идет в детский сад из благополучной семьи, в которой он чувствует себя нужным и любимым, то его адаптация проходит легче. Он быстро понимает, что родители уходят не навсегда, и обязательно его заберут, что они его защитят от любых невзгод и поддержат при неудачах.

Ребенок, проживающий в семье, в которой часто ссорятся, не замечают его, не прислушиваются к нему и друг к другу, постоянно критикуют и ругают, будет труднее привыкать к новым условиям. С одной стороны, в связи с низкой самооценкой, он будет переживать, что его, такого плохого, родители могут оставить здесь навсегда. С другой, он будет бояться критики в детском саду, неадекватно реагировать на замечания и испытывать трудности во взаимодействиях.

Социальная адаптация ребенка в детском саду. Как помочь?

Первый день ребёнка в детском саду – крайне важный социальный этап в жизни маленького человека. Это один из тех моментов, которые могут повлиять на дальнейшее психологическое развитие ещё не сформированной личности.

Социальная адаптация в коллективе сверстников предполагает включение ребенка в сложную систему отношений, что требует от него перестройки его поведения и структуры деятельности.

В этой работе должны быть задействованы все, кто будет окружать ребёнка – педагогический коллектив, детский психолог и обязательно его родители.

Задача родителей – подготовить ребёнка к посещению детского сада. Это крайне важная и ответственная задача, потому что в детском саду ребёнок попадает в совершенно другую атмосферу, другую социальную среду, сталкивается с совершенно новыми и незнакомыми ему до сих пор проблемами и задачами.

Часто основным вопросом, волнующим родителей по поводу посещения детского сада, становится то, чтобы ребенок ходил в садик без слез и истерик. Но отправиться утром в садик без капризов – это только половина дела, важно еще позаботиться о социальной адаптации в детском саду. Всё-таки, большинство родителей хотят, чтобы у ребенка не было проблем с адаптацией в дальнейшей взрослой жизни.

Что такое социальная адаптация в детском саду? По сути, это то, насколько хорошо у ребенка получается влиться в детский коллектив и найти в нем свое место. Роль родителей в этом сложном вопросе очень важна, ведь они должны многому научить своего ребёнка. Вот наиболее важные вопросы, которые должны поставить перед собой родители, занимаясь подготовкой ребёнка к детскому саду:

1. Необходимо научиться видеть в своём ребёнке самостоятельную личность, осознать, что ребенок – это не только часть вас, это другой человек, который имеет свои психологические особенности и характер.

2. Учить ребёнка самостоятельности, поощрять проявления инициативы и самостоятельности. Научить ребёнка самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, самостоятельно следить за своей гигиеной.

3. Объяснить ребенку, как вести себя в конфликтных ситуациях. Детские ссоры неизбежны и ребёнок должен быть к ним готов. Он должен понимать, что тоже может являться причиной ссоры, что не всегда может быть прав. Научить ребёнка основам хорошего и доброжелательного отношения с другими детьми.

4. Больше дел делайте вместе в кругу семьи, желательно всем составом семьи – прогулки, игры, уборка и т. п. Это научит ребёнка работе в команде, значительно ускорит социальную адаптацию в детском саду и безусловно улучшит внутреннюю атмосферу в вашей семье.

5. В выходные дни старайтесь придерживаться распорядка дня детского сада, чтобы по понедельникам у ребёнка не было лишнего стресса.

6. Развивайте у ребёнка интерес к групповым играм и получению новых знаний.

7. Разделяйте вместе с ребёнком первые трудности, которые неизбежны во время адаптации ребенка к детскому саду. Как можно чаще хвалите за любое достижение, а если вас огорчают его поступки, постарайтесь как можно спокойнее сказать ему об этом в корректной форме.

8. Чаще разговаривайте с ребёнком, спрашивайте, как складываются отношения с воспитателями и другими детьми.

9. Укрепите иммунную и нервную системы ребенка посредством закаливания, водных процедур, контрастного душа, спортивных занятий.

10. Помните, что адаптация ребенка к детскому саду всегда связана со стрессом и дополнительной нагрузкой на психику. Это может проявляться в виде депрессии (эмоциональная подавленность, могут появиться различные страхи (многие дети просто бояться оставаться без вас, кто-то боится, что вы за ними не придёте). У некоторых детей на фоне стресса иногда проявляется гнев. Кроме того, стрессовые реакции могут приводить к снижению и угасанию познавательной деятельности и даже сопровождаться регрессией речи. Могут произойти изменения темперамента, двигательной активности (причём в обе стороны, снижение аппетита. Задача родителей – понимать сложность данных процессов и соответственно, помогать своим детям в их решении. Зачастую, по причине перенесения стресса, снижается иммунитет ребёнка, он становится более уязвим к простудным и инфекционным недугам. В психологической практике есть достаточно распространенное явление, называемое «бегством в болезнь». Оно влечет за собой наиболее частые заболевания именно в первый месяц посещения детского сада. Это не означает, что ребенок простудился нарочно, чтобы не посещать детский сад или что за ним так плохой уход со стороны воспитателей – это достаточно сложный и плохо управляемый психологический процесс.

Материалы по теме  Что нужно для Крещения ребенка в православной церкви

11. Создавайте для ребёнка положительный образ детского сада. Безусловно, в частных случаях, вы можете быть чем-то недовольны, но вы должны понимать, что польза детского сада в вопросе социализации ребёнка велика и перевешивает индивидуальные негативные моменты, к которым часто относится то, что ребёнок болеет в детском саду (особенно в первое время) или вы не согласны с педагогической манерой воспитателей. Конечно, вы должны (и имеете полное право) выражать своё мнение по последнему вопросу, но нельзя это делать в присутствии ребёнка, чтобы не вызвать у него отрицательных эмоций по отношению к детском саду в целом.

12. Принимайте участия во всех делах и мероприятиях детского сада. Будьте социально активнее. Ваша помощь очень важна, потому что никто не может знать вашего ребёнка лучше, чем вы.

Как правило, на адаптационный период приходятся первые 3-4 месяца посещения сада.

Главное то, что детский сад даёт ребёнку возможность искать и находить свое место в коллективе, учиться строить отношения со сверстниками.

Факторы, указывающие на завершение периода адаптации

Имеются факторы, характерные для завершения адаптации к детскому саду:

  • Хороший аппетит.
  • Крепкий сон.
  • Бодрость и хорошее настроение.
  • Восстановление ранее приобретенных навыков, бодрость.
  • Прибавка в весе, соответствующая возрасту.

Игровой формат взаимодействия: как облегчить адаптацию детей

Игровая и социально-трудовая адаптация детей это оптимальные решения для грамотного формирования сильной и ответственной личности ребенка, через игру и труд малыш активно познает окружающий мир.

Совместные игры с мамой или родителями необходимо заменить общением со сверстниками, что поможет малышу научиться общению, проявить собственные черты характера и самореализоваться в рамках первого шага в социальной адаптации.

Отлично помогает адаптироваться в новом окружении хобби ребенка, благодаря которому у него формируются определенные черты характера и появляется чувство уверенности, что важно для современного общества.

Кроме этого увлечения ребенка обеспечивают его темами для общения с другими детьми и взрослыми, позволяют реализовать все способности и становятся базой для последующего приспосабливания к новым изменениям.

Адаптация ребенка к детскому саду: советы психолога

Обычно адаптация сопровождается стрессом, и родители могут помочь ребенку справиться с ним.

Итак, какие способы позволят это сделать?

  • Попытайтесь понять, какие аспекты мешают комфортной адаптации. Зачатую проблема лежит на поверхности: достаточно спросить у ребенка напрямую. Бывает и так, что родителям приходится столкнуться с рядом скрытых сложностей. Если адаптация затянулась, необходимо проконсультироваться с психологом.
  • Важно осознавать, какие эмоции могут появиться у ребенка в период адаптации, чтобы нейтрализовать отрицательные и усилить положительные. Среди отрицательных наиболее ярко выражаются: гнев, обида, страх. В числе положительных: любознательность, удовлетворение чувством самостоятельности.
  • В первые недели желательно ограничить пребывания ребенка в саду тремя часами. Увеличивайте интервал неспешно. Всегда говорите ребенку, когда вы придете, чтобы он не ощущал себя покинутым. Не проявляйте беспокойство при прощании: оно передастся вдвойне. Будьте расслаблены, шутите.
  • Позволяйте малышу брать в сад любимые игрушки. С их помощью он ощутит связь с домом. Может помочь еще одна хитрость: пусть в сад его отводит не мама или папа, а другой член семьи, к которому он не так сильно привязан. В таком случае первые минуты в группе пройдут не так болезненно, как после расставания с мамой.
  • Переживайте вместе с малышом новый для него период. Спрашивайте о подробностях прошедшего дня. Вас должно интересовать все: с кем он играл, что узнал, что ему понравилось и чем он недоволен. Ребенку важно ощущать ваше внимание и поддержку. У него не должно возникнуть ощущения, что он предоставлен сам себе.
  • Незадолго до сна поговорите с ребенком о планах на завтра. Напомните о том, что завтра он вновь пойдет в сад, подбодрите его, дайте задание поиграть с какой-то детсадовской игрушкой или дайте другое «задание», которое ему следует выполнить в саду.

Главные ошибки родителей

Многие родители допускают ошибки, мешающие адаптации к детскому саду. Итак, рассмотрим наиболее распространенные заблуждения:

«Чем раньше отдать ребенка в ясли (год-два), тем скорее он адаптируется

По возможности, лучше отказаться от яслей, если в них нет острой необходимости. Детям до трех лет (некоторым и дольше) важно чувствовать связь с семьей и желательно большую часть дня проводить в своем доме. В этот период особенно крепка его эмоциональная связь с матерью и отцом, она формирует в ребенке уверенность в себе, обеспечивает чувством безопасности. Также многие физиологические и психологические потребности может «закрыть» лишь мать или отец. Замечено, что дети, пребывавшие в раннем возрасте не в яслях, а с мамой, более эмоционально устойчивы.

Специалисты, занимающиеся дошкольным развитием, пришли к выводу, что в последние годы у дошкольников зачастую наблюдаются трудности в развитии, поэтому в раннем возрасте лучше пребывать под наблюдением и заботой матери. Это не исключает совместного посещения игровых занятий для раннего развития, что станет первым шагом к социализации.

«Трехлетний ребенок может весь день находится в садике»

Детские садики в основном принимают детей с трехлетнего возраста. Однако не у каждого дошкольника в 3 года имеется такая готовность, в особенности, если речь идет о пребывание на полный день. Кому-то удается адаптироваться в три года, другим – в четыре, а третьи – и в пять нелегко переносят разлуку с мамой или папой. Адаптированный ребенок ходит в сад с желанием и прощается с мамой без плача и страданий.

Девочкам быстрее удается привыкнуть к новым людям и режиму, и им это проще дается в 3-4 года, чем мальчикам, которые адаптируются значительно медленней. Мальчики эмоционально сильнее привязаны к родителям, и тяжелее переживают разлуку даже на несколько часов. Ориентируйтесь на состояние малыша, анализируйте его.

«В садик нужно идти с осени»

Чаще детей приводят в сад в сентябре, но более благоприятное время для адаптации – конец весны и лето. В этот период обычно завершаются занятия познавательного цикла, дети больше гуляют, занимаются творчеством. Световой день становится длиннее, ярче и теплее. Пробуждение поутру проходит легче.

Осень сложно назвать удачным временем для адаптации. Первое время малышу важно наблюдать неспешность процессов, чтобы иметь возможность осмотреться вокруг, привыкнуть. Проще это сделать именно летом, когда в саду меньше детей, а воспитатели покончили с основными образовательными программами и больше времени уделяют ролевой игре.

Отметим прочие трудности, проявляющиеся весной:

  • Малыш быстрее утомляется, ему сложнее сконцентрироваться.
  • Наблюдается снижение эмоционального фона из-за недостатка солнечного света, мрачной погоды, раннего захода солнца.

«За недельку можно привыкнуть к садику»

Для некоторых детей это возможно, но далеко не для всех. Первый месяц желательно не оставлять ребенка на весь день. Одна-две недели – период привыкания для эмоционально устойчивого ребенка 5-6 лет или для того, кому уже доводилось посещать детский садик. Девочкам быстрее удается привыкнуть, мальчикам обычно нужно не менее месяца. Как уже упоминалось, первую неделю малышу желательно проводить время в саду до обеда, потом – до полдника, и лишь через месяц попробовать полное пребывание.

Материалы по теме  Как быстро учить стихи с ребенком: практические советы, стишки для детей 2-5 лет для заучивания и развития памяти

Случается, что ребенок сразу остается на полный день, не высказывая особых признаков беспокойства или неудобства, но через 1-2 месяца начинает проявляться психическое перенапряжение (навязчивые движения, тики, энурез, потеря аппетита, вирусные заболевания). Описанные факторы указывают на высокую нагрузку, оказавшуюся не по силам дошкольнику.

Негативная реакция детей: основные этапы адаптации

Важно понимать все критические моменты, затрудняющие адаптацию к детскому саду.

Выделим основные из них:

  • Ранний подъем. Для деток, режим дня которых ранее регламентировался редко, пробуждение в 7:30 (или еще раньше) может стать серьезным стрессом. Чтобы смягчить этот негативный для адаптации фактор, за пару недель до визитов в садик, начинайте будить малыша раньше, приучая к новому режиму. В детский сад тоже будите его немного раньше необходимого, чтобы он 10-15 минут мог собраться с мыслями, нежась в постели, постепенно переходя от сна к полному пробуждению.
  • Дневной сон. Чтобы дошкольник проще адаптировался к детскому саду, не игнорируйте этот аспект. Ребенок привык засыпать с мягкой игрушкой? Пусть поначалу берет ее в сад. Также для сна в саду можно приобрести забавную пижаму, которая понравится вашему сыну или дочери.
  • Обед без компании мамы или папы. Немало проблем в адаптации вызывает кормление деток. Некоторые отказываются от еды, отличающейся по вкусу от домашней, другие просто не желают обедать без мамы.
  • Привыкание к режиму. Хотите, чтобы адаптация прошла мягче? Выясните заранее режим выбранного детского сада. За месяц-два начните введение режима в домашних условиях. Делайте это не резко, а постепенно. В дошкольном возрасте ребенку рекомендуется спать около 2-3 часов днем и 10 часов ночью. Для комфортной адаптации к садику, укладывание ко сну следует начинать уже в 21:00.
  • Пребывание в детском садике полный день. Рекомендуется первую неделю посещать садик до сна. На вторую неделю уже можно остаться до полдника. На полный день желательно оставаться через месяц посещений. Безусловно, эти нормы довольно индивидуальны. При тяжелой степени адаптации, забирайте ребенка раньше. Для любой степени адаптации не рекомендуется забирать малыша последним – дети тяжело переживают это осознанно, либо подсознательно. Старайтесь не допускать ситуации, чтобы ребенок оставался в одиночестве после того, как всех детей заберут родители.
  • Контакты с незнакомыми детьми. Часто в современных семьях растет лишь один ребенок, и он нечасто имеет возможность завязать отношения со сверстниками. Обычно пересечения с ними происходят лишь в поликлинике, на детской площадке или в гостях. Результат: ребенок не приучен к контакту с другими ребятами. Понаблюдайте за тем, как он общается с окружающими. Ребенок-экстраверт быстро вступает в контакт, активно общается с окружающими – в таком случае адаптация будет проходить легче. Маленький интроверт обычно стеснительный и очень послушный, поэтому у него, вероятно, возникнут трудности в общении с более агрессивными или активными сверстниками.
  • Контакт с воспитателем. Бесспорно, воспитатель – важная фигура в процессе привыкания к детскому садику. Опыт и коммуникабельность позволяют ему правильно оценить психологическое состояние дошкольника и предотвратить различные проблемы. Если есть возможность заранее познакомьтесь с воспитателем – наверняка, вы сразу определите, насколько вашему сыну или дочери будет комфортно с таким человеком. Расскажите ему об индивидуальных чертах ребенка, его предпочтениях, опасениях. Осуждайте все стадии адаптации.

Признаки социальной дезадаптации

Внимание! Несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность является закономерным результатом процесса взросления. Иногда ребенок, став взрослым, с точки зрения педагогики, остается социально неадаптированным.

Признаками неуспешного прохождения программы социализации и адаптации являются:

  • Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
  • Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
  • Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.

Внимание! Инвалидов и людей пожилого возраста нельзя считать социально неадаптированными. В свое время они были успешными в социальной среде. Инвалидам не доступно выполнение некоторых функций, но это не значит, что они не могут пройти курс реабилитации.

Патология и норма

Главная задача социализации — раскрытие личностного потенциала. Ее успешность и широта зависит от уровня развития личности. Чем индивид взрослее, тем проще проходит адаптация. Нормальное развитие личности происходит только в благоприятных условиях.

В условиях тоталитаризма человек выбирает деструктивные способы социально-психологической адаптации:

  1. Мазохизм — стремление передать ответственность за свою жизнь другому человеку. Человек, склонный к мазохизму, боится принимать решения, одиночества. Другие люди для него — источник безопасности.
  2. Садизм — стремление подчинять людей своей воле, использовать как ресурс. Садисты запугивают окружающих, любят наслаждаться зависимостью людей от них.
  3. Деструкция — стремление социализироваться через разрушение существующего социального строя. Люди, склонные к деструкции, ощущают себя бессильными перед существующими институтами власти. Они пытаются избавиться от этого, уничтожив внешнее давление власти, но при этом часто не представляют, какой социальный строй они хотели бы создать.
  4. Конформизм — реализация через растворение в толпе. Конформный человек боится оказаться аутсайдером и стремится оправдать ожидания социума. Он не замечает манипуляций, склонен к консерватизму, необдуманному потреблению.

Тип вхождения в социум зависит не только от социального строя, но и ближайшего окружения. Если модель семьи противопоставлена обществу, то ребенок будет испытывать сложности с поиском своего места. Он рискует стать аутсайдером, не найти возможности для реализации.

Советы от Комаровского для родителей по адаптации ребенка в садике

Евгений Комаровский

Про адаптацию ребенка раннего возраста в детском саду говорит и известный доктор. Евгений Олегович считает, что успешное привыкание в ДОУ – это одно из условий гармоничного развития ребенка. Он дает следующие советы родителям, касающиеся адаптации ребенка к детскому саду:

  • Не выходить на работу в тот же день, когда ребенок первый раз идет в детский сад. Комаровский считает, что адаптация в детском саду пройдет лучше, если у мамы в запасе будет несколько недель для того, чтобы посидеть несколько дней с малышом в случае его недомогания, при этом не создавая себе проблем на работе.
  • Привыкание к детскому саду лучше проходит зимой и летом, в межсезонные периоды более высокая вероятность отправиться на больничный, отходив в сад лишь несколько дней. В этом случае после болезни адаптация в детском саду, по мнению Комаровского, начнется заново.
  • Обязательна подготовка иммунитета к столкновению с новыми вирусами и бактериями: закалять, есть свежие фрукты и овощи для витаминизации организма, чаще и дольше гулять.
  • По совету Комаровского, адаптация в детском саду пройдет легче, если на ее начальных этапах снизить уровень требований к малышу: позволять ему немного больше, чем обычно, снисходительнее относиться к его капризам и просьбам.
Источники
  • https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/socialnaya_adaptaciya_detey/
  • https://gudi1991.ru/otnosheniya/trudnosti-v-socialnoj-adaptacii.html
  • https://detkiexpert.ru/socialnaya-adaptaciya-detej/
  • https://lifemotivation.ru/child-psy/adaptatsiya-v-detskom-sadu
  • https://www.maam.ru/detskijsad/socialnaja-adaptacija-reb-nka-v-detskom-sadu.html
  • https://PsyLogik.ru/51-adaptacija-k-detskomu-sadu.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector