Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями

Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.

Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.

Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.

В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.

Классификация и виды

Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:

  • Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
  • Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
  • Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
  • Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
  • Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
  • Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.

Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.

Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:

  • Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
  • Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
  • Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
  • Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
  • Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
  • Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
  • Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
  • Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
  • Неразвитость крупной и мелкой моторики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи.Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь.Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Детинезрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Что ещё почитать? Адаптированная программа для детей с ОВЗ Развитие потенциала детей с ОВЗ через электронные учебники Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения? Инклюзивное образование детей-аутистов

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.

Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VII категория. Дети с ЗПР

Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.

Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»

К каким специалистам можно обратиться?

Методы развития детей с ограниченными возможностями здоровья отличаются от тех, которые можно использовать при работе с обычными детьми. Для того, чтобы получить профессиональную помощь, родителям необходимо обратиться к дефектологам – педагогам, которые специализируются на проблемах детей с отклонениями в развитии. Так, для детей, имеющих проблемы со зрением, будет актуально обучение у тифлопедагогов. Сурдопедагоги помогут ребенку, испытывающему сложности в развитии из-за нарушений слуха, а логопеды помогут улучшить речь ребенка.

Специалисты также могут помочь выбрать дополнительную терапию, например, когда ребенок активно взаимодействует с животными (пет-терапия). Или арт-терапию, куда входит лепка, рисование и другие занятия. Современная психология накопила большой опыт в помощи детям с ОВЗ.

Как помочь родителям?

Развитие ребенка с ОВЗ зависит не только от выбора специального образовательного учреждения, но и от того, как ведут себя его родители. Психология развития рекомендует придерживаться следующих принципов в работе с ребенком вне зависимости от типа и выраженности нарушений:

  • Вам не нужно сравнивать развитие собственного ребенка с успехами других детей. Более правильным будет ориентироваться на то, каких успехов достиг ваш ребенок по сравнению с тем, что он умел раньше.
  • Найдите сообщество родителей таких же детей с ОВЗ – опыт других семей, получение практической информации и их помощь в преодолении трудностей развития помогут вам справиться со многими проблемами.
  • Проявляйте активность в поиске информации. Методы и принципы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня являются общедоступными, поэтому изучайте пособия и не стесняйтесь консультироваться со специалистами.
  • Специальные образовательные учреждения, центры реабилитации и отдельные специалисты должны быть доступны вашему ребенку как можно раньше, ведь именно так он получит больше возможностей для развития и компенсации своих нарушений.
  • Постарайтесь справиться с негативными эмоциями. Любой ребенок чувствует эмоции своих родителей. Если в них будет преобладать злость, обида, непонимание, это не лучшим образом скажется на его психологическом комфорте.
  • Не забывайте об отдыхе. Хотя дети с особыми потребностями требуют больше внимания, чем обычные дети, отсутствие собственного личного времени может стать причиной эмоционального истощения родителей. Постарайтесь найти возможность проводить хотя бы несколько часов в неделю для себя и ни в коем случае не вините себя за желание отдохнуть – оно абсолютно естественно, а положительные эмоции родителей подарят комфорт и их ребенку.

Нарушения слуха

Нарушение слуха будет влиять в первую очередь на развитие речи. Большинство малышей с такими нарушениями можно сразу выделить в группе других детей. У них действия носят

развитие детей с овз
ситуационный характер с раннего возраста. У малыша нет слуха, а значит, реагировать на многие события он просто не может.

Если ребенок уже родился с полной потерей слуха, то этот дефект не считается особенно влияющим на эмоциональное развитие. Ребенок может видеть, трогать, пробовать на вкус и приучается воспринимать мир именно через эти каналы. Малыш очень открыто и позитивно реагирует на появление матери. Он не может запомнить ее голос, но хорошо ориентируется в мимике и жестах.

К сожалению, восприятие устной речи для этих детишек невозможно. Их собственная речь малоэмоциональна или вообще лишена эмоций. Это еще не значит, что кроха не испытывает радости, грусти, перепадов настроения.

Эмоциональное развитие проходит практически так, как у других детей, просто не может быть отражено в речи. К первому году такие детки начинают показывать, что чувствуют.

Это возможно с помощью жестов, мимики, которые развиты особенно ярко. Малыш испытывает нормальную необходимость делиться переживаниями и позитивными эмоциями.

Главное – с раннего возраста заниматься социализацией и обучением детей. Они общительные, вполне поддаются социализации, у них есть желание играть с другими малышами. Для них разговорная речь теряет свою ценность. Зато во многом они более чувствительны. Для малышей с нарушениями

развитие детей с овз
слуха, а потом и взрослых людей, существует мир более глубокий. Они крайне внимательны к выражению лица и переменам настроения собеседника.

Обучение языку глухих поможет им открыть для себя новый вид общения. Родителям обязательно нужно как можно больше разговаривать с малышом, общаться, читать ему. По вашему лицу он будет учиться понимать других. Бледность эмоциональных реакций родителей ведет к проблемам восприятия у глухих детей.

Совет родителям

Обязательно развивайте кроху, даже если у него диагностирована полная глухота. Эмоции, впечатления важны для него. Если не нарушено зрение, то большинство развлечений, возможностейразвитие детей с овз
для обучения ему доступны. С малышом можно ходить в театры, зоопарк и музеи, посещать специальные развивающие кружки. Тут проблем не возникнет.

Общение, взаимодействие, творчество и совместная деятельность очень полезны для развития психики. Нужно показать крохе, что он может вести совершенно нормальную жизнь. Единственная трудность для него — осознание многих эмоциональных реакций. Покажите, научите – задействуйте жесты и мимику.

Нарушения зрения

У детей с ограниченными возможностями в области зрения отмечаются серьезные нарушения эмоциональной сферы. Дело в том, что большинство эмоциональных реакций происходит при содействии зрения. Грудничок может испытывать радость, когда видит лицо мамы, слышит ее

развитие детей с овзголос. Голос привязывается к зрительному образу. Очень тяжело развивать психику и эмоциональные реакции детей, которые от рождения лишены возможности видеть. Для них мир существует в другом измерении – ощущения только лишь тактильные, слуховые, вкусовые.

Такие дети очень часто подвержены стрессам, депрессиям. Для человека, который от рождения не видит, основная жизнь — внутренняя. Дети много размышляют, находятся в постоянном диалоге с собой. Это ограничивает их от общения с другими. Тут родителям очень важно следить за взаимодействием ребенка с окружающим миром. Вам придется столкнуться с трудностями в адаптации. Слепой человек нуждается в помощи – оставлять его одного в неизвестном, чужом

развитие детей с овзместе нельзя. Малыш должен чувствовать постоянное присутствие знакомого человека рядом.

Эмоциональное развитие нуждается в постоянном стимулировании. Именно с помощью зрения мы учимся общаться. Это понимание мимики, жестов. У слепых детей маскообразное лицо, они не подкрепляют мимикой свой разговор. Даже улыбка им часто незнакома. Обычно у малышей с такими дефектами хорошо развит слух, обоняние, тактильное восприятие. Мозг перестраивается, позволяя ребенку получать как можно больше информации о мире через доступные каналы.

Совет родителям

Слепых детей обязательно нужно развивать. Этим занимаются дефектологи. Сегодня существует много центров обучения и развития для детей со сниженной функцией зрения или полной слепотой. В первую очередь

развитие детей с овзони осваивают азбуку слепых (шрифт Брайля). С ее помощью можно читать, писать, общаться. Сегодня большинство музеев оборудованы пояснениями, написанными с помощью азбуки слепых. Это открывает огромные возможности для детей и взрослых. Развитие будет нелегким, но слепота не приговор для ребенка.

Есть возможности учиться, найти работу. Многие люди, страдающие слепотой, стали известными музыкантами, художниками, спортсменами. К счастью, мы живем в то время, когда инвалидам зрения могут обеспечить нормальное течение жизни. Все в первую очередь будет зависеть от отношения родителей к проблеме.

Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья строится на определении типа нарушения на максимально раннем этапе. Если помощь такому ребенку будет оказана в раннем дошкольном возрасте, в ряде случаев к 7 годам эффективное дошкольное развитие ребенка подготовит его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Сегодня есть несколько моделей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные школы. Чаще всего это выделение в общеобразовательной школе отдельных коррекционных классов, для которых предусмотрена специальная программа. В других случаях дети с ОВЗ могут обучаться и в классах с обычными детьми, однако данная модель интеграции внедряется только в некоторых регионах страны и является экспериментальной.

Любой тип интеграции избавляет родителей от необходимости помещать ребенка на длительное время в специализированные интернаты, таким образом сохраняя общение в семье. Кроме того, обучение ребенка в обычной школе обеспечивает его контакт с другими детьми, у которых отсутствуют отклонения в развитии, создавая необходимые предпосылки для дальнейшей социальной адаптации.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений. Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория – дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

дети инвалиды

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Источники
  • https://PsyLogik.ru/119-deti-s-ovz.html
  • https://rosuchebnik.ru/material/ovz-i-ii-iii-iv-v-vi-vii-viii-vidov-i-ikh-rasshifrovka/
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya/
  • https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/razvitie-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-psihiki-i-emotsij.html
  • https://BusinessMan.ru/new-ovz-chto-eto-takoe-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-obuchenie-soprovozhdenie.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector