Факторы влияющие на рост и развитие: как вырастить здорового ребенка

Факторы влияющие на рост и развитие

Британские исследователи утверждают, что на рост ребенка оказывает влияние внешний вид папы, а гены мамы оказывают влияние на вес ребенка. Поэтому ростом ребенок часто похож на своего отца. Но это не обязательно так. Ребенок может унаследовать рост от бабушки или прадедушки.

Нарушают закономерности роста ребенка факторы:

  1. Генетика
  2. Эндокринные факторы
  3. Внутриутробное развитие
  4. Правильное питание
  5. Лекарственные препараты
  6. Физическая активность
  7. Экология и окружающая среда
  8. Нервные факторы
  9. Уход и гигиена
  10. Половой признак

Кроме перечисленных факторов на рост ребенка влияет

1. Общение

Родители — первые люди, с которыми взаимодействует малыш. Правильное построение отношений между всеми членами семьи поможет сформировать активную личность с массой положительных эмоций и позитивной жизненной позицией.

b6

Любовь и ласка должны присутствовать в меру. С детьми необходимо разговаривать, петь песенки, много читать, рассказывать об устройстве мира. Вы должны стать для него другом и родителем одновременно. В процессе общения развивается речь. От того, как вы говорите и сколько, будет зависеть речевое и умственное развитие ребенка.

Нельзя ограничиваться общением только внутри семьи. Для детей очень важно иметь контакт со сверстниками. Посещение яслей и детского сада не проходит бесследно. Дружба, ссоры, мир, шалости, обиды, игры— все это помогает формировать положительные качества личности, научиться делать выводы.

2. Детский массаж

Детский массаж – одно из главных условий для правильного развития. Массажные методики способны:

  • предупредить некоторые болезни;
  • повысить выносливость;
  • правильно сформировать скелетно-мышечную систему;
  • нормализовать кровообращение по всему телу и в головном мозге, что благоприятно сказывается на умственном развитии.

Улучшается обучаемость, речь, внимание, повышается иммунитет. Проведение массажа родителями устанавливает тактильное доверительное общение с ребенком, а также правильно формирует детскую психику.

3.Организация питания

Для детей до полугода основное питание — грудное молоко. Оно формирует и укрепляет иммунитет, передает природные защитные барьеры от матери к ребенку. При отсутствии естественной лактации, необходимо подобрать смесь и установить с педиатром график прикорма.

Малыши от 6 месяцев до 12 постепенно приучаются к взрослой пище. Вводится прикорм. Не стоит опережать время и давать ребенку пищу со своей тарелки или не соответствующую плану прикорма. Не рекомендуется использовать соль и сахар, так как они могут сформировать неправильное представление о вкусе той или иной еды.

Мама кормит ребенка

Детки с 1 до 3 летдолжныполучать необходимое количество молока или смеси, фруктов, овощей, яиц, круп, рыбы, мяса. Рекомендовано принимать пищу около 4-5 раз в день. В этот период необходимо приучить ребенка завтракать, обедать и ужинать.

В меню детей с 3 до 6 летдолжны быть молочные продукты, продукты богатые белком, углеводами и жирами. Рекомендуется 4-5-разовое питание со свежими овощами и фруктами, мясом, рыбой, хлебом и крупой.

Наличие полезной и здоровой пищи обязательно. По максимуму исключите конфеты, газировку, чипсы.

4.Активный образ жизни

Гуляйте с детьми на улице, ходите не только во двор на детскую площадку, но и в парк, на речку. Если есть дача или бабушка в деревне, то смело оправляйтесь на выходные туда. Свежий воздух, большое пространство для игр и бега помогут физически развиваться и закаляться. Не стоит забывать о различных дошкольных секциях: танцы, бассейн или спорт.

5.Правильные игрушки

Подбирать окружение малышу – игрушки, необходимо с полной ответственностью. Игра – первый и главный способ познать окружающий мир. Малыш развивается умственно, эстетически, физически.

Какой должна быть игрушка:

  • безопасной;
  • соответствующей возрасту;
  • яркой;
  • определенной направленности на развитие определенной сферы: мелкой моторики, эмоций, мышления, физических навыков.

Организовать массажные сеансы, правильное питание, отдых, игру и окружение заботливым родителям не составит труда. Ввести необходимо правила не только для детей, но и для взрослых, чтобы у ребенка был пример для подражания, а система вошла в привычку.

Гены роста: существуют ли они?

Гены роста: существуют ли они?

Теория о том, что у высоких родителей чаще появляются высокие дети, базируется в основном на простых наблюдениях. Ученые со всего мира долгое время бились над тем, чтобы выделить тот самый универсальный «ген роста», который бы мог объяснить это явление. Однако генетика роста вовсе не так проста, как может показаться на первый взгляд.

В 2017 году были опубликованы данные масштабного исследования, в котором принимали участие более 300 специалистов с пяти континентов и более 700 000 участников. Врачи выяснили, что существует 83 генетические вариации, которые так или иначе отвечают за рост.

«В последние годы мы выявили несколько изменений в ДНК (то есть генетических вариаций), связанных с ростом, но их индивидуальные эффекты невелики: они увеличивают рост всего лишь один миллиметр», – сказал Гийом Леттре, один из авторов масштабного исследования.

Дополнительно ученые отметили, что некоторые из этих генов отвечают за развитие костей и хрящевой ткани, а также за синтез и активацию гормона роста.

То есть, рост человека представляет собой так называемую «генетическую программу», реализация которой зависит от многих условий. Так что не стоит исключать вероятность, что ребенок невысоких родителей вполне может перегнать маму и папу.

Методика раннего развития Марии Монтессори

Основная идея в том, что взрослый не должен целенаправленно обучать ребенка, но должен обеспечить условия для полноценного развития детской психики. Т.е. она придерживалась принципа природосообразности развития заложенных в каждом ребенке больших жизненных сил и способностей.

По мнению Мария Монтессори, помочь ребенку сформировать самого себя как личность – главная задача любого взрослого, а тем более педагога.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Эти условия для свободного развития должны были обеспечиваться, главным образов, в дошкольном возрасте, а именно до 6 лет. Этот период она разделяла на 2 основных этапа, или две подфазы дошкольного детства:

  • От 0 до 3 лет – характеризуется тем, что ребенок не подвергается прямому воздействию взрослого. Т.е. находится на стадии «впитывающего сознания», и задача взрослого – привить интерес ребенка к познанию окружающего мира.
  • От 3 до 6 лет – когда ребенок уже может находиться под педагогическим воздействием

Она была убеждена в том, что нельзя приспосабливать насильно малышей ко взрослому миру, который совсем не благоприятен для развития ребенка, а лишь подавляет его психику и приводит к полному отрицанию его личности.

По мнению Марии Монтессори существует всего 2 слогаемых успеха ребенка:

  • правильно организовывать пространство вокруг ребенка.
  • развивать каждое умение в отведенное для этого время (сензитивные периоды);

Важные условия для полноценного развития детской психики до 6 лет

Зонирование развивающего пространства

Условия реализации и построения обучающего пространства:

  • предметы, стимулирующие практический интерес у ребенка (что-то чистить, мыть, сметать пыли, выстраивать и т.д.);
  • каждый обучающий материал должен быть представлен в единственном экземпляре (это делается для того, чтобы, если предмет используется, ребенок учился ждать своей очереди);
  • все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.

Зоны образовательного пространства:

  • Зона упражнений в практической жизни.

В ней находятся предметы из практической жизни. Это могут быть различные жидкости, которые можно переливать, шнуровки, тактильные материалы, пуговицы, песочница, а так же материалы для мытья рук, чистки одежды, для готовки и формирования навыков самообслуживания, и т.д.

  • Зона сенсорного развития.

Без сенсорной гимнастики не возможно развитие мышления. В данной зоне длжны находиться материалы, которые позволят ребнку развивать слух, зрение, осязание, обоняние, вкусовое восприятие, обучить различать размер, форму цвет, шороховатость, температуру и т.д.

В настоящее время в сенсорную зону помещают современные развивающие игрушки, погремушки, кубики, свистульки, матрешки и прочее.

  • Зона двигательной активности.

Эта зона для развития крупной моторики ребенка. Здесь можно разместить различные шведские стенки, заборчики, лестницы, скамеечки и т.п.

Для перобретения знаний в различных других областях, огранизуется мини-зона со своим наполнением. Например, Математическая, языковая, естественнонаучная, музыкальная зоны, и разные другие, в зависимости от желания ребенка и родителей.

Попадание в сензитивный период.

Сензитивный период – это самый благоприятный период для развития какой-либо функции мозга ребенка. Именно в эти периоды маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент жизни потратит гораздо больше усилий и времени. Об этих периодах необходимо знать каждому родителю и педагогу, поскольку они не восполняются и не возобновляются никогда.

Сенсорное развитие (0-5,5 лет)

Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства. А это становиться возможным при умении человека всматриваться, вслушиваться и ощущать (в процессе специально организованной деятельности)

Развитие движения и действия (1-4 года)

Занятия спортом в этот период очень важны не только для развития физических свойств маленькой личности, но и для развития интеллектуальной сферы. Они должны сочетаться с насыщением мозга кислородом, т.е. проходить на открытом воздухе.

Какие еще факторы могут повлиять на рост ребенка?

И если с генетикой все очень сложно и запутано, то другие условия, которые могут повлиять на рост ребенка, идентифицированы достаточно точно. Не стоит забывать о том, что все процессы, происходящие в организме человека, регулируются эндокринной системой.

За рост отвечает соматотропный гормон (он же более известен под названием «гормон роста» или СТГ).

Также не стоит сбрасывать со счетов гормоны щитовидной железы, половые гормоны и инсулин, однако их активность проявляется исключительно при нормальном уровне СТГ.

Таким образом, гормональный дисбаланс может быть причиной как слишком высокого, так и слишком низкого роста.

На рост ребенка влияют и другие факторы:

  • питание женщины во время беременности;
  • социально-бытовые условия жизни ребенка;
  • рацион малыша;
  • перенесенные хронические и острые болезни;
  • инфекции;
  • интенсивные физические нагрузки;
  • экологическая обстановка;
  • климатические условия.

Доказано, что самые высокие люди обитают в Восточной Европе: средний мужской рост составляет 180 см, а средний женский – 170 см.

А вот самыми низкорослыми признаны жители Азии и Африки. К примеру, среднестатистический мужчина из Йемена вырастает лишь до 160 см, а женщина – до 155.

Можно ли заранее рассчитать рост детей?

Один из наиболее интересных для родителей вопросов заключается в том, можно ли рассчитать рост малыша до того, как он станет взрослым или даже появится на свет. На самом деле, на просторах интернета можно найти множество формул и методик расчета. Но правда заключается в том, что ни одна из них не может быть правдивой на 100%: природа вносит свои коррективы.

Одна из наиболее популярных формул предлагает сложить между собой рост матери и отца, а затем разделить полученную сумму на два. Если ребенок – мальчик, следует прибавить к этому числу 6,5, а если девочка – вычесть то же значение.

Другой популярный вариант – умножить на два рост ребенка, который был у него в 2 года (для мальчика) или в 1,5 года (для девочки). Однако достоверность этого метода очень сомнительна, ведь все дети растут с разной скоростью. У кого-то фаза роста начинается раньше, а у кого-то слегка запаздывает, что тоже является вариантом нормы.

У детей принято определять так называемый «костный» (или же биологический) возраст. Он показывает, соответствует ли рост и общее развитие организма тому, сколько малышу лет.

Кости ребенка отличаются от костей взрослого тем, что имеют зоны роста, за счет которых и происходит увеличение скелета. К концу полового созревания эти зоны закрываются, в результате чего человек перестает расти.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Как помочь малышу быстрее вырасти?

Каждый ребенок мечтает как можно быстрее стать «большим и сильным», чтобы обогнать не только сверстников, но и родителей. Мало кому хочется быть самым маленьким в классе и стоять последним по росту на уроках физической культуры. Во многих семьях принято бережно следить за ростом малыша, каждый месяц отмечая черточкой на стене, на сколько же он вырос. Но далеко не всегда это значение удовлетворяет маму и папу: они задаются вопросом, можно ли помочь малышу быстрее вырасти.

Какая среда и условия необходимы для познавательного развития ребенка

Очень важно создать стимулирующую среду и условия для развития ребенка, при этом нельзя забывать, что с помощью органов чувств.

Сложность этого мира постоянно возрастает. Поэтому малышу необходима такая окружающая среда, которая соответствует именно его потребностям в познании в определенный период времени.

Если мы знаем, что сейчас надо нашему ребенку, – по какой лесенке он хочет и может карабкаться, какую книжку он прочитает, какую часть нашей работы по дому с удовольствием выполнит сам, – и предоставляем ему возможность полностью проявить себя, то взросление и обучение малыша проходят совершенно естественно, без особых усилий с нашей стороны. Такие условия необходимы для развития ребенка, ведь в них он может учиться самостоятельно при минимальном руководстве со стороны взрослых.

При малейшей возможности позволим ребенку пользоваться настоящими (не игрушечными) предметами!

Малыша быстро разочаруют игрушки, внешне весьма похожие на те предметы, которые они имитируют (например, игрушечные столовые приборы), но совершенно бесполезные в реальных обстоятельствах. Они зачастую просто сбивают его с толку и злят. У ребенка может возникнуть чувство собственной неполноценности, якобы это он «не может» научиться пользоваться «настоящими» вещами.

Создавая условия для развития ребенка, помните, что ваш малыш предпочитает использовать те же предметы, что и вы. Совок и щетка для подметания пола соответствующего «детского» размера, маленькие губка и тазик для воды, грабли и тряпка – это изумительные обучающие приспособления даже для полуторагодовалого малыша.

При организации условий для развития, не забывайте, что ребенок дошкольного возраста обычно предпочитает «настоящие» задания, где он может помочь взрослым. Малыш испытывает истинное чувство удовлетворения от выполненного дела, так как он одновременно и учится, и выполняет полезную работу.

Создание оптимальных условий для полноценного развития личности ребенка


Очень важно уважать личность ребенка, и учиться понимать его. Внимательно выслушивайте даже самого младшего члена семьи, если он хочет что-то сказать вам. В этот момент лучше всего нагнуться к нему или присесть, чтобы быть с ним на одном уровне и видеть его глаза.

Постараемся понять представления и чувства ребенка и будем учитывать их в нашей семейной жизни. Для создания условий развития личности ребенка при любой возможности постараемся включать ребенка в обсуждение семейных планов и принятие решений. Поможем ему почувствовать себя значимым членом нашей семьи.

Запомните: то, что кажется нам совершенно обыденным, может быть очень важным для малыша.

Важным педагогическим условием развития детей является создание благоприятных взаимоотношений с ребенком. Дети очень быстро растут и меняются. Ребенку необходимы соответствующие взаимоотношения с родителями. Семейные правила должны учитывать меняющиеся потребности малыша. Решения к осуществлению подобных перемен принимаются всеми взрослыми членами семьи. Затем их надо обсудить с ребенком и все четко объяснить ему.

Будем все вместе придерживаться определенных правил в кругу семьи и за ее пределами, но одновременно дадим ребенку возможность свободно изъявлять свою волю!

Малышу необходимо чувствовать, что твердые и разумные правила защищают и направляют его в жизни. При создании условий для развития детей, обучайте их нормам поведения, терпеливо поясняйте, почему надо поступать так, а не иначе. Если наши правила тщательно обдуманы и периодически повторяются в жизни ребенка, он обычно воспринимает их как должное.

Если какое-то правило очень не нравится малышу или он часто нарушает его, давайте еще раз обдумаем сложившуюся ситуацию и, может быть, изменим «семейный кодекс». Зачастую бывает весьма полезно обсудить все вместе с ребенком, чтобы справиться с возникающими трудностями.

Создание благоприятных условий для развития общения детей


Оптимальные условия для развития ребенка предполагают возможность общения с другими детьми, ведь малыш с удовольствием играет как с одногодками, так и с детьми другого возраста.

До трехлетнего возраста дети редко прямо общаются друг с другом или же обращают внимание на других детей лишь как на отдельные и совершенно разные личности. Однако даже малыши в возрасте до трех лет, периодически играющие с посторонними детьми, способны понять, как надо общаться, чтобы получать от этого удовольствие. После достижения ребенком трех-четырех лет подобные контакты способствуют его интеллектуальному росту и необходимы для социального развития.

Создавая условия для развития общения ребенка, постарайтесь быть позитивными. Попытайтесь найти такой стиль разговора, чтобы избежать формулировок типа «нельзя», «ты не должен», «не трогай», «неправильно» и т. п. Лучше использовать конструктивную позицию: «Давай…»

Если, например, ребенок колотит кулаками по столу, спокойно объясним, что стол – для еды, а колотить кулаками он может по глине, и затем направим его к коробке с глиной или пластилином.

Если ребенок вытирает стол и просмотрел пятно, надо лишь сказать: «Уберем еще одно пятно – и стол будет великолепен!»

Слова с негативным значением вызывают отрицательное отношение ребенка к заданию, он начинает сомневаться в собственных силах. Позитивная формулировка поможет ему почувствовать себя самостоятельным, способным выполнить то или иное задание.

В разговоре с ребенком точно подбирайте слова! Вы можете помочь малышу научиться четко, выражать свои мысли, используя «аккуратную речь» при общении с ним и между собой.

При создании условий психологического развития детей, не забывайте, что ребенок постоянно учит новые слова. Так он расширяет свой словарный запас, находит новые возможности общения.

Поможем ему выучить названия окружающих предметов, постоянно используя их в своей речи. Вместо фразы типа: «Дай-ка мне ту вещь, она лежит вон там», постараемся сказать: «Пожалуйста, дай мне красную книгу, которая лежит на столе».

Источники
  • https://nawideti.info/razvitie-rebenka/znachenie-rosta-v-razvitii-rebenka.html
  • https://shkolamm.ru/5-uslovij-dlya-pravilnogo-razvitiya-rebenka/
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/detskie_bolezni/chto_vliyaet_na_rost_rebenka_geneticheskaya_lotereya_ili_drugie_faktory/
  • https://econet.ru/articles/184310-vazhnye-usloviya-dlya-polnotsennogo-razvitiya-detskoy-psihiki-do-6-let
  • https://mezhdunami.net/dety/faktory-razvitiya-rebenka.html
  • https://babyuser.ru/usloviya-dlya-pravilnogo-razvitiya-rebenka-kak-sozdat-neobhodimye-usloviya-dlya/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector