- Чему на самом деле могут научить игры
- Минусы
- Проблемы со здоровьем
- Зависимость
- Предметная игра
- Сюжетно-ролевая игра
- Если ребенку трудно
- Развлечения для дошкольников
- Игра – важное средство развития дошкольника
- Социальные навыки
- Ребенок развивается в процессе исследования и изучения объектов.
- Ребенок стучит по всему игрушками и ищет способы их использования.
- Расширение возможных взаимодействий ребенка с игрушками.
- Развитие речи и навыков
- Мотивация
- Нравственность
- Компьютерные игры
- Умеем ли мы играть с детьми
- Наблюдая за игрой ребенка
- Как играть с ребенком
Чему на самом деле могут научить игры
На самом деле, игры могут также принимать роль в обучении, а не только носить развлекательный характер. К примеру, в Assassin’s Creed: Origins есть режим интерактивного музея. Пусть и с цензурой, но к истории приобщает. Да и в предыдущих частях серии можно было воспользоваться исторической справкой об объектах и известных личностях.
Другой пример – Minecraft Education Edition. Разработанный специально для использования в школе, проект применяется в обучении различным предметам. С помощью игры, например, ученики изучают химию, историю, литературу и географию. А чтобы процесс компьютерных игр стал интереснее и даже дал ребенку возможность заработать на карманные расходы рекомендуем посетить платформу Moon Market, это сервис автоматизированной скупки вещей платформы Steam по самым выгодным ценам на рынке.
На уроках ученики могут наблюдать за различными природными процессами, участвовать в исторических событиях, проводить опыты. В игре также есть функция программирования, что значительно расширяет возможности игрока. И пусть всё это происходит в кубическом мире, масштаб применения платформы впечатляют.
Минусы
Для начала, я встану на сторону родителей и расскажу о минусах такого рода занятий (а вскоре предложу некоторые решения этих недостатков). Во-первых, это проблемы со здоровьем, то есть зрением и спиной. Во-вторых, вызываемая зависимость. Это две самые яркие проблемы, на которые обычно ссылаются родители. Для начала решим их, а потом поговорим и о плюсах.
Проблемы со здоровьем
Экран компьютера, как и телевизора и любой другой техники, никак не влияет на зрение. Но, кое-что другое, бездушно убивает твои глаза. Обычно у геймеров развивается близорукость. Это происходит из-за того, что наш глаз все время сфокусирован на одном расстояние. И из-за этого его мышцы расслабляются. Просто поставь себе будильник и каждый час делай зарядку для глаз. Она будет расслаблять их, увлажнять и не даст зрению упасть. А со спиной ещё легче. Купите ребенку нормальное кресло.
Зависимость
Поставь себе условие. Сначала одно полезное дело, будь то занятие хобби или школой, а потом игры. Если стоит выбор между чем-то и игрой в компьютер. Лучше выбери что-то иное. Прогулка с друзьями, чтение или ещё что-то. Но, если ты устал, то, конечно, смело садись за ПК.
Предметная игра
В возрасте до трех лет ребенок осваивает игры с предметами. В это время связь с родителями является главной в социальных отношениях, взаимодействие с ровесниками еще очень ограничено. Хотя какие-то правила социальной жизни ребенок уже усваивает: на площадках, в песочнице и в группах кратковременного пребывания (или яслях) он получает опыт встраивания в социальную структуру. Ребенок учится усваивать правила социально поощряемого и отвергаемого поведения (не забирать чужие игрушки, не драться, помогать малышам и т.д.), а также получает первый опыт совместной игры, который чаще инициируется взрослыми («давайте сейчас вместе сделаем песочный замок»).
Но важнее в этих первых играх собственно взаимодействие с предметным миром. В имитационных играх с предметами (игрушечной посудой, кукольной одеждой, машинками, оружием и т.п.) ребенок отстраивает и проверяет связи между предметами. При этом дети имитируют действия взрослых, которые они могут наблюдать, и задачей родителя в данном случае является демонстрировать ребенку широкий репертуар этих действий.
Предметная игра позволяет ребенку сделать мир понятным для себя, а правильно подобранные игрушки в этом периоде облегчают этот процесс. На самом раннем этапе нужно наличие игровых предметов, максимально похожих на настоящие, чтобы постепенно, с развитием воображения, ребенок мог заменять их чем-то другим.
Например, сначала у девочки есть игрушечные чашечка и тарелочка, она заваривает чай для своих кукол, и в этот момент мама говорит: «Ой, сейчас бы торт им испечь, но у нас нет плиты, давай возьмем вот эту коробку — это будет плита, и в ней мы испечем торт». Мама показывает ребенку пример, как можно обходиться с такой ситуацией, при этом сохраняя связи, существующие в реальном мире (в реальном мире торт готовится на плите).
Как отмечали многие философы и писатели, эти воображаемые предметы, вплетенные в структуру реального мира, дают возможность ребенку вырасти человеком. Детеныши обезьян тоже имитируют действия родителей с предметами, но они не играют с палкой, веря, что это змея. Писатель Терри Пратчетт в одном из своих романов писал, что надо верить в Санта-Клауса и зубную фею «исключительно в качестве практики: для начала следует научиться верить в маленькую ложь», чтобы потом принять и понять такие понятия как жалость, правосудие и все остальное.
Другая функция предметной игры — понимание свойств предметов. Мария Монтессори в начале века разработала теорию развивающего пространства, в котором обучающие предметы как будто сами раскрывают свои свойства. Такие предметы легко сделать дома своими руками. Например, это могут быть квадратики одного размера из разных материалов, наклеенные в ряд на одну панель: от самого мягкого (шелк) до самого шершавого (наждачная бумага). Трогая их руками, малыш учится различать тактильные свойства материалов. То же самое можно сделать с цветами, формами, звуками и даже запахами!
Здесь я хотела бы рассказать об опыте домашней развивающей студии, которую я проводила вместе с другими инициативными мамами для детей до трех лет. С этой целью организовывалось развивающее пространство, где в разных зонах сидели мамы, предлагающие детям различные игры-задания. В одной зоне с малышами развивали мелкую моторику (через пальчиковые игры, поиск предметов в кастрюле с крупой), в другой пели песенки и показывали ноты на музыкальных инструментах, кто-то показывал свойства пирамидок и кубиков, кто-то клеил с детьми аппликации или рисовал и т.д.
Дети свободно перемещались в этом пространстве на протяжении двух часов, выбирая задания себе по вкусу, при этом постоянно ощущая поддержку взрослых, если в чем-то нужна была помощь. Таким образом, они получали опыт собственного выбора занятия, взаимодействия с другими детьми (например, двое детей одновременно не могут выполнять какое-то задание — тогда надо подождать).
Помимо этого, в этом же пространстве находились развивающие материалы, сделанные на основе концепции Монтессори, с которыми дети взаимодействовали полностью самостоятельно. Такая форма организации позволяет максимально полно развивать и познавательные функции (внимание, память, мышление), и творческие способности, и умение взаимодействовать с другими.
Сюжетно-ролевая игра
После трех лет игра становится ведущей деятельностью для ребенка, и в этот момент в жизнь малыша приходит сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок осваивает уже мир отношений между людьми.
Мир социального взаимодействия в игре представлен в двух аспектах: с одной стороны, это социальная структура и нормы общения, с другой, социальные роли и отношения. В подвижных «нормативных» играх (салки, прятки, ножки, вышибалы) ребенок учится играть «по правилам», знакомится с социальными нормам и усваивает базовую социальную структуру.
В ролевых играх («дочки-матери», «доктор-больной», «войнушка» и т.д.) ребенок в игровой форме встречается с распространенными социальными ролями и отыгрывает культурные нормативы поведения; именно здесь он усваивает структуру мира отношений. Например, если девочка играет маму, то она должна быть спокойной, любящей, заботиться о своих детях и принимать решения.
Характер ролевой игры тоже имитационный: изображая какие-то модели поведения, которые ребенок видит во взрослом мире, ребенок прикасается к тем отношениям, которые стоят за этим поведением.
Игры со сверстниками несут на себе, таким образом, функцию социальной адаптации. Ребенок учится чувствовать и сопереживать другим, находить и отстаивать свое место в группе и воспринимать, иногда интуитивно, правила поведения в больших и малых группах.
При воспитании детей очень важно понимать, что функции ролевой игры со сверстниками практически невозможно заменить дома. Когда я работала в школе и проводила адаптацию первоклассников, меня поразило, что детей, которые не ходили в детский сад или в какие-то другие устойчивые группы (кружки, группы социализации или просто дворовую компанию), можно выделить практически сразу. Им сложно адаптироваться в коллективе, они не знают, какую роль в классе они могут играть или как предъявить себя сверстникам.
Какие-то функции социального интеллекта оказываются просто не развиты. Если умение чувствовать системы правил можно развивать дома через понятную и разработанную систему договоренностей и обязанностей ребенка, то ролевые игры с родителями никак не могут заменить взаимодействие с группой сверстников.
Если ребенку трудно
Какие вопросы часто тревожат родителей в отношении детских игр и на что важно обращать внимание? Очень часто родители приводят детей на консультацию со словами «он ни с кем не играет», «ему не нравится в детском саду, потому что он всегда оказывается «на отшибе», у него там нет друзей» и т.д. Такая ситуация может быть очень травматичной для ребенка, причинять ему сильные страдания, и здесь ему не обойтись без помощи родителей.
Как тут помочь? В первую очередь, родитель должен стать для ребенка психологом и другом и обсудить с ним ситуацию. В какую именно компанию или группу его не принимают? Как это происходит? Было бы здорово предложить ребенку разыграть какую-то типичную сценку, где он чувствовал себя отвергнутым группой, используя в качестве актеров его игрушки и предлагая ему выступить режиссером. При этом нужно предложить ему самому выбрать игрушки-актеров.
Это нужно, во-первых, чтобы ребенок мог сам посмотреть ситуацию со стороны, во-вторых, сам выбор игрушек для игры может показать его отношение к себе и к ребятам в группе. После того как сценка будет показана, надо спросить его мнение: почему, как он думает, его героя не взяли играть? Что он мог бы сделать, чтобы его взяли?
Такой разговор поможет ребенку понять, что произошло, и попытаться исправить ситуацию. Например, если ребенка не берут в игру, потому что все играют с дорогими игрушками, которых у него нет, можно помочь ему, научив различным играм, не требующим каких-то специальных предметов («коробок», «колечко» и т.д.).
Поиск таких игр в интернете займет совсем немного времени, но позволит ребенку почувствовать свою важность, если он каждый день будет приносить в детский сад рассказ о новой игре. Однако ситуация отвержения ребенка группой сверстников может быть связана с его собственным поведением (застенчивостью, агрессивностью, нежеланием играть по правилам и др.), и здесь уже было бы полезно обратиться к психологу, чтобы он дал рекомендации, как помочь это изменить.
Развлечения для дошкольников
Для развития ребенка дошкольного возраста игра – это лучшее средство, которое помогает открыть то, что не дано другим видам деятельности. Игровые процессы имеют большое влияние на детскую психику.
Игра чем-то похожа на фокус, в котором собираются и трансформируются те или иные стороны психической жизни ребенка. В каждом новом фокусе открываются отдельные черты характера, предварительно сформировавшиеся и проявившиеся через грани развлечения.
Наличие ролей расширяет, обогащает и углубляет личность малыша. При этом важно, чтобы взрослые следили за происходящим действием, корректируя поведение ребенка, поощряя верные решения, задавая наводящие вопросы, подсказывающие
выход из сложившейся ситуации. Кроме того, наблюдение за развлечением детей позволяет выявить упущенные моменты в воспитании в целом.
Игры улучшают когнитивное, физическое, социальное и эмоциональное состояние детей. Дошкольники с удовольствием принимают участие в таких развлечениях. Если же такового желания до сих пор не появилось, то, возможно, родителям необходимо взять на себя инициативу по организации забав, которые со временем увлекут малыша больше гаджетов. Важно не только организовать игровое пространство, но и активно участвовать в потехе. Так можно непосредственно принимать участие в воспитании и обучении своего ребенка.
С мальчиками, которые любят машинки, можно играть в настольную игру в виде дорожной карты с правилами движения, знаками, пешеходами и возможностью обогнать соперника. В такой игре ребенок учится не только соблюдать правила игры и дорожного движения, но еще учит цвета, формы, геометрические фигуры, счет. Данную забаву можно организовать собственными силами. А лучше привлечь к работе малыша, который впоследствии с еще большим энтузиазмом будет «гонять» по собственноручно созданной трассе.
Если же на создание настольных пособий нет времени, то их можно купить, благо ассортимент производителей и продавцов позволяет выбирать развлечения для развития детей разных возрастных групп, способностей и половой принадлежности.
Однако, покупая различные игровые пособия, родителям следует помнить, что без участия взрослых дети практически не проявляют к ним интерес. Задача мамы и папы – создать соответствующую обстановку, в которой игра использовалась бы как средство развития дошкольника.
К сожалению, сегодня родители не находят времени на совместные развлечения с ребенком. У одних причиной является торопливый образ жизни, у других – обычное нежелание заниматься развитием чада, которое перекладывается на центры раннего развития и детские дошкольные учреждения.
Игра – важное средство развития дошкольника
Игры крайне важны для развития памяти и интеллекта детей. Они учат использовать творческие способности, физические задатки, эмоциональный потенциал, познавательный интерес, которые переплетаются с развитием воображения. При помощи коллективных забав детвора с раннего возраста учится общаться и взаимодействовать с окружающим миром.
Выше уже отмечалось, что в идеале
развлечение должно находиться под контролем и руководством взрослого, который бы корректировал действия участников и направлял их, как капитан корабль. При этом взрослый ни в коем случае не должен ограничивать ребятню, ставя узкие рамки, не позволяя потенциалу и творческим способностям раскрыться в полной мере.
Совместная работа детей и взрослых во время интересного времяпрепровождения дает эффективное общение. В результате можно не только помочь малышам в развитии, но и, увидев весь процесс обучения собственными глазами, понять самих детей, их точку зрения и способы решения тех или иных задач и проблем.
Социальные навыки
Сложнее всего адаптацию к школе проходят единственные в семье дети. Они окружены заботой родителей, бабушек и дедушек, а еще не умеют делиться. Причем делиться они не умеют не только игрушками, но и эмоциями. Им не знакомы понятия дружбы, поддержки и взаимовыручки. Таким детям специалисты рекомендуют играть не только в пределах семьи и детской площадки, но и в больших компаниях. Так можно оградить ребенка от
дальнейших проблем, связанных с адаптационным периодом в школе.
Еще один важный социальный навык, приобретаемый во время игр, – это умение сотрудничать и путем переговоров решать разнообразные проблемы. Групповые развлечения способствуют быстрому освоению таких эмоций и чувств, как гнев, счастье, печаль, страх, волнение, разочарование и стресс.
Социальные навыки очень важны для малыша, которому в будущем придется жить в обществе. Чем более социальным будет ребенок, тем легче он адаптируется к школе и новому коллективу, а также к новой обстановке, нагрузкам, правилам жизни.
Ребенок развивается в процессе исследования и изучения объектов.
В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок прежде всего выбирает, как исследовать игрушку.
Теперь ребенок развивается не только покусывая игрушки. Сейчас малыш начнет, например, трясти, стучать или размахивать игрушками во время игры с ними. У малыша начнет развиваться предпочтение того, как использовать игрушку. Например, малыш будет выбирать: встряхивать погремушку, которая шумит или стучать ею об пол.
В это время ребенок исследует с помощью игрушек такие понятия, как текстура, гладкий или мягкий и т.д.
Ребенок стучит по всему игрушками и ищет способы их использования.
Когда ребенку от 5 до 7 месяцев, он учится, как использовать предметы.
В это возрасте ребенок будет последовательно стучать по всему игрушкой. И не только стучать Игрушка пройдется по всем ближайшим поверхностям. Теперь малыш менее заинтересован в том, какой предмет он держит. Сейчас ему будет, в основном, интересен новый найденный способ использовать предмет.
Расширение возможных взаимодействий ребенка с игрушками.
Как правило, этот этап в развитии малыша наступает с 6 до 9 месяцев.
Ребенок будет все чаще отдавать предпочтение игре с игрушкой в определенной манере. Он начнет добавлять новые взаимодействия в свой репертуар. Это могут быть повороты и толчки или растягивание и тыканье.
Когда ребенок найдет игрушку, которая ему особенно интересна, он может играть с ней непрерывно в течение двух-трех минут. Малыш будет выполнять действия, которые считает наиболее годными именно для этой игрушки.
Важно дать своему ребенку побольше новых текстур и материалов для игр. Дети любят исследовать и новизна дает хороший импульс для развития мозга! Разные предметы быта могут быть превосходными игрушками на данном этапе. Но только, покуда они безопасны и легко не сломаются.
Развитие речи и навыков
Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.
Мотивация
Как правило, в ролевых играх ребенок подражает своим родителям или другим взрослым. Он на время как бы становится взрослым, пробуя себя в той или иной роли. В игровой форме он пытается выполнить те или иные действия. В таких играх просматривается мотивация вырасти достойным человеком, получить образование, чтобы иметь возможность найти хорошую работу, реализоваться в профессии. Чтобы мотивация была правильной, дети должны видеть хороший пример.
Нравственность
Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность. Чтобы человеческие качества формировались правильно, необходим хороший пример перед глазами. Родители должны время от времени наблюдать за игрой, ненавязчиво давать рекомендации и советы.
Компьютерные игры
Сегодня в педагогической среде продолжается дискуссия между сторонниками и противниками компьютерных игр для детей. Они сходятся во мнении о том, что компьютер и интернет составляют неотъемлемую часть современного мира, а, значит, их необходимо использовать разумно как для воспитания, так и для обучения ребенка.
Для безопасного пользования интернетом сегодня существуют специальные детские браузеры, которые оберегают ребенка от взрослого контента, но при этом оставляют ему доступ к детским передачам и интерактивным играм.
Интерактивные игры как средство развития дошкольников можно и нужно использовать. Однако это желательно делать под контролем взрослых, которые смогут их оценить. Безусловно, основным вопросом при использовании компьютера при обучении дошкольника является время, которое проводит ребенок возле него.
Существуют различные мнения о том, сколько времени ребенку определенного возраста можно проводить возле компьютера без вреда для здоровья. А поскольку детям обычно именно эти занятия кажутся более привлекательными, психологи рекомендуют заранее четко оговаривать этот вопрос с ребенком. Также они не советуют наказывать детей отказом именно в компьютерных играх, помня о значении игры в развитии дошкольника.
Сегодня многими педагогами признается, что игра как средство развития дошкольников является одним из лучших способов воспитания и обучения ребенка. Чем разнообразней будут эти игры, тем более развитым будет ребенок. При этом многие ее аспекты могут оставаться скрытыми для взрослых. Поэтому при виде играющих детей не следует считать, что это пустая трата времени.
Умеем ли мы играть с детьми
В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать… Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!
На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.
Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.
Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.
Наблюдая за игрой ребенка
Самая важная работа психолога состоит именно во внимательном наблюдении за игрой ребенка, слежением за сюжетом, за главными героями игры. Ребенок еще не может ясно выражать свои мысли и чувства. Зато прекрасно может все показать в игре.
Он не скажет, что испугался собаки, однако образ большого животного, острых зубов обязательно появляются в игре.
Малыш, который недавно утратил статус первенца, закапывает в песок все предметы, которые попадаются ему на глаза. Он пытается засунуть большую машинку в маленький гаражик. Внимательное наблюдение за его действиями покажет его желание снова стать маленьким, когда он был единственным, когда он помещался в животик к маме, где было тепло и спокойно.
Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка.
Сейчас он большой. Возвращение в животик невозможно. Зато можно в это играть. А вместе с тем прожить много чувств: желание возвращения к младенчеству, боль от невозможности воплощения этого желания, поддержку близкого человека рядом в этот нелегкий для него момент.
Другой ребенок постоянно сталкивает машинки друг с другом, бьет одной машинкой другую, посыпает ее песком. После разговора с мамой выясняю, что на детской площадке есть мальчик, который постоянно обижает этого ребенка. Однако потому что обидчик старше, малыш не может дать ему «сдачу». Зато проживает все свои чувства в игре.
Прожитые, осознанные, проявившиеся в игре чувства перестают мучить ребенка, наступает облегчение — это тоже немаловажная задача игр, они дают разрядку. Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка, о чем он думает, о чем мечтает, что его беспокоит.
Как играть с ребенком
Научить играть невозможно. Важно начать чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала стоит просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?
В нужный момент ребенок сам вовлечет вас в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать действия ребенка. Но будьте внимательны. Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Побросайте кубики вместе с ним.
Можно ненавязчиво спросить ребенка, а кто эта игрушка? Как ее зовут? Она злая или добрая? Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, что бы он хотел, чтобы вы с ней сделали.
Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Побросайте кубики вместе с ним.
Как видите, снова и снова идем за ребенком, исследуем его игру, его правила, его мир. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не хочет пускать вас в игру. Значит, сейчас для него важно поиграть самому. Побудьте рядом, понаблюдайте, подумайте, о чем игра.
Очень важно, чтобы у ребенка было время и место, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает его самостоятельность, способность справляться самому, повышает его чувство собственной значимости, формирует личное пространство — тоже важное значение игр в жизни ребенка. Но и снова не забывайте о совместной игре.
Не обязательно все время сидеть рядом с ребенком. Достаточно, например, играя в школу, дать классу задание, и иногда, в перерывах между своими делами, заходить и проверять, как ребята справляются с заданием. Можно поддерживать игру даже из кухни: «Ага, шумите! А я все слышу. Вот скоро приду и спрошу у вас домашнее задание».
А можно быть полицейским, который иногда выходит в город проверить порядок, после чего снова идет к себе на работу.
В подобных случаях ребенок будет чувствовать ваше участие в игре, и в то же время получит пространство для самостоятельной игры, а вы — время для своих дел.
И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.
- https://games.rambler.ru/news/39249429-chemu-nas-uchat-igry/
- https://zen.yandex.ru/media/id/5e5c30d13db6b34676255af8/chemu-uchat-videoigry-ostavte-rebenka-u-kompiutera-5eb3201a70671122c89db6bf
- https://ped-kopilka.ru/pedagogika/igra-kak-sredstvo-razvitija-doshkolnikov.html
- https://azbyka.ru/deti/kak-igra-razvivaet-rebenka
- https://rebenkoved.ru/razvivayushhij-dosug/igry/fizicheskoe-i-psihicheskoe-razvitie-rebenka-s-pomoshhyu-igry.html
- http://saitzhenskiy.ru/razvitie-cherez-igru/
- https://babymir.net/znachenie-igry-v-zhizni-rebenka/
- https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5828-igra-kak-sredstvo-razvitija-doshkolnikov.php
- https://medalvian.ru/zhurnal/o-polze-detskoj-igry/