Качества, которые надо развивать в ребёнке, чтобы он вырос хорошим человеком

Особенности развития личностных качеств дошкольников

В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества.

Качества личности

Причем, значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик.

Осознание, какой есть Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.

Например, детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать».  Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.

Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно.

Это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке.

Чтобы качество бытовых операций соблюдалось по инициативе самого ребенка, важно сформировать осознание нравственных норм, определяющих бытовое повседневное поведение.

После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Позанимавшись с игрушками, их нужно убрать на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.

Формирование волевых качеств ребенка

Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.

Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:

  • Настойчивость
  • Самостоятельность
  • Ответственность
  • Организованность
  • Трудолюбие

Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.

Трудолюбие формируется благодаря воспитанию положительного отношения к труду, понимания важности сделанной работы для окружающих. Дошкольник не выдаст существенного продукта, однако важно уже то, что он прилагает усилия, участвует в деле рядом со взрослым.

1. Доброта

Быть действительно добрым сложно. Ведь не каждый ребенок в состоянии отличить настоящую доброту от лицемерия. Это прекрасное качество можно воспитать в малыше только личным примером собственных родителей.

  • Постоянно демонстрируйте доброе отношение к окружающим, не ленитесь говорить ребенку, что в мире множество людей, которые ждут нашей помощи и поддержки.

Настаивайте, что проходить мимо беды другого человека – это настоящее преступление.

  • Домашний питомец – отличный способ развить в ребенке умение заботиться о других, проявлять любовь и привязанность.

2. Честность

Без честности нельзя говорить о порядочности. Это очень важная черта характера, которую важно развить в будущем взрослом члене общества.

Почему дети врут? Начинается все с малого: «ложь во благо» в исполнении родителей, слишком авторитарная система воспитания – вот главные причины того, что в семье растет маленький «Барон Мюнхгаузен».

ВНИМАНИЕ! Если ребенок никогда не будет сталкиваться с тем, что вы обманываете, если ему не придется изворачиваться, чтобы избежать сурового наказания за малейшую провинность, то ему и в голову не придет врать окружающим.

Ребенок и окружающий мир: ответственность и самостоятельность

Главная задача родителей — научить чадо самостоятельно существовать в этом мире, быть максимально независимым от них и кого-либо еще. Чем раньше вы начнете прививать своему малышу эти качества, тем больше у него будет шансов стать успешным человеком, умеющим принимать решения и собственными силами достигать целей.

На самом деле даже слегка ослабить связь со своим ребенком взрослым бывает психологически сложно. Родители убеждают себя в том, что малыш еще не готов к таким изменениям, что это опасно и т. д. Им самим трудно решиться на столь смелый шаг, так что же говорить о крохе? Но это нужно сделать! Самостоятельность и ответственность — важнейшие факторы для полноценного развития личности. Речь не идет о том, что нужно отдалиться от ребенка, оставить его без своего внимания и участия. Просто постепенно давайте ему больше личного пространства и определите для него круг обязанностей, которые будут изменяться по мере взросления. Постарайтесь донести до чада, что при столкновении с какой-либо затруднительной ситуацией, вместо того чтобы моментально звонким окриком звать взрослых, стоит сначала подумать и принять свое, собственное решение (конечно же, если ситуация не носит экстремальный характер).

Человек, умеющий собственными силами справляться с большинством трудностей и ощущать ответственность за свои действия, сам управляет своей судьбой. На него могут смело положиться друзья, манипулировать им сложно. И это, безусловно, хорошо!

3. Ответственность

Частая ситуация в семьях, когда мама живет ради своего отпрыска и шагу не дают ему ступить без постоянного контроля. А как по-другому, ведь он слишком мал, чтобы самостоятельно что-то сделать. Детка растет, а философия родителей не меняется.

Поэтому к подростковому возрасту в семье сформировался безответственный инфантил, который не в состоянии управлять собственной жизнью без чужой помощи.

Позвольте отпрыску совершить ошибки, брать на себя ответственность за отметки, поступки и слова. Только так можно сформировать у ребенка обязательность.

4. Трудолюбие

Реалии таковы, что сегодня мало кто хочет работать. Если вы спросите у нынешней молодежи, кем они хотят стать, то с удивлением услышите ответ: «Видеоблогером». Знаете почему? Потому, что можно не ходить на работу и при этом получать огромные деньги, практически не прикладывая усилий.

  • Прошли те времена, когда трудиться было почетно. Особенно это сложно, если авторитетные для малыша взрослые делятся подобными мыслями.

Приучайте свое чадо к элементарным трудовым навыкам: мытью посуды, влажной уборке помещения, выгулу собаки. Именно так, маленькими шагами и развивается трудолюбие.

5. Уважение

Развивайте в карапузе уважительное отношение к другим людям и самому себе.

  • Начните с того, что перестаньте обсуждатьв присутствии отпрыска придирчивого педагога или докучливую соседку.
  • Формируйте в нем вежливость, учите правильно обращаться к пожилым людям, одногодкам. Ведь именно эти дети через несколько лет будут принимать решение, уступать ли вам место в троллейбусе.
Материалы по теме  Смешные загадки обманки для детей с подвохом

Что значит быть лидером?

Для начала родителям нужно понять, что значит быть лидером? Кто этот человек, который может воодушевить группу людей и собрать вокруг себя коллектив.

Важно понимать, что все не могут быть «капитанами» команды и не нужно стремиться навязывать ребёнку именно руководящую функцию. Важно воспитывать качества присущие лидерам, без навязывания стереотипов и реализации себя в ребёнке.

Лидер – это не тот, кто идёт по головам, наплевав на чужое мнение и желания, это человек, который может привлечь внимание, владеет словом, его речь уверенна и сама по себе заставляет прислушиваться.

Такой человек не боится ответственности, имеет своё мнение и готов отстаивать его. Он не боится быть новатором или первопроходцем, не только мечтает, но и ставит цели, а так же продумывает план их достижения.

Конечно, стоит направлять ребёнка в положительные стороны лидерства, ведь очень легко скатиться к обычному самолюбованию, эгоизму и неоправданному самомнению.

Отсюда вытекает ещё одна характерная лидерская черта – не бояться ошибок. Промах не способен сломить, лидер умеет принимать поражение и взять из отрицательного события положительный опыт.

мама хвалит ребенка

Разумная смелость

Здоровая смелость формируется на основе уверенности в себе, постоянной поддержки близких, психологического комфорта. Важно учить кроху правильно оценивать свои силы и действовать в стрессовых ситуациях, не впадать в ступор и в панику. Для этого можно периодически разыгрывать сценки, где вы будете меняться ролями, изображая хулигана и жертву. Покажите, как реагировать на чужие нападки и давать отпор (это не всегда означает физическую агрессию, чаще всего можно уладить конфликт мирно, посредством ведения конструктивных диалогов). Расскажите малышу, что бояться — абсолютно нормально для каждого человека. Рациональный страх просто необходим для защиты от опасностей! Но и над такими сильными эмоциями можно держать контроль. Побеждайте зачатки страхов с помощью практики преодоления, начиная с самого раннего возраста.

Позитивный пример родителей: честность

Дети учатся взаимодействовать с окружающей действительностью, наблюдая за своими родителями, перенимая их повадки и модели поведения. Четко уяснить, что такое честность и в чем заключается ее ценность малышам сложно, поэтому слова здесь будут малоэффективны. А вот конкретные жизненные ситуации дадут положительный результат.

Для начала важно понять: всего пару раз поймав вас на лжи, ребенок может получить установку, что так принято и нужно, ведь врут даже взрослые и вполне хорошие люди. И тогда убедить его в обратном будет непросто. Поэтому всегда говорите правду (по крайней мере в присутствии чада) и, что не менее важно, позволяйте крохе быть честным. Займите позицию спокойного, справедливого и рассудительного родителя. Не кричите на малыша, если он совершил оплошность или признался вам в чем-то неприятном. В противном случае он перестанет доверять вам и начнет утаивать все, что может вам не понравиться. Разбитая чашка или двойка в дневнике — ничтожная цена против того чувства внутреннего облегчения совести, которое сможет получать ребенок, не так ли?

Правильное детство: уверенность в себе

Раннее детство — возраст, в котором созревает самооценка. Маленькие дети не умеют защищаться от разного рода нападок, поэтому родители должны обеспечивать им надежный тыл, прививать правильное отношение к критике. Дайте малышу понять, что каждая ошибка и конфликтная ситуация дарят человеку бесценный опыт, и сильно расстраиваться не нужно. Важно смело идти дальше, используя полученные знания в будущем. Неудачи, большие и маленькие промахи всегда будут присутствовать в жизни. Научите ребенка относиться к этому правильно и защищать свое хрупкое эго.

Оптимизм

Это очень важное качество, благодаря которому человек может в полной мере ощущать радость от жизни, легче бороться с неудачами и преодолевать плохое настроение. Объясните малышу, что даже плохая ситуация приносит что-то хорошее, дарит ценный опыт, точку для нового старта. Хвалите инициативу крохи, подбадривайте его в случае неудач и дарите свой оптимистический взгляд на мир.

Творческое мышление

Ученые назвали три самых важных качества, которые гарантируют вашему ребенку успех в жизни

Альберт Эйнштейн сказал: «Успешный человек — всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение — беспредельно».

Именно творческое мышление помогает нам находить порой неочевидный выход из самых трудных ситуаций и решать проблемы, которые нам подбрасывает жизнь. А это уже половина успеха.

Никто не знает, как будет выглядеть работа будущего, но ясно одно: она будет отличаться от нашей. Креативное мышление позволит нашим детям быстро ориентироваться на рынке труда, идти в ногу со временем и, возможно, создавать свои рабочие места.

Умение общаться с окружающими

Ученые назвали три самых важных качества, которые гарантируют вашему ребенку успех в жизни

Ученые из Университета штата Пенсильвания и Университета Дьюка провели любопытное исследование. Они наблюдали за жизнью около 700 американских детей, начиная с ясельного возраста и до 25 лет, чтобы проследить связь между их социальными навыками в детстве и успехами во взрослой жизни.

Оказалось, что общительные малыши чаще, чем их замкнутые сверстники, добивались успеха в жизни: в большинстве случаев они окончили колледж, получили к 25 годам хорошую работу и не имели судимостей.

Вероятно, причина в том, что социально развитые дети могут спокойно находить язык с окружающими, избегать конфликтных ситуаций, быть полезными другим людям и уважать их чувства.

Причем умение общаться не сводится только к умению говорить. Автор бестселлера « Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови называл умение общаться — то есть не столько говорить, сколько стараться понять собеседника — самым важным умением в жизни человека. «Когда мы не спим, мы почти все время общаемся. Но подумайте вот о чем: мы тратим годы на то, чтобы научиться читать и писать, годы на то, чтобы научиться говорить. А как насчет слушания? Какой курс обучения вы прошли, чтобы научиться слушать?»

Важно научить ребенка с уважением относиться к другим, уметь избегать конфликтных ситуаций и не быть эгоистичным. Этот навык пригодится ребенку еще в песочнице: дети, которые умеют договариваться, не будут лезть в драку за чужую лопатку, а придумают, как можно играть вместе на общую радость.

В школе такой ребенок не будет получать «неуды» за поведение и лишний раз портить отношения с учителями и сверстниками. А в случае неуспеваемости по какому-либо предмету просто попросит о помощи одноклассников.

Что тут говорить о взрослой жизни, где обладатели научных степеней зачастую не могут достичь успеха и хорошего дохода из-за своей замкнутости, неумения общаться и работать в команде. А более активные, пусть и не всегда отличающиеся высоким IQ люди занимают серьезные должности и становятся руководителями.

При этом важно помнить, что успех вовсе не измеряется одной лишь работой. Он складывается из многих факторов, главным из которых часто называют поддержку близких людей. Человек считает себя успешным, когда он становится профессионалом в своем деле, заводит крепкую семью и поддерживает отношения с друзьями, которые разделят с ним радость и поддержат в трудные периоды. А без развитых коммуникативных навыков завести близкие отношения бывает нелегко.

Материалы по теме  Лучшие стихи о войне для детей дошкольного возраста и начальной школы

Умение видеть красоту вокруг

Умение видеть красоту вокруг

Для этого не обязательно жить в «райском саду». Достаточно лишь уметь видеть прекрасное даже в обыденном: пожелтевшем листке, случайно прилетевшем жучке, красивом закате солнца. Для этого периодически останавливайте бешеный бег жизни и устраивайте «10 минут созерцания» мира вокруг вас. Посещайте вместе выставки, подмечайте красоту в людях и предметах, давайте крохе слушать качественную музыку, проверенную временем, чаще читайте вслух художественную литературу.

Как привить нужные качества?

Чтобы малыш с детства мог проявлять в себе все эти качества, родителям нужно помочь ему в этом. Сделать это можно прибегая к помощи игр, чтения и, конечно, общения.

1. Уважайте мнение ребёнка, говорите с ним, задавайте вопросы, интересуйтесь жизнью и интересами малыша. Разговаривая и высказывая своё мнение, о сказке или мультфильме и его героях малыш постепенно учится высказывать своё мнение. С более старшими детьми можно пробовать завязывать спор о правильных поступках, ведь уметь отстаивать мнение так же важно, как его наличие.

2. Развивать ораторское искусство пригодится не только лидеру. Поощряйте участие в конкурсах, классных выступлениях. С раннего детства дома можно устраивать спектакли для родственников, кукол и игрушек, пусть малыш преодолевает стеснение в родных стенах и будет готов к «большой» аудитории.

Предложите поиграть в такую игру – возьмите фотографии хорошо знакомых ребёнку людей, например, домочадцев. Сложите их в коробку и предложите вытащить одну карточку. Ребёнку нужно описать внешность, характер, род занятий и характерные черты человека изображённого на ней и делать это нужно ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.

«Здравствуйте, я Виктория, это означает «победа». У меня длинные золотистые волосы, я прекрасно готовлю яблочный пирог, у меня прекрасный сын и замечательный муж». Для начала можно играть всем вместе, описания должны быть как можно более подробными, используйте красивые речевые обороты, интересные слова.

Малыш обогатит словарный запас, научится высказываться и хвалить людей, замечая их достоинства. Описывая человека от ПЕРВОГО ЛИЦА он неосознанно будет перенимать эти качества на себя, а в будущем не будет стесняться презентовать себя, ведь очень часто, когда просят рассказать о себе, например, на собеседовании, мы не находим слов и не можем показать свои достоинства, даже если они абсолютно обоснованны.

рисуем вместе

Вторая игра, тоже заключается в описании, но уже предметов. Вы можете поиграть с ребёнком в галерею. Пусть малыш будет экскурсоводом, а в «музей» к нему придут игрушки. Рассказывая о каждом экспонате, кроха будет подбирать слова, и учиться преподносить предмет. В будущем это поможет презентовать свою идею или проект.

3. Увлечение. Интересы всегда обогащают личность человека. Хобби или профессиональное занятие какой-либо деятельностью, например, спортом, поможет ребёнку выработать дисциплину, целеустремлённость.

4. Вовлекайте ребёнка в общение, учите его на собственном примере, как подойти и познакомиться, напоминайте об употреблении «волшебных» слов, учите его словам, которые помогут поддержать беседу, скажите о темах, которые не следует поднимать.

Ребенок, чувствующий поддержку, веру и любовь родителей, как правило, с раннего детства уверен в своих силах.

5. Принятие поражения. Самый острый вопрос, возникающий у каждого человека, который стремится к чему-либо. Если ребёнок собирал пирамидку, она упала, и он тут же заплакал, сразу предлагайте начать заново.

Объясняйте, что с первого раза мало у кого, получается, нужно попрактиковаться и с каждым разом получаться будет лучше и лучше. Хвалите кроху, если он кропотливо чем-то занимается. Развитию терпения и усидчивости способствуют такие занятия как сбор конструктора, пазлы, мозаики, вышивание и др.

Предложите ребёнку поиграть в лото, шашки, шахматы. Соревновательные игры во дворе или дома научат не опускать руки, говорите ему, что не страшно проиграть, важно при этом не сдаться и попробовать ещё раз.

играем вместе с ребенком

6. Разнообразьте досуг ребёнка. Чем больше он видит, чем с большим количеством людей встречается, наблюдает, тем легче он будет общаться, и держаться в обществе.

Обладая различными знаниями легче поддержать или начать разговор. Детские спектакли, выставки, развлекательные центры, кружки, походы на природу, весёлые дни рождения, путешествия, прогулки – всё это способствует общению и наполнению багажа знаний.

Дома можно читать книги, изучать животных, растения, проводить опыты по выращиванию овоща из семечка. Все эти действия направляют ребёнка в русло активного действия, движения и понимания, что «под лежачий камень вода не течёт».

7. Научите ребёнка ставить цели и добиваться их. Начать нужно с малого. Например, «хочу учиться за границей». Цель хорошая, но лучше разделить её на несколько более реальных «выучить определённые английские слова и фразы, подтянуть оценку за четверть и за год, пойти на дополнительные языковые курсы» и т.д.

Добиваясь каждого пункта своего плана, ребёнок будет видеть, что у него получается и цель учиться за границей не такая уж недостижимая, если двигаться в этом направлении поэтапно.

Лидерские качества действительно пригодятся каждому человеку, они помогут добиться успеха в учёбе, дружбе, семье, достигать поставленных целей и, конечно, быть успешным человеком. Помните, что успешность для каждого человека заключается в разном.

О чем нужно помнить:

  • Об осанке. Постарайтесь ежедневно напоминать сыну или дочке, как правильно сидеть за столом, сохранять правильное положение тела. Обратите внимание на парту, за которой сидит малыш. Во время письма его колени, локти должны находиться под углом в 90 градусов, между спиной и ногами должен быть прямой угол. Хорошо, если столешница парты немного наклоненная. Раз в четверть проверяйте, подходит ли парта вашему ребенку, не нужно ли предложить ему стульчик повыше или поднять столешницу. Те же требования предъявляйте и к рабочему месту ребенка дома;
  • О пальчиках рук. Предлагайте ребенку различные занятия на развитие мелкой моторики, научите делать гимнастику для рук. Такие занятия помогут быстрее привыкнуть к нагрузке на руки во время письма, снизят усталость пальчиков;
  • О физической нагрузке. В школе малыш большую часть времени проводит в сидячем положении. После занятий ему необходима достаточная нагрузка на все мышцы тела. Предлагайте ребенку ежедневно играть на улице в течение 1,5 часа, если есть возможность и желание отдайте в спортивную секцию по выбору сына или дочки;
  • О режиме дня. Для полного восстановления организма ребенок должен спать 10-11 часов в день, из которых 1 час приходится на дневной сон;
  • О соблюдении гигиены. В 7-8 лет в жизни ребенка происходит множество изменений, он подстраивается под новый режим дня, нагрузки. В первое время сын или дочка могут растеряться и начать забывать о необходимости соблюдения правил гигиены. Постарайтесь напоминать крохе о важности соблюдения этих правил, ненавязчиво контролировать их выполнение.
Материалы по теме  Фигурки из пластилина для детей: 12 пошаговых мастер-классов

Ребенок в 8 лет

Ежедневно малыш растет и меняется, организм медленно готовится стать взрослым

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Между 7-8 годами жизни отличия между детьми разного пола начинают нарастать. Становится больше особенностей в поведении, речи, восприятии критики и информации. Уже начинают закладываться основы будущего характера, формируются основы отношений с противоположным полом. В начальной школе для ребенка очень важно иметь контакт с родителем своего пола.

Мальчикам нужно показывать, как должен вести себя мужчина, учить его выполнять мужскую работу в меру сил ребенка, формировать уважительное отношение к девочками.

Малышкам важно общение с мамой, привлечение к бытовым задачам, которые выполняет мама, формировать уважительное отношение к мальчикам.

В 7-8 лет отчетливо видно, что мальчики и девочки — разные “планеты”. Все ярче заметны черты и особенности свойственные определенному гендеру:

  • Речь. Мальчики выстраивают свою речь с использованием глаголов-действия, предпочитают простые четкие предложения, редко ссылаются на эмоции, отношения. Для будущих мужчин важно понять, как работает тот или иной предмет, какие действия последуют после совершения поступка. Девочки наоборот. В их речи больше прилагательных, эмоционально окрашенных слов. Часто будущие женщины выстраивают сложные предложения, пытаясь донести свои эмоции, ощущения от происходящего;
  • Игры, игрушки. Мальчики чаще выбирают игры и занятия, связанные с физическими нагрузками (подвижные игры) или техническим изучением окружающего мира (конструкторы, наборы для опытов, различная техника). Девочки больше склонны к спокойным играм в узких компаниях. В своих играх малышки часто пытаются проиграть события, прочувствовать эмоции героев;
  • Восприятие критики. Нет смысла долго ругать, читать нотацию мальчику. Головной мозг мужчины не способен выдерживать долгое эмоциональное напряжение и очень быстро перестает воспринимать обращенную к нему эмоциональную речь. Чтобы объяснить мальчику, в чем он не прав нужно использовать простые короткие фразы, четко указывающие на неправильный поступок, избегать обращения к эмоциям ребенка, не пытаться вызывать у будущего мужчины эмоции. С девочками наоборот. Чтобы малышка оценила свой поступок правильно, нужно показать ей весь набор эмоций, которые были вызваны ее действием, рассказать в чем она не права. Яркие, наполненные прилагательными, даже эпитетами фразы помогут девочке лучше понять суть критики.
  • Эмоциональность, открытость. Мальчики в 7-8 лет часто становятся скрытными, перестают откровенно обсуждать с родителями свои чувства и эмоции. Чаще всего это связано с взрослением и влиянием сверстников на отношение к доверительным беседам с мамой или папой. Следует в этом возрасте подсказать карапузу, что в откровенности с близкими людьми нет ничего зазорного, но если сверстники смеются над этим, можно просто не рассказывать друзьям о доверительных беседах с мамой или папой. Девочки в вопросах эмоциональных отношений с родителями полная противоположность, для них важно иметь возможность обсудить с мамой или бабушкой важные вопросы, внутренние переживания. Единственным условием сохранения таких отношений с дочкой является серьезное отношение к ее размышлениям, фразам, эмоциям. Никогда не смейтесь над переживаниями своей дочки и она будет стремиться обсуждать с вами свой внутренний мир.

Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании

Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.

Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…

Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…

Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..

Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.

Кризис дошкольного возраста/кризис 7 лет

Начало этого периода обычно приходится на время активной подготовки к школе. Дети, которые начали посещать школу с 6 лет сталкиваются с ним чуть раньше, малыши, приступившие к обучению в 7 — чуть позже. Истоки этого кризиса кроются в приближении важных изменений в жизни ребенка. Ребенок начинает осознавать свое место в социальных отношениях, к уже имеющемуся внутреннему Я добавляется социальная роль. Чувствуя приближающиеся изменения, он переоценивает свою позицию, начинает пытаться соответствовать своему пониманию о взрослом поведении.

Основные признаки кризиса 7 лет:

  • Повышенное кривляние, попытка копировать поведение взрослых в чрезмерной манере. Мальчики могут пытаться копировать поведение папы: прийти и сесть с газетой перед телевизором, обращаться к маме со специфическими словами, выражать свои мысли в подчеркнуто взрослой манере;
  • Натянутое поведение, чересчур взрослое отношение к вещам, поступкам. В 7-8 лет малыш еще ребенок, но он хочет казаться взрослым, поэтому начинает резко отрицать все, что кажется ему детским, пытаться жить как взрослый;
  • Появление необоснованных капризов;
  • Конфликтность и негативизм. Некоторые дети в этот период начинают спорить со взрослыми, пытаясь выдвигать свои аргументы, подчеркивая свою самостоятельность.

Как преодолеть кризис дошкольного возраста:

  • Терпение. Не нужно кричать или спорить с ребенком. Если вы не согласны с его мнением, то постарайтесь спокойно его переубедить, предоставив ему понятные аргументы;
  • Не заставляйте играть или быть ребенком. Покажите крохе все стороны взрослой жизни. Если он предпочитает быть взрослым и не играть, то предложите ему заняться взрослым занятием: убраться в квартире, помочь вам постирать, приготовить ужин и т. д. Это поможет привлечь кроху к бытовым занятиям и даст ему возможность почувствовать себя взрослым. Желание играть вернется через некоторое время;
  • Не реагируйте на капризы, воспринимайте их спокойно. Каждое проявление негативизма пытайтесь обсуждать с малышом на понятном для него языке.

Кризисные явления обычно проходят в течение первого полугода, заканчиваются вместе с завершением адаптационного периода в школе.

Воспитание ребенка в 7 лет

Источники

  • https://alldoshkol.ru/vospitanie/lichnostnye-kachestva-rebenka-doshkolnika
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5b1ac152799d9d439675b02e/5d8ee70fbd639600b14c992f
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/kakie_kachestva_vazhno_razvivat_u_rebenka_s_rannego_detstva/
  • https://polonskaya-blog.ru/kak-vospitat-rebenka-liderom/
  • https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/uchenye-nazvali-tri-samyh-vazhnyh-kachestva-kotorye-garantiruyut-vashemu-rebenku-uspeh-v-zhizni-1950065/
  • https://kukuriku.ru/razvitie/kalendar/ot-7-do-8-let/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector