Как быстро учить стихи с ребенком: практические советы, стишки для детей 2-5 лет для заучивания и развития памяти

Методика развития памяти

  • Для развития памяти малыша приучают с самого рождения к ритмичной информации. С помощью скороговорок, загадок, стишков происходит естественное развитие памяти ребенка.
  • Под ритм стихотворения ребенок может делать движения руками, шаги, покачиваться туловищем, хлопать в ладоши.
  • Заучивать стихи можно вместе с мячиком. Строчку произносит взрослый, потом мяч передается ребенку, он произносит следующую строчку стихотворения. При таком заучивании, помимо памяти формируется и внимание.
  • Ребенок может нарисовать разучиваемое стихотворение с помощью одной картинки, целой серии зарисовок. Из них можно сделать книжку, использовать ее при декларировании выученного стихотворения.
  • Для упрощения процесса запоминания, в быту можно пользоваться рифмованными словами. Например, кашка для Сашки, мыло для Мили, конфеты для Светы. Придумать рифмы несложно, можно превратить это занятие в забавную игру.

Важно осознавать, что при целенаправленном воздействии на память можно рассчитывать на сохранение лишь незначительного количества информации, поскольку процесс основывается на нейрофизиологической природе. Помимо упражнений, которые направлены на формирование и развитие памяти, важно применять методы и приемы, которые упрощают запоминание.

Игровой прием для развития памяти

Не помогает такой способ развивать память ребенка? В таком случае используйте вариант многократного повтора одной и той же фразы. Сначала декларируйте стихотворение «для себя» в присутствии ребенка. Количество повторов должно составлять 2-3 раза. Далее произносите по 2-3 строчки, читая их с выражением, передавая интонацией суть стиха.

Совет! Для того чтобы привлечь внимание ребенка, можно рассадить в круг игрушки, декламировать стихи им.

Каждая игрушка должна голосом взрослого повторять одну строчку. В зависимости от вида игрушки, меняется интонация стихотворения. Постепенно к игре подключится и сам ребенок. Мощным оружием к развитию детской памяти является многократное повторение. В процессе игровой деятельности заучивание стихотворения будет для ребенка незаметным, взрослому не придется заставлять ребенка запоминать стихи.

Для того чтобы гарантировать постепенное развитие памяти путем запоминания стихов, в день желательно разучивать не больше двух строчек. За неделю можно выучить к детскому утреннику нужное стихотворение.

Методом заучивания («системой накапливания») пользовались индусы для передачи философских учений и священных знаний от поколения к поколению. Секрет успеха скрывается в постепенном переходе от небольшой фразы к огромному тексту путем многократного повторения.

Благодаря данной методике, выученное пересматривается с другой точки зрения, меняется впечатление от усвоенной информации. При частом повторении можно развить память ребенка, добиться усвоения им одновременно до 2-3 строчек.

Внимание! Нежелательно сразу предлагать ребенку к запоминанию большой объем информации. Важно соблюдать принцип постепенного увеличения информации.

Словесные игры на развитие памяти и внимания

Если у дошкольника или школьника трудности с памятью и вниманием, то без развивающих указанные сферы игр и упражнений научить ребенка учить стихи будет очень тяжело.

Рассмотрите следующие идеи.

  • Ассоциации (на увеличение словарного запаса).

Вы называете слово, а ребенок должен подобрать еще как минимум 5 слов, которые он связывает с названным. Например, трава — зеленая, весна, цветы, футбол, пикник. Постепенно увеличивайте количество требуемых ассоциаций, а если ребенок называет больше, не останавливайте его.

  • Слово плюс рифма.

На своем примере продемонстрируйте ребенку, как подбирать рифму. Затем предлагайте ему несложные слова, такие как «слон», «Люба», «мама», «дома». Когда он научится с легкостью подбирать рифмы к простым словам, можете усложнить задачу.

  • Где нет рифмы?

Читаете ребенку стишки, где нарушена рифма, попеременно с теми, где она присутствует. Он должен внимательно слушать и определить, где ошибка.

  • Что пропало? (развивает память)

Поставьте на столе игрушки и попросите ребенка их перечислить и запомнить. Затем он должен отвернуться, а вы – спрятать одну игрушку. Когда ребенок вновь повернется, спросите его, что пропало. Увеличивайте постепенно количество предметов в игре.

  • Запомни и расскажи.

В этом упражнении можете использовать просто картинки либо сюжет. Картинок должно быть не меньше 9, а назвать ребенок должен не меньше 7. Сюжет запоминается пересказом, т. е. описанием того, что именно происходило на изображении (можете помогать вопросами).

Девочка поет

  • Песенки.

Прослушивание песенок и их запоминание проходит проще, так как оно обычно непроизвольное. Ребенок просто слушает их часто, поэтому и получается заучить. Но тот факт, что песни тоже рифмованные, способствует речевому развитию и развитию памяти.

  • Рифмы и миниатюры.

Заранее подготовьте картинки, которые ребенок должен будет подставлять в стихотворение. Например:

Мимо пробегала мышка,

А за ней пушистый мишка (ребенок выбирает картинку с медведем).

Забежала мышка в дом,

Где живет усатый сом (указывает на изображение сома).

  • Загадки с рифмованными ответами.

На плече он сумку носит,

Письма по домам разносит.

Так скажите, кто же он?

Это добрый (почтальон).

  • Догадайся.

Составляете стих вместе с ребенком уже без помощи картинок. Просто начинаете предложение, а он должен закончить (поэтому выбирать стоит знакомые ему слова и конструкции).

Из крана текла (вода),

И дома случилась (беда).

Кто же не выключил (кран)?

Намок наш зеленый (диван).

Не стоит торопить ребенка, ведь он не может выучить стихи не потому, что они ему не нравятся. Поддерживайте его и старайтесь выбирать стихотворение для заучивания вместе с ним. Просто прочтите несколько и спросите, какое из них ему больше всего понравилось. Понравившийся стих он выучит быстрее и охотнее. Не стоит заставлять ребенка учить огромные стихотворения, чтобы потом похвастаться его достижением.

Не забывайте, что дети болезненно воспринимают свои промахи, и когда родители ругают их, вместо того чтобы помочь и поддержать, малыши замыкаются в себе. Чем раньше вы начнете учить стихи с ребенком, читать их и выразительно рассказывать, тем легче ему будут даваться более масштабные произведения в будущем. К тому же, в стихах часто содержится много полезной и ценной информации (нормы морали, сведения об окружающем мире и человеческих поступках).

Мотивация

Привлекаем любимые игрушки
Очень важно начинать изучение стихов еще с момента, когда малыш отправляется в детский сад. Задача родителей помочь своему чаду освоить данный навык, и очень важно на самом первом этапе знакомства с декламацией стихотворений не отбить все желание к данному виду работы. Как же можно мотивировать своего малыша, как привить истинную любовь к литературному творчеству?

  1. Разыгрывайте стихотворение по ролям.
  2. Переносите прочитанное на листок бумаги, создавая образы главных героев произведения.
  3. Используйте мягкие игрушки, чтобы они рассказывали стих или выступали в роле слушателей.
  4. Успешным будет процесс, проводимый в виде игры.
  5. Привлекайте других членов семьи в качестве слушателей. Пусть малыш выступает, декламируя выученный стих, а родственники хвалят его за достижения.
  6. Пусть ребенок чувствует вашу поддержку, учите стих вместе.

Плюшевый медведь с книгой в руках

Учим стихи между делом

Если ваш ребенок и слышать ни чего не желает о заучивании стихов, не настаивайте. Предлагаю пойти от противного, как Григорий Остер в своих “Вредных советах”. Не нужно ничего учить, зачем это еще.

Вместо этого предложите ребенку заняться его любимым делом: рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, раскрашивать, выкладывать узоры из мозаики. Словом заняться тем, что ваш ребенок делает с большим удовольствием. Главное, чтоб это дело не требовало ни каких диалогов.

А вы тем временем рядышком сядите и начнете с ребенком разговаривать. О чем? Да о чем угодно! А вот потом неназойливо скажите примерно следующие: “Я такую интересную историю (ни слова про ненавистные стихи) сегодня прочитала. Сейчас я ее тебе расскажу”. И начинаете рассказывать стихотворение.

Оно действительно должно содержать какую то историю, а не быть, скажем, о природе. Для начала рекомендую взять короткие стихи из репертуара Агнии Барто. Их содержание понятно маленькому ребенку, всегда содержательны и очень нравятся детям. Стихотворение вы должны именно рассказать, а не прочитать по книжке.

Теперь попробуйте поговорить о содержании стихотворения. Ребенок включился в разговор? Замечательно! Можно попробовать подсунуть ему книжку со стихотворением и с картинками. Попробуйте вместе с ребенком повторить историю, описанную в стихотворении, прозой.

Если ребенок не заметил подвоха, охотно включился в разговор и заинтересовался книжкой со стихотворением, то можете себя поздравить. Прочитатйте стихотворение еще один-два раза и попробуйте поиграть в одну из приведенных ниже игр по разучиванию стихов.

Если же вам не повезло и ребенок все таки не захотел обсуждать историю, значит отложите все до следующего дня. На следующий день попробуйте проделать тоже самое, но с другим стихотворением.

Если же снова ребенок игнорирует и не включается в содержание стихотворения, то у вас только один выход – проигнорировать это отношение ребенка и продолжать читать стихотворение. Затем попробуйте поиграть с ребенком в игры для заучивания стихов.

Учим стихи играя

Мы не скажем, а покажем.

Эта игра обычно очень хорошо воспринимается детьми. Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать соответствующие движение.

Иначе говоря, изобразить содержание стихотворения без слов, действиями. Получается некая пантомима. На первых порах вам придется помогать ребенку придумывать движения, но потом ребенок будет прекрасно справляться сам.

Обычно эта игра проходит очень весело, дети начинают веселиться и дурачиться над своими придуманными движениями. Не бойтесь, что это отвлечет его от главной цели – разучивания стихотворения – нет! Наоборот создаст позитивный мотив для заучивания наизусть.

Доскажи словечко.

Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка договорить это последнее слово. Если ребенок затрудняется не торопитесь подсказывать – пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре. Обязательно похвалите малыша.

Эхо

Вы читаете стихотворение по одной строчке, а ребенок повторяет за вами, как эхо. Если ребенок справляется повторять по одной строчке, можно предложить повторять по две строчки и затем целыми четверостишиями.

Ты мне, я тебе

Для этой игры вам понадобиться мяч. Вы читаете первую строчку стихотворения и бросаете мяч ребенку. Ребенок читает наизусть следующую строчку стихотворения и возвращает вам мяч. И так пока стихотворение не будет рассказано полностью. Затем можете предложить поменяться местами и стихотворение первым начнет читать ребенок.

Театр Петрушки

Если у вас есть куклы из театра Петрушки или перчаточный театр, то можно предложить устроить спектакль для игрушек или для других членов семьи. Очень хорошо если есть возможность пригласить других детей. Тогда дети смогут по очереди быть артистами и читать для всех свои любимые стихи.

Учим быстро

Мама рассказывает дочке считалочку
Рассказывайте ребенку считалочки, потешки или стихи при любом удобном случае

Если вас интересует вопрос, как научить ребенка рассказывать стихи, чтоб процесс занимал не слишком много времени, то можно воспользоваться следующими советами.

  1. Для тренировок подбирается стихотворение таких детских писателей, как Самуил Маршак или Агния Барто. Именно такие произведения написаны на доступном для деток языке, что позволит намного быстрее запомнить их содержание.
  2. Отдавайте предпочтение произведениям, в которых содержится много глаголов и существительных.
  3. Хорошей практикой для тренировки мозга является включение детских песен с целью, чтобы малыш мог выучить слова. Это своеобразная тренировка мозга для дальнейшего запоминания стихотворений.
  4. Сделайте так, чтоб стихи звучали, как можно чаще в жизни ребенка. Вы можете рассказывать потешки, собираясь на улицу или по дороге в магазин. Тренируйте память малыша, рассказывая новые стихотворения, повторяя старые по дороге в детский сад.

Когда я с сыном приступаю к изучению нового стихотворения, читаем его вслух, проговариваем содержание, затем учим по частям. Сначала две строчки, потом еще две, все объединяем и приступаем к следующему четверостишью, и так далее.

В последнее время мы все чаще стали практиковать метод «учителя и ученика». Мы попарно читаем произведение. Потом начинаем учить. Сначала я рассказываю, он меня исправляет, подсказывает моменты, которые вылетели из головы. Затем мы меняемся ролями, и теперь он рассказывает стихотворение, а я выступаю в роли учителя. Почему данный метод пользуется у нас большим успехом? Во-первых, ему интересно побывать на месте педагога, сделать какие-то замечания, во-вторых, проявляется дух соперничества, он хочет рассказать лучше меня, показать, что способен быстрее выучить новый стих. Таким образом, даже большие стихотворения мы учим за 30 минут.

Методики

Девочка рисует
Способ изображения прочитанного эффективен для запоминания стихотворения

Некоторым школьникам тяжело выучить стихотворение, заданное на дом. Как бы родители не старались, не повторяли с ним день за днем один и тот же текст, ребенок все равно будет волноваться на уроке и мечтать, чтобы его не вызвали. Конечно, найдутся и такие детки, которые с радостью изучат новое стихотворение и буду тянуть руку, чтобы первыми ответить. Для того чтобы добиться результатов второго сценария, используют простые методики, знакомство с которыми можно начинать еще перед первым классом. Вы должны понимать, что это значительно облегчит жизнь будущего школьника.

  1. 5 на 5. Если малыш уже в состоянии самостоятельно читать стихотворение, то предложите ему раз за разом перечитывать выбранный текст, но только про себя. Желательно совершать это действие пять раз. После этого необходимо столько же раз прочитать текст вслух. Родители внимательно слушают, обращают внимание малыша на паузы и правильную интонацию. После этого можно приступать к изучению наизусть.
  2. Ассоциации. Придумывайте образы, которые помогут сформировать представление о произведении. Ребенку будет гораздо легче запомнить такой стих. Особенно удачными будут ассоциации при возникновении непонятных слов.
  3. Рисуем стих. Хороший метод, который подходит даже малышам. Мама может читать стихотворение, желательно, по четверостишью. Задача ребенка — иллюстрировать услышанное. Это поможет лучше представить общую картину.
  4. Собираем строчки. Задача родителей — несколько раз прочитать стихотворение или предложить это сделать самому ребенку. После этого распечатать произведение, желательно, крупным шрифтом и нарезать на строчки. Все, что нужно сделать малышу — собрать их в правильной последовательности.
  5. Полное погружение. Предложите ребенку почувствовать на себе происходившее в произведении. Пусть он буквально перенесется в то место, представит себя в роли главного персонажа.
  6. Учим частями. Данный метод особенно хорошо подходит к стихотворениям большого размера. Зачастую детей пугает, что стих слишком длинный, они начинают волноваться и думают, что им не справиться с таким объемом информации. Поэтому, лучшим способом является разделение текста на четверостишья и постепенное их изучение. Вам необязательно справляться со всей работой в один вечер, можно разбить материал на пару дней.
  7. Представление. Очень хороший метод, когда работает и слуховая и зрительная память. Родители могут разыграть целый спектакль, чтоб ребенок смог еще и наглядно осознать материал.
  8. Аудиозапись. Если у вашего малыша хорошо развита слуховая память, то данный метод может быть весьма кстати. Ребенок может сам, с интонацией, выразительно прочитать стихотворение, при этом, записывая его на диктофон. Все, что ему остается — это прослушивать аудиозапись, пока она полностью не отложится в его памяти.
  9. Читаем на ночь. Считается, что стихотворение, прочитанное перед сном, наилучшим способом откладывается в памяти малыша. Некоторые даже кладут книгу под подушку, думая, что за ночь стих запечатлится в их памяти.

5 Х 5

девочка-читает

Этот метод основан на том, что ребёнок пять раз читает стихотворение про себя, задумываясь и вникая в смысл каждого четверостишия. Затем 5 раз читает стихотворение вслух, с выражением и правильной интонацией. А вы послушайте, как ребёнок будет читать, поправьте его, если нужно, исправьте интонацию, укажите, где необходима долгая пауза, а в каком месте не стоит останавливаться. С этого можно начать изучение стихотворения.

Великолепная восьмерка

мальчик-удивленно-читает

Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. Бывает, моя дочь Александра только в книжку посмотрит, а потом жалостливо так: «Ооооо, я это никогда не выучуууууу, так мнооооого…». В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!

Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.

Полное погружение

морозное-утро-в-деревне

Ну а теперь включаем воображение и ныряем с головой в стихотворение. Постарайтесь перенестись в то время, которое описано в стихе. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.

Ассоциации

мама-и-дочка-смеются

Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.

Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.

Всё наоборот

мальчики-стоят-вверх-ногами

А этот метод позволит немножко отдохнуть, но с пользой для дела! Это метод чтения строк стихотворения с самой нижней и по порядку к самой верхней. Это нестандартный способ, с помощью которого вы покажете ребёнку, что заучивание стихотворения это не тяжёлый труд, а скорее развлечение.

Рисование стихотворения

мама-смотрит-как-дочка-рисует

А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

Книжку под подушку

мальчик-спит-в-кровати

Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.

Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.

Диктофон

ребенок-слушает-музыку-в-наушниках

Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.

Театр

дети-играют-в-театре

О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.

Разрезанные строчки

ножницы-режут-бумагу

А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.

Совет №1

Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а вы уже начитываете ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания.

Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали произведения малышу — что-то да запомнит, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!

Совет №2

Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка. Иногда воспитатели в детских садах ошибочно приучают детей невыразительно читать стихи. Коллективное заучивание превращается в сплошное «На-на, на-на, на-на, на-на…» Так что берите ситуацию в свои руки и старайтесь учить стихи индивидуально! Если малыш не познает красоту поэзии в детстве, то вряд ли он обратится к ней во взрослой жизни.

Совет №3

Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенка, его легче будет выучить. Не стоит четырехлетнего малыша заставлять заучивать отрывки из «Евгения Онегина». Учите с ним лучше детскую классику — Барто, Чуковского, Михалкова. Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные тексты. Пока они только учатся, то прислушивайтесь к детскому темпераменту, ведь в школе уже никто не будет считаться с особенностями вашего малыша.

Совет №4

Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком.

Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком. Посвятите его маме, бабушке, тете или же Деду Морозу. Лишь в 7-8 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить для своего удовольствия.

Совет №5

Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге. И пока чадо будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз.

Такой подход приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно формируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной работы можете начинать процесс заучивания.

Совет №6

Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение.

Методы заучивания стихотворений:

  • Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.
  • Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
  • Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
  • Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.

Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.

Совет №7

И последний совет: нарисуйте с крохой каждое выученное произведение. Создайте свою авторскую иллюстрацию к нему, подпишите автора и название. А затем складывайте эти рисунки в отдельную папку. В дальнейшем так приятно будет рассматривать их с близкими и вспоминать ранее выученные стихотворения!

Это отличный способ мотивировать малыша для пополнения литературных знаний, а заодно и своеобразный подсчет его достижений.

Как учить стихи с ребенком 2-3 лет: полезные советы по работе с детьми, особенности заучивания стихотворений, примеры

Учить стихи с ребенком очень важно и нужно, однако, делать это стоит правильно, чтобы малыш получал от процесса удовольствие, а произведения заучивались быстро и легко.

Учить важно как с малышами, так и постарше
Учить важно как с малышами, так и постарше

Для того чтобы достичь положительных результатов в этом, порой нелегком деле, воспользуйтесь следующими советами:

  • Если вашему крохе 2-3 года. Нужно понимать, что ребенок такого возраста не всегда хочет и может заучивать огромные стихи, более того, такое занятие может не прийтись ему по душе.

Особенность заучивания потешек и стишков с детьми 2-3 лет заключается в следующем:

  • Нужно выбирать небольшие произведения, которые будут интересны и понятны вашему крохе. Для младшего возраста отлично подойдут произведения А. Барто «Игрушки», Д. Хармса «Кораблик» и т. д.
  • Желательно чтобы в стихе описывались те животные, предметы, вещи, которые ваш малыш уже знает и различает, так ему будет гораздо проще представить, о чем этот стих.
  • Для маленьких детей выбирайте стихи и потешки с явно выраженной рифмой, они учатся гораздо проще и быстрее других. Изначально предлагайте малышу заканчивать строчку словом, которое рифмуется, затем рассказывайте по очереди строки и только после предлагайте крохе рассказать произведение целиком.
  • Превращайте процесс заучивания стихов в игру. Например, рассказывайте потешку и тут же показывайте, о чем идет речь. Для примера возьмем известный, пожалуй, всем стих А. Барто «Идет бычок, качается». Вы можете изобразить того самого бычка, показать как он идет, качается. На моменте «…вздыхает на ходу», вздохните, возьмитесь за голову. То есть изображайте все, о чем рассказывается в стихотворении. Так ребенок будет запоминать строки еще проще и быстрее, а главное, это не будет ему надоедать, поскольку все будет восприниматься как игра.
  • Не заставляйте ребенка слишком долго учить стишок, так как это начнет нервировать его и быстро наскучит. Старайтесь повторять строки каждый день, но в разное время.

Малышам
Малышам

К новому году

К Новому году

Малышам

Малышам

Легкие
Легкие

Список

Как учить стихи с ребенком 4-5 лет: полезные советы по работе с детьми, особенности заучивания стихотворений, примеры

С детками 4-5 лет процесс заучивания стихотворений выглядит немного иначе. Таких ребят стоит приучать к тому, что иногда стихи нужно учить и для этого нужно соблюдать хоть и не строгую, но дисциплину:

  • Детям среднего дошкольного возраста нужно ставить задачу по заучиванию произведений. Лучше всего для такого процесса выделять какое-то определенное время, но занятие должно длиться не более получаса, чтобы ребенок не уставал и не терял интерес.
  • Выбирайте более объемные стихи, со смыслом, но такие, которые будут доступны в понимании ребенку 4-6 лет.
  • Старайтесь учить стих целиком, а не по строчкам. Именно таким образом ребенок будет лучше понимать, о чем рассказывается в произведении и соответственно будет лучше его запоминать.
  • Не забывайте деткам такого возраста так же, как и более маленьким, объяснять значение новых и непонятных для них слов.
  • Не требуйте от ребенка точного запоминания стиха, да еще и в короткий срок. Изучение 1 стиха, состоящего из 2-х четверостиший, может занять несколько недель. Зато после ребенок будет рассказывать его осознанно, с живыми эмоциями и интонацией.
  • Также можно проводить обучающий процесс в виде игры, например, используя мяч. Для начала несколько раз прочитайте вместе с ребенком стих, который вы будете учить. Далее зачитывайте строчку и бросайте ребенку мяч. Как только мяч окажется в его руках, он должен повторить строчку, которую вы рассказали (сначала с вашей помощью, если нужно). Таким образом вы будете изучать стих в непринужденной обстановке.
  • Когда ребенок более-менее запомнит текст, предложите играть немного иначе. Мяч у вас в руках, вы говорите 1-ю строчку произведения и бросаете мяч крохе. Ребенок уже не повторяет эту строчку, а по памяти рассказывает следующую и так по очереди. Этот метод заучивания произведений пользуется большим спросом и является действенным.


От 3 лет

Деткам
Деткам

Постарше
Постарше

Как видите, выучить стих с ребенком не так уж сложно, однако, для этого нужно потратить немало времени и сил. Главное в этом деле не торопиться, с пониманием относиться к своему крохе и не требовать от него невозможного.

Для маленьких и больших
Для маленьких и больших

Для деток постарше

Общие правила разучивания стихов с дошколятами

Честно говоря, я за двенадцать лет работы в детском саду, не могу вспомнить ни одного ребенка, который бы категорически не хотел учить стихи. Проблемы возникают с детьми, которые плохо говорят или у ребенка есть дефекты в произношении звуков. Здесь уже требуется терпение и тактичность со стороны взрослых, а так же тесное сотрудничество с логопедом.

Итак, при разучивании стихов придерживайтесь следующих правил:

  1. Стихотворение следует прочитать ребенку 2-з раза
  2. Побеседуйте по содержанию стихотворения (о чем стихотворение, что запомнилось больше всего и т.д.)
  3. При очередном чтении стихотворения предложите ребенку вместе с вами рассказывать все, что он запомнил
  4. Предложите поиграть в одну из выше приведенных игр. Или можно играть во все по очереди. Порядок игр соответствует правилам заучивания наизусть стихов.
  5. Не стоит сразу заучивать все стихотворение. Можно учить по две-четыре строчки каждый день. Неделя – это нормальный срок разучивания стихотворения к празднику.
  6. Стихи нужно с самого начала учиться рассказывать выразительно. Для этого сами никогда не читайте стихи монотонно и на распев. Очень часто взрослые при первом разучивании читают стихи чуть ли не по слогам, думая что так малыш лучше усвоит слова стихотворения. Ребенок будет копировать ваше чтение и в последствии ему очень трудно будет объяснить, что стихи читаются по другому. Вы ведь его так научили.
  7. Возьмите за правило никогда не критиковать ребенка. Критикой и резкими замечаниями вы только посеете лишние комплексы у малыша, а они ему ох как будут мешать в школьные годы. Да и мы, взрослые люди, очень часто страдаем от комплексов, которые зародились еще в детстве.
  8. Ну и последний совет. Есть версия, что перед сном мозг наиболее восприимчив к запоминанию. Если ваш малыш не смотря на все ваши старания плохо запоминает стихи, попробуйте читать ему их на ночь. А утром предложите вспомнить то, что было прочитано перед сном.

Заключение

Для большинства детей в младшем школьном возрасте характерно механическое запоминание рифмованной информации. По мере развития ребенка, у него появляются сложности с заучиванием стихов и текстов.

Для устранения подобной проблемы, можно предлагать детям следующие задания:

  • делить большой текст на отдельные части;
  • составлять план;
  • выделять основные словосочетания или отдельные слова;
  • пересказывать текст, пользуясь ключевыми фразами.
Источники
  • https://pedsovet.su/metodika/6471_kak_uchit_stihi_s_rebenkom_let
  • https://Razvivashka.online/metodiki/nauchit-rebenka-uchit-stihi
  • https://zdorovyemalisha.ru/razvitie/kak-nauchit-rebenka-stiham.html
  • https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/332801392/
  • https://shkolala.ru/uchat-v-shkole/literaturnoe-chtenie/10-sposobov-viuchit-stihotvorenie/
  • https://www.Kleo.ru/items/kids/kak_uchit_stihi_s_rebenkom.shtml
  • https://heaclub.ru/kak-bystro-uchit-stihi-s-rebenkom-prakticheskie-sovety-stishki-dlya-detej-2-5-let-dlya-zauchivaniya-i-razvitiya-pamyati

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector