Как научить ребенка правильно писать: практические советы родителям

Рекомендации для родителей

О том, как научить ребенка писать без ошибок, следует задуматься как можно раньше. Нужно оказывать много внимания такому ребенку и в школе, и дома. Только при систематическом подходе можно добиться позитивного результата. Психологи и логопеды дают несколько полезных рекомендаций для родителей:

  • Внимательно следить за тем, какие ошибки были совершены в течение дня. Выполняя домашние задания, можно ненавязчиво проговаривать правильно слова, таким образом повторять орфограммы.
  • Постараться привить малышу любовь к чтению. Начитанные люди допускают гораздо меньшее количество ошибок благодаря автоматической памяти. В дальнейшем ребенок может не знать правил, но писать должен как следует.
  • Обращайте внимание на слова, которые встречаются ребенку в повседневной жизни. Вывески, реклама, телевизор – акцентируйте на правильном написании трудных слов.

Самое важное правило – не ругать и не критиковать ребенка. Он не виноват, что у него такая проблема, и если занизить самооценку, можно добиться только еще большего регресса. Родители просто обязаны в первую очередь трудиться сами, не жалеть времени, изучать вопрос. Существует широкий выбор специализированной литературы. Например, очень полезной может оказаться серия книг Шкляровой Татьяны Васильевны. Рассказывает Шклярова, как научить ребенка писать без ошибок, легко и доступно объясняет.

как научить вашего ребенка писать без ошибок

Как отличить рассеянность ребенка от дисграфии?

Часто взрослые не могут понять, что у ребенка серьезные нарушения воспроизведения речи на бумаге. Даже опытные педагоги могут ошибочно думать, что тот банально ленится. На самом деле определить дисграфию не так уж и сложно. Следует элементарно более внимательно присмотреться к записям маленького ученика. Обычно ошибки при этом отклонении имеют свои отличительные черты. Следует обратиться к логопеду, если ребенок допускает следующие ошибки:

  • Пропускает одни и те же буквы в словах.
  • В ударных слогах допускает ошибки с написанием гласных.
  • В словах меняет слоги местами.
  • Не дописывает слова или же придумывает лишние окончания.
  • Некоторые буквы прописывает по несколько раз.
  • Пишет не буквы, а их зеркальное отражение.
  • Пропускает мягкий и твердый знаки.
  • Пишет, не обращая внимания на линию.
  • Регулярно выходит за поля.
  • Забывает о заглавных буках и не понимает, где ставит точки.
  • Не разбирается, как переносить слова.

как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок

Как правильно садиться за парту для письма?

Для достижения желаемого результата важна каждая деталь. Как научить ребенка писать грамотно без ошибок и с чего начинать обучение? Правильно сидеть за своим рабочим местом – первый шаг к освоению грамоты:

  • Научите ребенка сидеть ровно и не наклонять спину назад, в сторону.
  • Между грудной клеткой и краем стола должен свободно проходить детский кулачок, но большим расстояние не должно быть.
  • Рука, которой пишет малыш, может находиться только на поверхности парты.
  • Голову можно немного наклонять.
  • Угол сгибания колен – только прямой.
  • Нижний уголок тетради обращать по направлению к центру груди под углом 45 градусов.

как научить ребенка писать диктанты без ошибок

Проверяйте домашнее задание

Чтобы вовремя заметить ошибку и проработать её дома, проверяйте домашнее задание. Ребёнку полезно устно формулировать ответы и объяснять, по какому правилу он написал ту или иную орфограмму. Так школьник сможет заметить ошибки и быстрее запомнить теорию.

Разработайте алгоритм

Алгоритм — это последовательность действий, которая за определенное конечное количество шагов приводит к нужному результату.

До того, как ребенок начинает учиться писать, у него нет вообще никакой программы с точки зрения орфограмм.

Итак, он научился писать, и у него появляется первая программа — когда я пишу, я просто пишу те буквы, которые слышу (т.к. когда мы учим малыша писать, мы всегда произносим/диктуем слова четко).

Иногда бывает так, что эта первая дорожка, как асфальтированная дорога — самая прочная и широкая нейронная дорожка в его голове, а остальные, которые появляются позже — они такие тоненькие, что по ним сигнал не идет. Т.е. когда ребенку дали новую программу “ЖИ, ШИ — пиши с буквой И” — у него все равно «выстреливает» асфальтированная дорога/программа «как слышу, так и пишу».

Это надо знать и принимать во внимание, если у ребенка есть проблемы с запоминанием правил. Ребенок с врожденной орфографической зоркостью легко и просто запоминает новый алгоритм и также легко его применяет.

Хороший способ — разработать с ребенком программу-алгоритм «Написание гласных Е-Ё-О после шипящих и Ц в существительных и прилагательных»

Создавайте образовательные плакаты

Этот способ широко используют и рекомендуют в школе.
В чем плюс плаката (особенно, нарисованного самостоятельно)? При составлении такого плаката задействованы все виды восприятия, и ребенок сам (или с вашей помощью) систематизирует информацию. С покупным плакатом ситуация хуже — если просто купить и повесить его на стену, он так и будет там просто висеть.

Материалы по теме  Почему шелушится кожа на лице и что с этим делать

Но есть и минус — когда ты постоянно видишь перед глазами подсказку, в голове ничего не откладывается — глаз “замыливается”.

В школах, если в кабинете есть такие плакаты, то на время контрольных работ они закрываются. В своей учительской практике, когда мне достался 4 класс из 17 самых слабых учеников параллели, я сняла все эти плакаты и сделала вместо них «парту знаний», на которой были написаны все правила по русскому и математике, все словарные слова и т. д. И это сработало на “Ура”.

Вы можете сделать подобный плакат для своих — взять лист ватмана и на маленьких карточках (не слишком мелких, чтобы можно было прочитать легко!) написать все основные правила.

Важно, при работе с образовательными плакатами в первый раз, объяснить и показать ребенку, как искать нужную информацию: если словарное слово, то его ищем здесь, если таблица умножения — здесь и т. д.

У моего старшего сына подобный уголок знаний в виде таблицы умножения был на кухне (максимально удаленная комната от детской). И пока он ходил туда-сюда за подсказками, он запомнил всю таблицу.

Как еще сделать плакат? Нарисуйте четырех человечков: девочка — приставка (накрыта зонтиком, потому что пошел дождь и девочка — потому что переменчивая), корень — мальчик с улыбкой (почему с улыбкой — спросите у детей), грустный мальчик — суффикс (почему он грустный?) и окончание — мальчик с большой коробкой с подарком внутри, и он пришел в гости (но приходит не всегда).

А еще первые три ребенка стоят на какой-нибудь подставке (платформе и т.д) — это основа слова.
Вот вам и образовательный плакат!

И если у ребенка есть трудности с последовательностью выделения частей слова «приставка-корень-суффикс-окончание» — то эта проблема в данном плакате решена. Такой плакат может быть растущим — т.е. когда добавляется информация или правила по каждой части слова — мы добавляем ее туда же.

Приставки можно нарисовать в виде цветочка с 6 лепестками или 6-конечной звездочки и на каждом лепестке (лучике) выделить разным цветом орфограммы приставок (оТ, наД, поД, в, с, оБ). И сразу будет видно, например, что приставки «з» не бывает.

Либо создать «Цветик-семицветик» с правилами об использовании приставок «пре-» и «при-»

Учите школьника понимать правила

Подчеркнём: не зубрил, а учил с понимаем. Читая правила, важно запоминать чёткий алгоритм, почему определённое слово пишется по одному пункту правила, а второе слово — по иному. Для этого родителю не обязательно быть педагогом. Достаточно взять пример из правила и разобрать его пошагово, как это делается в объяснении.

Допустим, ребёнку сложно запомнить, почему в слове «гора» необходимо писать букву О. Для этого слово нужно проверить, подобрав к нему однокоренное или поставив в другую форму так, чтобы на О падало ударение.

Объяснение может выглядеть так. Выписываем слово на листок, выделяем в нём корень, подчеркиваем гласную О (орфограмму) и изменяем форму слова (гор-а — гОр-ы) или подбираем однокоренное (гор-а — гОр-н-ый). Итак, все условия правила выполнены.

Можно приступать к закреплению на примере других слов, чтобы пришло понимание правила. Заучивать стоит только исключения, а их в русском языке немало.

Язык подобен пирамиде. Каждый его кирпичик имеет своё место. Без любой составляющей конструкция рассыпается. Орфография стоит на двух китах: часть речи и часть слова, а дальше уже — выбор правила. Невозможно написать верно, опираясь лишь на звучание слова: СМЕШОН и ЛИШЕН, прЕбывать на даче и прИбывать на дачу, выкачЕнная бочка и выкачАнная нефть.

Учите правила в стихотворениях

Если после корня — «А»,
В корне будет «И» всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер — вытирай.

Или, например, такое:

Шёл по улице удачник,
Весь в глиже, одетый брежно,
И на вид он очень взрачный,
Сразу видно, что годяй!
Он людимый, он имущий,
Удивительный дотёпа,
Он доумок и доучка,
И доразвитый вполне.
А ему идёт навстречу
Врастеничная Смеяна,
Языком вполне цензурным
Говорит ему взначай:
Я уклюжая такая,
И природная поседа,
Я радивая ужасно,
Очень ряшество люблю!
А давай-ка мы с тобою
Будем жить в законном браке,
Ведь такой кудышной пары
Сыщут вряд ли кто и где!

Материалы по теме  Как научить ребенка понимать часы: упражнения и методики

© Юрий Басин

Такие стихотворения позволяют ребенку «оживить» правило, нарисовав его в голове в картинках. Я не вижу смысла учить стихотворения на каждое правило, но если ваш ребенок допускает ошибки и «просто выучить правило» — не помогает, то вы можете выбрать любой из предложенных способов и использовать тот, который подойдет. И, возможно, если до этого ребенок систематически ошибался, на этот раз он легко запомнит трудное для него правило.

Превратите учение в игру

Приготовьте карточки со словами, в которых ребёнок делает ошибки. Условия игры могут быть разными: вытянуть карту и объяснить написание слова; разложить карточки по стопкам «Слова с буквой А», «Слова с буквой О» и так далее. Или попросите школьника на время побыть учителем и объяснить вам определённое правило, продиктовать текст. Варианты могут быть разными, главное, чтобы у ребёнка был интерес и это помогало ему писать без ошибок.

Школа работает над тем, чтобы научить ребёнка писать без ошибок. Но зачастую не все ребята могут запомнить правило даже с третьего раза. На это влияют личные особенности школьника (память, внимание, концентрация), количество отведённых на правило уроков и обстановка в классе.

Поэтому если ваш ребёнок что-то недоучил, а школьная программа движется дальше, помогите ему запомнить пройденное правило. Ведь в будущем абитуриенту необходимо сдавать школьные экзамены, готовиться к сдаче ЦТ. Вот тогда и напомнят о себе недоученные правила и темы. Заботьтесь о будущем заранее!

Родители могут поиграть дома со своими детьми.

1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение “Волшебный диктант”.

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).

2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение “Образ слова”.

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение “Весёлый мультфильм”.

Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение “Шифровка”.

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

Как научить ребёнка писать без ошибок?

5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение “Зоопарк”.

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Советы родителям

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
  • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
Материалы по теме  Глисты при беременности: влияние на плод, как избавиться, лечение, профилактика

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.

Как научить ребенка писать под диктовку

Когда в школе наступает пора диктантов, пришедших на смену списыванию, ученикам становится уже не так весело. Подсматривать больше некуда, слова нужно знать и запоминать новые, знаки препинания тоже приходится учиться ставить правильно.

Традиционно диктанты начинаются у школьников со 2-го класса, и очень хорошо, если ребенок будет к этому готов. Подготовить же его вы можете сами, регулярно устраивая дома диктанты. Однако делать это необходимо правильно, и для этого тоже существует замечательная методика (она подходит и для старших дошколят и для учеников 1-го и 2-го классов).

Алгоритм применения методики таков:

Сначала проводится небольшая подготовка:

  • Ребенок читает текст диктанта
  • Вы вместе с ребенком обсуждаете проблемные места в тексте, вспоминаете правила написания букв, необходимые для грамотного письма
  • Вы объясняете ребенку, что во время письма под диктовку он может про себя или шепотом проговаривать слова, которые пишет, по слогам

Кстати говоря, самые трудные слова (или слова, которые нужно запомнить на текущий учебный год) можно выписать на небольшие карточки, а затем развесить по квартире. Попадаясь ребенку на глаза, они будут автоматически отпечатываться в его памяти.

После подготовки переходите к диктанту:

  • Первый раз вы читаете каждое предложение целиком, а второй раз – по словосочетаниям
  • Ребенок прослушивает предложение (когда вы читаете первый раз), а затем приступает к его написанию (когда вы читаете второй раз)
  • По завершении диктанта ребенок вслух перечитывает написанное

Если в процессе вы заметили, что ребенок замешкался при написании какого-то слова, можете дать небольшую подсказку, например, назвать букву, которую нужно написать. А в случае, когда в написанном тексте найдены ошибки, просите ученика вспомнить правила написания того или иного слова, а затем самостоятельно исправить недочет. На следующий день или через день можно повторить тот же самый диктант.

Несмотря на то, что рассмотренные выше методы уже много лет используются родителями и педагогами, есть и еще ряд вспомогательных инструментов, позволяющих научить ребенка писать грамотно. Мы расскажем лишь об одном из них – это метод Д. И. Тихомирова, о котором мы обещали вам рассказать.

Правила написания диктантов, которые ребенок должен знать

Может вопрос о том, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок, и покажется сложным, но это не так. Не стоит бояться трудностей. Нужно всего лишь:

  • Объяснить маленькому ученику, что самое главное – не спешить.
  • Не стоит писать тогда, когда нужно слушать.
  • Не списывать.
  • При написании можно мысленно проговаривать слово по слогам.
  • Когда учитель читает второй раз, нужно внимательно следить за тем, что написано в тетради.
  • Несколько раз повторно прочитать свою работу.
  • Быть терпеливым к своему ребенку. Для достижения результатов и взрослым требуется немало времени, а детям, в силу возраста, намного сложнее.
  • Не ругать за плохие оценки.
  • Хвалить даже за незначительные успехи.
  • Попробовать посоревноваться с ним. Можно иногда и поддаться, ведь постараться написать лучше, чем взрослый – главный интерес малыша. Во время таких соревнований можно предложить ребенку найти ошибки у мамы.
  • Завести специальную тетрадку для списываний. Пусть дочь или сын записывает в нее любимые стихи, отрывки из произведений.
  • Следить за внимательностью ребенка – пусть он попытается ни на что не отвлекаться.
  • Если вы взялись за диктанты, нужно правильно произносить каждое слово, делать обоснованные паузы.
  • Попробовать писать зрительные диктанты.
  • Следить за тем, чтобы ваш ученик проговаривал то, что он пишет.
  • Не перегружать ребенка.
  • Развивать моторику рук.
  • Побольше гулять на свежем воздухе, пусть это, на первый взгляд, и не относится к вопросу о том, как научить ребенка правильно писать без ошибок, но кислород очень помогает хорошей работе мозга.
Источники
  • https://FB.ru/article/353022/kak-nauchit-pisat-rebenka-bez-oshibok-za-korotkiy-srok
  • https://adukar.by/news/kak-nauchit-rebyonka-pisat-bez-oshibok-sovety-prepodavatelya-adukar
  • https://gladtolearn.ru/blog/10-sposobov-zapomnit-orfogrammu-chtoby-nauchit-rebenka-gramotno-pisat/
  • https://www.7ya.ru/article/Kak-nauchit-rebenka-pisat-bez-oshibok/
  • https://4brain.ru/kidwrite/gramota.php

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector