Как развивать фонематический слух: что такое, нарушения, игры,

Что такое фонематический слух

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.

Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.

Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:

•    ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;

•    ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;

•    он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре.

В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.

Зачем развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

•    ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);

•    ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Какими бывают нарушения фонематического слуха?

Обычно фонематический слух развивается к пятилетнему возрасту. Но иногда его формирование задерживается. Это может быть вызвано проблемами во внутриутробном периоде или во младенчестве. При этом физиологический слух порой прекрасно развит, ребенок произносит все звуки правильно.

В этом случае родители не замечают проблемы. Но когда ребенок идет в школу и начинает писать, появляются ошибки. Получив рекомендации обратиться к логопеду, многие родители недоумевают: зачем, если ребенок хорошо говорит?

Но часто при нарушении или недоразвитии фонематического слуха звукопроизношение также нарушено. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п. 

В письменной речи возможны следующие ошибки::

  • замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
  • пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «корва» вместо «корова»;
  • перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
  • недописывание слов: «пое» вместо «поет», «разны» вместо «разный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Чаще всего дети не слышат именно звук [й’] – [j].

Все эти особенности указывают на нарушение звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов.

При регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю проблема устраняется в среднем за 3–12 месяцев.

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Как развивать?

фото 2

За эту функцию отвечает височная кора правого полушария. Со временем малыш не просто реагирует на звуки, но и пытается их повторять.

Примерно к восьми месяцам ребенок пользуется только теми звуками, которые присутствуют в его родной речи.

При нормальных темпах развития уже в год-два «маленький человек» способен выполнить простое поручение («принеси куклу») или понять элементарный вопрос («где мама?»).

Для развития фонематического слуха, в первую очередь, нужны регулярные занятия и выполнение упражнений. Проводить их можно как под контролем логопеда, так и дома с мамой. Конкретные примеры для каждого возраста мы разберем далее.

У детей 3-4 лет

  • К трем годам ребенок умеет различать все звуки. Решающим фактором в его развитии фонематического слуха является развитие речи в процессе общения с другими людьми.
  • Показываем крохе различные музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, колокольчик. Даем послушать их звучание и поиграть. Затем просим отвернуться: ребенок должен угадать на слух название инструмента.
  • Знакомим сына или дочь с понятиями «горячий» и «холодный». Затем катим мяч. Если взрослый говорит «горячо», мячик трогать нельзя.
  • Вместе с ребенком насыпьте в разные мешочки крупу, пуговицы, гальку. По звуку малыш будет угадывать, что в каждом из них лежит.
  • Взрослый показывает картинку и называет предмет, специально заменяя в нем звуки. Малыш должен хлопнуть в тот момент, когда услышит правильный вариант. Например, корота-ворота-борота.

У детей 5-6 лет

Правильно воспринимаются только те звуки, которые грамотно произнесены. Это влияет на развитие словаря и овладение грамотой. Понять связь между буквами и звуками возможно только при четком произношении.

  • Подбираем две картинки — с мишкой и мышкой. Обсудите первую: медведь живет в лесу и спит в берлоге. Потом вспомните про мышку: что она любит и где ее можно встретить? Объясняем, что звучание слов похоже, но значение у них абсолютно разные.
  • Произнесите их вместе с ребенком, дайте почувствовать разницу. Точно также можно играть и с другими парами слов: печка-свеча, шина-машина.
  • Показываем различные картинки с предметами и просим четко проговаривать то, что на них изображено. Если разбивать слова на части, это будет только плюсом: пал-ка, шиш-ка.
  • Ребенок отгадывает, голосом какого героя вы сейчас разговаривали. В более сложном варианте малыш сам «примеряет» различные звуковые интонации: пробует разговаривать голосом зайца, лисы или робота.

У детей 6-7 лет

Многие родители уверены, что с ребенком нужно выучить только буквы, и он тут же начнет читать и писать. Однако это большое заблуждение. Заучивание букв не гарантирует отсутствия серьезных затруднений при обучении письму. И большинство ошибок возникает именно из-за проблем с фонематическим слухом.

  • Взрослый загадывает звук и называет слово, в котором он присутствует. Ребенок должен поймать этот звук: хлопнуть в ладоши, когда его услышит. Сначала подбираем слова так, чтобы звук стоял в самом начале. Постепенно усложняем задачу: переставляем его в середину или конец. Через какое-то время можно читать целый текст и точно также «ловить» звук.
  • Взрослый называет слово и бросает ребенку мячик. Кроха должен ответить рифмой и бросить мяч в ответ. Начинаем с самых простых слов. Если малыш затрудняется, подсказываем ему нужный ответ.
  • Предлагаем прослушать цепочку слов, а затем повторить их. Постепенно добавляем новые слова. На первых порах можно играть с помощью картинок, но затем упор делается именно на слуховую память. Цель: запомнить как можно больше слов подряд. Возникла ошибка— игра начинается вновь.

СПРАВКА! Будет интересно поиграть с ребенком в школу, где он — учитель, а взрослый — ученик. Превратитесь в Незнайку, который все путает и во всем ошибается. Пусть малыш исправляет ваши ошибки.

Общие рекомендации по занятиям

Очень важно, чтобы занятия носили игровую форму. Ребенок должен играть в удовольствие, а не «отрабатывать повинность». Это – главное условие, а ниже – памятка, она содержит дополнительные советы:

  • в 2 года, в 3 года занятия должны быть очень короткими, не превышать 10-15 минут;
  • не занимайтесь, если малыш устал, хочет спать или кушать, в плохом настроении, приболел;
  • если вы увидели, что он чуть устал, потерял интерес – сразу же прекращайте;
  • пользуйтесь приведенными выше упражнениями, но меняйте предметы, картинки, стишки, песенки, чтобы сделать занятия разнообразнее.

Игры

Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.

На заметку! В качестве контроля эффективности занятий на формирование фонематического слуха у ребенка после месяца тренировок проведите с дошкольником такой тест: говорите некоторые известные ему слова неверно. При слабо развитом речевом слухе ребенок не обратит на вашу ошибку внимание. Если исправит ваше высказывание, сделает замечание, можете поставить ему и педагогу “5”за качественный труд.

Тишина

Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

Тишина

Лови звук

Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.

Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

Лови звук

Хлопай-топай

Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.

Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

Поймай песенку

Игра подходит для детей с недоразвитием внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Педагог задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.

Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.

Громко-тихо

Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

На заметку! Дифференцированные движения и музыкальную композицию рекомендуется менять на каждом занятии.

Далеко – близко

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо). Затем произносит “Мяу”, меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: “близко” – “далеко”.

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход (“у-у-у”) – далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет – большая (“у-у-у” произносит низким голосом) или маленькая (“у-у-у” произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик (“а-а-а” низким голосом) или девочка (“а-а-а” высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Пропустим мы во двор слов особенных набор.

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: “Во двор мы будем “пропускать” только слова с заданным звуком”. Малыши открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они “пропустили во двор”.

Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Угадай, кто поет

– Поехал поезд в далекий путь: “т-т-т”. Птичка песенку поет: “ть-ть-ть”.

Взрослый поочередно, не спеша, многократно произносит слоги, где звуки т и ть сочетаются с разными гласными (ты-ты-ты; ти-ти-ти; тё-тё-тё; то-то-то; ту-ту-ту; тю-тю-тю; та-та-та; тя-тя-тя), а дети показывают соответствующие картинки. Потом взрослый показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.

Такие игры очень нравятся и, главное, доступны деткам не только старшего дошкольного возраста, но и совсем маленьким (3-4 лет).

Прогулка на велосипедах

– Взрослый говорит: “Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс… (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…”

– Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: ссс…, а если с изображением шины – шшш…

Не ошибись

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: “Бумага”. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши”. Затем произносит: “Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака”. Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.

Усложнение этой игры состоит в том, что ребенок должен реагировать на неверно сказанное слово не хлопком, а поднятием кружка из цветного картона. Сначала взрослый предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок; в дальнейшем – красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

Можно использовать стишки для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки)”.
Ослик любит очень золотую (осень)”.

Кто как кричит

Взрослый выставляет картинки и говорит: “Посмотри на картинки, послушайте, кто как кричит и повтори”.

– Девочка заблудилась в лесу и кричит: “Ау!”
– Малыш плачет: “Уа!”
– Филин сидит на суку: “ФУ- фу!”
– Довольный поросенок лежит в луже: “Уф- уф!”
“Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори”.
– Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый произносит слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

Перевозим грузы

В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).

Путаница

Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:

Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия: пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения и исполнительности.

Заколдованное слово

Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным.

Эхо

Взрослый рассказывает детям, что такое эхо и где с ним можно повстречаться: эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук. Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Упражнения и игры для дошкольников

 Как развивать фонематический слух, если уже есть нарушения? Далее я предлагаю вам наиболее эффективные и интересные упражнения. Они помогут наладить данный навык у дошкольника, в 4 года или даже в 5 лет.  Заниматься можно дома. Важный плюс – для этих игр-занятий не нужны особые приспособления.

Задача первых занятий – показать, что слова состоят из звуков, и могут отличаться лишь одним звуком, а означать разное. Вот несколько упражнений:

  1. Предложите чаду послушать, как отличаются похожие слова, в стишке. Громко, четко прочитайте: «Скажи ка громче слово гром, оно грохочет словно гром. Скажи ка тише шесть мышат, и мышки сразу зашуршат». Предложите ребенку повторить стишок так, чтобы звуки здесь отличались, и были четко слышны.
  2. Приготовьте 2 картинки, с мишкой и с мышкой. Покажите первую, с мишкой. Спросите, кто это? Мишка, он бурый, огромный, живет в лесу, спит в берлоге. А это мышка, она крошечная, серого цвета, обитает в норке. Объясните, что слова похожи, а означают разных зверей. Произнесите их, подчеркните разницу. Пусть кроха тоже их произнесет. То же самое – со словами шина-машина, палка-галка, печка-свечка.
  3. А теперь вместе найдите слова совсем разные, не похожие: жук-поле, книжка-дом и так далее.
  4. Игры с мячиком. Бросьте ребенку мячик, предложите слово. Он должен бросить вам мячик, назвав похожее слово. Например: резина-корзина, елки-моталки, погремушка-хохотушка и так далее. Так же поиграйте, придумывая совершенно непохожие слова.
  5. Расскажите ребенку про слова длинные и короткие. Назовите примеры. Предложите найти в комнате то, что по названию – длинные слова. Потом – то, что короткие.
  6. Предложите поиграть в волшебников, которые превращают короткие слова в длинные, и наоборот. Например – кот-котенок, лис-лисеночек и так далее.
  7. Теперь упражнения с рисунками. Пусть назовет предметы с картинки громко, ясно и четко. Можно разбивать слова на 2 части – гал-ка, ко-тик, шиш-ка. Предложите назвать только первую часть слова. Затем – только вторую. Найдите более длинные слова, попробуйте разбивать их на 3 части, пусть ребенок громко их произносит.

Примеры упражнений

Вот еще примеры упражнений.

•    «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).

•    «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

•    «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

 Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.

Источники

  • https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/razvitie-fonematicheskogo-slukha-samye-prostye-i-effektivnye-uprazhneniia-kak-uprazhneniiami-razvivat-fonematicheskii-slukh/
  • https://sibmama.ru/razv_sluh.htm
  • https://emberint.ru/articles/fonema_slukh/
  • https://vashrebenok.org/rechevoe-razvitie/fonematicheskii-i-foneticheskii-sluh.html
  • https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/kak-razvivat-fonematicheskij-sluh/
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/igry-na-razvitie-fonematicheskogo-sluha
  • https://infourok.ru/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-3156206.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector