Логично

Зачем ребёнку логическое мышление?

В процессе своего развития ребёнок преодолевает несколько важных этапов, каждый из которых отличается особенностями, характерными определённой возрастной категории детей. На каждом таком этапе создаётся первичная основа для перехода малышак следующему этапу развития. Все умения, знания и навыки, которые малыш приобретёт в период своего дошкольного развития, станут для него надёжным фундаментом на всех этапах школьного образования.

развитие логического мышления у детей

Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние, подавляя психику и нивелируя желание учиться.

Малыши, освоившие навыки и приёмы логического мышления:

  • Умеют легко сосредоточиваться на проблеме;
  • Очень внимательны;
  • Обладают хорошей памятью;
  • Легко концентрируются над решением поставленной задачи;
  • Чётко мыслят и рассуждают в верном направлении;
  • Не теряются в рассуждениях, обладают чёткой структурой мысли;
  • Легко справляются с решением любой логической задачи;
  • Мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач;
  • Очень общительны и любознательны;
  • Помимо обучения в школе, как правило, дополнительно посещают различные кружки и студии по интересам.

Это очень активные и жизнерадостные дети, обладающие пытливым умом и интересующиеся любыми событиями, происходящими вокруг. Обучение в школе не отягощает их, они легко справляются с дополнительными нагрузками.

Дети, обладающие навыками логического мышления, владеют комплексом «инструментов» — логических операций, крайне необходимых им для общего развития, получения качественного образования и воспитания.

Для общего развития В обучении В процессе воспитания
·         Хорошо развитая речь;

·         Рассуждение, способность спорить аргументированно;

·         Концентрация внимания на поставленной задаче или имеющейся проблеме;

·         Стремление преодолевать трудности;

·         Развитие творческого потенциала;

·         Креативность мышления.

·         Анализ;

·         Сравнение;

·         Синтез;

·         Классификация предметов, явлений,  действий, событий и их свойств, признаков;

·         Умение построить алгоритм работы и использовать его для быстрого достижения цели.

·         Использование отрицательной частицы «не».

·         Коммуникативные навыки;

·         Уверенность в себе, в своей  правоте и убеждениях;

·         Понимание коллективной ответственности;

·         Уважение другой точки зрения;

·         Помощь и поддержка слабым сверстникам;

·         Ответственность за порученное дело;

·         Уважение к людям старшего поколения;

Давайте попытаемся охарактеризовать кратко некоторые из этих логических операций.

К примеру, у детей среднего возраста навыки логических операций в обучении открывают следующие способности:

  • Анализ является логическим приёмом, позволяющим разделять предметы/явления/события на отдельные части/этапы. Анализ необходим при выявлении признаков и свойств, характеризующих конкретный предмет/явление/событие или их группу.
  • Сравнение – это несложная логическая операция для выявления различий и сходства предметов/явлений/событий по определённым их признакам и свойствам.
  • Синтез – логическая операция, посредством которой целое складывается из отдельных частей. Детям среднего возраста принцип синтеза легко пояснить на примере с разборной игрушкой (пирамидка, домик и т.д.) или в процессе таких игр, как «Дорисуй рисунок», «Найди недостающие элементы и собери фигуру», «Дострой домик»» и пр.
  • Алгоритм действий – с помощью этого логического приёма у ребёнка можно сформировать навык последовательности действий. Легче всего это сделать посредством игр определённого вида. К примеру, предложите малышу продолжить ряд предметов, которые чередуются по определённому (размер, цвет, форма) признаку или с учётом некоей закономерности их расположения (от маленького – к большому предмету и т.д.).
  • Классификация относится к более сложным логическим операциям и требует от ребёнка умения распределять предметы/явления/события по группам относительно их общих признаков или других критериев. Этот навык особенно необходим детям, наделённым незаурядной фантазией, обладающим хорошей памятью и высоким творческим потенциалом.

В классификации важно умение ребёнка выполнять два логических действия:

  • Выделять общие признаки у группы предметов/явлений/событий, что составляет основу классификации;
  • Разделение предметов/явлений/событий по классам на основании выделенных признаков.
  • Отрицательная частица «не» – навык её использования крайне важен для развития у ребёнка логического мышления и речевых навыков. Она необходима ему для выполнения логических операций отрицания.

Современный подход в вопросах развития у детей логического мышления

Большая часть современных программ и методик дошкольного образования базируется на отношении к ребёнку как к личности – уникальной, творческой и способной к саморазвитию. Важная роль в этом процессе отводится его способности мыслить, рассуждать, отстаивать свои убеждения с помощью соответствующих аргументов.

Результат обучения и воспитания детей развитие логического мышления у детей
напрямую зависит от способности взрослых людей (педагогов/родителей) правильно организовать и руководить этими процессами и всеми видами деятельности детей. Характер каждого вида деятельности ребёнка на определённом возрастном этапе определяет не только его психологический облик, но и базис психологических новообразований, необходимых ему для перехода с одной возрастной ступени на следующую.

Детям дошкольного возраста на разных возрастных этапах присущи те или иные закономерности развития мышления. Начальный этап развития мышления у детей начинается с наблюдения и восприятия информации на слух. Малыш учится «расчленять» получаемую информацию, сравнивать её, группировать, анализировать. Самыми простыми и показательными занятиями по синтезу предметов являются игры.

  • Дети 1-2 лет

Если малыши разбирают пирамидку, вынимают из коробки цветные палочки машинку, они уже  или разбирают устанавливают первичные логические связи. Об этом может свидетельствовать их способность осуществить обратные действия – собрать игрушку.

развитие логического мышления у детейДети обычно легко собирают пирамидку и машинку, складывают в коробочку выбранные палочки. Они также способны сложить простую картинку из пазлов или отсортировать предметы по цветовому признаку.

Выполняя подобные действия, малыши анализируют предметы и обобщают их по одному-двум определённым признакам. В этом возрасте дети осваивают раннюю форму синтеза и пользуются навыками простого алгоритма. Эти логические операции ещё не чётко связаны между собой.

  • Дети 3 лет

В этом возрасте у детей начинает развиваться основной мыслительный процесс, в результате которого они уже самостоятельно проводят анализ и синтез предметов. Эти базовые навыки далее станут им надёжной опорой для развития и совершенствования навыков других логических операций. Умственные способности ребёнка станут более специфическими – тонкими, «дробными» и обобщёнными.

В процессе игры с 3-4-летним ребёнком эти навыки легко отрабатываются на куклах, развитие логического мышления у детей
машинках и рисунках – на тех игрушках, которые состоят из множества деталей, отличающихся формой, размером и предназначением.

К примеру, малыш в 3 года, осматривая куклу, должен уметь показывать, где у неё нога, голова, рука и туловище. Он должен уметь объяснять, для чего нужны кукле эти части тела. Аналогичное задание малыш может выполнить, если вы попросите его показать глазки, ушки, ротик и носик у куклы.

Если вы с малышом рассматриваете картинку в книжке, попросите его показать основных героев сюжета, акцентируйте его внимание и на незначительных деталях рисунка, помогающих охарактеризовать героя. Если, например, речь идёт о Бабе Яге, обратите его внимание на фон картинки – как правило, его рисуют в тёмных тонах, поскольку этот персонаж является представителем «тёмных» сил.

Если речь идёт о принцессе, обратите внимание малыша на множество ярких цветов вокруг неё, птиц и лесных зверей, светлые тона рисунка. Используйте любую возможность, чтобы выстроить в воображении ребёнка логическую цепочку соотношений принадлежности показанных ему предметов к той или иной группе.

  • Дети 4-5 лет

В процессе игры важно акцентировать внимание детей не только на распознавании у игрушек «ножек», «лапок», «хвостов» и т.д., но и на их характерных отличиях. Именно эти отличия являются критериями принадлежности животных (или игрушек) к той или иной группе.

развитие логического мышления у детей
В процессе работы с детьми этой возрастной категории можно чётко увидеть, что, помимо базовых логических операций в связке «синтез–анализ», ребёнок использует и операцию «сравнение». Таким образом, малыш уже способен провести детальный анализ игрушки, а её образ, созданный им, становится более полным, цельным и связным.

  • Дети 5-7 лет

Дети старшей дошкольной группы способны более тщательно разложить целое на составляющие его элементы. Кроме этого, они уже могут объяснить функциональное значение некоторых из этих элементов.

К примеру, если вы предложите ему к рассмотрению игрушечного зайца и попросите назвать и описать элементы его тела, малыш должен смело назвать и показать ушки, лапки, хвостик и головку зайчика. Помимо того, он должен объяснить, зачем, например, зайчику такие длинные ушки или почему его задние лапы длиннее передних. Также ребёнок должен знать ответы на такие вопросы, как  «Почему у совы глаза большие?», «Зачем животным нужен хвост?», «Для чего кошке нужны когти?» и т.д.

развитие логического мышления у детей

Беседа о каком–либо предмете или животном с детьми этой возрастной группы должна быть более детализированной и с дроблением цельного на части. Важно в конце игрового процесса обобщать те новые знания, которые малыш получил. Пусть он перечислит всё, что сегодня для него оказалось новым. Ещё лучше, если его ответы будут сформулированы в форме рассказа – одной из самых сложных форм синтеза. В данном случае малыш должен посредством осмысленных связей умело объединить новые знания, полученные о животном или игрушке.

Мы рассмотрели характеристику способностей к синтезу у дошкольников в разных возрастных группах. Навык логической операции «классификация» у детей этих же групп также характеризуется по определённым уровням и закономерностям. Психологи, используя на практике слова, картинки и предметы, выделяют у детей 3 основных уровня классификации с присущими им закономерностями.

Малыши 4 лет Малыши 5 лет Малыши 6 лет
Хуже справляются с задачей классификации слов и картинок. Им легче классифицировать предметы. Классификация слов и предметов даётся с трудом, классификация картинок проходит без проблем. Больший процент детей дает хороший показатель по классификации слов.

Эти закономерности связаны с особенностью мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста.

Малыши мыслят слишком конкретизированно, поэтому для осмысления предмета им необходимо видеть сам предмет и наглядно понимать действие, связанное с ним.

Дети старшего дошкольного возраста способны мыслить независимо от того, есть у них этот предмет в наличии или находится лишь в их воображении.

Развивая логическое мышление и навыки логических операций у ребенка, родители должны использовать весь потенциал малыша. Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, общайтесь с ним постоянно, отвечайте на его вопросы и не ленитесь задавать вопросы ему. На прогулке, во время игры в доме или на улице, перед сном – старайтесь всё время обсуждать с ним те события, которые происходят вокруг него. Связывайте отдельные события в одно целое и наоборот, разбивайте на элементы цельное, вовлекайте ребёнка в этот процесс.

С какого возраста лучше начать развивать логику?

как развивают логику у ребенка в 5 лет

Сегодня выходит огромное количество статей, методик и авторских разработок, мультфильмов и пособий для раннего развития малышей, Вполне естественно, что родители теряются и путаются в этом море советов и программ. Детские центры предлагают обучение логическому мышлению с трехлетнего возраста, но практическая педагогика ратует за возраст 4-5 лет. Кто прав?

В принципе – решать родителям. Среди современных деток есть уже малыши младше 3 лет, которым будут «по зубам» некоторые логические задачки. А собрать правильно пирамидку или выстроить башенку из кубиков могут и некоторые двухлетки. Вопрос лишь в том, насколько ребенок владеет наглядно-образным, абстрактным, пространственным, наглядно-действенным и нестандартным мышлением. Да-да, одной логикой тут не обойтись. Необходимо развивать и остальные виды мышления.

Но если следовать советам психологов и педагогов, то самое лучшее время для развития логического мышления – это возраст 4-6 лет.

Развиваем логику: простые советы и задачи

Даже несмотря на то, что это умение кажется нам простым и естественным, мы сами того не подозревая совершаем огромное количество ошибок разного калибра. Происходит это во многом оттого, что мы привыкли полагаться на свой жизненный опыт и здравый смысл, не используя законы и положения формальной логики.
Если при выполнении довольно простых операций здравый смысл нас не подводит, то приступая к решению более сложных задач, легко попасть в ловушку заблуждений и неумения выстраивать логические закономерности и связи. Решая жизненные задачи мы часто действуем на интуитивном уровне, однако не всем в таком случае удается решать их успешно, и именно поэтому так важно целенаправленно развивать свое логическое мышление как взрослому, так и ребенку.

 Итак, логическое мышление — это умение делать правильные выводы, исходя из имеющихся предпосылок. В этом небольшом руководстве мы покажем вам как просто и легко развивать логическое мышление. Логическое мышление — это особый вид мышления, которому надо учиться. В свою очередь, этот навык будет способствовать вашему успеху в работе и жизни в целом.

Примеры логических задачек

А теперь вы можете проверить свои логические способности, прорешав вот эти несложные задачки:
1. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда…)
Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
2. Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть?
Ответ: Это были дед, отец и сын
3. Для того чтобы видеть, совсем не обязательно иметь глаза. Без правого глаза мы видим. Без левого тоже видим. А поскольку кроме левого и правого глаза других глаз у нас нет, то оказывается, что ни один глаз не является необходимым для зрения. Верно ли это утверждение? Если нет, то какая ошибка в нём допущена?
Ответ: Рассуждение, конечно же, неверно. Его внешняя правильность основана на почти незаметном исключении ещё одного варианта, который в данном рассуждении также необходимо было рассмотреть. Это вариант, когда не видит ни один глаз. Именно он и был пропущен: «Без правого глаза мы видим, без левого тоже, значит, глаза необязательны для зрения». Правильное утверждение должно быть таким: «Без правого глаза мы видим, без левого тоже видим, но без двух вместе не видим, значит, мы видим или одним глазом, или другим, или двумя вместе, но мы не можем видеть без глаз, которые, таким образом, необходимы для зрения».

Соедините точки.png

4. Перед вами электронные часы. Сколько раз в сутки они будут показывать время так, что все ячейки на циферблате (часы, минуты, секунды) будут заполнены одной и той же цифрой?
Ответ: три раза: 00.00.00; 11.11.11; 22.22.22
5. Позавчера Пете было 17 лет. В следующем году ему исполнится 20 лет. Как такое может быть?
Ответ: если нынешний день 1 января, а День Рождения у Пети 31 декабря. Позавчера (30 декабря) ему было еще 17 лет, вчера (31 декабря) исполнилось 18 лет, в нынешнем году исполнится 19 лет, а в следующем 20.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка.

Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями.

Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

Игра - кто скажет, когда это бывает

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года.

Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

ЛетоДолгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания.

Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

Сахар - лимон

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

Игры I уровня (младшие дошкольники)

Игровой комплекс включает как одиночные, так и коллективные игры. Играя в одиночную конструкторскую или предметную игру, малыш совершенствует свою память, развивает восприятие, воображение и мышление.

Рекомендуемые игры I уровня:

  • детское лото;

развитие логического мышления у детей

  • детское домино (в картинках);
  • мозаика (гвоздиковая или магнитная с крупными или средними по размеру элементами);
  • наборы кубиков (не более 7-9 штук);
  • модульный материал (напольные/настольные наборы для строительства с лёгкими по весу и средними по размеру элементами);
  • игры на замещение и моделирование.

Играя со своими игрушками, малыш в этом возрасте не имеет конкретной игровой цели или сценария игры. Он просто учится ставить кубик на кубик, складывать мозаику или домино, выявляя простые закономерности (совпадение картинок, цвета отдельных деталей, их формы и т.д.).

Игры II уровня (для дошкольников среднего возраста)

Если детки младшего возраста чаще играют в одиночные игры, то для малышей среднего уровня важна коллективная или ориентированная игра, в которой они смогут легко имитировать определённые действия и установить отношения с другими детьми.

Рекомендуемые игры II уровня:

  • В этом возрасте малыши должны ознакомиться с знаково-символическими функциями, необходимыми им в первые годы школьного обучения. Поэтому игровые процессы должны быть построены на основе моделирования и символизма предметов, их действий и свойств.
  • К примеру, предложите малышу нарисовать какое-нибудь животное. Затем предложите ему нарисовать его добрым, злым, голодным, весёлым. Также вы можете попросить его отсортировать все игрушки, например, по принципу «мягкий или твёрдый», «холодный или тёплый», «большой или маленький» и т.д.
  • Дети, у которых развито творческое мышление, отбирают игрушки по принципу «нравится или не нравится». Дети с доминированием логического мышления ориентируются более на вид материала, из которого изготовлены игрушки, и их свойства.
  • Каждый раз ставьте перед ребёнком конкретную игровую задачу, независимо от того, с игрушками какого типа он играет: куклы, конструкторы, машинки, головоломки. Предложите ему самостоятельно придумать сценарий игры и проследите, чтобы малыш строго его придерживался. Если он попытается импровизировать, попросите его объяснить вам, почему он решил изменить игровой сценарий. Этот приём научит его дисциплинированности, необходимой ему в годы школьного обучения.
  • Если ваш малыш играет с другими детьми, то в разработке игрового сценария должны принимать участие все детки. Этот подход научит его уважать мнение коллектива и отдельных участников игрового процесса.
  • Очень важны на этом уровне ролевые игры. Желательно, чтобы дети не играли одни и те же роли, а менялись ими в процессе игры.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» – ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» – ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд – две куклы, два мишки, два мяча,
2 ряд – кукла, мишка, мяч и т.д.,
3 ряд – две куклы, мяч, два мишки, мяч.
Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения.

В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Для подростков

Подростковый возраст – это особый период в развитии человека и он имеет свои нюансы в формировании логического мышления. Это переход от детства к взрослой жизни. Подростки испытывают потребность к самостоятельному познанию мира. В это время мышление переходит на более высокий и сложный уровень когнитивной деятельности. Оно приобретает черты теоретическо-рефлексивного характера. Процесс обучения дает возможность постепенно овладеть научными понятиями, основами теоретического и понятийного оперирования информацией.

И в этом возрасте молодой человек уже может осваивать большие объемы учебного материала.

Советы психологов

Родителям, которые ставят перед собой цель помочь своим детям развить логическое мышление, необходимо более подробно изучить различные методики обучения на эту тему. Затем подобрать соответственно возрасту своего ребенка различные упражнения, игры и задачи, которые на ваш взгляд обеспечат комфортный и приятный процесс занятий.

Педагоги и психологи не рекомендуют проводить подобные тренировки разума детей в принудительной и навязчивой форме. Надо плавно и постепенно увлечь ребенка, постараться сделать так, чтобы ему было интересно осваивать предлагаемую информацию.

Конечно же, необходимо создать удобную обстановку, спокойно и миролюбиво отвечать на все вопросы ребенка и давать возможность ему самому высказывать свои суждения.

В заключение хочется добавить, что нет ничего невозможного, все можно развить и натренировать, в том числе и логическое мышление. Главное, чтобы было желание.

Источники
  • https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/razvitie-umstvennyh-sposobnostej-i-logicheskogo-myshleniya-u-rebenka.html
  • https://mamamozhetvse.ru/kak-razvit-logiku-u-rebenka.html
  • https://rosuchebnik.ru/material/logichno-nelogichno-kak-i-zachem-razvivat-logiku-u-shkolnikov-/
  • https://myintelligentkids.com/kak-razvivat-logicheskoe-myshlenie-u-doshkolnikov
  • https://o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/logicheskogo-myshleniya/

Материалы по теме  Как приучить ребенка читать
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector