Небылицы для детей: характеристика жанра, отличительные особенности и примеры из русского фольклора

Что такое небылицы?

Прежде всего, это способ развития логического мышления. Весьма интересный и увлекательный. Небылицы (детские) являются небольшими рассказами или потешными стишками, где все наоборот. К примеру, кот живет в будке и охраняет дом, а пес ловит мышей. Логически рассуждающий малыш сразу заметит, в чем же кроется несоответствие, и обязательно поправит рассказчика.

В чем еще польза

К сожалению, современные дети слишком много времени проводят за просмотром мультфильмов и мультсериалов. Это существенно сказывается на их мировосприятии. Так, некоторые малыши совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит не только отказаться от такого рода досуга, но и изучить народные небылицы для детей. Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. К примеру:

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Малышу стоит рассказать о том, что хрюшки водятся в хлеву или на специальных фермах, а не на облаках. А за небо прицепиться хвостиком нельзя. Еще лучше, если под рукой окажутся картинки с реальным положением дел: вот мама-хрюша, вот поросята, вот хлев, вот тот, кто кормит животных. Такие незатейливые короткие небылицы для детей будут гораздо лучше всяких мультфильмов и комиксов про супергероев, которых не существует в природе.

небылицы перевертыши для детей

Откуда появились?

Вообще изначально такой жанр был придуман нашими предками, которые сочиняли стихи и песни по принципу “что хочу, то и говорю”. Примерно оттуда же появились известные стихи-небылицы для детей типа:

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.

И про кирпич, который, как стекло, плывет по реке. Их придумали давно, но пользуются спросом они и сейчас. Во-первых, это смешно, развивается чувство юмора. Во-вторых, размышляя на тему, заданную стихом, ребенок включает логику.

стихи небылицы для детей

Главные отличия небылиц от путаниц

Основное определение, которое дает множество словарей, говорит о том, что небылица – это прибауточное повествование сказочной истории с невероятными происшествиями.

Одним из популярных видов такого жанра являются путаницы или перевертыши.

Чтобы различать два этих понятия, выделим их основные отличия:

  • Небылица способна создать ирреальный мир бытия, показать настоящие события, которые были ранее в другом порядке.Путаница же расскажет про упорядоченные события, однако перестроит их, изменит, будет с ними играть.
  • Принцип, по которому строится путаница, основан на переворачивании и искажении действительности: в небылицах же не применяются столь радикальные приемы.
  • Авторы склонны приписывать животным несуществующие черты: они могут издавать «неправильные» звуки или жить неестественным образом.Например, в перевертыше четко будет видно, как медведь не впадает в спячку, а целую зиму охотится за зайцами.
  • Небылицы часто пишутся в лицах, то же самое можно сказать про путаницы, но есть отличие.Перевертыши основаны на игре детской фантазии и не всегда необходим персонаж, чтобы это продемонстрировать.

022

Небылица похожа на путаницу, однако является главенствующей в системе жанров фантазийного фольклора народного творчества.

Придумать такое произведение можно самостоятельно: подберите несколько синонимов к словам, означающим смешные действия, после чего распишите историю с использованием небывалых сюжетов.

Важно! Некоторые путаницы могут быть мрачными, они также полезны для развития фантазии и мышления ребенка.

Взрослые также могут сочинить оригинальные рассказы и несуществующие истории с описыванием комичных, неестественных сюжетов.

Примеры коротких детских небылиц

Известные небылицы представлены в творчестве большого количества авторов.

Это Самуил Маршак, Чуковский, Горький с произведением «Случай с Евсейкой», Виталий Бианки, писавший лесные были и небылицы одновременно.

Также стоит выделить Афанасьева, написавшего «Емелины небылицы», к которому позднее были сделаны красивые рисунки. «Приключения барона Мюнхгаузена» также считаются частичной небылицей.

Полный список книг можно узнать у школьников 2-3 класса, ниже рассмотрены примеры коротких детских вариантов:

033

  1. Лошадь ела кашу, а мужик овес. Лошадь влезла в сани, а мужик увез.
  2. Стоит парень у ворот, широко раскрыв свой рот. И никто тут не поймет, где ворота, а где рот.
  3. Сидит заяц на березе, книжку изучает. Прилетел к нему олень, слушает, вздыхает.
  4. Между небом и землей поросенок мылся, так увлекся и хвостом к небу прицепился.

Перечисленные примеры небылиц являются малой частью огромного разнообразия народного творчества.

Литературное чтение в школе поможет ребенку всецело понять этот жанр, его можно использовать для сочинения шуточной стихотворной биографии.

Существует масса небылиц, которые были написаны довольно давно. Вот одна из них:

На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

Такие короткие небылицы для детей действительно помогают развить логическое мышление. Во-первых, зайцы на березах не сидят, а скачут по травке. Во-вторых, книг они тоже не читают. В-третьих, медведи не умеют летать. Даже двухлетний малыш быстро сможет понять, в чем заключается подвох в таком стишке.

небылицы детские

Небылицы в стихах

Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

  1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
  2. Докажи, почему такого не бывает.

Путаница-перепутаница 1

Тёплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей
Быстро дайте мне ответ,
Это правда, или нет? (Л. Станичев)

Лесная небылица

Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
— Тише, братцы, это лес!

Путаница-перепутаница 2

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

Я не зря себя хвалю.

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

Рассказы – небылицы

Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

  1. Найди небылицы.
  2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

Небылица про Машу и маму.

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

Небылица про зайца.

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

Огромная небылица.

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

Говорит крокодилище:

Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

Небылица про умного Ваню

Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна – рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

Чем рыбу ловить будешь?

Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

Много ли рыбы наловит Ваня?

Короткие небылицы

В огороде распустились Кактусы на грядке. А в сирени бегемот Распевает сладко.

Заболела наша кошка У нее чихает ножка. Со тола возьми редиску Полечи больную киску.

У кормушке во дворе Птички скачут в январе: Воробей, снегирь и стриж, Соловей, коза и мышь.

Надевала Манечка Варежки на ножки, Прицепила к голове Красные сапожки.

Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. А за нею во всю прыть Тихими шагами Волк старался переплыть Море с пирогами.

Небылица
Что общего между считалкой и небылицей: подборка примеров
Небылицы придуманные детьми. небылицы в лицах игра сочиняем небылицу 2Небылицы для детей 5-8 летСочинить небылицу детям – как придумать самостоятельно, примеры небылиц, как написать небылицу школьнику
Небылицы в лицах | дошкольное образование | современный урок
✅ русские народные небылицы короткие рассказы. небылицы придуманные детьми - sundaria.su
ᐉ рассказы небылицы для детей. стихи-небылицы - psihologisl.ru

На заборе чепуха Жарила варенье, Куры съели петуха В одно воскресенье.

Черт намазал себе нос, Напомадил руки И из погреба принес Жареные брюки.

Между небом и землей Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился.

У болота на снегу Укусил комар блоху. Сидит заяц на берёзе Умирает со смеху.

У егорова двора Очень весело, ура! А у наших у ворот Все идет наоборот.

Пошла курица в аптеку И сказала кукареку, Дайте пудру и духов Для приманки петухов.

Запряжем мы кошку в дрожки, А котёнка в тарантас И поедим по деревне Всем девчонкам на показ.

Дождик греет, Солнце льётся. Мельник мелет Воду в колодце.

Прачка на печке Стирает корыто. Бабушка в речке Поджарила сито.

Два веселых карапуза, На печи усевшись ловко, Рвали с яблони арбузы, В море дёргали морковку. На ветвях созрели раки, Семь селедок и ерши. Все окрестные собаки Ели брюкву от души.

Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет, И рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки.

На свете всё случается, Случается на свете. И чудеса встречаются, Встречаются, поверьте! И может быть, — Ведь может быть! — Услышим мы однажды, Что крылья в магазине Имеются для граждан! И может быть, когда-нибудь, Проснувшись утром ранним, Вдруг чья-то мама скажет Наташе или Тане: «Надень-ка, дочка, крылышки, Слетай-ка, дочка, к булочной, Купи-ка, дочка, сахару И две хороших булочки!» И может быть… Вот здорово! Серёжа к другу Косте Слетает через улицу По делу или в гости… И может, вдруг… Ведь может так Случиться, что когда-то Учительница скажет: «Мы в цирк летим, ребята! Живее — крылья на спину! Серёжа, Зина, скоро там?» И целый класс вдруг весело Взлетит над шумным городом!. А крылья будут разные: Оранжевые, белые… Какие нам захочется — Такие мы и сделаем!

*** Сидели два медведя На тоненьком суку, Один читал газету, Другой молол муку. Раз — ку-ку! Два — ку-ку! Оба шлепнулись в муку! Нос в муке, Хвост в муке! Ухо в кислом молоке!

Игра. Сочиняем небылицу

Строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строки написаны слева, а продолжение – справа. Задача играющих соединить первую и вторую части так, чтобы получилась небылица.

Злой кабан сидел на ветке,
Пароход томился в клетке,
Соловей точил клыки,
Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила,
Маша хвостик свой ловила.
Буратино сшил себе штаны,
Портной все поел блины.
Ёж накрыт к обеду был,
Чиж усами шевелил,
Рак летал под облаками,
Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе,
Мальчик булькал на костре.

  • Продолжите составлять небылицы с другом.

Песня в шахматы играла,
Громко девочка звучала.
В поднебесье слон летал,
Гусь из джунглей убежал.

  • Прочитай загадки. Отгадай их. В загадках подчеркни слова, которые помогают догадаться, о чём или о ком идёт речь.

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь)

У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везёт, как грузовик.
(Осёл)

У него четыре лапки,
Лапки-цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Он – гроза мышей.
(Кот)

  • Найди дома или в библиотеке сборник загадок. Выпиши несколько понравившихся тебе загадок.

В школьном портфеле тетрадка,
А что за тетрадка – загадка.
Получит оценку в неё ученик,
А вечером маме покажет…(дневник)

На странице Букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(Дождь)

Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)

  • Организуйте с друзьями конкурс “Кто больше знает загадок”.
  • Прочитай пословицы и поговорки. О чём они рассказывают, какая тема каждой из них? Можно ли сказать, что все эти пословицы и поговорки о временах года? Распредели их на группы по темам. Дополни свои группы пословицами и поговорками из учебника “Литературное чтение” (страницы 26 – 27). В каком другом источнике информации можно найти пословицы и поговорки?

1.О весне:

1). Ласточка весну начинает, соловей кончает.
1). Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
1). Кто спит весною, мёрзнет зимою.
1). Весна красна цветами, а осень – снопами.
1). Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
1). Новый год – к весне поворот.
1). Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
1). Весна да осень – на дню погод восемь.
1). Где в апреле река, там в июле лужица.

2. О зиме:

2). Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба – и тепло, да голодно.
2). Летом не припасёшь,зимой не принесёшь.
2). Что летом родится, то зимой пригодится.
2). Кто спит весною, мёрзнет зимою.
2). Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
2). Будет зима – будет и лето.
2). Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета.
2). Новый год – к весне поворот.
2). Январь – году начало, зиме середина.
2). В ноябре зима с осенью борется.
2). Лето – припасиха, зима – прибериха.
2). Декабрь год кончает, а зиму начинает.
2). Мороз невелик, а стоять не велит.

3. Об осени:

3). Придёт осень, за всё спросит.
3). Цыплят по осени считают.
3). От осени к лету поворота нету.
3). Весна красна цветами, а осень – снопами.
3). Ноябрь – сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.
3). Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
3). Весна да осень – на дню погод восемь.
3). В ноябре зима с осенью борется.

4. О лете:

4). Дважды в год лето не бывает.
4). Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
4). Что летом родится, то зимой пригодится.
4). Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
4). От осени к лету поворота нету.
4). Будет зима – будет и лето.
4). Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета.
4). Где в апреле река, там в июле лужица.
4). Лето – припасиха, зима – прибериха.

Все пословицы (кроме пословицы “Как месяц не свети, а всё не солнышко”, которую надо отнести ко времени суток) рассказывают о временах года.

Пословицы и поговорки можно найти в различных сборниках с таким же названием, в Интернете, узнать от старших.

  • Какая пословица или поговорка понравилась тебе больше всего? Объясни её смысл.

Мне понравилась пословица “Дважды в год лето не бывает”. Её смысл в том, что лето  в году бывает только один раз. Переносный смысл: Не следует ждать чего-то, что уже было и прошло.

  • Какая пословица тебе плохо понятна?

Новый год – к весне поворот.

  • Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

“Баба-Яга”, “По щучьему веленью”, “Царевна-лягушка”, “Сивка-бурка”.

  • Найди в доманней или школьной библиотеке сборник “Сказки русских писателей”. Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В.Катаева “Цветик-семицветик”?, Кто из героев говорит слова: “Лети, лети, лепесток, через запад на восток…”?

Я нашёл сборник “Сказки русских писателей. Начальная школа. 1-4 класс”. Издательство “Стрекоза”, 2016 г. Я прочитал из этого сборника следующие произведения: Д. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”, П. Бажов “Серебряное копытце”, В.Катаев “Цветик-семицветик”.

Слова “Лети, лети, лепесток, через запад на восток…” принадлежат девочке Жене из сказки В.П. Катаева “Цветик-семицветик”, в руки которой попал волшебный цветок с разноцветными лепестками.

  • Обсудите с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Сказка призвана не просто развлекать. Она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрым и справедливым, чутким и отзывчивым; защищать слабых; находить выход из самых сложных ситуаций, преодолевать трудности, противостоять злу, приходить на помощь товарищу; быть терпеливым, настойчивым, храбрым; уважать старших, не обижать младших; любить свою Родину.

  • Составь небольшое сообщение на тему “Чему учат сказки”.
    Начни со слов: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!”

“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!” – говорится в “Сказке о золотом петушке” у А. С. Пушкина. И это высказывание справедливо. Сказки помогают нам поверить в себя и свои силы, преодолеть трудности, воспитать в себе силу духа, смелость и мужество.

Они учат детей добру и терпению, состраданию и прощению; помогают посмотреть на себя со стороны взрослым. Сказки – наши лучшие друзья и советчики в самых сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками учат нас отличать правду от лжи, добро от зла. Смысл сказки никогда не лежит на поверхности, но в её “намёках” заложена вековая мудрость народа.

Источники
  • https://FB.ru/article/174364/korotkie-nebyilitsyi-dlya-detey-nebyilitsyi-detskie-v-stihah
  • https://LadyKisa.com/deti/nebylicy-dlja-detej-korotkie-primery.html
  • https://sergey-life.ru/vse-stati/kak-pridumat-nebylitsu-2-ehal-vanya-na-kone.html
  • https://cardly.ru/kak-sochinit-nebylicu-nebylicy-pridumai-i-zapishi-1-2-svoih-nebylicy.html
  • https://orenburgkniga.ru/poetry/nebylicy-dla-detej-v-stihah-i-proze.html
  • https://razviwaika.ru/igra-sochinyaem-nebylicu/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector