Нервно-психическое развитие детей: показатели в разные возрастные периоды

Какие особенности в развитии нервной системы детей

На момент рождения масса головного мозга малыша составляет одну десятую массы тела. К девяти месяцам масса головного мозга удваивается. К трем годам – утраивается. Масса мозга взрослого человека равна 1/40 массы тела. Получается, что на один килограмм массы тела новорожденного приходится примерно 109 грамм вещества мозга, а у взрослого – только 20-25 грамм.

Во внутриутробном периоде отделы головного мозга формируются из пяти мозговых пузырей. Но ко дню рождения ребенка на свет формирование мозга еще не заканчивается. Существуют определенные возрастные особенности анатомии органов центральной нервной системы:

  1. Извилины полушарий головного мозга и крупные борозды между этими извилинами имеют малую высоту, а также глубину. Число мелких борозд невелико. Но их количество увеличивается в первые месяцы жизни;
  2. Малые размеры лобной доли и большие затылочной доли по сравнению с этими же отделами мозга взрослого;
  3. Слабое развитие мозжечка. Его полушария малого размера, кора тонкая, борозды поверхностные;
  4. Относительно большой объем боковых желудочков мозга.

В самом начале жизненного пути серое вещество мозга малыша еще плохо отграничено от белого. Полная дифференцировка коры заканчивается к школьному возрасту. Только к восьми годам жизни кора головного мозга маленького человечка по макро- и микроскопическому строению становится похожей на кору взрослого.

Филогенетически ранние структуры на момент рождения сформированы лучше. Ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг в анатомо-функциональном состоянии являются более зрелыми, чем кора головного мозга, пирамидные пути и полосатое тело. Из-за этих факторов на момент рождения жизнеобеспечивающая активность регулируется на подкорковом уровне.

У детей до года сохраняются некоторые рефлексы, которые в процессе взросления утрачивают свою значимость и редуцируются. Например, ладонно-ротовой рефлекс в первые месяца жизни обеспечивает потребность в питании. А рефлекс автоматической ходьбы, который проявляется еще во внутриутробном периоде развития, подготавливает малыша к будущему прямохождению. В дальнейшем формируются условные рефлексы, которые и будут помогать ребенку адаптироваться в новой обстановке и давать оценку изменяющимся окружающим условиям.

В период раннего детства образуются устойчивые условные связи формирующейся личности с социумом. Дети крайне быстро учатся.

С годами скорость формирования когнитивных навыков уменьшается в геометрической прогрессии. А те навыки и модели поведения, которые были получены в возрасте до трех лет, остаются на всю жизнь.

До начала второго месяца жизни у малыша вырабатывается несколько элементарных условных рефлексов. А к концу третьего месяца появляется возможность сформировать уже сложные, дифференцированные рефлексы. Это указывает на стремительное развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Новорожденный еще не может дифференцировать сигналы, поступающие с разных органов чувств. В этот период ребенок воспринимает мир генерализовано. И только после двухмесячного возраста начинает выделять определенные моменты окружающей его обстановки (мать, игрушки, питание).

С ростом и развитием маленького человечка отмирает много миллионов нервных клеток – нейронов. Вместе с тем происходит формирование межнейронных связей. С этим процессом развивается память.

Чем младше дитя, тем быстрее происходит развитие нервной системы. Самый интенсивный период развития – первые три месяца жизни малыша.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, благодаря этому орган обеспечивается обильным поступлением кислорода и глюкозы. А вот у детей первого года жизни венозный отток через диплоические вены (как у взрослых) затруднен. Эти вены окончательно формируются только к закрытию родничков. К тому же гематоэнцефалический барьер полностью формируется к трем годам. Поэтому головной мозг детей в этом возрасте особо подвержен интоксикационным факторам (нейротоксикозу).

С двухлетнего возраста мозг ребенка уже достаточно созрел для формирования второй сигнальной системы – речи. Основной вклад в становление лингвистических навыков вносит общение малыша со взрослыми: родителями, родственниками, воспитателями.

Как формируется личность ребенка

Формирование личности – сложный и многостадийный процесс, при котором закономерно образуются сложные связи человека как личности с объективным миром. Как мы уже говорили, согласно теории Локка tabula rasa, наша психика (от психос – душа) является «чистой доской». И в процессе жизни все, с чем сталкивается человек, оставляет на этой доске свой отпечаток. В детстве эти следы наиболее яркие.

Чтобы ребенок правильно развивался, ему требуется четкий распорядок дня – режим. Малышу специально и произвольно прививаются хорошие и плохие навыки. Родители должны создать комфортные условия для того, чтобы смогли сформироваться речь, целенаправленная двигательная активность, правильное физическое и психическое развитие.

Имеется несколько подходов к описанию этапов становления личности. Не все они понятны и однозначны.

К примеру, согласно теории психического развития детей Фрейда, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

  1. оральную;
  2. анальную;
  3. фаллическую;
  4. латентную;
  5. генитальную.

Но как одни из самых подходящих, можно выделить этапы «рождения личности» по Леонтьеву:

  1. Первое «рождение» личности в дошкольном возрасте. В это время ребенок впервые соотносит личные мотивы и потребности с социальными правилами. И подчиняется этим социальным требованиям;
  2. В подростковом периоде происходит второе «рождение» личности. Оно непосредственно связано с качеством воспитания. То, что было вложено в ребенка за предыдущие годы развития, рождается в форме его почти сформированной личности. Маленький человечек осознает свои мотивы, может предпочитать их или подчинять. Появляется саморуководство и самосознание. Из-за этого ребенок начинает нести уголовную ответственность и отвечать за некоторые проступки согласно закону.

С точки зрения этой теории психического развития, личность ребенка переживает два кризисных момента: первый в дошкольном возрасте и второй в подростковом. Однако концепция этой теории не описывает психическое развитие в младенческом возрасте. А это также важно для целостного понимания всего, что может произойти с растущим организмом. Потому что основы для формирования личности закладываются еще когда малыш даже не умеет ходить.

Теории психического развития описывают идеальные последовательные стадии, через которые должен пройти ребенок в свое время.

Аспекты, которые необходимы для успешного формирования здоровой личности:

  • Доверие. Это первое из личностных качеств, чему следует обучать ребенка. Малыш должен научиться отграничивать те ситуации, в которых можно безоговорочно доверять, и те, где следует быть повнимательнее к словам и поступкам окружающих.
  • Безопасность. В грудном возрасте нельзя подвергать детей экстремальным ситуациям. Единственное, что требуется для них в этом периоде жизни, – находиться в спокойной и безопасной обстановке с любящими родителями.
  • Инициативность. Нужно хвалить ребенка за хорошие поступки, побуждая его всегда поступать правильно. Часто родители забывают это делать (хотя наказание они всегда практикуют).

Как оценить нервно-психическое развитие ребенка

Индивидуальность каждого малыша неоспорима. Но темпы развития у всех детей разные. Определенные навыки ребенок может приобретать раньше нормы, а другие – позже. Как бы там ни было, рост и созревание личности должны быть адекватны возрасту, полу, психологическим особенностям маленького человека.При этом играет важную роль и гармоничное развитие нервно-психической сферы.

Отставание в развитии заставляет родителей задуматься о возможных причинах. Какие-то навыки могут опережать возрастные нормы, а другие – не дотягиваться до стандартов. Но если малыш отстает по нескольким параметрам, родителям следует задуматься, все ли они делают правильно в воспитании наследника.

Условно-рефлекторная деятельность детей, развитие эмоций и форм общения

Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2—3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2—3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов.

Материалы по теме  Графический диктант по клеточкам для дошкольников 6-7 лет

На 2—3-й неделе во время сосания, сделав перерыв для отдыха, ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь или бутылочку, из которой его кормят. К концу 1-го месяца жизни интерес ребенка к матери еще больше повышается и проявляется уже вне приема пищи. В 6 недель приближение матери вызывает у ребенка улыбку. С 9-й по 12-ю недели жизни формируется слух, что отчетливо проявляется при общении ребенка с матерью. Наблюдается общее двигательное возбуждение.

К 4—5 месяцам приближение незнакомого человека вызывает прекращение гуления, ребенок внимательно рассматривает его. Затем появляется или общее возбуждение в виде радостных эмоций, или как результат отрицательных эмоций — плач. В 5 месяцев ребенок уже узнает свою мать среди чужих людей, по-разному реагирует на исчезновение или появление матери. К 6 —7 месяцам у детей начинает формироваться активная познавательная деятельность. Во время бодрствования ребенок манипулирует игрушками, часто негативная реакция на чужого человека подавляется проявлением новой игрушки. Формируется сенсорная речь, т. е. понимание слов, которые произносят взрослые. После 9 месяцев наблюдается целый спектр эмоций. Контакт с незнакомыми людьми обычно вызывает отрицательную реакцию, однако она достаточно быстро становится дифференцированной. У ребенка возникают робость, стеснительность. Но контакт с окружающими налаживается благодаря интересу к новым людям, предметам, манипуляциям. После 9 месяцев сенсорная речь ребенка еще больше развивается, она уже используется для организации его деятельности. К этому времени относят и формирование моторной речи, т.е. произнесение отдельных слов.

Развитие речи

Формирование речи является этапом становления человеческой личности. Особые мозговые структуры ответственны за способность человека к артикуляции. Но развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком, например, с матерью.

В развитии речи выделяют несколько этапов.

Подготовительный этап. Развитие гуления и лепета начинается в 2—4 месяца.

Этап возникновения сенсорной речи. Под этим понятием подразумевается способность ребенка сличать и связывать слово с конкретным предметом, образом. В 7—8 месяцев ребенок на вопросы: «Где мама?», «Где киса?», — начинает глазами искать объект и фиксировать на нем взгляд. Могут обогащаться интонации, которые имеют определенную окраску: удовольствие, неудовольствие, радость, страх. К году уже имеется словарный запас из 10—12 слов. Ребенок знает названия многих предметов, знает слово «нельзя», выполняет ряд просьб.

Этап возникновения моторной речи. Первые слова ребенок произносит в 10—11 месяцев. Первые слова построены из простых слогов (ма-ма, па-па, дя-дя). Формируется детский язык: собака — «ав-ав», кошка — «кис-кис» и т.д. На втором году жизни словарь ребенка расширяется до 30—40 слов. К концу второго года ребенок начинает говорить предложениями. А к трем годам в речи появляется понятие «я». Чаще девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков.

У детей с периода новорожденное формируется механизм мгновенного контакта — импринтинга. Этот механизм в свою очередь связан с формированием нервно-психического развития ребенка.

Материнское воспитание очень быстро формирует у ребенка чувство защищенности, а кормление грудью создает ощущение безопасности, комфорта, теплоты. Мать является незаменимым человеком для ребенка: формирует его представления об окружающем мире, о взаимоотношении между людьми. В свою очередь, общение со сверстниками (когда ребенок начинает ходить) формирует понятие социальных отношений, товарищества, тормозит или усиливает чувство агрессивности. Большая роль в воспитании ребенка отводится и отцу. Его участие необходимо для нормального построения отношений со сверстниками и взрослыми, формирования самостоятельности и ответственности за то или иное дело, образа действий.

Сон

Для полноценного развития ребенку необходим правильный сон. У новорожденных сон носит полифазный характер. В течение суток ребенок засыпает от пяти до 11 раз, не отличая день от ночи. К концу 1-го месяца жизни устанавливается ритмичность сна. Ночной сон начинает превалировать над дневным. Скрытые элементы полифазности сохраняются даже у взрослых. В среднем потребность в ночном сне с годами уменьшается.

Уменьшение общей длительности сна у детей происходит за счет дневного сна. К концу первого года жизни дети засыпают один — два раза. К 1—1,5 годам продолжительность дневного сна составляет 2,5 ч. После четырех лет дневной сон бывает не у всех детей, хотя сохранять его желательно до шести лет.

Сон организован циклически, т. е. фаза медленного сна завершается фазой быстрого сна. В течение ночи несколько раз происходит смена циклов сна.

В грудном возрасте проблем со сном обычно не бывает. В возрасте полутора лет ребенок начинает засыпать медленнее, поэтому он сам выбирает приемы, способствующие засыпанию. Необходимо создать привычную обстановку и стереотип поведения перед сном.

Что такое безусловные рефлексы?

Безусловные рефлексы новорожденного – это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения. Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 – 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков. Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии.

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим 

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее      движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами).

Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог. Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности.

Первые умения

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки.

Материалы по теме  Дети с дефектом речи

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш. Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны. Но проходит месяц – и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств.

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица. К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни – насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь. Это становится началом формирования положительных эмоций.

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и. наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание.

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач.

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери. В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же – отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками. Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу. Все это – начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств.

Первая улыбка

Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя. В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо – малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка!

Особенности нервной системы новорожденного

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается.

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов.

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода. После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения.

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений – его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение.

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно – удовлетворение насущной потребности в пище.

Следует особо остановиться на особенности работы нервной системы новорожденного, связанной с незавершенной миелинизацией нервных волокон. Миелинизацией называется процесс образования особой оболочки, покрывающей нервные окончания. Эта оболочка играет роль своеобразной изоляции, обеспечивающей распространение нервного импульса из нервной клетки на орган или мышцу, но не на группу мышц. Поскольку к моменту рождения далеко не все нервные окончания имеют миелиновую оболочку, любой нервный импульс, проходящий по нервному пучку, объединяющему в себе множество нервных волокон, распространяется и на соседние волокна. С этим связано то, что любое возбуждение становится более или менее общим, захватывает соседние мышцы или органы. Так, если новорожденный испытывает дискомфорт или болезненные ощущения, этот сигнал «передается» всему организму. Это является одной из причин столь выраженного беспокойства ребенка вследствие кишечных колик: боль в животе распространяется на соседние органы.

Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание.

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга. Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода. Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка.

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Как научить новорожденного разным навыкам

Обучение – это процесс, который приводит к постоянным изменениям поведения, основанным на опыте. Младенцы учатся разными способами.

Чаще всего, процесс обучения выглядит как применение вознаграждений и/ или наказаний. Подкрепления закрепляет желаемое поведение, в то время как отрицательное подкрепление показывает, какая реакция нежелательна.

Например, ребенок, который видит, что улыбка привлекает родительское внимание, больше улыбается своим родителям.

В основном, новорожденные учатся с помощью наблюдения и подражания другим.

Например младенец учится хлопать, наблюдая и подражая старшему брату. Эта форма обучения является самым быстрым и естественным способом, с помощью которого дети приобретают новые навыки.

Материалы по теме  Кукуруза при беременности: можно ли употреблять продукт в вареном или консервированном виде?

Что может делать взрослый, чтобы способствовать познавательному развитию малыша

Важно стараться устранить помехи, препятствующие свободному развитию. Так, если у ребенка своевременно не появляется какой-то из навыков, необходимо проверить, все ли в порядке с его мышечным тонусом, рефлексами и т.д. Это может сделать врач-невропатолог. Если помеха становится очевидной, то важно своевременно ее устранить. В частности, когда речь идет о нарушении мышечного тонуса (мышечной дистонии), большую помощь оказывают лечебный массаж, лечебная физкультура и посещение бассейна. В некоторых случаях требуется медикаментозное лечение.

Очень важно создавать условия, способствующие развитию. Под созданием условий подразумевается предоставление ребенку возможности реализовать свою генетическую программу без ограничений. Так, например, нельзя держать ребенка в манеже, не позволяя ему перемещаться по квартире, на том основании, что в доме живут собаки и пол грязный. Создавать условия также означает обеспечить ребенку обогащенную сенсорную среду. Познание мира в его разнообразии – то, что развивает мозг ребенка и формирует тот задел чувственного опыта, который может лечь в основу всего последующего познавательного развития. Основное средство, которое мы привыкли использовать, чтобы помочь ребенку познакомиться с этим миром – игрушка, причем игрушка, развивающая возможности движения и восприятия. Игрушкой может быть все, что можно схватить, поднять, потрясти, засунуть в рот, кинуть. Главное, чтобы это было безопасно для малыша. Игрушки должны быть разнообразными, отличаясь друг от друга по фактуре (мягкое, жесткое, гладкое, шершавое), по форме, по цвету, по звучанию. Наличие в игрушке мелких узоров или мелких элементов не играет роли. Ребенок пока не способен их разглядеть. Не надо забывать про то, что помимо игрушек, существуют и другие средства, стимулирующие развитие восприятия. Это – различная обстановка (прогулки в лесу и в городе), музыка и, конечно, общение с ребенком взрослых.

4 возраста «кризиса» для детей

Весь этап от младенчества до пубертатного периода проходит для ребенка через несколько кризисных возрастов. Родителям необходимо соблюдать график посещения педиатра, терапевта и невролога. На разных этапах развития мозга и нервной системы могут происходить сбои. Даже если до 3 лет развитие шло по графику, то никто не застрахован от того, что в 4-5 лет могут начаться проблемы. Например, в период адаптации к нервно психическое развитие детей
детскому саду, а после — к школе. В этот момент может пострадать его мироощущение, а значит, закладываются проблемы в психическом плане.

В кризисные периоды наш мозг действует не так, как обычно. Многие родители утверждают, что просто перестали узнавать своего ребенка. В эти периоды нужно проявить максимум терпения, ведь нелегко вам обоим. Идет перестройка психики, а это всегда сопровождается необычным, нестандартным поведением.

Всего выделяют 4 кризисных возраста:

  • Один год

Это все еще малыш, но уже самостоятельный. Может ходить, брать игрушки, сам играть. Вырывает ложку — хочет показать, что может и кушать сам. В это время дети хотят отделиться от матери. Они еще не могут говорить, так что любое непонимание инициативы ребенка делает его агрессивным, нервным.

  • Три года

Первый бунт против родителей. Малыш уже может проявлять черты своего характера: строптивость, несогласие, отрицание распорядка. Не стоит ругать его – лучше направить энергию в позитивное русло: развивающие игры, кружки, детский сад. В этот же период дети очень активные, им необходимо бегать, играть в подвижные игры. Если они этого лишены, то потом плохо кушают, засыпают через плач и скандалы.

  • Семь лет

Ребенок учится быть в новой среде. У него появляется общественное «я» — его новое лицо. Какой он в школе? Веселый, позитивный и активный или же наоборот – угрюмый. Дети сильно меняют поведение – иногда оно кажется неестественным или подражанием кому-то. Персонажи игр и фильмов становятся авторитетами. Очень явно это проявляется у мальчиков, а для девочек проходит чаще мирно. У девочек возрастает интерес к внешности и отношениям. Даже в столь юном возрасте она уже может мечтать про принцев, любовь и свадебные платья.

  • Пубертатный кризис

Тут главное помнить, что ребенок — полноценная личность. Он становится неуправляемым, и родители и учителя больше не авторитеты для него. Просыпается его натура, но сейчас все чувства обострены из-за гормональных изменений. К сожалению, этот кризис может затягиваться, а это значит, что никто не скажет вам, когда же это кончится. Сильные переживания могут привести к нервному срыву. В пубертатном периоде это очень опасно.

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

  1. Отсутствие «комплекса оживления», интереса ребенка к общению со взрослым, присоединенного внимания, интереса к игрушкам и, напротив, обостренная слуховая, кожная, обонятельная чувствительность может свидетельствовать о неблагополучии в развитии систем мозга, принимающих участие в регуляции эмоций и социального поведения. Такая ситуация может быть предвестником формирования аутичных черт в поведении.
  2. Отсутствие или позднее появление гуления и лепета. Такая ситуация может быть предвестником задержки речевого развития. Слишком раннее появление речи (первых слов) может быть результатом недостаточности мозгового кровообращения. Рано еще не значит хорошо.
  3. Несвоевременное появление (слишком раннее или слишком позднее появление, а также – изменение последовательности появления) новых типов движений может быть результатом мышечной дистонии, которая, в свою очередь, является проявлением неоптимальной работы мозга.
  4. Беспокойное поведение ребенка, частый плач, крик, беспокойный, прерывистый сон. Такое поведение, в частности, свойственно детишкам с повышенным внутричерепным давлением.

Все вышеперечисленные особенности не должны остаться незамеченными, даже если все родственники в один голос утверждают, что кто-нибудь из них в младенчестве был точно таким же. Уверения, что ребенок сам «перерастет», «когда-нибудь же заговорит» не должны служить руководством к действию. Так можно потерять драгоценное время.

Группы риска

К ним можно отнести две группы: врожденные риски и риски среды.

Врожденные риски:

  • сильный токсикоз во время беременности;
  • употребление алкоголя и наркотиков матерью во время беременности;
  • перенесенные инфекции, в том числе нейровирусы в раннем возрасте;
  • травмы при родах, асфиксия;
  • сильные токсичные отравления детей до 1 года;
  • генетика.

Риски среды:

  • неблагополучная семья;
  • многодетные семьи, где детям уделяется мало внимания;
  • психические травмы (насилие, жестокое обращение);
  • социальная ограниченность (не ходит в школу, не гуляет с детьми).

У большинства таких детей наблюдается отставание в нервно-психическом развитии, а у некоторых — тяжелые отклонения. Для такого ребенка нет возможности пойти в школу с остальными – ему необходимо надомное образование или класс коррекции. Многое зависит от того, как и когда его начали лечить. Чем раньше это удалось сделать, тем лучше.

Родителям нужно помнить, что их ребенок – отдельная личность. Он не может стать копией вас или ваших родителей — его жизнь только начинается, и это его собственная жизнь. Важно следить, чтобы развитие малыша проходило в комфортных и безопасных условиях.

Тогда учиться новому, узнавать, радоваться он сможет без вреда для своей психики. Задача родителей — помогать, любить и оберегать детей от всех опасностей. Сейчас вы закладываете фундамент, с которого начнется строительство их жизни, формирование собственного «я», отношения к себе.

От этого фундамента зависит вся дальнейшая жизнь вашего ребенка.

Источники
  • https://szabotoi.ru/razvitie/nervno-psihicheskoe
  • https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/razvitie-nervnoy-sistemy-u-detey.html
  • https://www.9months.ru/razvitie_malysh/2843/chelovek-razumnyy
  • https://www.uaua.info/novorozhdeny/razvitie/article-28116-nervnaya-sistema-novorozhdennyh-osobennosti-razvitiya/
  • http://neuropsycholog.ru/dlya-vseh-interesuyushchihsya/razvitie-nervnoy-sistemy-rebenka-v-vozraste-ot-1-do-9-mesyacev
  • https://rebenkoved.ru/psihologiya/razvitie-tsentralnoj-nervnoj-sistemy-rebenka.html
  • https://jrnljizn.ru/razvitie-nervnoj-sistemy-u-detej-i-podrostkov-razvitie-centralnoj-nervnoj-sistemy-rebenka.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector