Зачем нужно учиться писать печатными буквами
Многие педагоги отрицательно относятся к тенденции учить дошкольников писать прописными буквами. Достаточно уделять много внимания подготовительному периоду.
Чтобы ребёнок без труда усвоил написание прописных букв, нужно много рисовать, обводить по точкам, писать элементы букв и заниматься пальчиковой гимнастикой. В школе учитель сам выбирает единую методику обучения, и все дети обучаются по ней. Те, кто уже умеет писать, могут испытывать трудности с переучиванием.
Некоторые родители не понимают, зачем тратить время на печатные буквы, если в школе всё равно учат писать. Объясняем. Письмо печатными буквами нужно для формирования образа буквы и запоминания. Кроме того, умея писать, малыш сможет освоить навык переписывания и письма на слух задолго до знакомства с прописями. Когда человек пишет, он мысленно проговаривает буквы, слоги, слова. При автоматизации навыка чтения очень полезно списывание слов и их последующее чтение. Можно пробовать писать простые слова (папа, мама, кот и др.) на слух. В дальнейшем это способствует автоматической грамотности, когда ребёнок помнит образ слов и пишет их правильно, ещё не зная правил русского языка. Обучение печатным буквам полезно и нужно для дошкольников.
Прописные буквы изучаются отдельно, поэтому путаницы у детей не возникает.
Как учить писать печатные буквы
Лучше всего не разделять письмо печатными буквами и обучение чтению. Сразу после знакомства с буквой нужно пробовать её изображать. Оптимальный возраст для письма печатными буквами на бумаге 3,5–4 года и старше. Если малыш способный и уже в 2 года знает многие буквы, его моторные навыки ещё не позволяют выполнять тонкие движения руками.
Нужно следовать правилу – чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть буквы. Для начала обучения полезно использовать большие объёмные буквы. Их можно сделать самим из пластилина, наклеив на плотный картон. Ребёнок сможет ощупывать букву, запоминать её образ и повторять начертания пальчиком.
В помощь детям различные издания предлагают буквы в виде ассоциативных образов. Например, буква О похожа на колесо, Д – на домик и т. д. Обязательно надо показывать малышу последовательность движений руки.
У дошкольников есть распространённая ошибка – отзеркаливание букв. Можно объяснить в игровой форме, что некоторые буквы – послушные, они всегда смотрят вперёд (К, Г, Р и др.). Непослушные буквы – отворачиваются и смотрят назад (З, У, Ч и др.).
Рекомендуется на начальных этапах обучения давать возможность малышу пробовать разные средства для изображения букв. Можно писать зубочисткой по пластилину, пальчиковыми красками. Выкладывать буквы из пуговиц, делать аппликации и т. д. Главное – нужно следить за правильностью элементов и их примерными пропорциями.
На чистом листе бумаги детям трудно сориентироваться с размерами и пропорциями. Поэтому нужно давать разлинованную бумагу или специальные прописи для дошкольников.
Обучение печатным буквам с помощью прописей
Прописи для письма печатных букв называются прописями условно. Это удобно разлинованные тетради с образцами букв и игровыми заданиями. Обычно вначале предлагается обвести рисунок, напоминающий изучаемую букву. Потом по клеточкам ребёнок пишет элементы этой буквы, затем обводит её по точкам. Прописи обычно выполнены в увеличенном масштабе, чтобы детям было проще.
Для печатных букв нет общепринятых размеров, как для прописных, поэтому можно не заострять внимание на масштабе. Научившись писать по крупным клеткам, ребёнок просто перейдёт на мелкие, а затем сможет писать без опоры.
В прописях для малышей стрелочками дан порядок написания элементов. Это нужно скорее для родителей, ведь дети не всегда понимают эти схемы.
Писать буквы в клетках по образцу – это хорошее задание для формирования внимательности и ориентации. Если нет возможности приобретать специальные прописи – это не страшно. Можно учиться писать в обычной тетради в крупную клетку.
Когда клетки ярко прочерчены, нужно брать толстую ручку или карандаш, чтобы ребёнок не путался. Письмо по клеточкам для детей 5–6 лет станет закреплением навыка чтения и подготовкой к письму. Когда малыш научится читать слоги, можно начинать писать и их. При этом надо обязательно проговаривать звуки.Пример:
В слоге МА два звука. Какой звук первый? А какой второй?
Если это запись слова, нужно сначала делить устно на слоги. После написания полезно сделать простой разбор – определить гласные и согласные, поставить ударение, если это слово.
Писать буквы в тетради нужно ручкой или карандашом, чтобы малыш учился регулировать нажим. При письме фломастерами этого не происходит, их лучше отложить до тех пор, пока ребёнок не научиться писать.
Задания для закрепления навыков письма
1. Загадки. Нужно прочитать несложную загадку и отгадать её. Ответ даётся на отдельной бумажке, в нём не хватает одной буквы или слога. Их нужно дописать и наклеить рядом с загадкой.
2. Даны картинки, напоминающие буквы (дом – Д, колесо – О, кран – Г и т. д.). Рядом с этими картинками нужно написать букву, на которую они похожи. Задание станет интереснее, если эти предметы нужно будет обвести по точкам или по цифрам. Такие картинки можно вырезать из старых прописей или распечатать на принтере.
3. Обводка по трафаретам. Понадобятся пластиковые трафареты, продающиеся в канцелярских магазинах. Ребёнку предлагается с их помощью написать слово или слог, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные – синим.
4. Подписывание картинок. Даны картинки, под которыми нужно сначала обвести буквы, потом написать самим их название.
5. Рисование пальчиками. Понадобятся пальчиковые краски и контуры букв на листах формата А4. Малышу предлагается украсить букву на свой вкус. Сначала надо обвести контур, затем предоставляется простор для фантазии.
6. Завуалированные буквы. На картинке спрятаны буквы. Ребёнок должен их найти и выписать найденные. Если картинка чёрно-белая, их можно раскрасить: гласные – красным, согласные – синим цветом.
7. Списывание печатных слов из текста. Ребёнку предлагается прочитать короткий текст. Отдельные слова надо подчеркнуть, их нужно выписать. Чтобы малышу было интересно, нужно продумать слова так, чтобы получилось предложение. Можно спрятать небольшой подарок, а малыш сможет узнать, где он, выписав все слова и прочитав получившееся предложение.
Задание тренирует внимательность и усидчивость. Следует предлагать такие задания минимум с 5 лет. Чем младше ребёнок, тем короче предложение. Если малыш выполняет письменные задания медленно, нужно рассчитать время так, чтобы он потратил на работу не более 10–15 минут. Можно для начала попробовать подчёркивать буквы, чтобы из них получилось слово. Обучение дошкольников письму печатными буквами можно превратить в увлекательную игру. Детям будет интересно учиться новому, знакомиться с возможностями, которые открывает навык письма и чтения. Самое главное – организовать занятия в игровой и разнообразной форме.
- https://doshkolnik.pro/publikacii/pismo-i-kalligrafiya/osnovnye-ponyatiya-i-navyki-dlya-pisma/uchimsya-pisat-pechatnye-bukvy.html
- http://tvoivykrojki.ru/636-propisi-dlya-detey-skachat-i-raspechatat.html
- https://ot2do7.ru/309-pechatnye-propisi-dlya-malyshey.html
- https://ot2do7.ru/321-propisi-v-kletku-dlya-doshkolnikov.html
- https://ot2do7.ru/30-moi-pervye-propisi-3-4-goda.html
- https://chudo-udo.info/propisi/1028-propisi-dlya-detej-3-4-let-chast-1
- https://ot2do6.ru/250-risuem-po-kletochkam-2.html