Человек не рождается с положительными чертами, они формируются благодаря воспитанию и подкреплению положительных качеств личности. Развитию эмоционально-волевой сферы родители не всегда уделяют должное внимание, потому что она кажется не такой важной в сравнении с речью, интеллектом или физической формой. Однако, умение управлять эмоциями и сосредотачивать внимание на конкретной деятельности одинаково полезно для взрослых и детей. Проще всего формировать такой навык еще в дошкольном возрасте, но если своевременно этого не произошло, то развитием сферы занимаются в более осознанный период жизни.
Главные составляющие
Для развития эмоционально-волевой сферы требуется участие родителей и воспитателя. Чтобы перенаправить энергию в нужное русло, следует понять, что воспитание таких качеств состоит из следующих компонентов:
- Чувства. Для учета этого аспекта взрослым стоит понимать, какие именно эмоции ребенок испытывает по отношению к событиям, предметам или людям.
- Эмоции. Это реакция, которая появляется при взаимодействии с окружающими или предметами. Все эмоции делят на нейтральные, положительные и отрицательные.
- Воля. Основная составляющая, которая позволяет контролировать свои действия и перенаправлять энергию на достижение целей. В садике это качество почти не развивают, но в начальных классах ребенок уже должен им обладать.
- Настроение. Эмоциональный фон зависит от здоровья, отношений внутри семьи, окружения, состояния нервной системы. В зависимости от этих составляющих настроение может быть стабильным или переменчивым. Оно влияет на то, насколько удачно человек справится с поставленной задачей.
Стадии развития
Собранность, целеустремленность и дисциплинированность являются приобретенными качествами. Острая потребность в них ощущается в школе, в университете или на работе они тоже помогут добиться высот. Развитие волевой сферы протекает в несколько этапов в зависимости от возраста и физиологических особенностей:
- До года. Эмоционально-волевая сфера развивается за счет небольших усилий. Например, новорожденный понимает, что если закричать, то он привлечет внимание родителей. По мере развития ребенок ставит перед собой более амбициозные задачи: научиться садиться, ползать, ходить, дотягиваться до стола. Признаками эмоционально-волевого развития также считается умение отличать родителей от других людей, реагировать на голос, мимику, жесты.
- До 3 лет. В этом возрасте формируется самостоятельность и уверенность в собственных силах. Вмешательство родителей практически не требуется. В помощи нуждаются только те дети, у которых плохо развита речь, есть трудности с передвижением или регулярно возникают сомнения в собственных силах.
- До 5 лет. У дошкольников появляется жажда в изучении окружающего мира, развивается воображение, они учатся подражать взрослым и перенимают у них некоторые качества. Коррекция поведения необходима в случае подавленного состояния, вялости и безынициативности.
- До 7 лет. Эмоционально-волевая сфера развивается настолько, что появляется желание формулировать четкие цели, возникает чувство долга и ответственности. При наличии этих качеств быстро развиваются познавательные и коммуникативные навыки.
У дошкольников достаточно часто меняется эмоциональный фон. Со временем возникают чувства, которые они раньше не испытывали. Это происходит из-за изменения вида деятельности.
Условия для формирования поведения
Развить чувственно-волевую сферу сложнее, чем остальные качества личности, поэтому стоит соблюдать основные педагогические условия:
- Не ставьте перед ребенком невыполнимых целей, поскольку это служит демотивацией. Лучше акцентировать внимание на посильных задачах и постепенно усложнять их по мере развития.
- Организовывайте творческую работу в свободной форме и в рамках занятий.
- Поощряйте инициативу и самостоятельность, особенно когда это касается каких-то усилий над собой.
- Чередуйте сложные учебные задания с творческими видами деятельности.
Упражнения
Развитие чувственно-волевой сферы происходит с помощью речи и социальных навыков, которые позволяют выражать эмоции. Физическое и психическое состояние тоже немаловажно, поскольку от этого зависит настроение. Рассмотрим основные виды упражнений, которые помогут в достижении цели.
Стулья
Для одного или нескольких детей используют игру, в которой посередине комнаты расставляют 3 стула. На них приклеивают картинки с разными животными, например, со львом, зайцем, барашком. Детям предлагают занять понравившийся стульчик. После этого говорят, что у каждого зверя есть 3 настроения, которые необходимо показать: страх, радость, грусть. По очереди дошкольники показывают эти эмоции у всех животных, когда занимают стульчик.
Попугай
Взрослый говорит любое предложение (лучше короткое), а потом дети повторяют его и отгадывают, с каким чувством оно было сказано. Неоднозначные предложения рассматривают с нескольких сторон и высказывают догадки.
Цветок радости
Для небольшой группы подойдет упражнение, которое помимо эмоционально-волевой сферы развивает еще и коммуникативные навыки. Каждому выдается один или несколько бумажных лепестков. Затем их просят раскрасить бумажки в цвета радости, интереса, дружбы или чего-то другого. Полученные заготовки прикрепляют степлером на бумажных круг, чтобы получился цветок.
Самочувствие
Существуют специальные наборы карточек, которые показывают настроение. С их помощью ребенка просят показать свое состояние или представить, как он себя будет чувствовать в какой-то другой ситуации. Также с помощью карточек можно показать настроение родителей, бабушки, дедушки, кота, друга, воспитателя и пр.
Эмоционально-волевая сфера ребенка меняется по мере роста. Сначала он ставит перед собой цели, которые связаны только с собственными интересами, они формируются из текущих желаний и потребностей. В дошкольном возрасте дети уже ориентируют не только на свои, но и чужие нужды. Родителям остается только направить энергию ребенка в верное русло и своевременно объяснить основные моменты через простые упражнения или игры.