Развитие творческих способностей и мышления – методы развития творческих способностей у взрослых и детей

Виды мышления

Совокупность психических особенностей, которые помогают создавать новые идеи, делать открытия, называется творческим, креативным мышлением. Для него свойственна широта, подвижность, гибкость, адаптивность мыслительных процессов, образное представление и воображение. Этот навык человеческого ума позволяет решать интеллектуальные задачи творчески, новаторски, а не по заданному алгоритму.

Зачем нужно творческое мышление

Ошибочно считать, что креативное мышление необходимо только для творческих профессий: писателей, художников, композиторов. На деле это не так. Воображение нужно и для рядового бухгалтера, менеджера, маркетолога. В обычной жизни этот навык позволяет решать повседневные задачи, открывать новое в привычных вещах, находить выход из трудных ситуаций.

В век переизбытка информации люди больше задействуют оперативную память, чем долговременную. Сейчас важна способность адаптироваться, переучиваться, быть в курсе событий. Для этого нужно подвижное и гибкое мышление.

Другая причина, по которой необходимо развитие творческого мышления – лень думать. Доступность информации, автоматизация процессов, всевозможные гаджеты не дают пищу для ума, поэтому он вынужден отдыхать, расслабляться, деградировать.

Чтобы этого не случилось, поддерживайте мышление в тонусе: решайте задачки, шарады, головоломки, устраивайте умственные тренировки.

Направления развития творческих способностей детей

Способности к творчеству редко формируются сами по себе. Их развитие нуждается в стимулировании. По этой причине важно знать, в каких направлениях возможно развитие творческих способностей дошкольников. Выделяют две эффективные линии:

  • Усложнение действий в использовании средств для воплощения замыслов
  • Расширение набора средств для решения конкретной задачи

В качестве примера рассмотрим, как дети используют ведерко. Кроме прямого назначения, оно может служить формой для «куличиков», верхней частью построенной башни, головным убором, стульчиком, опорой для моста и др. Но к этой вариативности дети приходят с развитием творческого начала.

Аналогично и с поиском новых средств для воплощения своих задумок. Нельзя нарисовать контур – дошкольник выложит его с помощью палочек; нет палочек – выстроит кубики по периметру; отсутствуют кубики – протянет скакалку или ремешок… Если же отсутствуют мало-мальски подходящие средства, старший дошкольник будет действовать в воображаемых обстоятельствах.

Всякий раз поиск подходящих средств и возможностей их использования является своеобразным мозговым штурмом для творческого мышления дошкольника. Опыт подтверждает, что самые оригинальные идеи приходят ПОСЛЕ перебора более привычных вариантов. Взрослым важно помнить этот факт и поощрять активность ребенка в генерировании новых идей.

Особенности креативного мышления

Творческое мышление включает эвристический подход. Этот метод не приемлет стандартное  решение задач, раздвигает границы, преобразует, разрывает шаблоны, нарушает общепринятые рамки. Эвристика решает проблему путем моделирования новой ситуации. При этом поиск ответа происходит при отсутствии алгоритма действий. Такие задачи решаются с помощью интуиции, инсайтов, озарений.

Признаки творческого мышления:

  • Оригинальность. Способность создавать новое, уникальное, не существовавшее ранее. Не копирование чужих идей, а поиск новых возможностей.
  • Образная гибкость. Умение подстроить восприятие, увидеть особенности объекта, которые сделают его применение уникальным.
  • Семантическая гибкость. Возможность рассмотреть объект, проблему, явление с разных точек зрения. Раскрыть незамеченный ранее потенциал.
  • Спонтанная гибкость. Переключение с одной мысли на другую. Умение генерировать информацию, выдвигать нестандартные идеи, нешаблонно мыслить.

Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:

  1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
  2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
  3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
  4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
  5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
  6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.

Творческий талант в театрализованной деятельности

Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.

  1. Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
  2. Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
  3. Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
  4. Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
  5. Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
  6. Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.

Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте

На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:

  1. Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
  2. Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
  3. Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
  4. Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
  5. Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
  6. Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.

Создание условий для развития способностей к творчеству

С каждым годом идеи и действия дошкольника совершенствуются и усложняются. Творческие способности развиваются в тесной связке с воображением. Малышу и без внешнего подталкивания интересно открывать новые горизонты своих достижений. А если его дополнительно аккуратно направлять на поиски нестандартных решений, результаты приобретут оригинальность.

Развитие творческих способностей через сочинение рассказов

Без творческих способностей невозможно сочинить свою историю. Ведь ребенку необходимо извлечь из памяти подходящие характеристики для придуманных персонажей, поместить их в воображаемые обстоятельства и нафантазировать поступки своих героев.

Для создания образов нужен материал. Чем больше его будет в детской памяти, тем вариативнее ребенок будет им распоряжаться.

Родители стимулируют развитие творческих способностей у дошкольников, если не только читают и рассказывают им сказки и другие детские произведения, но и побуждают к сочинительству:

  • Как бы все произошло, если бы главные герой поступил иначе
  • Какой волшебный предмет пригодился бы герою сказки, и как бы он ему помог
  • Как по-другому могла бы завершиться история

Подобные вопросы подталкивают детей сначала изменять и дополнять существующие произведения, а затем придумывать свои истории.

Конструирование как средство развития способностей к творчеству

Прямая активизация творческих способностей происходит в процессе конструктивной деятельности. Если иметь в виду строительное конструирование, то детишки редко сооружают одни и те же объекты. Они задумывают новые постройки, находят новые приемы в воплощении своих задумок.

К тому же, непосредственно в процессе юный строитель может несколько раз поменять свои планы. В итоге, его конструкция обрастает новыми деталями, усовершенствуется, меняет свое назначение.

Обязательно нужно расспрашивать дошкольника, что он построил, для чего предназначена конструкция, как ею пользоваться, чем отличается от предыдущей и пр.

Творчество детей

Неограниченным полем для творчества является бумажное конструирование. Для ребенка этот вид творческой деятельности становится доступным в старшем дошкольном возрасте с развитием умелости рук. Сложный вид, который реализуется с подачи взрослого и при его ведущей роли.

Сначала ребенок только наблюдает, во что может превратиться обычный лист бумаги в умелых руках, потом пробует повторить при непосредственном участии взрослого. И только старшие дети пробуют сконструировать изделие самостоятельно.

Творческие барьеры

Психологи выделяют 4 вида препятствия, мешающие открыться творческому началу:

  • Конформизм – желание подражать и быть похожим на других, боязнь выделиться, отличиться, высказать оригинальную идею, собственное мнение.
  • Ригидность – привязка к стереотипам, неприятие нового, не способность видеть необычное в обычных вещах.
  • Цензура или собственная критика. Новые идей, нестандартные решения попадают под собственный фильтр и остаются невысказанными и нереализованными.
  • Быстрое решение часто приводит к ошибкам и необдуманным действиям. Для поиска правильного ответа рекомендуется взять паузу, отвлечься, отдохнуть, переключиться.
Материалы по теме  Детям о космосе

Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Кто, как не родители, обязаны заметить, к чему больше тянется ребенок, каковы его возможности в конкретный период, и на развитии каких способностей важно сосредоточить основное внимание.

Конечно, обогащать личность дошкольника следует в разных направлениях – обучать рисованию и лепке, вместе конструировать и придумывать истории, организовать простенький домашний театр. В каждом из этих видов занятий есть место для преобразования действительности и проявления творческих способностей.

Большинство детей испытывают особый интерес не ко всем видам деятельности, а выделяют приоритетные для себя. Вот на этом поле родителям и следует создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов. Направленные усилия любящих и понимающих взрослых, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно и нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.

Детское творчество и его основные виды

Детское творчество ничем, в принципе, не отличается от творчества «взрослого». Разве что тем, что создается оно детьми, а как известно, у детей по сравнению со взрослыми более развито воображение и фантазия.

Дети несколько иначе воспринимают окружающий мир, что делает их творчество особо притягательным.
В детях нет страха творить, они открыты миру, с детской непосредственностью, восторгом и чистотой мечтаний впитывают все его проявления, радуясь каждому новому, даже крошечному, для себя открытию.

Детское творчество можно подразделить на три основные вида: художественное, техническое и музыкальное. Хотя, как ты понимаешь, есть дети, которые совершают открытия (это научное творчество) и обучают сверстников новым знаниям (это педагогическое творчество), занимаясь таким образом «взрослыми» видами творчества.

Детское художественное творчество

это:
— рисование с использованием разнообразных средств для рисования,
— лепка поделок из глины и пластилина,
— создание художественные композиций, поделок и аппликаций из различных природных и искусственных материалов,
— вышивание,
— создание литературных и музыкальных произведений (стихов, сказок, рассказов, песен, музыки).

Техническое детское творчество

предполагает конструирование и моделирование разнообразных приборов, моделей, механизмов (например, кораблей, разнообразных летательных аппаратов, игрушек, оригами, калейдоскопов…)

Музыкальное детское творчество

представлено игрой на различных музыкальных инструментах, пением, танцами и ритмикой.

В каждом из этих видов детского творчества ты можешь выбрать себе занятие по душе, проявив в полной мере свои творческие способности.

Как определить свои творческие способности

Творческим человеком можно назвать любого, кто использует необычные подходы к созданию чего-то нового или преобразованию всем давно известного.

В творческом процессе участвует наше воображение, наше восприятие окружающего мира и мастерство, которое приобретается и накапливается постепенно. А еще немаловажный факт: творческий человек непременно вкладывает в свои творения душу и любовь.

Творчество – это дар, данный человеку свыше, но дар этот можно потерять, если вовремя его не определить в себе и не развивать. Как же можно определить, какие творческие способности есть именно у тебя?

Я, конечно, не большой специалист по распознаванию творческого начала в людях, но уверена, что ты самостоятельно это сможешь сделать, если внимательно прислушаешься к себе и своим желаниям.

Подумай, что тебе больше всего нравится делать: рисовать, создавать поделки, танцевать, играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, фотографировать или еще что-то? Таких занятий по душе у каждого из нас может быть много и это отлично, ведь мы должны быть разносторонне развитыми личностями. Но сильно много это не всегда хорошо. Можно просто не увидеть главного!

Поэтому постарайся выбрать из множества занятий, которые тебе по душе, два-три. Те, от которых ты получаешь больше всего положительных эмоций и которыми чаще всего предпочитаешь заниматься в свободное время.

Ну, и наконец, постарайся понять (если не получится, обратись за помощью к взрослым или к друзьям), что из выбранного получается у тебя лучше всего. Хотя, как я говорила уже выше, главное — это твое ощущение и восприятие выбранного тобой вида творчества. Не всем дано быть гениями, но всем дано заниматься любимым делом!

Это и будет твоя творческая нотка, творческая способность, которую необходимо развивать.

Ты еще в начале своего творческого пути, впереди тебя ждут много творческих начинаний, удач и творческих «провалов», но как истинно творческий человек – никогда не бросай любимого дела, не опускай руки, верь в чудо и люби то, что ты делаешь! И тогда у тебя все получится!

На нашем сайте и в нашем журнале в рубрике Творчество ты найдешь мастер-классы по изготовлению разнообразных поделок, открыток, аппликаций из различных материалов, раскраски для детей, а также другие интересные материалы.

Упражнения для развития творческого мышления

Для раскрытия творческого потенциала, как и любого другого навыка, необходима практика. Не достаточно прочитать пару книг на эту тему и стать креативным. Сформировать и развить данный тип мышления можно регулярными упражнениями. Выполнять их несложно, тем более большинство из них представлено в игровой форме. Уделяйте заданиям несколько минут в день, и ваше видение мира станет шире.

Ассоциации

Выберите случайным образом 4 слова и придумайте критерий, по которому одно из них лишнее. Например: кошка, диван, озеро, зеркало.

Критерий 1: кошка, диван, зеркало могут находиться в квартире, а озеро нет.

Критерий 2: в словах «кошка», «диван», «зеркало» есть буква «а», а в слове «озеро» – нет.

Усложненные варианты:

  • Составьте список из 5 слов. Возьмите первое слово и найдите нечто общее между ним и каждым последующим словом.
  • Выберите 6 слов и разделите их на 2 группы по определенному признаку.
  • Составьте заголовок статьи из трех выбранных наугад слов.
  • Возьмите 2 случайных слова, и придумайте с ними сцену преступления. Добавьте еще 2 слова, которые могут стать уликой для его раскрытия.

Вопросы

Развить креативное мышление можно правильными вопросами. Проявляете любознательность, ставьте под сомнения непререкаемые истины, размышляйте. Задавайте следующие вопросы на регулярной основе:

  • Почему? Помогает понять суть, добраться до истинных причин.
  • Почему нет? Обнажает факторы, запреты, ограничения, мешающие позитивным переменам.
  • А что, если? Позволяет исследовать возможности, узнать, что будет, если вы поступите определенным образом или сделаете что-то по-другому.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Материалы по теме  Гельминтоз при беременности — что делать?

Дошкольное развитие ребенка

Дошкольное развитие ребенка

Родители — самый ближний круг ценителей и воспитателей, в котором могут проявиться первые задатки и склонность ребенка к творчеству. Несомненную помощь в определении талантов собственного чада родителям окажут его природные данные и накопленный к тому моменту опыт. Собственно творческое развитие детей во многом сродни развитию общему. С той лишь разницей, что творчество — процесс таинственный и непредсказуемый, ему нельзя обучить, но можно создать подходящие условия для развития у ребенка творческих способностей. Необходимо подойти к развитию творческого потенциала тоже творчески, и провести ребенка теми коридорами, открыть ему те двери, за которыми он обнаружит настоящие образцы для подражания. 

Итак, мы выяснили, что детство — самое благоприятное время для развития у ребенка задатков последующих творческих способностей. Причин тому несколько. Именно в детстве мозг ребенка созревает и дозревает особенно быстро. С точки зрения психологии в период дошкольного развития ребенка он крайне любознателен, и его легко вовлечь в самые разные виды деятельности, среди которых творческое развитие детей представляется наиболее увлекательным процессом.

На этом же этапе идет накопление опыта и знаний, которые являются благодатной почвой для развития у ребенка творческих наклонностей. Подходящая «среда обитания» ребенка, способствующая взращиванию его таланта, тоже находится в числе объективных факторов, благодаря которым творческое становление детей проходит намного успешнее. У ребенка должен быть не только богатый выбор для творческой деятельности, но и разнообразие в смене рода занятий. Иными словами всестороннее развитие ребенка поможет лучше раскрыться его творческому потенциалу, и первыми помощниками в этом непростом деле должны стать родители и наставники, которые способны направить развитие ребенка на реализацию его способностей. И неважно в каких видах деятельности ребенок преуспеет — в музыке, танце, лингвистике, математических или технических науках. Важно дать дорогу таланту, а талантливый человек, как известно, талантлив во всем.

Средства развития ребенка

В дошкольный период творческое развитие детей проходит не только в кругу семьи, но и в дошкольных учреждениях: детских садах и специализированных заведениях (студиях, клубах, домах культуры). Виды творчества, с основами которых там знакомят, включают изобразительную, театральную, музыкальную и танцевальную деятельность, разновидности прикладного искусства, затрагивают развитие речи у детей. Не обходят стороной в детских дошкольных учреждениях и точные науки.

Важно правильно подобрать средства развития ребенка. На самом раннем этапе с детьми начинают заниматься изобразительной деятельностью, она наиболее доступна и способствует развитию воображения, наблюдательности, закладывает основы художественного мышления, развивает память. Рисование, аппликация и конструирование позволяют фантазировать и осваивать увлекательный процесс создания поделок своими руками, двигаясь от простого к сложному. 

Именно эти нехитрые занятия направлены на развитие творческих способностей. Немаловажное значение в дошкольном развитии ребенка играет лепка — она затрагивает не только тактильные ощущения, но и позволяет обрести понятие о чувстве формы, податливости материала, постичь законы пространственного мышления.  

Первые коллективные работы с бумагой доступны детям самых младших групп. Их внимание привлекает ассортимент бумажных салфеток, красочность расцветок, мягкость, податливость и эластичность материала. Работа с бумагой развивает эстетический вкус и умение передавать форму предмета. Дошкольное развитие ребенка, которое идет через рисунок и лепку, является выражением отношения ребенка к окружающему и окружающим. С его поделок можно легко «считывать» информацию о том, что радует, огорчает или пугает ребенка.

Еще одно средство развития ребенка — занятия в танцевальных классах и драмкружках. Обучение танцевальным и сценическим навыкам как правило начинается с игры. Разыгрываются уже знакомые сюжеты из сказок, где дети выступают в роли персонажей. Эта форма подачи материала самая увлекательная, так как вбирает в себя синтез многих видов творчества: актерское и музыкальное, сценографическое и режиссерское искусство. К тому же от игры, в которой задействовано множество навыков, легче перейти к более сложным формам игры-драматизации и сценического танца. Вообще игры, способствующие развитию творческих способностей у детей, находятся в списке приоритетых занятий.

Наконец, занятия музыкой важны не столько для окружающих, сколько для самих детей. Здесь оказываются задействованы такие органы чувств как слуховой и голосовой аппарат, чувство ритма, сенсорные ощущения, образное мышление и способность воспроизведения. Как ни парадоксально, занятия музыкой оказывают благотворное влияние на психику и математические способности ребенка. Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах и попытках сочинять музыку.

Формируем творческое мышление

Уникальность творческого процесса в том, что он может проявиться во всех сферах деятельности человека. Об этом свидетельствует разнообразие видов творчества:

  • музыка;
  • литература;
  • скульптура;
  • изобразительное искусство;
  • изобретательская деятельность;
  • танец.

Однако, говоря о развитии творческого потенциала дошкольника, не стоит сужать границы понимания данной задачи до развития только навыков рисования, музыкального слуха или способности к танцу. Творческий потенциал, называемый также креативным потенциалом, заключается в развитии всех психических процессов, в том числе в творческом мышлении.

Желание самовыражения присутствует в различной степени у любого малыша. Для формирования творческой натуры, которая выражает себя в стремлении раскрыть свою индивидуальность, начиная с младшего дошкольного возраста, давайте ребёнку возможность проявлять свою творческую активность во всех сферах жизни и раскрываться в любом творческом процессе: рисовании, лепке, аппликации, конструировании, пении, танце, игре на музыкальных инструментах.

Если говорить о творческом мышлении, одним из его элементов является умение мыслить образно. Эта способность появляется на определённом возрастном этапе, затрагивающем как дошкольный возраст, так и младший школьный.

Именно в этом возрасте необходимо:

  • развивать умение находить нестандартные решения;
  • развивать художественный вкус;
  • развивать фантазию.

Как правило, родители умиляются своим фантазёрам-дошколятам, но в младшем школьном возрасте начинают требовать большей серьёзности от своего ребёнка. Но важно и в начальной школе поддерживать фантазию, воображение, интерес ко всему происходящему, к совершению открытий. В этот период важна роль учителя и школьной программы. Недаром в программе «Начальная школа XXI века» большая роль отводится именно развитию нестандартного мышления маленьких школьников, поддерживается тяга к исследовательскому интересу ребёнка, развитию воображения.

О пользе воображения

Многие родители, говоря о фантазиях своего малыша, порой не задумываются о том, насколько они важны для развития ребёнка. Французский психолог и педагог Теодюль Рибо выделял три ступени в развитии воображения:

  • детство – бурная фантазия, вымыслы, истории;
  • юность – появляется сочетание осознанности и вымысла;
  • зрелость – воображение контролируется интеллектом.

Задаваясь вопросом, с какой целью у ребёнка развивают воображение, нужно понимать, что в детстве все творческие процессы всецело зависят именно от него. В свою очередь, имея развитое воображение, ребёнок:

  • учится мыслить нестандартно;
  • может заранее представить образ своего творения;
  • видит новое в привычном;
  • обладает аналитическим мышлением.

Последнее стоит пояснить. По мнению психологов, процесс воображения состоит из анализа существующей реальности путём разделения на составные части и её преобразования (синтеза) в новое посредством другого сочетания этих частей, то есть формирования нового образа.

Всё перечисленное свидетельствует о том, что поддерживать детскую фантазию необходимо не только для воспитания в ребёнке творческой личности, но и для его всестороннего развития.

5 советов, как организовать занятия творчеством

Родители дошкольников часто задают вопрос: как в малыше развить творческую личность? Чтобы развить творческое мышление и творческую активность, необходимо заниматься с ребёнком. Причём эти занятия должны быть больше похожи на радостное общение, нежели на уроки. Как этого достичь?

Совет 1. Дайте ребёнку выбор

Ваш ребёнок – творческая личность, примите это утверждение за аксиому. Если малыш не проявляет способностей на занятиях изобразительным искусством, то, возможно, он хорошо поёт или с упоением собирает конструктор, изобретая новую машину. Наблюдайте за ребёнком, рано или поздно он найдёт занятие себе по душе.

Материалы по теме  Рисуем с детьми 4-5 лет: карандашом и красками

Совет 2. Сделайте занятия регулярными

Творческое воспитание не терпит занятий от случая к случаю и долгих перерывов. Составьте расписание ваших занятий, уделяя им больше времени в выходные, но не забывая выделить на них 15–20 минут и в будние дни. Постарайтесь устроить так, чтобы ваши занятия творчеством протекали в спокойной обстановке. Устройте особое место, в котором будет царить вдохновение. Для этого на отдельную полку или в специальную коробку положите цветной картон, клей, блёстки, цветные камешки, краски, пластилин и другие материалы для самовыражения.

Совет 3. Хвалите ребёнка чаще

Даже если рисунок или аппликация могли бы получиться лучше, похвалите малыша за старание и стремление сделать что-то своими руками – это придаст ему уверенности. Ведь творчество – это отражение восприятия ребёнком окружающего его мира, а значит, не существует единственно правильного результата.

Совет 4. Не ругайте ребёнка за беспорядок

Побочное явление любого творческого процесса – небольшой беспорядок. Терпеливо и с пониманием отнеситесь к тому, что обрезки бумаги, капли краски, блёстки и бисер, цветной песок будут разбросаны рядом с маленьким художником. Не контролируйте творческий процесс даже с целью сохранения порядка, ведь творчество прежде всего – в свободе мыслей и действий.

Совет 5. Сохраняйте творения и устраивайте выставки

Для любого творческого человека важно признание его творений и уважение к работам. Сохраняйте рисунки, поделки, аппликации, фотографируйте и снимайте на видео танцы и песни, чтение стихотворений. Пройдёт совсем немного времени, и будет интересно вспомнить, каким неординарным и креативным был ваш малыш. Кроме того, полезно устраивать выставки работ вашего ребёнка, но обязательно учитывая мнение «мастера» – выставляйте на обозрение только те творения, которые ему нравятся.

Творим и играем вместе

Главное, что поможет вашему малышу добиться успехов в любом виде творчества, – совместное творчество с родителями. Не оставляйте его одного с заданием – творите вместе! Даже если вам кажется, что у вас нет способностей к рисованию, вы не умеете петь или танцевать, забудьте про стеснение: нетворческих людей не бывает! Какие же игры помогут провести время с пользой вместе с ребёнком?

  • Совместное рисование. Выберите простой сюжет и на большом листе бумаги изобразите его вместе с ребёнком. Увидите, вам понравится!
  • Пение хором. Если вас двое или трое, получится дуэт или ансамбль – спойте любимую песню вместе, а может быть, и по ролям. Хорошее настроение вам обеспечено!
  • Лепка. Слепите из пластилина волшебный лес: деревья, кустарники, цветы – и не забудьте про лесных зверей.
  • Спектакль. Простую сказку про Курочку Рябу или Колобка интересно будет разыграть вместе. Для этого возьмите фигурки зверей и распределите роли. Ребёнок будет в восторге от того, что сможет сам участвовать в театральном представлении.
  • Игры на природе. Прогулки на природе дают много возможностей для развития ребёнка. У реки или моря дети и взрослые с удовольствием возводят из песка домики и замки. Гуляя в лесу, попробуйте примерить на себя роль строителей и построить настоящий шалаш. А если на улице зима, сделайте своему малышу настоящую горку и обязательно дайте ему поучаствовать в этом процессе. Да и слепить снеговика – неплохая идея.

Напоследок хочется заметить, что, играя с ребёнком, важно не контролировать или направлять (то есть быть над ребёнком), а быть вместе, на равных с сыном или дочкой и проявлять искренний интерес к совместным играм и занятиям.

Основные методы развития творческих способностей у детей

На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.

Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.

Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.

Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кукольный театр

Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.  

Рисование

Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.

Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.

С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.
Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.
Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.

О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать

Лепка для детей

Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.
Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.

лепка с детьми
лепка с детьми

Поделки и аппликации

Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.

Осторожно!Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых

Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.

Чтение с детьми


Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.

Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5b9007e0b4dba900ac7c07cb/kak-razvit-tvorcheskoe-myshlenie-vzroslym-i-detiam-5be14ad75d390d2a35f7fd1e
  • https://alldoshkol.ru/sposobnosti/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnikov
  • https://www.obovsemka.com/detskoe-tvorchestvo-i-ego-vidy/
  • https://vdecrete.ru/razvitie/doshkolnoe-razvitie-rebenka/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-detej
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/tvorcheskoe_razvitie_detey_sposobnosti_k_tvorchestvu/
  • https://shkolaveka.ru/articles/tvorcheskoe-razvitie-rebenka/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector