До марта 2020 года никто не знал такого термина – «самоизоляция». Из-за пандемии коронавируса рекомендовано соблюдать определенные карантинные меры. Одна из них – просто сидеть дома.
Взрослым это понятно, а как убедить и, главное, удержать свое активное, привыкшее к общению и внешкольным развивающим занятиям чадо? А если ребенок – дошкольник? Тогда и задача родителей усложняется. Что делать детям на самоизоляции? Старшие-то ребята могут себя чем-то полезным и интересным занять, а детсадовца или младшего школьника надо грамотно развлечь, в каких-то моментах поступаясь своими домашними делами и временем, чтобы малыш не отвык от привычного садовского режима.
Подумаем о занятиях
Займем ручки
Работа с детьми в самоизоляции может идти во многих направлениях. В детсадах много внимания уделяют развитию моторики. Дома вполне может не быть подходящих игрушек для таких занятий. Помогут «прикладные материалы» типа гречневой крупы, фасоли, кинетического песка, которые смешиваются в удобном сосуде. Пусть ребенок что-то творит из них, строит, да и просто ковыряется, перебирая по сортам.
На длительное время может занять ребенка лепка из соленого теста. Это же не просто лепка, а еще и запекание готового изделия, многоцветное его раскрашивание.
Точно так же можно поступить с изготовлением аппликаций.
Развиваем воображение
- Начните с малышом строить, скажем, дворец. Уложили несколько деталей – планок, кубиков, а теперь предложите ему самому довести «проект» до крыши.
РЕКОМЕНДУЕМ
Строительные кубики в «арсенале» дошкольника должны быть обязательно. Из них можно проектировать и конструировать множество объектов и придумывать интересные игры.
- А теперь пусть чадушко насочиняет, что это за замок, кто в нем может жить и что в нем может происходить.
- Дома и замки можно строить из картонных коробок, собранных по всей квартире. Позвольте юному архитектору устроить небольшой «художественный» беспорядок в комнате.
- На большом листе бумаги шлепните краской кляксу, а он пусть дорисует то, что ему увидится.
- Нацельте вынужденного «узника» на изготовление коллажа. Пусть вырежет из кипы ненужных цветных журналов интересные картинки, расположит их в определенном порядке на бумаге и тоже объяснит, что он хотел изобразить.
Читаем вместе
Современным детям, к сожалению, гораздо ближе гаджеты, чем книги. Но, может, как раз период этой самой самоизоляции и пробудит в ребенке интерес к чтению. Начать можно с рассматривания иллюстраций в книге, обсуждения изображенных на них героев, и точно так же – с сочинения своих историй, которые должны приключаться с ними.
В этом возрасте для ребят главное – игровые моменты. Это касается и приучения к чтению. Напишите большими буками перечень рассказов или сказок, которые хорошо бы ребенку прочесть. Ему доставит удовольствие, дочитав произведение до конца, вычеркнуть его из списка и выяснить: а что будет следующим?
Прочитав книгу вместе с ребенком и акцентировав внимание на финале, предложите чаду придумать небольшое продолжение. Это особенно «сыграет», если конец произведения не слишком веселый.
Охотники за сокровищами
На несколько часов может занять ребенка игра в поиск сокровищ. Она несложная, но подготовиться к ней родителям надо. Для начала надо собрать 10–20 предметов и спрятать их в разных укромных уголках квартиры. Все эти места пометить на карте, которую тоже надо нарисовать до начала игры. Передвигаясь от одной точки, помеченной на карте, до следующей, малыш почувствует себя кладоискателем. Игра длится до тех пор, пока все сокровища не отыщутся.
Не сходить ли в зоопарк?
Карантинные меры вынудили многих любителей музеев и театров посещать их онлайн. Может быть, детсадовцу будет еще не совсем понятна экскурсия в исторический музей или картинную галерею, но вот в зоопарк можно отправиться вместе с ним.
Готовим вместе!
«А сегодня, моя дорогая, мы будем с тобой печь печенье (кекс, торт…)», – думается, это будет интересно не только девочкам! Мальчики тоже с интересом отмеряют объемы ингредиентов, смешивают их и, уж конечно, ждут не дождутся, пока это все будет вынуто из духовки.
А после можно устроить в квартире настоящий пикник, почти такой, как на природе, – с расстеленным на полу покрывалом, бутербродами, напитками и только что испеченным печеньем.
Кстати, можно процесс немного разнообразить, добавив элементы игры. Надо предложить каждому участнику продолжить фразу: «С собой на пикник я беру…» – и что же он положит в свою корзинку?
Настольные игры
А сколько положительных эмоций могут вызвать общие с мамой и папой настольные игры:
- собрать пазл (не очень сложный для ребенка);
- сыграть в шашки;
- крестики-нолики;
- прохождение лабиринтов.
ВАЖНО
Самый легкий способ – и не только в ходе карантина – сунуть дитятку смартфон или планшет, а самому заниматься своими делами. Позволить играть на них, конечно, можно, но – ограничив во времени.
Что еще можно предложить?
Как видим, для самоизоляции женщин с детьми занятий вполне достаточно, и список еще можно продолжить:
- доступные «научные» опыты;
- общение по скайпу с родными и друзьями;
- участие в посильной домашней уборке;
- изготовление оригами;
- наблюдение за птицами, насекомыми, погодой;
- выращивание растений на подоконнике.
ВАЖНО
Выдерживая садовский распорядок, не забывайте о дневном сне. Не надо его отменять!
Физические нагрузки
«Вечному двигателю» – малышу очень сложно жить без активного движения. Дети в период самоизоляции в квартире не побегают-не попрыгают вволю. Надо искать адекватный выход. Это могут быть танцы. Включайте ритмичную музыку и танцуйте вместе с ребенком (ведь и вам это не повредит, так?).
Еще один метод – так называемая звериная зарядка. Предложите своему спортсмену представить, что он проходит в зоопарке мимо клеток с животными и старается повторять все движения каждого. Такие упражнения задействуют все мышцы.
Можно имитировать более «напряжные» действия, например, поход в лес: ходьба, прыжки через препятствия, широкие взмахи руками – установка палатки, сбор хвороста для костра.
Ролевые игры
Работа с детьми в условиях самоизоляции может включать и познавательные игры. Предлагаем несколько из них. Целью таких игр является развитие речи, воображения, внимания, памяти.
«Перепутанная сказка»
Мама начинает рассказывать малышу хорошо знакомую сказку, скажем, «Красную Шапочку». В какой-то момент она меняет сюжетную линию, и вместо Серого Волка включает в нее появление (условно) Колобка. Это может быть любой персонаж другой известной сказки. Как среагирует ребенок? От этого будет зависеть дальнейший ход событий. Захочет послушать классический вариант – продолжайте рассказ. Захочет поддержать вариант с Колобком – прекрасно. Пусть изложит свое видение и придумает happy end.
«Магазин»
Всем известную игру из детства «в магазин» можно несколько видоизменить. Представить «товары» – всё, что захочется, а ребенок-продавец должен выдать покупателю покупку, когда тот назовет только букву, с которой начинается ее название. Это развивает внимание и сообразительность.
«Что нужно человеку»
Предложите дошкольнику дать имя нарисованному вами забавному человечку, а потом пусть он расскажет, что тому понадобится, и вы это по ходу дорисуйте: домик с садом для него, необходимую одежду, кухонную утварь, игрушки, друзей и соседей. А еще лучше, если малыш попробует нарисовать это сам. Потом можно вместе сочинить историю о приключениях созданного героя, в том числе и в условиях карантина.
«Вам письмо!»
Игра основана на умении фантазировать. Кто-то из родителей пишет ребенку веселое письмо как будто от его любимого, скажем, мультперсонажа. Конверт торжественно вручается адресату и, если он сам еще читать не умеет, прочитать его, а также предложить написать ответ и ответить на все вопросы, заданные «автором» письма. Возможно, у них завяжется «переписка».
«Докажи!»
А здесь в основе игры лежит умение объяснять свою точку зрения. К примеру, на фразу: «Я думаю, что мама у теленка – лошадка. Они питаются сеном, покрыты шерсткой, на ногах – копыта» – ребенок должен доказать, почему это не так, назвав самые характерные отличительные черты: у лошадки нет рогов, теленок лишен гривы, лошадка «иго-го-кает», а теленочек мычит и т.д.
Примеры могут быть с любыми животными и птицами, а также объектами и категориями: «волк живет в берлоге», «бублики растут на дереве» и т.п.
На самоизоляции – школьники
Вирус не в меньшей мере «подложил свинью» и школьникам. Некоторые школы уже со времен первой волны освоили методику дистанционного обучения, некоторым понадобится еще какое-то время, чтобы наладить его.
Как же организовать обучение детей в самоизоляции? На родителей и в этом случае ложатся непривычные обязанности по организации связи между учеником и школой. А еще очень важно разработать для школьника режим дня с четко обозначенным временем учебных занятий и перерывов на отдых, общения с друзьями и вами, родителями, каких-то физических нагрузок-упражнений.
Многие старшеклассники до пандемии занимались с репетиторами. Пандемия и здесь внесла свои коррективы, но это вовсе не значит, что занятия должны отменяться. Продвинутые репетиторы могут продолжить их по скайпу или через Zoom. В целях экономии и времени, и денег можно консультироваться с преподавателем лишь по непонятым темам или вопросам.
Что же касается внеучебных занятий, то здесь надо предоставить инициативу по их выбору самим ребятам – они уже достаточно самостоятельны. К тому же их нерастраченную энергию можно использовать «в мирных целях» – в помощи по дому, в освоении новых навыков и умений, в исполнении давно отложенных дел.
В самоизоляции есть и несомненный положительный аспект – возможность дольше общаться в семейном кругу, лучше узнавать своих собственных ребят, а может быть, даже в каких-то «карантинных» ситуациях стать примером для них.