Считалки для детей 4, 5, 6 лет в детском саду: подборка считалочек для малышей дошкольного возраста

Происхождение и функции шуточных считалок

Считалки — жанр фольклора, уходящий корнями в глубокую древность. Изначально с помощью считалок работники в поле распределяли, кому какую работу выполнять. Тогда считалочки были средством жеребьёвки. Но постепенно необходимость в таком средстве распределения труда отпала, а считалки перешли в область детского фольклора. Именно этому переходу обязаны своим появлением шуточные считалки. Порой такие ритмичные стихотворения создавались профессиональными писателями и поэтами, но чаще всего смешные считалки придумывали сами дети, наполняя древний жанр новой жизнью и смыслом.

Деревенские жители стоят в кругу на поляне

Первые считалки помогали крестьянам распределять работу, а позднее стали элементом детских игр

Основная функция считалки — выбор одного человека для конкретной роли (кому водить, кому выбыть). Кроме этого, существует ряд не таких явных, но также значимых функций считалочек:

  • Развлекательная функция. Основная роль считалок-шуток — вызвать веселье, они всегда являются элементом игры.
  • Психологическая функция. Честный выбор развивает у ребёнка чувство справедливости и защищённости.
  • Развивающая функция. Запоминание считалок, соотнесённое со смехом и весельем, способствует более активному развитию памяти, а проговаривание вырабатывает чувство ритма.
  • Увлекающая функция. С помощью считалки взрослый легко может привлечь внимание ребёнка к какому-либо занятию, изначально не представлявшему для малыша интереса.

Дети сидят на полу и увлечённо слушают педагога

Использование считалок помогает заинтересовать ребёнка новым материалом

Считалки с необычным сюжетом дети запоминают легче и с удовольствием включают их в свои игры.

Значение считалок для детей 9–12 лет

Считалки — рифмованные четверостишия с весёлым, иногда поучительным смыслом. В младшем возрасте дети заучивают их, чтобы развивать речь, пополнить словарный запас, а также распределять роли в игре.

Дети 9–12 лет работают со считалками уже по другим причинам. Во-первых, это уникальный фольклорный жанр, в котором ярко отражается культура русского народа. Во-вторых, с помощью считалок можно запомнить факты из школьных предметов, которые не так просто заучиваются традиционными методами.

Заучивание рифм на иностранном языке помогает отточить произношение и выучить новую лексику.

Подростки играют и разговаривают

Считалочки актуальны даже для школьников в возрасте 9–12 лет: с помощью рифмованных строчек можно выучить сложный материал или разнообразить игру на перемене

Тематические подборки считалок для детей 9–12 лет

Есть множество считалок для школьников на самые различные тематики: про школу и учебные предметы, про животных, известных героев сказок, весёлые и развлекательные и т. д.

Про школу

Для ребят 9–12 лет будут актуальны шуточные и злободневные считалки про школу:

  • В нашем классе
    Нет лентяев, —
    Только Вася
    Николаев.
    Он приходит на урок,
    Засыпает, как сурок.
    Лодырь,
    Лодырь,
    Лежебока,
    Проворонил
    Три урока,
    На четвёртый
    Опоздал,
    Пятый
    Где-то пропадал,
    На шестом
    Мешал
    Учиться,
    На седьмом
    Ходил
    Лечиться,
    На восьмом
    Играл в футбол,
    На девятый
    Не пришёл.
    На десятом
    Корчил рожи,
    На четырнадцатом
    Тоже,
    На двадцатом
    Видел сон,
    На тридцатом
    Выгнан
    Вон. (С. Маршак).

Изображение подростка-лентяя

Лентяй Вася Николаев в считалочке С. Маршака становится объектов для насмешек со стороны детей: это пример того, как не надо относится к школе и учёбе в целом

  • Вот лентяйка единица!
    Не хочу с тобой водиться.
    Не люблю и цифру два,
    Цифру три терплю едва.
    Ай да умница четыре!
    Но уж всех прекрасней в мире,
    Всех прекрасней цифра пять.
    Вот всегда бы пять опять! (С. Погореловский).
  • Си-си-си,
    Подъехало такси.
    Двери открываются,
    Учитель заявляется.
    На высоких каблуках,
    С арифметикой в руках.
    Сколько будет семью семь?
    Вы не знаете совсем!
    Сколько будет пятью пять?
    Вы не знаете опять!
    На уроке говорили,
    Говорили-говорили,
    Чтоб мальчишки не курили,
    Не курили, не курили.
    А мальчишки за углом
    Подавились табаком.
    А девчонки за забором
    Подавились помидором.
    Вдруг учитель пения
    Вышел из терпения:
    Он залез под потолок
    И сказал: — Кончай урок!
  • Раз, два, три, четыре —
    Меня грамоте учили:
    Не считать, не писать,
    Только по полу скакать.
    Я скакала, я скакала,
    Себе ноженьку сломала.
    Стала ноженька болеть,
    Стала маменька жалеть.
    Пожалела, поругала
    И за доктором послала.
    Доктор едет на быке
    С балалаечкой в руке.
  • Катилась мандаринка
    По имени Иринка,
    В школу не ходила —
    Двойку получила,
    А когда пошла гулять,
    Получила цифру 5,
    А когда пошла домой,
    Получила цифру 0!

Помимо считалок про школьные будни, широко используются и те, что посвящены отдельным учебным предметам. Они вносят разнообразие в урок и помогают быстрее освоить программу по той или иной дисциплине.

Математика

Несколько примеров математических считалок для школьников:

  • Наша Маша
    Рано встала,
    Кукол всех
    Пересчитала:
    Две Матрёшки
    На окошке,
    Две Аринки
    На перинке,
    Две Танюшки
    На подушке,
    А Петрушка
    В колпачке
    На дубовом
    Сундучке! (Е. Благинина).
  • У сороконожки
    Заболели ножки:
    Десять ноют и гудят,
    Пять хромают и болят.
    Помоги сороконожке
    Посчитать больные ножки. (Можно использовать наглядный материал).
  • Начинается считалка:
    На берёзу села галка,
    Две вороны, воробей,
    Три сороки, соловей. (Сколько всего птиц на берёзе?).
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Научились мы считать.
    Ну а дальше мы не знаем,
    Может, вместе посчитаем?
    Шесть — конфеты любим есть,
    Семь — мы помогаем всем,
    Восемь — мы друзей в беде не бросим.
    Девять — учимся на пять,
    Десять — кончили считать.

Девочка считает на пальцах

Математические считалки помогают школьникам научиться считать в уме

  • Сидит Сидор на скамейке,
    Долбит-долбит три копейки,
    Хочет сделать три рубля
    И купить себе коня.
  • Девять, восемь, семь, шесть,
    Пять, четыре, три, два, один!
    В прятки мы играть хотим.
    Надо только нам узнать,
    Три, шесть, девять —
    Полно спать!
    Солнышко давно уж встало,
    Нам пора идти гулять!
  • Я решил ворон считать:
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть — ворона на столбе,
    Семь — ворона на трубе,
    Восемь — села на плакат,
    Девять — кормит воронят…
    Ну, а десять — это галка.
    Вот и кончилась считалка!
  • Мы по лесенке бежали
    И ступенечки считали:
    Раз, два, три, четыре,
    Умножаем на четыре,
    Делим, делим на четыре —
    Получается четыре.

География

География — интересный предмет, который, как правило, школьники изучают охотно. Помогут запомнить названия стран, городов, рек, приливов или побудят к исследованию нашей планеты следующие считалки-запоминалки:

  • Купили мне маленький глобус в подарок,
    На ножке вращается пёстренький шарик.
    Моря, океаны на нём голубые,
    А разные страны как пятна цветные:
    Италия, Франция, Куба, Китай,
    Какой-то (со смеху умрёшь!) У-руг-вай…
    Я долго названия стран изучал,
    А вечером папе и маме сказал:
    «Хочу поскорее объехать весь свет,
    Купите на утренний поезд билет». (Т. Гусарова).
  • США, Канада, Гана,
    Израиль, Иран, Гвиана,
    Пакистан, Ирак, Китай, —
    Куда хочешь уезжай!
    Но в стихах один изъян:
    Пуст пока что Ваш карман.
    Франция-Германия…
    Вот так графомания!
  • Англия, Франция,
    Индия, Китай.
    Аргентина, Турция —
    Любую выбирай!
    Украина, Латвия,
    Германия, Перу.
    Венгрия, Словения —
    Любую выберу!
  • На нашей Земле океанов —
    Четыре:
    Индийский —
    Самый солёный в мире,
    Океан Атлантический
    Славен сельдями,
    Ледовитый
    Всё время спит подо льдами,
    А Тихий,
    Конечно же, вовсе не тихий —
    А буйный, глубокий и самый великий! (А. Усачёв)

    Океаны Земли на карте

    Четыре мировых океана, конечно, можно выучить по карте списком, но гораздо интереснее школьнику будет сделать это, разучив лёгкую считалку

  • Сава, Драва и Морава,

    Тиса, Дриса, Серет, Прут —
    Все они в Дунай текут. (Притоки реки Дунай).

  • На Хоккайдо и Кюсю,
    На Сикоку и Хонсю
    Много лет живут японцы,
    По утрам встречая солнце! (4 главных японских острова)
  • Фудзияма, он не яма,
    А скорей, наоборот.
    Высотою — больше храма,
    А точнее — 3700!

Биология и химия

В 9–12 лет дети только начинают изучение биологии и химии. Мир периодической таблицы Менделеева, инфузорий-туфелек и лакмусовых бумажек школьникам помогут изучить такие стихотворные строки:

  • Цирк, Огромный Купол Пёстрый,
    Словно Радугу, Вознёс (ты). (По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид).
  • Индикатор лакмус красный
    Кислоту укажет ясно!
    Индикатор лакмус синий —
    Щёлочь тут, не стой разиней!
  • Химик правила обмена
    Не забудет никогда:
    В результате — непременно
    Будет газ или вода,
    Выпадет осадок —
    Вот тогда — порядок!
    Мальчик и девочка проводят химические опыты

    С помощью химических считалок школьники легко запомнят правила проведения экспериментов

  • Сапоги мои того,
    Пропускают Аш Два О.
  • Можем резать гидру смело:
    Восстановит своё тело.
    Это не сенсация,
    А регенерация!
  • Могут жить без кислорода,
    Их зовут анаэробы!
  • Сначала вода, потом кислота
    Иначе случится большая беда! (Правило разбавления кислот).

В школе я не была фанатом химии: она мне давалась, мягко говоря, сложно. Из-за полного отсутствия интереса к предмету трудно запомнить свойства элементов периодической системы, правила составления реакций и т. д. Но мои притязания на золотую медаль и «отличный» аттестат были явно сильнее неприязни к химии. Я пыталась всячески разнообразить своё обучение, использовала мнемотехники и мотивационные приёмы. Кроме того, я заучивала короткие стихотворения и скороговорки, чтобы запомнить материал по химии. Мои любимые — про правило обмена и изменение цвета лакмусовой бумаги.

Весёлые химические считалочки, помогающие запомнить элементы таблицы Менделеева, представлены здесь.

Русский язык

Считалки по русскому языку помогут запомнить сложные правила правописания и произношения. Например:

  1. Если после корня — А,
    В корне будет И всегда.
    Вот пример, запоминай:
    Ноги вытЕр? — ВытИрай! (Правописание корней с чередующейся гласной).
  2. Есть кое-,
    — либо,
    -то,
    -нибудь,
    Про дефис не позабудь!
  3. ПО — НАД, ПО — ЗА, ИЗ — ПОД, ИЗ — ЗА…
    Гляжу на них я, как коза, на новые ворота
    И не запомню что-то.
    Придётся всё ж запоминать:
    Их надо с чёрточкой писать!
  4. И ужасно, и опасно
    Букву Т писать напрасно!
    Всем известно, как прелестно
    Букву Т писать уместно!
    Мальчик и учительница занимаются русским языком

    Правила русского языка легче запоминаются в стихотворной форме

  5. Ко второму же спряженью
    Отнесу я без сомненья
    Все глаголы, что на «ить»,
    Исключая «Брить», «стелить».
    И еще: смотреть, обидеть,
    Слышать, видеть, ненавидеть,
    Гнать, дышать, держать, вертеть
    И зависеть, и терпеть.
  6. Посмотрите на окно:
    В окне стеклянное стекло,
    Рамы деревянные,
    Ручки оловянные. (Правописание слов-исключений, в которых суффикс -ян- пишется с удвоенной буквой Н).
  7. АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
    ЖЗИЙКЛМ — апельсинку быстро съем.
    НОПРСТУ — погуляем по мосту
    ФХЦЧШЩ — ох, какая чаща!
    ЪЫЬ — не запомнятся никак.
    ЭЮЯ — вот и всё, друзья!

Не всем школьникам требуется заучивать сборники правил по русскому. Чтение качественной литературы и врождённое чувство языка возьмут своё: правописание будет соблюдаться в полной мере, запятые — ставиться на свои места, а слова — стилистически верно подбираться к заданному контексту. Если такого чуда не происходит, стоит вернуться к правилам. И если не лучший, то точно действенный способ их запомнить и в дальнейшем всегда использовать — выучить считалки по русскому языку.

Английский язык

В школьной программе уделяется не так много времени на постановку правильного произношения в английском языке. Повторение считалок направлено на отработку сложных звуков и заучивание иностранных слов и выражений:

  • How much wood would a woodchuck chuck
    If a woodchuck could chuck wood?
  • Can you imagine an imaginary menagerie manager
    Managing an imaginary menagerie?
  • Any noise annoys an oyster
    But a noisier noise annoys an oyster most.
  • Eeny, meeny, miny, moe,
    Catch a tiger by the toe.
    If he hollers, let him go,
    Eeny, meeny, miny, moe.
  • One little bee blew and flew.
    He met a friend, and that made two.
    Two little bees, busy as could be —
    Along came another and that made three.
    Three little bees, wanted one more,
    Found one soon and that made four.
    Four little bees, going to the hive.
    Spied their little brother, and that made five.
    Five little bees working every hour —
    Buzz away, bees, and find another flower.
  • She sells sea shells at the sea shore,
    The shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Подборка смешных считалок

Шуточные считалки бывают как простые, четырёхстрочные, так и более сложные, иногда с целым сюжетом:

  • Жили-были три селёдки:
    Куля, Муля и Балда.
    Куля, Муля спали вместе,
    А Балда спала одна.
  • Коко-Моко яйца слопал
    И спасибо не сказал,
    Сел на лошадь и удрал.
    Приезжает он с войны.
    — Мама где мои штаны?
    А штаны на улице
    Исклевали курицы.
    Курица пошла в аптеку
    И сказала: Ку-ка-ре-ку!
    Дайте мыло и духи,
    Чтоб не дрались пе-ту-хи.
  • На дороге, скрючив ноги,
    На гвоздях сидели йоги.
    Тридцать дней не есть, не пить,
    Всё равно тебе водить.
  • Кот Антипка жил у нас,
    Он вставал с лежанки в ЧАС.
    В ДВА на кухне крал сосиски,
    В ТРИ сметану ел из миски,
    Он в ЧЕТЫРЕ умывался,
    В ПЯТЬ по коврику катался,
    В ШЕСТЬ тащил сельдей из кадки,
    В СЕМЬ играл с мышами в прятки,
    В ВОСЕМЬ хитро щурил глазки,
    В ДЕВЯТЬ ел и слушал сказки,
    В ДЕСЯТЬ шёл к лежанке спать,
    Потому что в ЧАС вставать.

Нарисованная зелёная сороконожка

С сороконожкой в считалке гораздо легче усвоить скучные правила математики

Одними из самых полезных считалок являются математические: помимо развития памяти и ритма они активно помогают ребёнку усвоить «скучные» законы математики. Например:

  • У сороконожки заболели ножки:
    Десять ноют и гудят,
    Пять хромают и болят.
    Помоги сороконожке
    Посчитать больные ножки.
  • Жили-были у жилета
    Три петли и два манжета.
    Если вместе их считать,
    Три да два, конечно, пять!
    Только знаешь, в чём секрет?
    У жилета нет манжет!
  • По тропинке, по дорожке
    Шли четыре понарошки.
    А навстречу на горошке
    Проезжали три картошки.
    Если каждой понарошке
    Дать на завтрак по картошке,
    То одной из понарошек
    Что достанется? Горошек.

Изображение кошки, лежащей на книгах

Кошка — частый персонаж считалок: она и с мышкой поиграет, и сметану украдёт, а порой сама берётся за готовку

Самые популярные герои считалок — животные. Шуточный эффект в данных произведениях достигается чаще всего благодаря «отправке» животных в человеческие ситуации и случившимся в итоге происшествиям:

  • Как-то летом по Онеге
    Сом поехал на телеге.
    Вместо лошади — карась,
    Он завёз телегу в грязь.
    Вязнет, помощи прося,
    И ругает карася!
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел тигр погулять.
    Запереть его забыли,
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Он по улицам идёт,
    Ни к кому не пристаёт,
    Но от тигра почему-то
    Разбегается народ.
    Кто на дерево забрался,
    Кто укрылся за ларёк,
    Кто на крыше оказался,
    Кто забрался в водосток.
    А на ёлке, как игрушки,
    Разместились две старушки.
    Опустел весь город мигом —
    Ведь опасны шутки с тигром.
    Видит тигр — город пуст.
    «Дай-ка, — думает, — вернусь.
    В зоопарке веселей,
    Там всегда полно людей!»
  • Серый кот
    Блины пёк,
    Сковородник уронил,
    Чёрту ногу повредил.
  • Сидели два медведя
    На липовом суку,
    Один читал газету,
    Другой месил муку,
    Раз ку-ку, два ку-ку —
    Оба шлёпнулись в муку.
  • Свиньи в лодке танцевали,
    Все копыта поломали,
    Инчик, брынчик-пок,
    Вышел маленький дружок.

Изображение двух падающих медведей

Животные в детских считалках часто попадают в смешные ситуации

Младшие школьники вполне способны самостоятельно сочинить небольшие весёлые считалки.

Встречаются в считалках сказочные сюжеты и персонажи:

  • Ехала карета
    По старому мосту.
    Мост развалился,
    Карета — ко дну.
    Не жалко мне кареты,
    Не жалко мне моста,
    А жалко мне принцессу
    И белого коня.
  • Щуку тощую с реки
    Притащили рыбаки.
    Щука хищная страшней,
    Чем страшилище Кащей.
    Мы ей дали овощей
    И погуще жирных щей.
    Щука шлёпнула хвостом,
    Словно щёлкнула хлыстом,
    И таким ударом крепким
    Расщепила стол на щепки.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Царь велел меня повесить.
    А царица не дала
    И повесила царя.
    Царь висел-висел-висел,
    Ветер дунул, он слетел
    И в помойку улетел.
    А в помойке жил Борис —
    Председатель дохлых крыс,
    И жена его Лариса —
    Замечательная крыса.
  • Тили-тили-точки,
    Ехал чёрт на бочке.
    Ведьма на тележке
    Щёлкала орешки.
    Чёрт с бочки упал,
    Ведьме по уху попал.
    Ведьма ябеда была,
    Домового позвала.
    Домовой подал свисток,
    Выходи-ка ты, дружок!

Баба-Яга сидит за столом

Сказочные персонажи нередко выступают героями детских считалок

Нередки среди детских и подростковых юмористических считалочек бытовые (повседневные) — «на злобу дня»:

  • Один, два, три —
    Нос подотри.
  • Раз, два, три, четыре —
    Мы сидели на квартире,
    Чай пили, булки ели,
    Позабыли, с кем сидели.
  • Шёл с получки по толкучке
    Толстый дядя Робинзон,
    И с получки на толкучке
    Приобрёл себе он зонт.
    Зонт дешёвый, трёхрублевый,
    Но зато такой здоровый,
    Чтобы спрятаться под ним
    Можно было бы троим!

Малыш, Карлсон и Фрекен Бок сидят за столом с плюшками

Бытовые ситуации — популярная тема для современных считалок

Популярными среди детских считалок являются рассказы в форме «верю — не верю»:

  • У Литейного моста
    Я поймал в Неве кита,
    Спрятал за окошко.
    Съела его кошка,
    Помогали два кота…
    Вот и нет теперь кита!
    Ты не веришь другу?
    Выходи из круга!
  • Плыл по морю чемодан,
    В чемодане был диван,
    На диване ехал слон.
    Кто не верит —
    Выйди вон!
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала,
    Оказалась впереди.
    Кто не верит — выходи.
  • Лапоть топал по морозу
    И взобрался на берёзу,
    А с берёзы на луну.
    Ну и ну!

В школе дети скачут друг на друге около учительницы

Школа — одна из любимых тем для шуток, и считалки — не исключение

Для подростков же наиболее близкая и популярная тема — школа: про уроки, отметки и, конечно, учителей:

  • В нашем классе нет лентяев,
    Только Вася Николаев.
    Он приходит на урок,
    Засыпает, как сурок.
    Лодырь, лодырь, лежебока,
    Проворонил три урока,
    На четвёртый опоздал,
    Пятый где-то пропадал,
    На шестом мешал учиться,
    На седьмом ходил лечиться,
    На восьмом играл в футбол,
    На девятый не пришёл.
    На десятом корчил рожи,
    На четырнадцатом тоже,
    На двадцатом видел сон,
    На тридцатом выгнан вон. (С. Маршак).
  • Вот лентяйка Единица!
    Не хочу с такой водиться.
    Не люблю и цифру два,
    Цифру три терплю едва.
    Ай да умница четыре!
    Но не всех прекрасней в мире.
    Всех прекрасней цифра пять.
    Вот всегда бы пять опять!

картина Опять пятерка

Про пятёрку тоже есть картина – «Опять пятёрка», написал её Николай Заболоцкий

  • Си, си, си,
    Ехало такси.
    Двери открываются,
    Учитель заявляется
    На высоких каблуках,
    С арифметикой в руках.
    Вызывает ученицу:
    — Расскажи мне всю таблицу.
    Сколько будет семью семь,
    Вы не знаете совсем!
    Сколько будет пятью пять,
    Вы не знаете опять!
    На уроке говорили-говорили-говорили,
    Чтоб мальчишки не курили,
    Не курили, не курили.
    А мальчишки за углом
    Подавились табаком.
    А девчонки за забором
    Подавились помидором.
    Вдруг учитель пения
    Вышел из терпения.
    Он залез под потолок
    И сказал: — Кончай урок!

Весёлые считалки про школу помогают детям снизить напряжение и тревогу, связанные с учёбой.

Мальчик и девочка читают книгу

Считалки могут быть посвящены и одному уроку в школе, например, обучению грамоте

Встречаются среди школьных считалок и «посвящения» одному предмету или даже историческому персонажу:

  • Раз, два, три, четыре —
    Меня грамоте учили:
    Не считать, не писать,
    Только по полю скакать.
    Я скакала, я скакала,
    Себе ноженьку сломала,
    Стала ноженька болеть,
    Стала маменька жалеть,
    Пожалела, поругала
    И за доктором послала.
    Доктор едет на быке
    С балалаечкой в руке.
  • Пётр Первый
    Пошёл погулять.
    Поймал перепёлку,
    Пошёл продавать.
    Просил полтинник,
    Получил подзатыльник,
    Попросил прощенья,
    Получил пачку печенья.

петр первый лубок

Образ Петра Первого давно и прочно вошёл в русский фольклор

Считалки могут быть посвящены праздникам, к примеру, одному из самых волшебных и любимых детьми — Новому Году, а также зимним забавам. Например:

  • Раз, два, три, четыре —
    Бабу снежную лепили:
    Прикрепили нос-морковку,
    Глазки сделали ей ловко,
    В руки дали ей метлу —
    Разбегайтесь по двору!

Изображение детей, играющих в зимние забавы

Немало считалок посвящены Новому Году и весёлым зимним забавам

  • В снег упал Серёжка,
    А за ним Алёшка,
    А за ним Иринка,
    А за ней Маринка.
    А потом упал Игнат.
    Сколько на снегу ребят?

Подростки также используют смешные считалки, только уже на более «взрослые» темы:

  • Говорят, что А и Б
    Не сидели на трубе…
    (Мол, других хватало дел).
    А на ней — Газпром сидел.
  • Наш «Прогресс» упал некстати,
    Кислорода всем не хватит,
    Мяса тоже больше нет,
    Так что ты теперь — обед!
  • США, Канада, Гана,
    Израиль, Иран, Гвиана,
    Пакистан, Ирак, Китай —
    Куда хочешь уезжай!
    Но в стихах один изъян:
    Пуст пока что Ваш карман.
    Франция-Германия…
    Вот так графомания!

карманы навыворот

Спросите у ребят, как пустые карманы мешают уехать в путешествие и что такое графомания, почему это слово использовано в считалке

Таким образом, современные дети также должны узнавать считалки, которые, возможно, они, как и мы в своё время, трансформируют под современные реалии. Но главное — древний жанр будет жить и по-прежнему передаваться из поколения в поколение, храня нашу историю, а также увлекая и развивая наших детей.

Считалки для детей 6, 7, 8 лет

Считалки с давних пор используются в детских играх и на занятиях.

Подборка считалок для малышей до года

Для малышей до года тексты считалочек максимально просты и ритмичны. При этом хорошо производить какие-либо действия рядом с ребёнком: поначалу хлопать в ладоши, в дальнейшем — «считать» любимые игрушки малыша. Это будет отличная тренировка не только памяти, но и ритма младенца.

Нарисованный ребёнок хлопает в ладоши

Для детей до года считалочки совмещаются с прихлопываниями

Примеры считалочек:

  • Тише, мыши! Кот на крыше.
    А котята — ещё выше!
    Кот пошёл за молоком,
    А котята — кувырком,
    Кот пришёл без молока,
    А котята: — Ха-ха-ха!
  • Я — зверёк
    И ты — зверёк.
    Я — мышонок,
    Ты — хорёк.
    Ты хитёр,
    А я умён.
    Кто умён,
    Тот вышел вон.
  • Я пойду на улицу,
    Там поймаю курицу.
    Привяжу её за хвост —
    Это будет паровоз!
  • Чики-чики-чикалочки,
    Едет Ваня на палочке,
    А Дуня в тележке
    Щёлкает орешки.

Мальчик с балалайкой в руках едет на палочке

Считалки для самых маленьких, как правило, простые и короткие

  • Наша Маша
    Рано встала,
    Кукол всех
    Пересчитала:
    Две Матрёшки
    На окошке,
    Две Аринки
    На перинке,
    Две Танюшки
    На подушке,
    А Петрушка
    В колпачке
    На дубовом
    Сундучке!
  • Мальчики, как зайчики,
    Девочки, как белочки,
    Прыгают и скачут,
    Упадут — не плачут.
    За окошком не сиди,
    К нам скорее выходи!
    На зелёненький лужок
    Выходи ко мне, дружок!
  • Теремок миндальный ,
    Теремок хрустальный,
    Теремок простой,
    Выходи, дружочек мой!

Разнообразные считалки и короткие стихотворения хорошо развивают память малыша.

Считалки для детей 1–2 лет

С годовалого возраста малышей постепенно нужно знакомить со счётом, начиная с 3–4 цифр, постепенно доведя до 10. Также 1–2 года — период, когда ребёнок начинает повторять считалки вслед за взрослыми: сначала окончания фраз, а затем и полностью стишки. Считалочки для детей этого возраста рекомендуется брать не слишком длинные, особенно важно во время чтения делать паузы перед последним словом в каждой строке. Так в игровой форме ребёнок будет постепенно запоминать текст.

Три ребёнка стоят около счётов

Годовалые малыши с помощью считалок осваивают свои первые цифры

Примеры считалок с использованием счёта:

  • Чтоб лететь нам на планету,
    Смастерили мы ракету.
    Раз, два, три —
    Полетишь сегодня ты!
  • Раз! — Мышонок на дорожке!
    Два! — К нему крадётся кошка!
    Три! — Мышонок в норку шмыг!
    И смеётся, озорник!
  • Бежит заяц через мост,
    Длинны уши, куцый хвост.
  • Ты далёко не беги,
    Посчитать нам помоги.
    Раз, два, три —
    Выйди ты!
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть.
    К нам сорока прилетела
    И тебе водить велела.
  • Вышла мышка как-то раз
    Посмотреть, который час.
    Раз, два, три, четыре,
    Мышка дёрнула за гири.
    Вдруг раздался сильный звон.
    Выходи из круга вон.
    Маленькая девочка считает, загибая пальчики

    Малыши могут имитировать счёт, загибая пальчики в такт словам взрослого

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Научились мы считать.
    Ну а дальше мы не знаем,
    Может, вместе посчитаем?
    Шесть — конфеты любим есть,
    Семь — мы помогаем всем,
    Восемь — мы друзей
    В беде не бросим.
    Девять — учимся на пять,
    Десять — кончили считать.
  • Мы сегодня посчитаем
    Тех зверей, которых знаем!
    Мишка — раз, слонёнок — два:
    Уши, хобот, голова!
    Зебра — три, жираф — четыре,
    Не поместится в квартире!
    Пять — тигрёнок, шесть — удав,
    У него ужасный нрав!
    Семь — зелёный крокодил,
    Посчитался — выходи!
  • Петушочек-петушок
    Ел с изюмом пирожок!
    По крошечке клевал,
    По изюминке считал:
    Раз, два, три,
    Вы-хо-ди!

Особую категорию составляют пальчиковые считалки. Такие тексты произносятся с участием пальчиков малыша: их можно загибать и разгибать, легонько трясти или целовать:

  • Раз, два, три, четыре, пять.
    Вышли пальчики гулять.
    Этот пальчик гриб нашёл,
    Этот пальчик — чистый стол.
    Этот резал, этот ел,
    Ну а этот лишь глядел.
  • Этот пальчик хочет спать.
    Этот пальчик лёг в кровать.
    Этот пальчик чуть вздремнул.
    Этот пальчик уж уснул.
    Этот крепко-крепко спит.
    Тише, тише, не шумите…
    Солнце красное взойдёт,
    Утро ясное придёт,
    Будут птицы щебетать,
    Будут пальчики вставать!
    Девочка и мама играют в пальчиковую игру

    Пальчиковые игры — одна из любимых забав малышей

  • Этот пальчик — дедушка,
    Этот пальчик — бабушка,
    Этот пальчик — папочка,
    Этот пальчик — мамочка,
    А вот этот пальчик — я,
    Вот и вся моя семья!

Пальчиковые считалочки и игры развивают мелкую моторику и речь ребёнка в их единстве и взаимосвязи.

Считалки помогают детям приобретать знания об окружающем мире. Ребёнок легко воспримет рассказ о животных, если он будет оформлен в «считалковую» рифму:

  • Пой-ка, подпевай-ка,
    Десять птичек — стайка:
    Эта птичка — соловей,
    Эта птичка — воробей,
    Эта птичка — совушка,
    Сонная головушка.
    Эта птичка — свиристель,
    Эта птичка — коростель,
    Эта птичка — скворушка,
    Серенькое пёрышко.
    Это — зяблик,
    Это — стриж,
    Это — развесёлый чиж…
    Ну, а это — злой орлан.
    Птички, птички, по домам!
    Стая голубей в небе

    Гуляя с ребёнком и наблюдая за живой природой, можно рассказывать малышу тематические считалки

  • Счёты-счёты-счёты,
    Пчёлки лепят соты!
    Соты мёдом заливают
    И по клеточкам считают:
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Выходи, тебе искать!
  • — Аист-аист, аист, птица,
    Что тебе ночами снится?
    — Мне болотные опушки.
    — А ещё? — Ещё лягушки.
    Их ловить, не изловить.
    Вот и всё, тебе водить!

Растительный мир также «поддаётся» изучению через считалки:

  • Возле школьного крыльца
    Посадили деревца:
    Вера — вербу,
    Вася — ясень,
    Слава — сливу,
    Клава — клён…
    Ты старался — оставайся!
    Ты ленился — ВЫЙДИ ВОН!
    Трое детей копают яму лопатками

    Под такую считалку можно посадить с двухлетним малышом какое-нибудь растение

  • Кто съел алычу?
    Я не ел — и молчу.
    Ты не ел алычи.
    И ты молчи.
    Алыча неспелая…
    И никто не ел её.
    А кто съел её,
    Кислую, неспелую,
    Косточку проглотил,
    Тот Давно не водил.
  • Шла ворона через поле,
    Шесть грибов несла в подоле:
    Сыроежку, боровик,
    Под-оси-но-вик,
    Груздь, опёнок, шампиньон,
    Кто не видел — выйди вон!

Не только объекты природы можно изучать с помощью считалочек, они прекрасно подойдут для запоминания цветов:

  • Заяц, белый,
    Куда бегал?
    — В лес зелёный.
    — Что там делал?
    — Лыки драл.
    — Куда клал?
    — Под колоду.
    — Кто украл?
    — Родион.
    — Выйди вон!
  • Мать-гусыня посидела,
    Трёх гусяток высидела.
    Этот — жёлтый, весь пушистый.
    Этот — жёлтый, золотистый,
    Этот — жёлтый, сероватый.
    Что вы смотрите, ребята?
    Пошли вон! (С. Маршак).
  • Дядя Ваня, посмотри,
    Мы пускаем пузыри.
    Синий, красный, голубой —
    Выбирай себе любой!
    Девочка ловит мыльные пузыри

    Весёлая считалка про мыльные пузыри поднимет настроение и малышу, и родителям

  • Ехал Туз на бочке,
    Продавал цветочки,
    Синий, красный, голубой —
    Выбирай себе любой!

Подборка считалок для детей 3 лет

Дети трёх лет уже сами могут проговаривать несложные считалки — главным образом те, которые они выучили в 2 года. Но родительское участие по-прежнему важно, теперь взрослые могут рассказывать ребёнку более сложные тексты. Постепенно малыш запомнит и их. В этот период взрослый может просто приговаривать или напевать текст, а ребёнок сам производит считающие движения рукой и по возможности «помогает» в тех эпизодах, где идёт счёт.

Нарисованная девочка рассматривает цифры

Трёхлетние дети «помогают» родителям рассказывать считалки

Примеры считалок для трёхлетних малышей:

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять —
    Можно всё пересчитать,
    Сосчитать, измерить, взвесить…
    Сколько в комнате углов,
    Сколько ног у воробьёв,
    Сколько пальцев на ногах,
    Сколько в садике скамеек,
    Сколько в пятачке копеек!
  • Раз, два, три, четыре,
    Сосчитаем дыры в сыре.
    Если в сыре много дыр,
    Значит, вкусным будет сыр.
    Если в нём одна дыра,
    Значит, вкусным был вчера.
    Две мыши сидят на куске сыра

    Считалочка про сыр может вызвать у ребёнка аппетит

  • День Волшебный наступает,
    Счастьем сердце наполняет,
    Все желанья выполняет!
    Начинаю я считать —
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Раз — всё хорошо в семье у нас!
    Два — мы довольны всем с утра!
    Три — на деток посмотри!
    Всё у них отлично —
    На работе, в институте,
    Да и в жизни личной!
    Четыре — всё стабильно в нашем мире!
    Пять — я счастлива опять!
    Что в считалке намечаю —
    Так я сразу получаю!
    Начиная новый день,
    Снова мне считать не лень.
  • Гном копал в горе тоннель,
    Входа два, одна лишь дверь.
    Но зато войдут быстрей
    Много птичек и зверей.
    Ёж с Лисой пришли на пир,
    Принесли калач и сыр.
    Все плясали на столе,
    А дары отдали мне.

Мама читает дочке книгу

Трёхлетние малыши отлично копируют интонации и жесты взрослых при чтении считалок и стихотворений

Если ребёнок уже знаком или в данный период знакомится со сложными числами — двухзначными и трёхзначными, считалки помогут ему в игровой форме закрепить новые знания:

  • Жили-были сто ребят.
    Все ходили в детский сад,
    Все садились за обед,
    Все съедали сто котлет,
    А потом ложились спать —
    Начинай считать опять.
    Дети кушают в детском саду

    С помощью этой считалки можно ненавязчиво готовить ребёнка к посещению детского сада

  • Эки, беки, кофе, крекер,
    Эки, беки, бай.
    Поезд номер двадцать девять,
    Вы-ле-тай!
    Вылетают птички,
    Вылетают птенчики,
    Вылетает леди
    В тёмно-синем чепчике.
  • Десять, двадцать, тридцать, сорок
    Всем сорокам сорок корок!
    Сорок, сорок, сороков —
    Выходи, и будь таков!

Немного особняком стоят считалки, состоящие из «абракадабры» — слов, не существующих в природе. Но их также стоит изучать и рассказывать ребёнку, ведь такие считалки развивают память (запомнить слово без привязки к образу труднее), а также, благодаря специфическому набору звуков, активно тренируют дикцию малыша.

  • Ёка, ока, эка, бум,
    Тирли, вирли, окатум,
    Шеки, рэки, шики, шум,
    Тирли, вирли, бирли — дрюм!
  • Торба, орба, сервилоб,
    Буги-вуги, туки-топ,
    Эни, бэни, бумирон —
    Выходи из круга вон!
  • Эни, бэни, рики, таки,
    Буль, буль, буль, кораки, шмаки.
    Эус, бэус, краснадэус — батс!
    Девочка стоит, держа книгу над головой

    Детям нравится всё необычное и таинственное

  • Аты-баты чума-чум,
    Ачерепа атамбум,
    Бумафера атарас.
    На горе вечерний час
    Свиньи в бане танцевали —
    Все кадушечки сломали.
    Чики-брики ковшик.

Считалки с вымышленными словами являются одними из самых любимых у детей, поскольку в них заключено что-то необычное, напоминающее заклинание.

Таким образом, правильно подобранные по возрасту считалочки способны создать прекрасное основание для будущих научных и творческих побед малыша.

Описание считалок для детей 6–8 лет

Старшеподготовительная группа детского сада и первые классы школы — время интересных детских игр. Ребята самостоятельно выбирают игру, проговаривают правила, распределяются по командам и/или выбирают ведущего. Без считалок не обойтись.

Дети 6–8 лет играют в салки

Считалки сопровождают многие детские игры, например, салки

Воспитатели и учителя разучивают и используют с детьми считалки в различных режимных моментах.

  • На занятиях НОД (непосредственно образовательной деятельностью) в детском саду и уроках в школе:
    • ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)/математика,
    • окружающий мир,
    • литературное чтение.
  • На физкультурных занятиях.
  • Во время прогулки (в детском саду и на продлёнке в школе).

Совместное чтение с учителем в начальной школе

Разучивать с детьми 6–8 лет считалки можно на уроках литературного чтения

Таблица: примеры использования считалок в обучении детей 6, 7, 8 лет

Вид/тематика считалок Использование
Старинные, народные
  • Для ознакомления детей с особенностями устного народного творчества,
  • в изучении малых фольклорных форм (потешки, пестушки, прибаутки и другие),
  • в качестве материала для заданий по чтению («Объясни значение слов», «Какие слова рифмуются», «Вставь пропущенные слова»).
Короткие Для быстрого избрания участника из группы детей (перед игрой).
Космические
  • На занятиях по изучению окружающего мира,
  • для сюжетных игр (типа «Космическое путешествие»).
О сверстниках
  • Привлечение интереса к новым играм,
  • Заучивание наизусть считалки весёлой, но длинной (развитие произвольной памяти).
На иностранном/национальном языке Для изучения новых слов— в том числе имён числительных — на занятиях по изучению второго языка (английского, немецкого, татарского и других).

На уроке в начальной школе

Разучивать считалки с детьми 6–8 лет и весело, и полезно

Видеозапись является частью проекта по считалкам. Учащиеся первого класса знакомились с этим литературным жанром. Каждый ученик выбрал считалку по вкусу, заучил и проиллюстрировал её. Идею проекта можно рекомендовать для подготовительной группы детского сада. Совет: итог работы представьте во время фольклорного праздника или оформите выставку работ.

Подборка считалок

Использование в работе воспитателя и учителей считалок помогает всестороннему развитию детей 6–8 лет. Весёлые стишки служат совершенствованию артикуляции, развитию памяти, расширению кругозора.

Народные считалки

  • Лиса по лесу ходила,
    Громким голосом вопила.
    Лиса лычки драла,
    Лиса лапотки плела —
    Мужу двое,
    Себе трое
    И детишкам
    По лаптишкам!
    Считалка «Лиса по лесу ходила»

    Словосочетание «лычки драла» дети должны объяснить, это может быть домашним заданием

  • Шла Марфушка по тропинке
    И несла в руках корзинку.
    В этой маленькой корзинке
    Есть различные цветы:
    Роза, ландыш, незабудки,
    Голубые васильки.

Считалки о детях

  • Чаби-Чаляби!
    Чаляби-чаби-чаби!
    Мы набрали в рот воды
    И сказали всем: «Замри!»
    А кто первый отомрёт,
    Тот получит шишку в лоб!
    Ребёнок и вера в магические силы

    Дети всегда верили в чудеса и магию, объяснить некоторые слова в считалках невозможно — это отголоски древних заклинаний («чаби-чаляби», «эники-беники»)

  • Выпал снег на поля,
    Прибежала детвора.
    Раз, два, три, четыре, пять —
    Будем бегать и скакать,
    Будем мы в снежки играть.
    Игра в снежки

    Для зимних игр во дворе — зимние считалочки

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем в прятки мы играть.
    Небо, звёзды, луг, цветы —
    Выходи из круга ты!

Юмористические считалки

  • Раз, два, три, четыре,
    Пять, шесть, семь, восемь —
    Ходит бабка
    С длинным носом,
    А за нею дед.
    Сколько деду лет?
    Говори поскорей,
    Не задерживай людей!
  • Жили-были три селёдки:
    Куля, Муля и Балда.
    Куля, Муля спали вместе,
    А Балда спала одна.
    Селёдка

    Смешные персонажи и имена (например, селёдка Балда) в считалках дарят хорошее настроение детям и вызывают желание заучить стишок

  • Дора, Дора, помидора,
    Мы в саду поймали вора.
    Стали думать и гадать,
    Как же вора наказать.
    Мы связали руки, ноги
    И пустили по дороге.
    Вор шёл, шёл, шёл
    И корзиночку нашёл.
    В этой маленькой корзинке
    Есть рисунки и картинки.
    Раз, два, три,
    Кому хочешь, — дари!
  • Шла весёлая собака,
    Чики-брики-гав!
    А за ней бежали гуси,
    Головы задрав,
    А за ними — поросёнок,
    Чики-брики-хрю!
    Чики-брики, повтори-ка,
    Что я говорю?
  • Раз, два, три, четыре,
    Жили мошки на квартире.
    К ним повадился сам-друг,
    Крестовик — большой паук.
    Пять, шесть, семь, восемь,
    Паука мы просим:
    Ты, обжора, не ходи!
    Ну-ка, Мишенька, води.
    Игра для детей 6, 7, 8 лет

    Детям нравятся считалки, в текст которых легко подставить собственные имена

Космические считалки

  • Раз — Меркурий.
    Два — Венера.
    Три — Земля.
    Четыре — Марс.
    Пять — Юпитер.
    Шесть — Сатурн.
    А ещё Уран, Нептун.
    И ещё учтём Плутон.
    Наше Солнце чемпион!
    Девочка и макет Солнечной системы

    Запомнить названия и порядок планет Солнечной системы поможет считалка

  • Я вчера летал в ракете,
    На далёкой был планете.
    Там обедал в синеве,
    А под вечер был в Москве.
    Из ракеты той, друзья,
    Самый первый вышел я.
Источники
  • https://melkie.net/podborki/schitalki/schitalki-dlya-detey-smeshnye.html
  • https://melkie.net/podborki/schitalki/schitalki-dlya-detey-9-10-let-smeshnye.html
  • https://melkie.net/podborki/schitalki/schitalochki-dlya-detey-2-3-let.html
  • https://melkie.net/podborki/schitalki/schitalochki-dlya-detey-6-7-let.html

Материалы по теме  Чем занять своего ребенка?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector