Синхронизация полушарий головного мозга

Содержание
  1. Зачем развивать оба полушария?
  2. Какие функции левого полушария головного мозга?
  3. Чем опасно повреждение левого полушария мозга?
  4. Левое и правое
  5. За что отвечает левое и правое полушарие мозга
  6. Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:
  7. Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
  8. Как развивать мозг ребенка?
  9. Асинхронная гимнастика
  10. Упражнения для развития двух полушарий мозга
  11. Как развить менее активное полушарие
  12. Признаки слабого развития межполушарных связей у детей
  13. Тест
  14. Причины
  15. От простого к сложному
  16. Используем цвет
  17. Используем живую картинку
  18. Решаем математические задачи с логической составляющей
  19. Разгадываем кроссворды
  20. Нагружаем правую сторону тела
  21. Еще подсказки, чтобы не надоели упражнения
  22. Гимнастика для мозга — Ольга Троицкая
  23. Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников

Зачем развивать оба полушария?

Что бы не происходило с нашим организмом и какие бы действия он не выполнял-за всё за это голова, а именно мозг. .Врачи и ученые проводят большую работу по созданию техник совершенствующих слаженное функционирование серого вещества. Определенной части головы подчиняется своя рука. По этой причине, люди, играющие на музыкальных инструментах, добиваются согласованности в работе полушарий. Для того, чтобы развивать одновременно два полушария головного мозга, необходимо во время упражнений задействовать обе руки. Давайте разберёмся за какие функции отвечает конкретное полушарие.

Правое полушарие несёт в себе функции творчества, а левое — функции логического мышления.

Наши чувства, память, интеллект и движения, словом всё то, что отличает нас от нежилого мира, есть результат работы этих отделов головного мозга. Стоит разобраться в принципах их функционирования. А разобравшись добиться их слаженной совместной работы с целью повышения общей продуктивности принятых решений.

Синхронизация полушарий головного мозга

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Левое и правое

Чем отличается работа левого и правого полушарий у большинства людей? Левое полушарие мозга контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание, отвечает за анализ и логику, распознает числа и математические символы. Левое полушарие воспринимает только буквальный смысл слов, без переносного значения. Это объясняет тот факт, что есть люди, у которых совершенно не развито чувство юмора. Профессии, предпочтительные для людей с более развитым левым полушарием, связаны с точными науками, цифрами, расчетами, анализом или решением логических задач.

Асинхронная гимнастика мозга

Правое полушарие головного мозга отвечает за интуицию, и его не считают доминирующим. Правое полушарие мыслит не цифрами и буквами, а символами и образами. Именно поэтому люди, у которых хорошо развито правое полушарие, могут лучше запоминать местность, составлять головоломки и ориентироваться в пространстве в целом. Также для них характерно мышление с помощью звуков и ощущений.

В отличие от левого полушария правое понимает работу чужого воображения, благодаря которому «проявляется» переносный смысл слов. Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству. И именно поэтому творческие люди могут сочинять стихи и прозу, писать музыку и картины.

Теперь вы понимаете, как важно, чтобы левое и правое полушария развивались одинаково? Именно для этого и была разработана асинхронная гимнастика.

За что отвечает левое и правое полушарие мозга

Вы прекрасно знаете, что наш мозг состоит из двух полушарий — правого и левого — каждый из которых имеет свои функциональные особенности:

  • Левая сторона отвечает за логическое мышление, анализ, рациональность, речь и языковые способности.
  • Сферы специализации правой стороны головного мозга — творчество, генерирование идей, воображение, нестандартные решения, интуиция, эмоции.

Левое и правое полушарие мозга

Как правило, у одних людей лучше развито левое полушарие, у других — правое. Выигрывают же те, у кого их работа синхронизирована. Ведь часто встречаются люди с хорошим аналитическим умом, но без единой собственной идеи. А есть креативные личности, переполненные интересными и творческими идеями, ни одна из которых не реализовалась в жизнь. Поэтому так важно развивать гармоничную работу головного мозга, а не зацикливаться на одной из его половинок.

В 1981 году американский нейропсихолог, профессор психобиологии Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам ученые пришли к выводам, что когда человек в своем обучении задействует технологии по гармонизации его левой и правой части, то увеличивается продуктивность и результативность самообразования.

Что еще дает синхронизация мозга?

  • образование новых нейронных связей,
  • повышенную концентрацию и внимание,
  • нахождение в сознании «Здесь и Сейчас»,
  • остановку внутреннего диалога (схоже с медитацией),
  • повышение интеллектуального уровня,
  • успехи в учебе, самообразовании,
  • продвижение по карьерной лестнице, реализация себя,
  • поддержание молодости и ясности ума многие годы,
  • профилактика многих заболеваний головного мозга.

Также замечено, что люди с развитой мозговой деятельностью редко болеют и быстро восстанавливаются. А упражнения по синхронизации полушарий положительно сказываются на двигательных способностях человека.

Заманчиво? Тогда начинаем переходить к способам тренировки и изменения работы мозга.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:

происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

– болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

– родовые травмы;

– болезни ребёнка в первый год;

– длительный стресс;

– общий наркоз.

Как развивать мозг ребенка?

Как развивать мозг ребенка?
Как развивать мозг ребенка?

Мозг младенца с самого рождения настроен на то, чтобы познавать что-то новое. Поэтому даже такие обычные действия, как кормление, прогулка и смена памперсов, являются обучающими.

Совет: Не изобретайте ничего нового для того, чтобы развивать мозг своей крохи. Не зацикливайтесь на выполнении каких-то особенных занятий.

Для того чтобы правильно развивать мозг ребенка, необходимо обеспечить ему только должный уход.

Важно: Разговаривайте со своим малышом, даже когда забираете почту из ящика или заваривает чай. Такие комментарии помогают заинтересовать ребенка, а значит, он начинает мыслить и развиваться.

Хорошо помогает в развитии совместное чтение книг, игры, мамины песни, танцы с крохой на руках. Даже обычный массаж и покачивание перед сном, будут развивающими для мозга ребенка.

Асинхронная гимнастика

Эти упражнения можно делать, когда захочется. На работе или на отдыхе. Особенно они эффективны перед принятием какого-либо решения или для того, чтобы увидеть ситуацию с другой стороны.

Кстати, когда я нахожусь в компании маленьких детей, они с огромным удовольствием повторяют за мной упражнения и сразу же забывают о компьютерных играх и мобильных телефонах.

1. Новое место. Сходите в какое-то новое место. Это может быть кинотеатр в новом районе города. Или новый торговый центр. Обращайте внимание на детали интерьера, запахи, фигуры или звуки.

2. На ощупь. Постарайтесь пройтись по своей квартире с закрытыми глазами, стараясь вспомнить все предметы по пути. Это позволит вам воспроизводить все в образах.

3. День левой руки. Делайте весь день дела с помощью нерабочей руки. Порежьте хлеб, откройте дверь левой рукой (для правшей), рассчитывайтесь в магазине другой рукой и т.д. Посмотрите, как сложно делать что-то, акцентируя на этом внимание.

4. Новая дорога к дому. Чаще всего вы ходите домой по одному пути. Постарайтесь что-то изменить в своем маршруте. Выйдите на пару остановок раньше и пройдитесь пешком. Обратите внимание на то, что вас окружает. Вы с удивлением обнаружите много нового и интересного. А самое главное, отвлечетесь от привычных мыслей: что завтра делать, что сегодня готовить и т.д.

развитие правого полушария мозга

5. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

6. Метод Цицерона. Этот метод можно применить для запоминания списков. Например, вы идете в магазин. Список брать не хотите. С закрытыми глазами представьте ваш путь из спальни в кухню. Начиная от спальни, расставляйте предметы, которые надо купить. На кухонном окне вы размещаете последний предмет из списка. Через пять минут желательно возобновить список в виде образов. Так же можно запоминать план доклада, чтобы не перескакивать с темы на тему.

7. Алфавит. Эту программу можно найти в Интернете. Ее смысл заключается в том, что на экране перед вами появляются две буквы с промежутком в несколько секунд. Верхнюю букву нужно произнести вслух, а нижняя обозначает, какую руку одновременно нужно поднять.

В первый раз могут возникнуть легкая головная боль или головокружение. Поэтому, чтобы было комфортно, вы можете упражняться ежедневно, постепенно увеличивая нагрузку до максимально рекомендуемой.

Моя знакомая делает такую гимнастику перед принятием решения или перед встречей с партнерами. Ответы приходят быстрее, и начинаешь лучше чувствовать людей и ситуацию.

Способов научиться быстро переключаться с левого на правое полушарие мозга (и наоборот) достаточно много. Важно понимать, для чего это вам нужно. Это такая же зарядка, как и физическая. Если перестать ее делать, мышцы вернутся в первоначальное расслабленное состояние. Хотя такая тренировка похожа на езду на велосипеде. Стоит один раз в детстве научиться ездить, и даже через десять лет тело вспомнит все, что нужно.

Упражнения для развития двух полушарий мозга

Следующие упражнения подойдут взрослым, детям и дошкольникам:

  1. Взять левой рукой за нос, в то время как правая касается левого уха. Все время меняйте руки, стараясь не запутаться.
  2. Вам понадобится бумага и две ручки. Старайтесь обеими ручками нарисовать симметричные рисунки. Начните с простого, постепенно переходя к сложному. Если упражнение даётся тяжело, попробуйте тренировать каждую руку по отдельности, с временем получится добиться синхронности.
  3. Возьмите какой-нибудь предмет обеими руками. Затем начинайте махать им из стороны в сторону, включая не только кисти, так же локти, плечи
  4. Ладонь правой руки положите на левое плечо, поверните шею в эту сторону, удерживая взгляд на чем-либо. Не торопясь, поверните шею вправо, посмотрите через него. Проделайте то же действие, переложите левую ладонь на правое плечо и взгляните через него.
  5. Для следующего упражнения используйте стул. Поместите ладони на стул для лучшей опоры. Заведите правую ноги назад, а левую согните. Корпусом подайтесь вперёд. Перераспределите вес на левую ногу. Пятку правой ноги постарайтесь оторвать от пола. Затем, меняйте опору с одной ноги на другую. Повторите несколько раз, прежде чем сменить положение ног.
  6. Напишите на бумаге разные названия цветов, так чтобы обозначение не совпадало с цветом, которым оно написано. Затем, постарайтесь прочитать громко, внятно, и не запинаясь.
  7. Дотянитесь правой рукой до коленки левой ноги, проделайте такое наоборот
  8. Развитию мозга хорошо помогают загадки, задачи на логику, кроссворды, шахматы, ребусы
  9. Соедините ладони, затем поочерёдно перемещайте пальцы, создавая круг из указательного, среднего, безымянного и т.д. Чтобы упростить проделайте упражнение с каждой рукой поочерёдно, когда руки привыкнут, можно тренироваться одновременно.

Как развить менее активное полушарие

Улучшить продуктивности отдельного полушария возможно благодаря простым упражнениям. Для левшей подойдёт выполнять все каждодневные дела правой рукой. Например, застегивать рубашку, держать ложку, расчёсываться, открывать дверь, по возможности учитесь писать. Вначале выполнять повседневные действия другой рукой будет тяжело, и ведущая рука будет брать инициативу на себя. Но со временем, другая рука будет развивать моторику и её навыки улучшатся, а ваши вместе с ней. Включайте в работу отстающую руку и с её работой будет улучшаться продуктивность полушария.

Повысить эффективность работы мозга, и добиться согласованности функционирования обоих его полушарий позволяет НЛП т.е нейролингвистическое программирование. Это совокупность определенных техник получила широкое распространение в последнее время. Её разработкой заняты передовые учёные со всего мира. И в частности одна из техник НЛП называется “Скорая помощь”. Цель ее в том, чтобы снимая психологическое напряжение и усталость мы повышаем работоспособность, улучшая память и внимание.

Признаки слабого развития межполушарных связей у детей

Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.

Родители могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам:

  • ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст;
  • он с трудом описывает ситуацию по картинке;
  • не может адекватно оценивать эмоции других людей;
  • пишет буквы в зеркальном отражении;
  • часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно;
  • испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми;
  • затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора;
  • у ребенка может меняться ведущая рука.

В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.

Тест

Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи небольшого теста:

Попросите его завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3), кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение. Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.

Ребенок пишет

Причины

Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.

Девочка с развивающей игрой

От простого к сложному

Самые простые упражнения для тренировки правого полушария мозга связаны с искусством, ведь эта сторона нашей подкорки отвечает за творчество.

  • В первую очередь, это рисование. Причём, есть такое хитрое художество, направленное именно на тренировку, состоящее в рисовании одновременно двумя руками

рисование-двумя-руками
Берём в каждую руку по карандашу либо художественной кисточке, кому чем больше нравится рисовать, и выводим на бумажном листе абсолютно одинаковые формы либо предметы двумя руками сразу. Колечки, сердечки, завиточки, квадратики и треугольники – не важно. Главное – одновременно!

  • Во-вторых, помогает развиваться правому полушарию музыка, точнее – игра на музыкальных инструментах. Этот процесс предполагает активность обеих рук, на что требуется включить сразу обе мозговые коробочки.
  • В-третьих, образное мышление. Где и как его можно активировать? Самый простой способ – пойти в картинную галерею или музей. Там подходящих образов – море.

мама-и-сын-в-музее
Не хотите выходить из дома? Тогда попробуйте пройти визуализацию, сидя на диване. Достаточно представить перед собой бумажный лист и написать мысленно на нём слово, затем поменять цвет букв, цвет самой бумаги, да и вообще нарисовать вокруг кучу котиков-домиков-цветочков. Сидите вечером с ребёнком, да воображайте, сколько душе пожелается. Можно подключить звуки и даже запахи, это уж насколько Вашей фантазии хватит.

Знаете ли вы, что? Ребёнок изначально – существо преимущественно правополушарное. Лишь где-то к двум годам левая часть его ещё маленького мозга, вставшего на путь развития, подключается и начинает активно действовать по полной программе.

Используем цвет

Простой способ активизировать правое полушарие, состоящий в разукрашивании записей. Нужно записать телефон? Возьмите вместо черно паркера красную ручку. Необходимо накидать список дел? Сделайте это не на обычной офисной бумаге, ослепляющей своей белизной, а напишите на цветном листочке. Изучаете рабочий материал? Выделяйте ключевые фразы цветными маркерами!

желтый-маркер

В результате, от ненавязчивого подключения правого полушария мозга в действие учёбу или обыденный труд в офисе можно сделать намного примечательней. Что самое интересное, когда Вы попробуете через пару-тройку недель вернуться к шаблонным чёрно-белым записям, они вряд ли Вам и Вашим детям уже придутся по душе.

Ну, согласитесь, приятнее смотреть цветное, а не чёрно-белое кино.

Используем живую картинку

Одна маленькая картинка может собой заменить тысячу несказанных слов. И изображение столь же эффективно для развития правого полушария, как и цвет, и их действие основано на том, что они в первую очередь, обращаются именно к этой стороне головного мозга.

яркие-зонты

А цветная картинка – это вообще целый взрыв мозга! Так что, при выборе детских книжек не спешите приобретать издание, состоящее только из текста, отдайте предпочтение тому, в котором много красочных картинок.

Решаем математические задачи с логической составляющей

Решать логические загадки, задачи, головоломки и интересно, и полезно. Наверняка многие помнят их еще по детским журналам: например, Оле и Свете подарили по коробке конфет, в каждой из которых 14 конфет. Оля съела несколько конфет, а Света съела их столько, сколько осталось в коробке у Оли. Сколько у них всего осталось конфет на двоих?

Конечно же, это простенькая задача для детей, но желающие могут найти в сети немало сложных задач и головоломок на любой вкус.

Разгадываем кроссворды

При решении кроссвордов также активизируется левое полушарие: здесь интуиция не работает и нужно проявить аналитические способности. В интернете есть много кроссвордов и для детей, и для взрослых. Взрослые могут обратить внимание на судоку, которые можно решать онлайн.

Нагружаем правую сторону тела

Все действия выполняем правой рукой. Левшам придется нелегко, а правшам, для которых это не составит труда, можно посоветовать делать гимнастику, где большее внимание уделяется правой части тела: прыжки на правой ноге, наклоны вправо.

Еще подсказки, чтобы не надоели упражнения

Я знаю, что большинству из вас, дорогие друзья, сложно не то, что зарядку заставить малышей делать, их поднять спозаранку невозможно. Но у дисциплинированных родителей и детки такие же. Если не приучили вовремя ложиться в постель вечером, то логично, что утром вас ждет ежедневная суматоха. Постарайтесь изменить ситуацию, пока ребенок в саду. К школе чрезвычайно важно выработать грамотный режим дня с обязательной утренней зарядкой.

упражнения

Чтобы не наскучил быстро первый комплекс, даю еще список упражнений для чередования. Как вы сможете заметить, для их выполнения не всегда потребуется участие обеих рук, но это неважно. Как бы там ни было, регулярные занятия обеспечат прекрасное развитие правого и левого полушария мозга. Советую и вам серьезно к ним отнестись. Говорят, что таким образом можно спастись от всепоглощающего склероза (замечали уже за собой?):

  • Массаж: ребром то правой, то левой ладони растираем лобик от корней волос до переносицы и обратно.
  • Кинезиология: руки в замок, переплетя пальцы. Теперь каждым пальцем по очереди делаем круговые движения, не разжимая замок.
  • Физкультура: руки в стороны, закрыли глаза и шагаем по воображаемому бревну.
  • Шарик: соединяем пальцы обеих рук шарообразно. Надавливаем пальцами на пальцы, одновременно широко раскрывая рот.
  • Для развития творческих способностей: левую ручку кладем на животик, правую – на лобик по центру. Глазки закрыты. Массируем круговым движением лобик, представляя себе голубой шар.
  • Обеими ручками одновременно рисуем в воздухе круги, петли, буквы.
  • Сидя на полу, сгруппировавшись, перекачиваемся вперед-назад, как мячик.
  • Сложное, но эффективное кинезиологическое упражнение: пальцы одной руки показывают знак «окей», а второй – знак «мир». Теперь наоборот и чередуем, набирая скорость.
  • Повороты головы: голову поворачиваем вправо, затем медленно ведем подбородок вниз через грудину и влево. Затем обратно.
  • Гладим себя: ладошкой ведем мягко от макушки по лицу, по шее на грудь, второй рукой – от макушки до основания шеи.

шифр

Гимнастика для мозга — Ольга Троицкая

Гимнастика для мозга - ольга троицкая
Гимнастика для мозга — Ольга Троицкая

Программа систем упражнений была разработана еще в 70-х годах. Ученые того времени проводили исследования со своими учениками, каждый из которых выполнял гимнастику каждый день. С того времени система распространяется по всему миру и приносит отличные результаты.

Ольга Троицкая — это успешный психолог. Она большое значение уделяет развитию мозга, ведь благодаря ясному уму человек может быть счастливым и успешным.

Важно: Упражнения увеличивают тонус коры головного мозга, а массаж биологически активных точек позволяет заставить работать обе половинки мозга.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «КРОСС КРОЛЫ»:

  • Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать, когда вялость и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно

УПРАЖНЕНИЕ №2:

  • Встаньте ровно, ноги на ширине плеч
  • Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке
  • Голова немного поворачивается по ходу действий
  • Рот не зажимается, губы свободны. Зажаты только все мышцы и нижняя часть лица

УПРАЖНЕНИЕ №3 «КНОПКИ МОЗГА»:

  • Два пальца поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Вторая рука расположена на пупке
  • Слегка массируйте ямки
  • Поменяйте руки
  • Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами. Это мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца

Синхронизация мозга и крупные сосуды сердца
Синхронизация мозга и крупные сосуды сердца

УПРАЖНЕНИЕ №4 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ»:

  • Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха
  • Поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела — прекратите выполнять упражнение
  • Поверните голову вправо и снова повторите все действия, как с поворотом головы влево

УПРАЖНЕНИЕ №5 «СОВА»:

  • Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине
  • Немного поверните голову влево
  • Начинайте разминать — на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова
  • Голову немного поворачиваете из стороны в сторону
  • Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ №6 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ»:

  • Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслаблено
  • Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела.
  • Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку
  • Поменяйте руки и повторите упражнение
  • Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх

Восьмерки в воздухе для синхронизации мозга
Восьмерки в воздухе для синхронизации мозга

УПРАЖНЕНИЕ №7 «КРЮКИ ДЭНИСОНА»:

1 часть упражнения:

  • Ноги переплетите
  • Руки вытяните вперед ладонями наружу
  • Сложите ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди
  • Язык поднимите и прижмите к небу
  • Глаза поднимите вверх. Нужно выполнять упражнение столько времени, сколько вам будет комфортно

2 часть упражнения:

  • Ноги расставьте на ширине плеч
  • Руки опустите вниз и сцепите лодочкой на уровне низа живота
  • Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу

Ниже представлено видео с гимнастикой для мозга Ольги Троицкой. В нем представлены только сами упражнения.

Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников

Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников  приводит к  повышению усвоения изучаемого школьного материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы,  симметричные узоры или  простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная  рабочая тетрадь.

Синхронизация полушарий головного мозга
Синхронизация полушарий головного мозга
Синхронизация полушарий головного мозга
Синхронизация полушарий головного мозга

Упражнение “Лезгинка”

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

Горизонтальная восьмерка.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Мельница.

Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

Перекрестное марширование.

Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

Пальчиковые упражнения

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Зрительная гимнастика.

Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Синхронизация полушарий головного мозга

Источники
  • https://www.SportObzor.ru/a-vy-znaete/kak-razvit-oba-polushariya-mozga.html
  • https://brainapps.ru/blog/2016/03/kak-razvit-levoe-polusharie-mozga/
  • https://kolesogizni.com/razvitie/asinhronnaya-gimnastika
  • https://BestLavka.ru/sinxronizaciya-polusharij-golovnogo-mozga-uprazhneniya-i-praktiki-aktivacii/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/kak-i-zachem-razvivat-mejpolusharnoe-vzaimodeistvie-u-rebenka-5d3ca888bc228f00c17ab9eb
  • https://heaclub.ru/razvitie-mozga-uprazhneniya-dlya-mozga-dlya-detej-shkolnikov-vzroslyh-i-pozhilyh-lyudej
  • https://Razvivashka.online/razvitie-myshleniya/razvitie-mezhpolusharnyh-svyazey-u-detey
  • https://shkolala.ru/razvivashki/razvitie-pravogo-polushariya-mozga/
  • https://BBF.ru/magazine/26/6955/
  • https://metodbv.ru/10-uprazhnenij-dlya-razvitiya-mozga-rebenka/
  • https://logopedprofiportal.ru/blog/698894

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector