Адаптация детей в школе

Что такое адаптация к школе?

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещает детский сад, где каждый день наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и спокойный режим дня не дают детям уставать.

В школе же, напротив, всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость и обязанность всё успевать. Приспособление к новым условиям требует определённых усилий. Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо. Внимание родителей к адаптации в данном случае имеет принципиальное значение. Без усилий родителей процесс адаптации может быть не воспринят ребёнком в должном понимании.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, ожидает встреча с новым коллективом детей и взрослых. Ему потребуется установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, узнать новые обязанности, связанные с учебной работой. И как показывает опыт, не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

Психологи указывают, что с несформированностью личности многие первоклассники, и особенно шестилетки, имеют проблемы в социальной адаптации, обязывающей подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Сколько длиться адаптация первоклассника

Считается, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, такие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса, коммуникативные способности и возможности и прочее. И здесь не обойтись без помощи учителя и близких родственников ученика: родителей и бабушек с дедушками.

Как происходит адаптация?

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Возможно снижение аппетита детей и массы тела.

Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. По этому поводу вспомнился старый анекдот про первый день первоклассника. Ученик возвращается из школы после первого школьного дня и с порога предъявляет родителям:

Что ж вы не сказали, что эта волынка затянется на десять лет?

Эти проблемы учёные называют “адаптационной болезнью”, “школьным шоком”, “школьным стрессом”.

По степени адаптированности детей можно разделить на три группы:

  • Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но процесс адаптации проходит быстро.
  • Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Процесс адаптации происходит в течение полугода для таких детей.
  • Третья группа – это дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, так как они “мешают” работать в классе.

Существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей:

  • Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.
    Это страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо, а также, напротив, ожидание от ребенка только отличных достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. “Хорошим” считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает, пишет и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.
  • Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке, слушает и не слышит учителя, не выполняет задания учителя. Следует заметить, это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).
  • Негативистская демонстративность. Данная трудность характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является лишение внимания. Внимание в любой форме – безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.
  • Вербализм. Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь – важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и раскованно говорить. Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает. Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей.

Трудности школьного адаптационного периода

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия.

Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы.

В группу риска входят:

  • Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного – привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей.

Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Структура адаптации детей к школе

Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.

Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

Как быстро школьник приспособится?

Это зависит от разных факторов:

  • особенности характера;
  • уровень сложности образовательной программы;
  • обстановка в семье;
  • наличие сторонних стрессовых факторов;
  • степень подготовленности малыша к школе и пр.

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

Социальная

Социальный вид адаптации

Предполагает, что ребенок должен овладеть новой социальной ролью — ролью ученика.

Включает в себя следующие компоненты:

  • умение слушать учителя;
  • понимание своих обязанностей и их выполнение;
  • следование школьным порядкам и требованиям;
  • хорошие отношения с одноклассниками;
  • отсутствие конфликтных ситуаций;
  • умение самостоятельно организовать и выполнить задание.

Физиологическая

Предполагает, что детский организм испытывает большой стресс из-за сильных изменений, связанных с учебой. Даже небольшая нагрузка заставляет ребенка испытывать сильное напряжение. Это часто приводит к переутомлению.

К показателям физиологической адаптации относятся также:

  • самочувствие;
  • качество сна;
  • работоспособность;
  • аппетит;
  • различные заболевания и их обострение.

Психологическая

психологический вид адаптации

Этот вид адаптации зависит от готовности ребенка к школе: чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет.

Оценивается по следующим параметрам:

  • мотивация к учебе;
  • готовность выполнять задания и понимать их;
  • уровень развития познавательных процессов;
  • ежедневное настроение;
  • способность оценивать себя и свою работу.

Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.

На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

  • Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
  • Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
  • Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
  • Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
  • У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой – застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться внутри и снаружи зданий.

Почему, придя в школу, дети уже не хотят учиться?

Многие первоклассники, переживающие период дезадаптации, испытывают явно отрицательное отношение к учению, не хотят преодолевать трудности, которые встречаются в школе, отказываются выполнять требования учителя, с трудом заводят дружеские отношения с одноклассниками. Проявляется тенденция «отгораживания» ребенка от всего, что связано со школой и классом. Так, от первоклассника родители не могут добиться ответа на вопросы о том, чем он занимался в школе, каковы его успехи. Ребенок выглядит уставшим, отказывается от прогулки, плохо ест.

Одна из причин такого явления – перегрузка дошкольника излишней информацией о его завтрашней школьной жизни: какую школу выбрать; сколько там изучают предметов; какой иностранный язык и с какого класса он будет изучать; в какие кружки стоит записаться с начала обучения; посещать ли группу продленного дня и т.д. и т.п. Все эти вопросы подробно, долго, нудно обсуждаются при ребенке, и он уже накануне поступления в школу начинает ее бояться.

Рекомендации для учителя

Видя в классе таких детей, определите иную тактику взаимоотношений с ними, нежели с успешно адаптирующимися первоклассниками. Школьники с трудностями адаптации нуждаются в особом внимании, большей похвале (хвалить их нужно даже за самое скромное выполнение задания). Оказывайте им постоянную помощь без упреков и обвинений в нежелании трудиться или в невнимательности.

Почему в школе дети быстро теряют интерес к учению?

В группу детей, быстро теряющих интерес к учению, попадают и такие, которые очень хотели идти в школу.

О причине этого явления эмоционально пишет психолог Л. Е. Журова:

«Все, что раньше было можно и интересно, теперь нельзя и скучно. Раньше можно было играть, и, даже если мама сердилась, она говорила: “Отстань, не мешай, иди поиграй”. А теперь мама говорит: “Сколько можно играть? Занимайся, учи уроки!” Раньше взрослые всегда читали ему книжки. А теперь говорят: “Читай сам!”»

Вот и получается, что это школа плохая, даже на маму отрицательно повлияла.

Простой тест на готовность к школе

Чтобы определить психологическую готовность, можно с малышом пройти несложный тест. Пусть он нарисует мужчину. У человечка должна быть голова и волосы на ней или головной убор. Ребенок должен нарисовать шею, плечи и туловище. Человечек должен быть личностью – иметь глаза, нос, рот. И руки с полным набором пальцев. Так как нарисовать нужно мужчину, соответственно, на человечке должна быть мужская одежда. Степень детализации рисунка указывает на психологическую зрелость ребенка.

Если ребенок проявляет желание идти в школу, родителям придется постараться. Они должны учить ребенка читать, понимать прочитанное и пересказывать, развивать мелкую моторику, чтобы ему легче было освоить письмо и так далее.

На момент поступления в первый класс будущий школьник должен уметь слушать взрослого, понимать его указания и выполнять их. Если же задание ему не понятно, ребенок не должен бояться спросить. Его необходимо научить до получаса самостоятельно работать над заданием и оценивать свою работу.

Вот стандартные требования школ к первоклашкам:

  • называть свое имя, отчество и фамилию, а также идентифицировать себя по ним;
  • знать, как зовут маму, папу и чем они занимаются;
  • помнить адрес проживания и номер телефона;
  • уметь рассказать, в каком городе и стране живет, а также правильно назвать некоторые другие государства и города; в своем возрасте ребенок должен разбираться в одежде и обуви, например, отличать туфли от кроссовок, а бейсболку от панамки;
  • у него не должно вызывать затруднение определять, что изображено на картинке:животные, рыбы, насекомые, птицы, деревья, цветы и так далее;
  • ребенок должен ориентироваться во временах года, месяцах, днях недели и частях суток;
  • владеть понятиями больше, меньше, короткий, длинный, старше, младше, право, лево, верх, низ;
  • иметь знания о том, какие бывают профессии, виды деятельности человека:
  • музыка, изобразительное искусство, литература, спорт и так далее;
  • ребенок должен быть готов рассказать о своих любимых занятиях и ответить на вопрос, почему он идет в школу.

Кроме того, будущий первоклассник должен уметь:

  • выбрать из нескольких предметов лишний и пояснить свое решение;
  • решать простые задачки на логику и отгадывать загадки;
  • прибавлять к группе предметов тот, которого не хватает;
  • определять признаки предметов, по которым их можно выделить или
  • сгруппировать;
  • называть последовательность событий.

Уровень развития внимания и памяти ребенка должен позволять ему:

  • находить отличия в двух одинаковых на первый взгляд картинках;
  • копировать схематичные рисунки или узорные линии;
  • описать увиденную картинку, не глядя на изображение, или составить по ней
  • небольшой рассказ;
  • повторять короткое предложение после их прослушивания;
  • знать на память короткие стишки и пересказывать сюжеты сказок.

Желательно иметь основные навыки чтения, письма и счета.

Что нужно и чего нельзя делать, занимаясь с ребенком

На все это нужно выделять время, учитывая при этом следующие факторы, чтобы занятия не утомляли ни родителей, ни ребенка, а, наоборот, были успешными:

  • заниматься только в хорошем настроении;
  • насильно заставлять категорически нельзя;
  • занятия должны иметь четкий ритуал;
  • начинать выполнение заданий следует с самого легкого;
  • каждые 20-30 минут делать в занятиях перерывы;
  • помнить, что даже очень увлеченный ребенок может переутомиться, а потому следует сменить вид деятельности;
  • при занятиях письмом каждые десять минут следует делать перерывы, а на них активно подвигаться и размять пальчики;
  • нельзя раздражаться, если ребенок отвлекся. Стоит дать ему передышку, поговорить о другом, а потом вернуться к занятиям;
  • категорически нельзя навешивать на ребенка ярлыки;
  • поощрять каждый успех малыша. От этого растет его уверенность в себе, а заодно и положительное отношения к учебе;
  • хвалите ребенка при других людях. Это стимулирует его желание быть успешным и дальше.
  • формируйте у него позитивные ассоциации с походом в школу. Устройте совместный школьный шоппинг – пусть сам выбирает себе альбомы, краски, пенал и рюкзак.

Лучший способ индивидуального обучения

В последние годы широкое распространение в России начало получать дистанционное обучение, когда репетитор связывается с учеником через программу «Скайп». Она работает по сети Интернет, требует минимум аппаратных ресурсов, так что установить ее можно даже на смартфоне. На самом деле подобных приложений существует множество, но «Скайп» считается самым удобным и многофункциональным, и он бесплатный.

Если первоклассник в определенный момент начал испытывать трудности в учебе, к примеру, стал отставать по программе из-за длительного пропуска по болезни, то без квалифицированной помощи он не наверстает упущенное. Если взять вариант с частным репетиторством, то либо ученику придется постоянно ездить к педагогу домой, либо педагогу придется доплачивать за поездки на дом к ребенку. В любом случае такой вид сотрудничества влечет к серьезным дополнительным тратам и неудобствам.

По «Скайпу» стороны могут связываться в любое время в любом месте, для этого достаточно иметь хорошую скорость Интернета и компьютеризированное устройство, поддерживающее данную программу. Ребенок видит преподавателя на мониторе, слышит его, может с ним разговаривать, спрашивать о непонятных моментах. Одновременно репетитор следит, чтобы ученик был полностью погружен рабочим процессом. Такая форма обучения действительно давно себя зарекомендовала. Главное, чтобы репетитор оказался профессионалом своего дела.

Важные тонкости онлайн-обучения

В России к дистанционному обучению первоклассников обращаются только прогрессивные семьи, но когда общество узнает о его плюсах и особенностях, частное репетиторство потеряет свою актуальность.

Репетиторство по «Скайпу» для учащихся первого класса должно осуществляться только под контролем родителей. В возрасте 6-7 лет дети всегда отвлекаются по пустякам, поэтому рядом должен находиться взрослым, чтобы время от времени направлять его внимание в нужное русло. Репетитору для обучения нужен зрительный контакт со школьником, иначе ребенок не усвоит весь материал урока, не поймет главных нюансов.

Профессиональные онлайн-педагоги не делают продолжительных пауз в объяснении и не строят занятия в виде лекции, потому что таким образом они рискуют потерять внимание ученика. Родители одновременно должны следить и за концентрацией ребенка, и за манерой преподавания репетитора. Если он постоянно обобщает или долго монотонно объясняет одну тему, нужно вызвать его на серьезный разговор.

До начала каждого из первых занятий с репетитором в режиме онлайн родителям следует подготавливать чадо к такой форме взаимодействия. Маленьким детям неудобно общаться с чужим человеком через экран монитора, потому что они к этому не привыкли, не знают, как происходит связь и т.п. Взрослым нужно доходчиво объяснить первокласснику, что нужно делать во время общения с репетитором, как с ним взаимодействовать, куда говорить, как вести себя на занятии и прочие важные моменты, которые облегчает ему адаптацию к новому формату уроков.

Психологи уверяют, что онлайн-занятия с репетитором помогают учащемуся не только понять сложный материал, но и набраться уверенности в себе. Это позволит вести себя активнее на школьных занятиях и найти общий язык с одноклассниками и преподавателями. Чем скорее ребенок начнет получать хорошие оценки в школе, тем ответственнее и уважительнее будет относиться к дополнительным урокам.

Многие онлайн-репетиторы в процессе обучения пользуются передовыми программами, основанными на форме различных игр. Таким образом занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно и быстро, а знания хорошо усваиваются в голове ученика вместе с соответствующими ассоциациями. Дистанционные уроки должны быть насыщены небольшими паузами в виде физкультминутки, чтобы ребенок немного отдохнул от учебы.

Родителям важно понять, что залогом успеха дистанционных занятий считается не только профессионализм репетитора, но и организация уроков, и дисциплина ученика. Если все звенья механизма работают слажено, то очень скоро о трудностях в школе можно будет забыть.

Успешная адаптация ребенка к школе

Успешная адаптация ребенка к школе

Как понять, что ребенок приспособился к новым для себя условиям и его процесс адаптации подходит к завершению?

Для этого, стоит произвести качественную оценку чада по ряду критериев:

  • Школьные нормы поведения. Мониторингу поддаётся поведение ученика согласно нормам школьной дисциплины, усидчивость на занятиях, соблюдение режима;
  • Эффективность познавательной деятельности. Насколько сильные усилия необходимо прилагать ребенку для выполнения начальных школьных заданий, как проходит самостоятельная работа первоклассника над материалами, какие общие характеристики успешности обозначает учитель;
  • Наличие социальных контактов. Оценивается уровень взаимоотношений ребенка с одноклассниками и педагогическим коллективом;
  • Общее эмоциональное благополучие. Уровни спокойствия, благожелательности и настроя на учебный процесс, а также оценочные суждения ребенка о школе в целом.

Если по всем вышеописанным критериям вы можете поставить средний либо высокий балл, то с большой долей вероятности, ребенок приспособился в новом для себя социуме и далее сможет успешно осваивать новые знания.

Советы психолога

Советы психолога

Ниже, перечислены базовые рекомендации профильных специалистов (социального педагога и детского психолога), направленные на максимально мягкую, быструю и легкую адаптацию ребенка к 1 классу школы.

Методика адаптации детей к школе

Существует множество методик адаптации детей к школе, в том числе специализированного характера для учащихся со специфическими потребностями (инклюзивные классы). Мы предлагаем наиболее простые общие подходы, которые могут помочь типичному ребенку без особых проблем со здоровьем (физических либо психических) быстро освоиться в школе. При серьезных затруднениях, связанных с особыми факторами социально-психологической интеграции детей в любом случае родителям требуется помощь квалифицированных специалистов.

Общая схема:

  • Хвалить, а не ругать. Временная неуспеваемость первоклассника, особенно на начальном этапе посещения школы, объяснима сложностями интеграции в новый для него социум. Нельзя ругать ребенка за плохие результаты или как-либо выражать недовольство — это вызовет в нём массу негативных эмоций и снизит интерес к учебе. Хвалите чадо при малейшей возможности и даже малом успехе;
  • Сравнение с другими — недопустимо. Довольно часто, не слишком дальновидные родители начинают публично сравнивать способности и таланты своего ребенка с каким-либо другим (сыном подруги, дочерью знакомой и так далее), указывая на недостатки чада. Делать это не допустимо! Таким образом, существенно снижается самооценка и исчезает мотивация к дальнейшей учебе. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, делая акцент на улучшении собственных результатов;
  • Щадящая оценка. Не ждите быстрых и высоких результатов в учебной деятельности ребенка — первый год познавательный процесс сформирован таким образом, чтобы привить ребенку интерес и любовь к школе, оценки же отходят на второй план. Более того, для смягчения процесса адаптации в 1 классе начальной школы вообще не проводится официальное оценивание, а домашние задания — минимальны;
  • Развитие скрытого потенциала. Если ребенок любит публичное внимание, очень любознателен и имеет нерастраченную в школе энергию, то стоит найти ему наиболее подходящую сферу, где он сможет реализовать себя в рамках продуктивного процесса. Это может быть спорт, танцы, различные кружки. Естественно, дополнительные занятия и род деятельности должны в обязательном порядке согласовываться с чадом и не мешать отдыху, а также основному школьному обучению;
  • Награда. Лучшая награда для первоклассника — это не игрушки и сладости (они должны предоставляться в меру и не как плата за хороший результат в учебе либо поведении), а доверительное, открытое общение и похвала.

Заключение

Проблемы адаптации детей в 1 классе – злободневная тема для всей образовательной системы. Ребенок любого возраста, приходя первый раз в школу, очень волнуется и ждет поддержки от взрослых – как родителей, так и учителя. Не оставляйте его чаяния без должного внимания, ведь именно от течения адаптационного периода во многом зависит, каким будет социальный статус вашего новоиспеченного первоклассника в ближайшие несколько лет.

Источники
  • https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/kak-adaptirovat-k-shkole-pervoklassnika-5d939ff55d6c4b00ae54a657
  • https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/adaptaciya-rebenka-k-shkole
  • https://lifemotivation.ru/child-psy/adaptatsiya-rebenka-k-shkole
  • https://rosuchebnik.ru/material/soveti-uchitelyu-pervoklassnikov/
  • https://media.price.ua/lifehacks/v-pervyj-klass-kak-podgotovit-rebenka-k-shkole.html
  • http://rrepetitor.ru/info/kak-pravilno-gotovit-rebenka-k-pervomu-klassu/
  • http://www.doctorfm.ru/psihologiya-i-razvitie/adaptaciya-rebenka-k-shkole-sovety-psihologa
  • https://prodetskiysad.ru/adaptaciya/pervoklassnikov-k-shkole

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector