Тесты для 2 лет, тесты для детей 2 – 3 лет, Счет, сравнение, распознавание

Возраст— 1 г. 6 мес

1. Понимание речи.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в “конфликтной ситуации”).

1. Материл—два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет — кукла.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности; собака черная, кошка черная, кошка бе­лая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти их еще раз.

2. Материал — ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.

Методика выявления—та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка — находит однородные предметы пo слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

2. Активная речь

Словами, облегченными (например, “би-би”) и произнесенными правильно (“машина”), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Материал — 4 предмета (например кукла, зайчик, пету­шок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: “Кто там?”, “Кто это?”, “Что это?”.

Поведение ребенка — называет предметы правильно (например, “ляля”, “заика”) облегчёнными словами.

3. Сенсорное развитие

Ориентируется в 3—4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).

Материал—3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вразнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же.

Поведение ребенка— по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором — шарики).

4. Игра и действия с предметами

Отображать в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

1. Материал — кукла, носовой платок.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит “У ляли грязный носик. Вот платок”.

Поведение ребенка- прикладывает носовой платок к носу куклы.

2. Материал — кукла с волосами, расческа.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: “Кукла-ляля растрепанная, вот расческа”.

Поведение ребенка — прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ее по волосам.

Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

5. Движения.

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.

Материал – 4 брусочка.

Методика выявления — ситуация, специально подготовлен­ная (может быть выявлено и на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.

Поведение ребенка — перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.

6. Навыки

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Материал — глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления — ситуация естественная (во время обеда).

Поведение ребенка — самостоятельно съедает 34 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).

Возраст— 1 г. 9 мес.

1. Понимание речи.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материал — изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку, 2) дети умываются, 3) дети поливают цветы, 4) дядя чинит машину.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол картины, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: “Кто это на картинке?”, “Что делают?” Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: “Что мальчик делает?”, “Что лошадка делает?” и т.д.

Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двухсловными предложениями.

2. Активная речь

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления — ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментах, занятиях.

Поведение ребенка — во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

3. Сенсорное развитие’

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см

1. Материал — 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого— 10 см, второго —7 см, третьего — 4 см.

Методика выявления — взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.

Поведение ребенка — собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).

2. Материал — трехместная матрешка (разница в величине 3—4 см).

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.

Поведение ребенка — самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

4. Игра и действия с предметами.

Воспроизводит несложные сюжетные постройки — перекрытия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”.

Материал — 3 кирпичика

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Воспитатель предлагает ребенку построить “ворота”. При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.

Поведение ребенка— по слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2—3 раза.

5. Движения.

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15—20см).

Материал — скамейка высотой 15—20см с шириной доски 15-20 см.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается пройти по доске без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).

Поведение ребенка — проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.

6. Навыки

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).

Методика выявления —- ситуация естественная (при раздевании ребенка).

Поведение ребенка — снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), чулки, шапку).

Возраст — 2 г.6 мес

1. Активная речь

1.Говорит многословными предложениями (более 3 слов).

Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов).

Поведение ребенка — в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3. слов).

2.Появляются вопросы: “Где?, Куда?”.

Методика выявления – ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов или самостоятельной деятельности) в течение 20-30 мин.

Поведение ребенка — хотя бы раз задает вопрос: “Где?” или “Куда?”.

2. Сенсорное развитие.

1.Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.

Материал —два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Взрослый показывает ребенку одну из геометрических фигур и просит дать такую же.

Поведение ребенка — правильно дает взрослому соответствующую фигуру.

2. Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов.

Материал — цветное лото, в котором имеются 4 фона основных цветов, и карточки с изображением разнообразных предметов 4 цветов (брать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались).

Методика выявления — ситуация, специально подготов­ленная.

Взрослый раздает ребенку фоны 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 ос­новныхцвета (цвет чередует), спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.

Поведение ребенка — правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.

3. Игра.

Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2—3).

Материал — пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации.

Поведение ребенка – развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.

4. Конструктивная деятельность.

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.

Материал — строительный материал разнообразной геометрической формы (10—14 шт.). Методика выявления — ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку даются разнообразные геометрические фигуры и предлагается что-либо построить.

Поведение ребенка — делает 1—2 простые сюжетные, постройки, обязательно называет их, Постройка должна быть похожа на называемый предмет

6. Навыки.

1. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).

Поведение ребенка -—самостоятельно надевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.

2. Ест аккуратно.

Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления).

Поведение ребенка— ест аккуратно, не пачкает одежду не оставляет грязь на столе.

7. Движения.

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20—28 см.

Материал — палка или веревка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20—28 см.

Поведение ребенка — перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.

Возраст ~ 3 года.

1. Активная речь.

1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.

Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов, самостоятельной деятельности) и течение 20—30 мни.

Поведение ребенка — хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение.

2. Появляются вопросы: “Почему?”, “Когда?”.

Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20—30 мин.

Поведение ребенка — хотя бы раз употребляет вопрос: “Почему?” или “Когда?”.

2. Сенсорное развитие.

1. В своей деятельности правильно использует геометриче­ские фигуры по назначению.

Материал — геометрическая мозаика, к ней карточки, на которых даны изображения несложных предметов (дом, паро­ход, дом с забором и др.), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленной. Взрослый дает ребенку изометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующие решение путем накладывания на образец.

Поведение ребенка — правильно подбирает мозаику к ри­сунку.

2. Называет 4 основных цвета.

Материал — 8 однотонно окрашенных предметов по два одинакового цвета, но разной формы (например, красный кубик, красный конус и др.).

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: “Какого цвета шарик?” (цвет чередует).

Поведение ребенка – правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

3. Игра.

Появляются элементы ролевой игры.

Материал — разнообразные сюжетные игрушки.

1.Методика выявления — ситуация провоцирующая, В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20—30 мин.

Поведение ребенка — отображает какой-либо сюжет, вы­полняет роль, которую определяет словом.

2. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: “Кто ты?”.

Поведение ребенка — на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

4. Конструктивная деятельность.

Появляются сложные сюжетные постройки.

Материал— разнообразные геометрические фигуры (10— 14 шт.). Величина материала зависит от места организации занятия ребенка — за столом или на полу: если за столом, дается средний или мелкий материал, на полу — крупный строитель (можно дать дополнительный материал: машину, мелкие игрушки).

Методика выявления — ситуация провоцирующая.

Поведение ребенка — делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.

5. Изобразительная деятельность.

1. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.

Материал — кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4—6 см, диаметром 1,5—2 см.

Методика выявления —. ситуация провоцирующая. Ребенку дается кусок пластилина в виде цилиндра и предлагается слепить что-нибудь.

Поведение ребенка – лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.

2. С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их.

Материал — лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).

Методика выявления — ситуация специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать.

Поведение ребенка — изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.

6. Навыки.

1. Самостоятельно одевается может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Поведение ребенка – самомтоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.

2. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.

Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления).

Поведение ребенка — при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.

7. Движения

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30—35 см.

Материал —палка, веревка, поднятая на указанную высоту.

Методика выявления – ситуация, провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.

Поведение ребенка — свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.

Дата заполнения: Дополнительные сведения:

Возраст

2года – 2года 6мес.

2года 6мес. – 3года.

Активная речь

Грамматика

Говорит многословными предложениями (более 3-х слов).

Начинает употреблять сложные придаточные предложения.

Вопросы

Появляются вопросы “Где…?”, “Куда?”.

Появляются вопросы: “Почему?” и “Когда?”.

Сенсорное развитие

Воспроизведение формы

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.

В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению.

Воспроизведение цвета

Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый).

Называет четыре основных цвета (синий, зелёный, красный, жёлтый).

Игра

Игра носит сюжетный характер, отражающий взаимосвязь и последовательность действий из жизни окружающих.

Появляются элементы ролевой игры.

Конструктивная деятельность

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.

Появляются сложные сюжетные постройки.

Изобразительная деятельность

С помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их.

Навыки

В одевании

Полностью одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.

Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, шнурки завязывает с небольшой помощью взрослого.

В кормлении

Ест аккуратно.

Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.

Движения

Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28см.

Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 30-35см.

Что должен знать ребенок в 3–4 года?

В возрасте 3–4 лет нормально развивающийся ребёнок должен:
1. Уметь считать до 3, желательно до 5. Показывать пальчиками соответствующую цифру.
2. Понимать, что значит: много – мало, большой – маленький, холодный – горячий. Желательно, чтобы он использовал эти понятия.
3. Чётко знать основные цвета (6–8) и называть их.
4. Сравнивать фигуры и предметы по величине и расположению в пространстве (вверх, внизу, справа, слева).
5. Группировать предметы по каким-либо признакам. Среди группы предметов, объединенных каким-либо признаком, находить лишний предмет. Находить признаки сходства или различия между заданными предметами.
6. Запоминать 3–4 слова, повторённые ему несколько раз.
7. Запоминать 1–2 движения, которые ему показали один или два раза.
8. Не отвлекаться от задания в течении 3–4 минут, а лучше дольше, пока не выполнит задание.
9. Складывать картинку–пазл, состоящего из 3-4 частей.
В этом возрасте у детей развивается память, поэтому особое внимание при прохождении тестов для детей 3–4 лет, стоит уделять её развитию.

Тест на счет от 1 до 5

Покажи: 1 пальчик, а потом 2, 3, 4, 5 пальчиков.
Покажи свою ладонь. Какой пальчик длинный, а какой короткий?
Покажи желтые кружочки на картинке. Покажи красные кружочки на картинке. Каких кружочков больше: желтых или красных?
Кружки

Покажи синие кружочки на картинке. Сколько синих кружочков ты видишь? Покажи красные кружочки на картинке. Сколько красных кружочков ты видишь? Покажи это число пальчиками.
Кружки

Покажи белые кружочки на картинке. Сколько белых кружочков ты видишь? Покажи это число пальчиками. Каких кружочков больше: красных, белых или желтых?
Кружки

Покажи красные квадраты на картинке. Покажи красные кружочки на картинке. Чего больше: красных квадратов или красных кружочков?
Кружки

Покажи на картинке кексы с одной вишенкой. Сколько таких кексов ты видишь? Покажи это число пальчиками.
Кружки

Покажи желтые кружочки на человечке. Сколько желтых кружочков ты видишь? Покажи это число пальчиками. Покажи белые кружочки. Покажи синие кружочки.
Кнопочки

Сколько красных кружочков на человечке? Покажи это число пальчиками. Сколько синих кружочков на человечке? Покажи это число пальчиками.
Кнопочки

Покажи все кружочки на человечке. Посчитай все кружочки. Покажи это число пальчиками.
Кнопочки

Сколько яичек снесла курочка Ряба для бабушки?
Яички

Сколько яичек снесла курочка Ряба для дедушки?
Яички

Сколько всего яичек снесла курочка Ряба?

Маша посадила и вырастила цветы. Сколько цветов выросло у Маши?
Цветочки

Тест на сложение

У Коли был 1 карандаш. Ему подарили ещё 2 карандаша. Сколько карандашей стало у Коли? Покажи это число пальчиками.
Карандаши

У Маши было 2 карандаша. Мама дала ещё 2 карандаша. Сколько карандашей стало у Маши? Покажи это число пальчиками.
Карандаши

Задание на развитие зрительной памяти ребенка.

Покажите ребенку несколько сюжетных картинок или иллюстраций из книжки с простыми сюжетами: Мама варит суп, девочка спит, мальчик умывается.  Дайте пол минутки рассмотреть картинку, а потом закройте её. Ребенок должен вспомнить и рассказать, что было на картинке. Вы можете задавать наводящие вопросы:  « Кто был на картинке? Что он(а) делал(а)? Какая была одежда? Какого цвета?»

Тест на развитие ребенка 3 лет

Задание на проверку индуктивного мышления

К этому понятию относится умение ребенка видеть и составлять общую картину из деталей. Проверяется с помощью складыванию пазлов. Для ребенка 3-х лет достаточно уметь собирать паззл из 6 деталей.  Для чистоты эксперимента лучше взять незнакомую картинку. К примеру, разрезать открытку на 6 частей.

Задание на проверку восприятия и словарного запаса

К 3 годам малыш должен различать такие понятия, как большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий(худой), темно-светло. Проверяем это тоже с помощью картинок. Предложите малышу парные картинки. Его задача, увидеть и назвать отличия.

Задание: « Скажи, чем отличаются эти картинки». Ваш малыш должен уже понимать значение слов «много» и «один».

Земляника

Бананы

Цыпленок

Ставим « + », если в процессе объяснения различия картинок, ребенок употребил слова « много», «один». Без подсказок.

Задание: « Найди отличия в картинках».

Лягушка

Ставим « + », если ребенок нашел 3 отличия.

Задание: « Повтори то, что изображено на картинках».

Жесты руки

Ставим « + », если ребенок правильно воспроизвел 4 жеста.

Развитие внимания

Развитие внимания

Найди на картинке одинаковые предметы. Какого они цвета?

Малыш должен искать одинаковые предметы без посторонней помощи.

Знакомство с окружающим миром

Знакомство с окружающим миром

Знакомство с окружающим миром

Знакомство с окружающим миром

Знакомство с окружающим миром

Рассмотри картинки. На какой из них нарисована зима, а на каких лето, весна, осень? Расскажи, как ты догадался.

Задайте малышу наводящие вопросы, если ему трудно объяснить.

Зефирный тест (от 4—5 лет и старше)

Другое название теста– испытание отложенного удовлетворения. Он помогает понять, какой тип мышления ближе малышу — стратегический или тактический. Стратег готов отказаться от менее выгодного предложения сегодня, если завтра возможная выгода от согласия возрастет. Тактик не ждет завтрашнего дня и работает с тем, чем располагает сегодня.

Что понадобится: угощение, стол, стул и помещение, где ничто не сможет отвлечь внимание ребенка (без игрушек, телефонов и телевизоров).

Что делать: на столе перед ребенком угощение (зефир, конфета, плитка шоколада или маленькое пирожное). Мы объясняем ребенку, что эта сладость предлагается ему и он может съесть ее, как только останется в помещении один. Но если он справится с искушением и подождет 10 минут, мы вернемся с еще одним сюрпризом, и тогда он получит в два раза больше. Если к возвращению взрослого на столе не окажется угощения, второе он не получит.

На что обратить внимание: некоторые дети съедают сладость сразу. Многие борются с искушением до последнего: закрывают глаза руками, теребят волосы, играют с угощением, чтобы отвлечь мысли. Но в итоге съедают десерт. Это тактики. Треть детей дожидается возвращения взрослого и получает двойную награду. Это стратеги.

Игры с цветным конструктором и раскрасками (от 3 до 7 лет)

Тест помогает распознать черты интроверта или экстраверта у ребенка.

Что понадобится: для маленьких детей лучше выбрать цветной конструктор с большими деталями, для детей от 5 лет — детскую раскраску и карандаши или фломастеры.

Что делать: даем маленькому ребенку конструктор и предлагаем собрать домик. Неважно, какой формы он получится. Предоставим маленькому архитектору полную свободу!

Ребенку постарше даем раскраску и фломастеры и объясняем, что торопиться не нужно. Раскрашивать рисунок следует в удобном темпе и так, как ему хочется. Цвета, которые он выберет для закраски той или иной части рисунка, не играют значения.

На что обратить внимание:если ребенок собрал домик из цветных деталей, отметим, существует ли порядок в выборе цвета. Если при строительстве он складывал кубики, комбинируя между собой по цвету, или каждая часть дома имеет собственный цвет, то перед нами ребенок с чертами интроверта. Он обращает внимание не на саму форму, а на ее содержание и признаки деталей.

Если ребенку досталась раскраска, смотрим, насколько старательно он закрашивал рисунок. Если детали рисунка закрашены в пределах области, не выходя за линии, значит, перед нами интроверт.

Тест с соленой и сладкой кашей

Тест помогает определить, какой тип поведения в обществе характерен для ребенка: соглашаться с большинством, избегая конфликта, или отстаивать собственную позицию — черта, которая говорит о лидерских качествах.

Что понадобится: несколько членов семьи или друзей (взрослые и дети) и тарелки со сладкой кашей (это важно!).

Что делать и на что обратить внимание: взрослые и дети садятся за стол и едят кашу. Вслух замечают, что каша слишком соленая, ее невозможно есть. В этот момент важно обратить внимание ребенка на происходящее. Каждый из присутствующих по очереди еще раз наглядно пробует кашу и подтверждает, что она слишком соленая. Затем очередь доходит до ребенка. Задаем ему тот же вопрос: кажется ли ему, что каша соленая? Дети, которым важно сохранять мир внутри коллектива, которые не готовы “играть против правил”, ответят, что каша соленая. Эту ситуацию они воспринимают как некую игру, где вдруг поменялись правила. И чтобы не отставать от других, они следуют новым правилам, даже если они кажутся им неясными. Собственное мнение о вкусе каши для них не так важно по сравнению с возможностью “продолжать игру в компании”. Допустим, ребенок отвечает, что его каша сладкая, пробуем кашу из его тарелки и подтвердим прежнее: “Каша соленая”. Если ребенок продолжает отстаивать собственную точку зрения, то ему определенно присущи лидерские качества — для него не так важно, что подумают о нем окружающие, сколько факт, что он выскажет мысль, которая кажется ему правильной.

Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей

Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.

Нормальные дети Дети с задержками развития
Моторика Во время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу. Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима.
Сенсорно-перцептивная деятельность Малыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки. Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь.

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.
Источники
  • https://infourok.ru/psihodiagnostika-detej-2-3-let-4277434.html
  • https://mathematics-tests.com/matematika-detsad1/testy-doshkolniki/testy-3-goda
  • https://www.kindereducation.com/test-na-razvitie-rebenka-3-let.html
  • https://testkids.ru/testy-na-proverku-znanij/test-uroven-razvitiya-rebenka-3-goda.html
  • https://www.ourbaby.ru/article/Kak-razvivaetsya-vash-malysh-Testy-na-intellektualnoe-razvitie-rebenka-treh-let/
  • https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/6-testov-dlya-rebenka-kotorye-pomogut-opredelit-ego-harakter-1387515/
  • https://luxeth.ru/kak-opredelit-uroven-psihologicheskogo-razvitija-rebenka/
  • http://karkusha.su/diagnostika-psihologa-rebenka-v-3-4-goda/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector