ЗАДЕРЖКА МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ

Что обозначает диагноз ЗМР

Темповая задержка моторного развития характеризуется более поздним появлением двигательных навыков, то есть нарушаются темпы их формирования. Существуют определенные возрастные этапы, когда малыш начинает самостоятельно держать головку, лежа на животе, сидеть, ходить. Оценивая характер двигательной активности малыша, специалисты обращают внимание не только на наличие определенных навыков, но и на степень готовности к ним костно-мышечных структур.

При слаборазвитом мышечном каркасе спины и неподготовленном позвоночнике ранние попытки малыша сидеть самостоятельно могут навредить неокрепшему организму. Поэтому педиатры и невропатологи в первую очередь проверяют мышечный тонус, рефлекторную деятельность, общее физическое развитие и затем уже дифференцируют задержку моторного развития от незрелости организма.

Моторное развитие в первый год жизни:

Возраст Двигательные навыки
2 месяца В положении лежа на животе удерживает голову на весу в течение нескольких минут, может поворачивать ее, смотреть по сторонам.
4 месяца Пытается взять в руку игрушки. Лежа на животе, поднимает плечевой пояс, опирается на руки. В положении на спине поднимает голову.
6 месяцев Переворачивается на живот, берет игрушки, ползает, принимает положение сидя.
8 месяцев Хорошо сидит, ползает. При поддержке взрослых стоит.
10 месяцев Хорошо владеет телом, пытается ползком преодолевать препятствия. При поддержке взрослых переходит от предмета к предмету, стоит самостоятельно. Способен вкладывать предметы друг в друга.
12 месяцев Ходит самостоятельно, может подниматься по ступенькам, держась за руку. Активно играет предметами, игрушками, удерживая предметы и правой и левой рукой.

Важно! Задержка моторного развития у детей до года может свидетельствовать о наличии отклонений в здоровье малыша. Это распространенный симптом повреждений ЦНС, анемии, пороков сердца. Поэтому при подозрении на ЗМР необходимо проконсультироваться со специалистом.

Ориентиры речевого развития

  • До 3−4 месяцев – «гуление»: произносит гласные звуки
  • 4−6 месяцев – лепет: произносит согласные («гу-га-гы»)
  • С 6 месяцев − формируется слог («ма»)
  • С 6 до 12 месяцев – появляется набор коротких слов («дай», «на», «баба»)
  • К 1,5 года – говорит короткие фразы («мама, дай»)
  • К 2 годам – использует большой набор слов, строит предложения со сказуемым, подлежащим и дополнением

Ориентиры моторного развития

  • От 1 мес. до 3 мес. – удерживает головку
  • 3−3,5 мес. – захватывает предметы рукой (освоив этот трюк, уже через 2−2,5 недели малыш твердо перекладывает игрушку из одной руки в другую)
  • До 4−4,5 мес. – переворачивается со спины на бок
  • С 4,5 до 5,5 мес. – переворачивается со спины на живот
  • До 6 мес. – переворачивается с живота на спину
  • С 5,5 до 7 мес. − сидит
  • С 5,5 до 11 мес. – ползает
  • С 6,5 до 10 мес. – стоит с опорой
  • С 10 до 13 мес. – начинает ходить

Тревожные сигналы

С 0 до 4 месяцев

  • Зрачки малоподвижны или косят глаза;
  • не реагирует на громкие звуки;
  • не замечает своих ручек (к 2 мес.);
  • не хватает предметы (к 3 мес.);
  • не улыбается маме (к 3 мес.);
  • не держит головку (к 3 мес.);
  • не гулит и не пытается имитировать звуки;
  • не опускается на пяточки, если поставить его на твердую поверхность (к 4 мес.).

в 7 месяцев

  • Мышцы на ощупь очень твердые или слабые, как у тряпичной куклы;
  • постоянно слезятся глазки, есть повышенная чувствительность к свету;
  • головка западает назад, когда ребенок сидит;
  • тянет только одну ручку;
  • не любит ласкаться;
  • не подает признаков привязанности к человеку, который о нем заботится;
  • не тянет предметы в рот;
  • не произносит радостных звуков (к 5,5 мес.);
  • не перекатывается со спины на живот в обоих направлениях (к 6 мес.);
  • не сидит сам (к 7 мес.).

в 1 год

  • Не ползает или ползает, но волочит при этом ноги;
  • не стоит без опоры;
  • не ищет предметы, когда видит, что их спрятали;
  • не говорит ни одного слова;
  • не использует жесты (например, не трясет головой в знак несогласия);
  • не тыкает пальчиком на предметы и картинки;
  • не ходит (максимум к 18 мес.).

в 2 года

  • Говорит меньше15 слов;
  • не использует предложения из двух слов;
  • не имитирует поведение взрослых, их жесты, новые слова;
  • не выполняет простых инструкций («подойди», «посмотри»);
  • не отличает большой предмет от маленького.

в 3 года

  • Часто падает или с трудом преодолевает ступени;
  • нечетко произносит слова;
  • не пользуется горшком (хорошо или плохо);
  • не может построить башню из 4 кубиков;
  • плохо манипулирует мелкими предметами;
  • не может нарисовать подобие круга;
  • не может говорить короткими фразами;
  • не вступает в игру;
  • не проявляет интереса к другим малышам;
  • редко смотрит в глаза;
  • мало интересуется игрушками.

К какому врачу обратиться

Девочка разговаривает с приветливым доктором

Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.

Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.

  1. К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
  2. Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
  3. Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
  4. Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.

Особенности, последствия и риски ЗМР

Задержка статико-моторного и моторно-речевого развития – такой диагноз ставят в случае значительного отставания формирования двигательных и речевых навыков от сроков, указанных ВОЗ (Всероссийской Организацией Здравоохранения). Незначительное отставание при формировании некоторых навыков еще не говорит о ЗМР, однако если ребенок находится в группе риска, формирование моторных функций следует держать под контролем.

К факторам риска относят:

  • крупный плод;
  • сложные роды с наложением щипцов или вакуумного экстрактора;
  • недоношенность до 35 недель;
  • гипоксия 2 или 3 степени;
  • оценка по шкале Апгар до 5 баллов;
  • судороги в анамнезе.

Диагностика заболевания

Выявить задержку моторного развития возможно на ранних этапах развития, специалисты оценивают совокупность различных факторов и выделяют характерные для этого заболевания признаки. В процессе дифференциальной диагностики важным является сбор анамнеза.

В ходе опроса врач выясняет возможные причины развития ЗМР:

  • вредные привычки и инфекционные заболевания мамы во время беременности;
  • наследственный фактор;
  • профессиональные вредности у мамы;
  • травмы, полученные во время беременности или в процессе родов;
  • нарушение формирования коры головного мозга у плода.

При наличии располагающих факторов врач обращает внимание на темпы развития двигательных навыков.

О возможной ЗМР свидетельствует:

  • Если ребенок к концу второго месяца не в состоянии поднимать и удерживать головку.
  • Не проявляет интереса к игрушкам, не тянется к ним ручками в конце третьего месяца.
  • Не может перевернуться с живота на спину в конце пятого месяца.
  • В полгода не может сесть при поддержке мамы.
  • К концу восьмого месяца не ползает в обратном направлении.
  • В десять месяцев не сидит, не может стоять у опоры.
  • В год не может ходить, даже при поддержке взрослых, не может сделать самостоятельно несколько шагов.

Если в два года ребенок не начал говорить отдельные слова, а к трем годам не интересуется играми, апатичен, плохо говорит, часто падает – все это так же свидетельствует о возможной ЗМР.

Важно! Для ранней диагностики патологии специалисты используют лабораторные и инструментальные методы обследования. При рождении у ребенка производят забор крови на выявление генетических отклонений. Возможные нарушения развития коры головного мозга и других его отделов проводят ультразвуковое обследование.

Регулярные профилактические осмотры педиатра и невропатолога, которые проводят в возрасте 1, 3, 6 месяцев и в год, способствуют выявлению задержки развития моторики в раннем возрасте. Такая диагностика повышает результативность последующего лечения и влияет на прогноз заболевания.

Первые три месяца: особенности моторного развития

Первый месяц в жизни малыша — период, от которого не стоит ждать слишком многого. В это время кроха только учится жить в новых для него условиях. Он отвыкает от того положения, в котором долгое время пребывал в утробе матери, постепенно избавляется от гипертонуса мышц конечностей.

Яркие изменения начинаются только ближе к концу первого месяца. У крохи становятся более сильными мышцы шеи, поэтому он удерживает голову в положении «столбиком» и пробует это делать в положении на животе. Родители должны понимать, что для того, чтобы шейные мышцы быстрее окрепли, малыша нужно почаще выкладывать на живот, несмотря на то, что это положение в первые недели жизни не приносит ему удовольствия.

На втором месяце жизни моторное развитие крохи характеризуется достаточно крепкими шейными мышцами. В положении на животе кроха на втором месяце жизни уже уверенно удерживает голову и даже смотрит по сторонам.

Гипертонус мышц конечностей практически проходит в начале второго месяца и исчезает полностью к его окончанию. Если взять малыша под мышки, можно будет увидеть, что он упирается в опору ногами, не сгибая их в коленях.

У детей в этот период совершенствуются хватательные движения, они способны удерживать в ладошках предметы до нескольких секунд.

В три месяца мышцы шеи у ребенка окончательно окрепнут. Малыш спокойно держит голову в любом положении, а лежа на животе пробует опираться на руки и предплечья, осматривая все, что происходит вокруг. Если выложить кроху на твердую поверхность, он будет отталкиваться ногами, совершая первые попытки ползти. Естественно, если все происходит именно так, ни о какой задержке развития не стоит волноваться.

Второй триместр первого полугодия

Четвертый месяц жизни характеризуется заметным скачком в моторном развитии малыша. Движения крохи становятся сознательными, улучшается их координация. Малыш удерживает предметы в руках, меняет положение тела по собственному желанию, приподнимается на предплечьях, делая попытку сесть.

В пять месяцев моторное развитие малыша продолжает совершенствоваться. Кроха переворачивается с живота на спину и назад, держит игрушку и играет ей, с удовольствием лежит подолгу на животе, поднимаясь на локтях. Именно в пять месяцев многие дети изъявляют желание сесть. Врачи не рекомендуют потакать им в этом, ведь в пять месяцев мышцы спины еще недостаточно крепкие, чтобы выдержать такое испытание.

Шестимесячный малыш старается увидеть, услышать, потрогать все, к чему имеет доступ. Кроха наотрез отказывается лежать и даже сидеть подолгу не хочет. Ему гораздо интереснее вместе с родителями исследовать окружающее пространство и ползать. В этот период моторное развитие переходит на новый уровень, и очень важно, чтобы родители это понимали и не ограничивали двигательную активность крохи.

Для шестимесячного ребенка продолжительное пребывание в кроватке или в манеже — серьезное испытание. Малыш мечтает о том, чтобы его спускали на пол, разрешали ему исследовать содержимое шкафов, корзины с игрушками. Так он знакомится с миром, и нельзя ему в этом препятствовать. В шесть месяцев кроха уже может перекладывать предметы и игрушки из руки в руку, пробует шагать, если его поддерживать под мышки.

Третий триместр

Достиг возрастной отметки в 9 месяцев, ребенок может:

  • стоять без сторонней поддержки;
  • придерживаясь одной ручкой, ходить вдоль опоры;
  • ползать на относительно большой скорости;
  • самостоятельно держать кружку и сидеть на ночном горшке;
  • переворачиваться без чьей-либо поддержки;
  • распознавать простые команды родителей, играться с игрушкой;
  • демонстрировать разные предметы и части телка, которые ему запомнились;
  • махать ручкой, имитируя прощальный жест.

На данном этапе можно наблюдать звукоподражание – повторение ребенком услышанных ранее звуков и слов без понимания их значения. Исключением могут быть только слово «папа» или «мама». В некоторых случаях он может выговаривать и другие осознанные слова.

Период с десятого по двенадцатый месяц – это важный этап в жизни младенцев, ведь обычно они начинают ходить и стоять без опоры. Лестница или небольшой стульчик уже не становятся значительной проблемой для 12-месячных малышей.

К списку умений 12-месячного ребенка можно отнести следующее:

  • бросание мячика;
  • сборка игрушечной пирамиды;
  • самостоятельный поиск интересующих предметов;
  • активное демонстрирование своего восторга или несогласия;
  • возможность играть в несложные игры (чаще всего – выдуманные или воображаемые);
  • произношение некоторых простых слов;
  • подбирание крошек или небольших игрушек с помощью двух пальцев.

Не нужно бить тревогу, если вы обнаружили некоторые несоответствия в развитии вашего малыша со стандартами. Каждый человек по-своему уникален.

Совершенствование моторного развития во втором полугодии

Первые полгода для самого малыша и его семьи были непростыми и ответственными. Далее моторное развитие будет происходить так же активно, но уже без особых сложностей. В первые 6 месяцев у крохи развиваются базовые навыки, и дальше ему остается их совершенствовать, радуя родителей новыми сюрпризами.

Седьмой месяц — новый этап в развитии малыша. Кроха уже умеет вставать на четвереньки и уверенно ползает, вставая на колени. Если удерживать его под мышки, он постарается не только шагать,но и прыгать, уверенно и с задором отталкиваясь от поверхности.

В восемь месяцев кроха умеет сам садиться, подниматься, ложиться, словом, становится в отношении моторного развития более самостоятельным. Малыш удерживается за бортики кроватки и подолгу стоит, пробует делать первые шаги. Но самое интересное — это игровые навыки. Малыш понимает, что предметами и игрушками можно манипулировать. Он ими стучит, кидает, перекладывает их.

Если все идет по плану и задержка моторного развития отсутствует, то к девяти месяцам ребенок уже будет пытаться ходить. Первые попытки будут наивны и неуклюжи. Кроха не сможет сразу сделать шагов без поддержки взрослых, но очень скоро у него это получится. Улучшается и мелкая моторика рук ребенка: он совершает целый ряд действий с предметами и игрушками, использует пинцетный захват.

Второй триместр второго полугодия малыша характеризуется совершенствованием движений. Малыш уже умеет ходить, сначала удерживаясь за опору, а потом и самостоятельно, хотя и не так уверенно, как хотелось бы родителям. Самые координированные и смелые к годику уже умеют преодолевать несколько ступеней и небольшие препятствия.

В этот же период малыши учатся осваивать предметы мебели: залезают на стул, стол, кресла, диваны, откуда не могут спуститься самостоятельно. Важно, что все действия малышей становится сознательными и более тонкими. Кроха уже умеет закрывать, открывать, вставлять, переставлять, собирать игрушки и предметы. Он играет кубиками, вкладышами, крупной мозаикой, пирамидкой. В год малыши очень активны и любознательны, нуждаются в повышенном и деликатном контроле взрослых.

Выше были описаны нормы моторного развития ребенка в период до года. Если кроха незначительно отстает или опережает сроки, то в этом нет ничего страшного, ведь речь идет об индивидуальном графике развития.

Однако, есть основания полагать, что у ребенка наблюдаются отклонения в моторном развитии, стоит обратиться за консультацией к педиатру. Ниже рассмотрим причины и симптомы задержки моторного развития у детей первого года жизни.

Лечение задержки моторного развития

Большинство симптомов болезни исчезает самостоятельно после достижения детьми определенного возраста. При серьезных отклонениях ребеночку назначаются массажи, витаминные и сосудистые препараты. В особо тяжелых ситуациях применяются ноотропы, рефлекторные стимуляции.

Медикаментозное лечение

Основное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время ноотропы (Актовегин, Церебролизин), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы.

В обязательном порядке назначают витаминные препараты, витамино-минеральные комплексы, общетонизирующие средства (Элькар).

Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом.

Немедикаментозное лечение

Большое значение в лечении ЗМР играет лечебная физкультура, массаж, развивающие игры. Для профилактики и лечения задержки развития мелкой моторики рекомендованы игры с мелкими предметами, использование специальных устройств и тренажеров.

Общеукрепляющий медицинский массаж направлен на снятие гипертонуса и укрепление скелетных мышц, повышение трофики тканей, снижение напряжения, улучшение кровообращения в различных отделах опорно-двигательной системы.

Комплекс физкультурных мероприятий способствует правильному развитию и формированию моторных навыков, тренирует координацию, исправляет осанку, укрепляет мышцы и приучает их к физиологической нагрузке.

Задержка моторного развития по МКБ 10 относится к классу F82 и имеет благоприятный прогноз. Своевременная диагностика, выявление причин отставания и грамотное лечение приводят к полному выздоровлению ребенка.

Специальный детский сад

Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.

Профилактика задержки моторного развития

Для предупреждения регрессии заболевания врачи назначают детям курсы лечебной зарядки, массажи и водные процедуры. Назначается физиотерапия и электрофорез. Доктор индивидуально подбирает лучшие методы профилактики, чтобы исключить появление нарушений психомоторного характера в развитии детей.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша.

В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом.

В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

характеристика детей

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

Дети до 3 месяцев

Эмоции:

  • Здоровый ребенок может видеть, слышать и чувствовать запахи с рождения. Он узнает свою маму по голосу, запаху и лицу.
  • Отец играет важную роль в развитии ребенка и должен быть вовлеченным в процесс воспитания.
  • Ребенок и старшие брат/сестра могут учиться друг у друга, поэтому они должны играть вместе, а старшие помогать заботиться о младшем ребенке.
  • Успокаивая ребенка, вы укрепляете его доверие к вам, и это поможет вам строить взаимоотношения.
  • Время грудного кормления – хорошая возможность обнять, приласкать, проявить любовь и заботу, развить эмоциональную привязанность.

Общение:

  • Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь (например, во время кормления). Разговаривайте, глядя в лицо ребенка, повторяйте его звуки и жесты, пойте песни. Так вы развиваете способность ребенка общаться.
  • Ребенок отвечает на прикосновения мамы, ее взгляд, улыбку и звуки. Ребенок старается ”рассказать” о своих нуждах посредством движений, звуков, гуления и плача.

Движения:

  • Ребенок учится видеть свои руки и ноги и управлять ими. Если дать возможность ребенку свободно двигаться, это поможет мышцам окрепнуть.
  • Ребенок начинает дотягиваться до предметов и тянуть их в рот. Это важно, поскольку он познает мир через осязание и вкус.
  • Он старается приподнимать голову, чтобы осмотреться вокруг. Помогите ребенку, взяв его на руки; поддержите головку и спину ребенка, чтобы он мог изучить окружающий мир. Дайте ему возможность лежать и переворачиваться на безопасной поверхности, и вы поможете развитию мускулатуры.

От 4 до 7 месяцев

Эмоции:

Дети рады видеть людей и их лица, поэтому члены семьи должны брать на руки, улыбаться, смеяться и разговаривать с ребенком.

Он привязан к маме и может чувствовать дискомфорт в присутствии посторонних. Если оставляете ребенка, то только с близкими людьми, это поможет ему чувствовать себя в безопасности.

Общение:

  • Ребенок любит визжать и смеяться. Он отвечает на голос собеседника разными звуками, подражает услышанным звукам, и тем самым учится общению с окружающими.
  • Готовьте ребенка к речевой деятельности, повторяя его звуки и разговаривая с ним о том, что он видит и чувствует, что он хочет.

Движения:

  • Начиная познавать мир, ему захочется прикоснуться к предметам, попробовать их на вкус, изучить их. Если давать ребенку чистые и безопасные предметы обихода, чтобы он мог прикоснуться, постучать, ударить, бросить или положить в рот, то это поможет ему быстрее учиться и развивать движения рук. Держите в недосягаемости мелкие предметы, которые он может положить в рот и проглотить.
  • Помогая ребенку сидеть с опорой и переворачиваться на безопасной поверхности, этим вы содействуете развитию мышечного аппарата.

От 8 месяцев до 1 года

Эмоции:

  • Он может не захотеть разлучиться с вами. Помогите справиться с разлукой, нежно объяснив, когда вам нужно уйти и что вы его оставляете с близкими людьми. Игра в прятки – хорошее подспорье, чтобы показать ребенку, что вы уходите на время, а не навсегда.
  • Он чувствует гнев окружающих, и это может его расстроить. Постарайтесь оградить ребенка от негативных эмоций. Успокойте его, если это случилось.
  • Любовь и время, которое вы дарите ребенку, ваш искренний интерес и содействие его любопытству помогут ребенку развить в себе чувство уверенности.

Общение:

  • Отвечайте на звуки и желания ребенка. Разговаривайте с ним, пойте с ним, придавайте смысл его лепету, замечайте его и старайтесь отвечать, когда он к вам обращается. Рассказывайте сказки, читайте, называйте предметы и имена людей. Это поможет ему начать разговаривать и общаться.

Движения:

  • Игра с чистыми и безопасными предметами обихода, такими как небьющиеся тарелки, чашки и ложки, кастрюли и сковородки, открывание и закрывание крышек, собирание и складывание предметов, самостоятельный прием пищи содействует развитию мелкой моторики.
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе “встретиться, чтобы поговорить”
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова “Кактус”, “kaktus”, “kaktus.media” и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
  • Комментарии (в том числе ники) могут быть только на одном из трех языков: государственном (кыргызском), официальном (русском) или языке международного общения (английском). Допускается использование указанных языков в одном комментарии одновременно.

Почему важно проконсультироваться с врачом?

Дело в том, что доктор лучше неопытных родителей определит причину отсутствия у ребенка в определенном возрасте необходимых навыков. Во-первых, он незаинтересованное и не подверженное панике лицо. Во-вторых, он может оценить ситуацию со стороны и быстро выявить первопричину.

Задержка моторного развития детей может развиваться по причине болезни, которую трудно обнаружить не только родителям, но и врачам.
Существуют заболевания со скрытым характером течения, без явных признаков проявления. То есть родители могут даже и не подозревать, что ребенок серьезно болен. А все дело в том, что многие заболевания имеют схожую симптоматику, и только врач может поставить точный диагноз и выявить причину отклонения в развитии, назначив ряд анализов и исследований соответственно своим подозрениям и предположениям.

В некоторых случаях детям назначается даже УЗИ мозга или МРТ. При этом некоторые исследования могут быть проведены только для того, чтобы успокоить чрезмерно взволнованную маму, начитавшуюся форумов и наслушавшуюся подруг «по песочнице».

Что делать при подозрении на задержку моторного развития у ребенка? Успокоиться и обратиться за консультацией к специалисту. Ни в коем случае не надо заниматься самолечением и тем более прибегать к народной медицине. Если нарушения есть, то справиться с ними смогут только специалисты, а от вас требуется выполнение всех рекомендаций и вера в собственные силы и силы ребенка. Будьте здоровы и не болейте!

Источники
  • https://onlymama.ru/motornye-narusheniya/zmr/zaderzhka-motornogo-razvitiya/
  • https://www.parents.ru/article/zaderzhka-vrazvitii-prichiny-isignaly/
  • https://zdorovyemalisha.ru/zdorovye/rebenok-otstaet-v-razvitii.html
  • https://rebenkoved.ru/motorika/prichiny-zaderzhki-motornogo-razvitiya-u-detej-v-vozraste-do-goda.html
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/fizicheskoe/psihomotornoe-razvitie-rebenka.html
  • https://www.nebolit.ru/disease/zaderzhka_motornogo_razvitiya/
  • https://www.baby.ru/wiki/simptomy-i-lecenie-zpr-u-detej/
  • https://kaktus.media/doc/342577_proekt_deti:_kak_poniat_chto_rebenok_do_goda_otstaet_v_razvitii.html
  • https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/otkloneniya-v-motornom-razvitii-rebenka.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector