Задержка речевого развития у детей: что это такое, причины, симптомы и методы лечения

Содержание
  1. Что такое «задержка развития речи» (ЗРР)
  2. Почему бывает задержка психического и темпов речевого развития у детей в 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет: что за диагноз?
  3. Симптомы ЗРР у ребенка в возрасте до 3 лет
  4. Признаки явной задержки развития речи у детей 3-5 лет
  5. Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет
  6. Диагностика
  7. Причины ЗРР
  8. Органические причины
  9. Социальные причины
  10. Лечение задержки речевого развития
  11. Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами
  12. Работа с педагогом-корректологом
  13. Лекарственная терапия
  14. Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия
  15. Занятия для детей с задержкой речевого развития: игры, массаж, развивающие игрушки, набор Монтессори, артикуляционная гимнастика
  16. Центры, школы, санатории для детей с задержкой речевого развития: где оказывается помощь?
  17. Можно ли отдавать ребенка в садик с задержкой развития речи?
  18. Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Что такое «задержка развития речи» (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) – это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков.

Различают три степени задержки речевого развития:

  1. Первая степень — это самая легкая степень задержки речи у ребенка, так как у таких детей отсутствует поражение нервной системы. При внимательном наблюдении можно заметить небольшие эмоциональные и волевые нарушения. Хотя отставание развития речи здесь проявляется в легкой степени, такие дети без помощи специалистов не могут самостоятельно догнать своих сверстников.
  2. Ко второй степени ЗРР относят отставание речевого развития, сочетающееся с нарушениями психики и патологиями нервной системы. У ребенка могут быть эмоциональная неустойчивость, нарушения памяти и внимания, мелкой моторики. Органы артикуляции (особенно язык) тоже страдают из-за легких параличей, тремора (дрожания) и насильственных движений. Такие дети медлительны, или, наоборот, расторможены. Они нуждаются в специальном обучении.
  3. При третьей степени задержка речевого развития вызвана поражением речевой зоны головного мозга. Нарушения речи обширны: ребенок затрудняется в произношении многих слов, не формируется фраза, нарушена грамматика речи, у него отсутствует чувство языка. Кроме явно выраженных речевых нарушений у таких детей страдает память, внимание, мышление, волевые и эмоциональные качества.

Задержка речи у ребенка, относящаяся к третьей степени, наиболее сложна для коррекции. Такие дети нуждаются в длительном лечении и сопровождении специалистов. Но даже тщательно проведенная коррекционная работа не гарантирует, что ребенок избавится от речевой патологии.

Почему бывает задержка психического и темпов речевого развития у детей в 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет: что за диагноз?


ЗРР

В двухлетнем возрасте речь ребенка входит в фазу высокоактивного развития. Но если к этому возрасту малыш не использует речь, как средство общения, а свои потребности доносит до вас жестами, это говорит о том, что речевое развитие запаздывает. Маме и папе стоит беспокоиться, если к этому возрасту полностью отсутствует или скудный запас слов и фраз. Почему бывает задержка психического и темпов речевого развития у детей в 2-7 лет? Что это за диагноз?

Вот ответ:

  • К 2 годам ваше чадо должно знать от 250 до 300 слов.
  • Нежелание ребенка повторять выражения за взрослыми или обильное слюноотделение, не связанное с ростом зубов, говорит о задержке речевого развития (ЗРР).

Такая патология – это заболевание с более поздним, в сравнении с нормирование в данном возрасте, овладением устной речью.

  • В 3-х лет. возрасте в говоре и лепетании малыша должны присутствовать простые предложения.
  • После 4-х лет, если изменений в разговоре не происходит в сторону улучшения, то диагноз переходит в задержку психоречевого развития (ЗПРР).

Такое торможение психоречевого развития – это не самостоятельное заболевание, а последствие отклонений в развитии мозговой деятельности, ЦН-системы.

Почему это появляется:

  • Речь неразвита, и это тормозит развитие мышления.
  • Также наоборот, психическое развитие может затормаживать развитие речи.

После 5 летнего возраста резко подают шансы на полное исправление недостатков речи. В 6 лет вероятность нормального восстановления речи менее 1%. Если ребенок не говорит до 7 лет, то уже и не будет. Подробнее, почему начинает развиваться такая болезнь, читайте далее.

Симптомы ЗРР у ребенка в возрасте до 3 лет

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Признаки явной задержки развития речи у детей 3-5 лет

Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо хуже сверстников. Его речь малопонятна, поздно появляется. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. Как понять, что у ребенка задержка развития речи?

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  • Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  • Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  • Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  • Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  • Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  • Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет

Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.

Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно.

Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прием.

Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.

Самостоятельная диагностика задержки речевого развития.

Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки.

Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.

1. Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.

2. Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.

3. Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.

4. Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.

5. Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.

6. Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.

Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произносит.

В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция . Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно.

Занятия с логопедом

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы. Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин, когитум, цераксон. По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. “ПроБолезни”). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции.

Микротоковая рефлексотерапия  метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ.

Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ)

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, так как речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции .

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

осмотр у специалистовЕсли родители заметили отставание речи ребенка от речи его сверстников, нужно не ждать самостоятельного улучшения, а обращаться за специализированной помощью.

Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. При необходимости может понадобиться помощь врачей смежных специальностей: сурдолога, лицевого хирурга, ортодонта,

Работа с педагогом-корректологом

Очень сложно добиться нужного результата только при помощи медикаментов, не подключая усилия корректолога. С ним можно заниматься, начиная с 4-4,5 лет. Педагог, стремясь к цели, старается повысить, помимо речевых возможностей, и интеллект, и эмоции, и социальное развитие малыша. Он применяет разнообразные методы, проводит профилактику осложнений, предупреждает возможные трудности в коррекции речи.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи:

  • Предметно-сенсорная терапия. Для получения сенсорного опыта, питающего клетки мозга информацией, используют игры с красками, водой, мыльными пузырями, льдинками, мукой, крупой, песком, тканью, бумагой, бытовыми предметами типа пластиковых стаканчиков.
  • Разработка крупной и мелкой моторики рук. Поскольку речевые зоны головного мозга и зоны, отвечающие за точные движения пальцев, находятся рядом, развитие моторики поможет преодолеть отставание. Для этого применяются пальчиковые игры, использование шнуровок, пазлов, застегивание пуговиц, вышивание, нанизывание бусин на веревочку, лепка из пластилина.
  • Массаж. Логопедический массаж проводится для снятия повышенного тонуса мышц органов артикуляции, улучшения кровообращения и координации движений нервной системы, стимуляции речевых зон головного мозга. Это может быть точечный, аппаратный, сегментарный или зондовый массаж.
  • Музыкальная и арттерапия. Эти методы – синтез физкультурных упражнений, чтения сказок, психоэмоциональных этюдов, занятий рисованием, лепкой, ритмикой и играми различного содержания. Метод позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, снять чрезмерное напряжение нервной системы.

Лекарственная терапия

Цель лекарственной терапии при ЗРР – улучшение обмена веществ и кровообращения в мозговых структурах, а так же улучшение питания клеток головного мозга.

С этой целью ребенку назначаются ноотропы следующих групп:

  • Производные амино-масляной кислоты (Аминалон, Пантогам, Пикамилон) для стимуляции кислородного обмена и торможения нервных импульсов;
  • Производные пиритинола (Церебол, Энербол, Энцефабол) для улучшения утилизации глюкозы;
  • Психостимуляторы (Цераксон) для повышения энергетического обмена, устранения застойных явлений, улучшения памяти и внимания;
  • Поливитамины (Мильгамма, Мультивит) для питания и стимуляции нервной системы:
  • Экстракты нервных клеток животных (Кортексин, Церебролизин) для регенерации поврежденной нервной ткани.

Одновременно с медикаментозной терапией проводится коррекционная работа с логопедом и дефектологом.

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти методы физиотерапии стимулируют речевые зоны головного мозга и центры, отвечающие за интеллект. Найти специалиста по физиотерапии в Алматы можно найти по ссылке https://fizioterapia.kz/.

Общение детей с дельфинами, катание на лошадях помогает снять гипертонус, спазмы мелкой мускулатуры, стимулирует речевые центры мозга.

Занятия для детей с задержкой речевого развития: игры, массаж, развивающие игрушки, набор Монтессори, артикуляционная гимнастика

Занятия для детей с задержкой речевого развития
Занятия для детей с задержкой речевого развития

С малышом нужно заниматься постоянно. Сначала, на первых месяцах, разговаривать, проявлять интерес к его гулению.

Вот какие занятия нужно проводить для маленьких детей с задержкой речевого развития — игры, развитие мелкой моторики рук:

  • С самого раннего возраста родители должны ребенку читать книги. Лучше начинать с небольших стихов.
  • Если малыш не проявляет интереса, покажите ему картинки в книжке, и расскажите что изображено.
  • Пойте крохе детские песни. Они помогут вызвать воспоминания о каких-то событиях в жизни малыша, и связанных с ними эмоции.
  • Есть масса развивающих детских песенок, в которых называются части тела, прикасайтесь рукой к голове, носу или рукам.
  • Рассказывайте все свои действия, и о действиях малыша также не забывайте.
  • Собирайте пазлы, головоломки. Они учат решать задачи и искать пути решения.
  • Имитируйте звуки животных: «му», «гав», «мяу».
  • Дома должны быть игрушки животных и птиц, чтобы ребенок наглядно видел, какое животное издает тот или иной звук.
  • Мотивируйте своего кроху играть с детьми, которые хорошо разговаривают.
  • Задавайте ребенку вопросы, которые требуют развернутого ответа.
  • Развивайте мелкую моторику. Дайте ребенку разные крупы чтобы он опускал их в небольшие отверстия.

Важно: Все игры должны проходить под присмотром родителей, так как малыш может проглотить какую-то мелкую деталь, если она попадет к нему в рот.

Обязательно купите крохе:

  • Звуковые развивающие игрушки: погремушки, пищалки, издающие звуки разной частоты.
  • Мыльные пузыри — выдувание воздуха очень положительно влияет на развитие речи.
  • Пластилин улучшает мелкую моторику.
  • Даже обыкновенная машинка поможет научить ваше чадо следить за движущимся объектом.
  • помогут развивать мелкую моторикуПодобные игры , координацию движения.

Занятия для детей с задержкой речевого развития: набор монтессори
Занятия для детей с задержкой речевого развития: набор Монтессори

Набор Монтессори – это развивающее и дидактическое пособие для детей. Побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Через самостоятельное обращение с материалом, малыш приобретает различные навыки.

Плюсы методики:

  • Помогает ребенку самообучаться
  • Малыш приучается к порядку и дисциплине
  • Учит самостоятельно принимать решения
  • Дети, занимающиеся по этой методике, начинают рано читать и писать

Массаж и артикуляционная гимнастика также хорошо помогают развить речь у ребенка. Существует несколько видов такого массажа:

  • Логопедический — развивает артикуляционные мышцы, улучшает состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата.
  • Речевой — проводит логопед, у которого есть специальное образование по детской анатомии и физиологии. Неумелыми руками можно нанести вред ребенку. Для такого массажа используется специальный массажный зонд или просто руки специалиста. Некоторые элементы этого массажа родители могут проводить и самостоятельно. К примеру, массировать ладошки малыша.
  • Массаж лица — воздействовать мягко руками на область лба, щек, рта, подбородка.
  • Массаж воротниковой зоны — помогает не только развитию речи, но и улучшению общего физического состояния. Происходит активизация работы нервной системы, улучшение кровоснабжения, насыщение кислородом тех зон в коре головного мозга, которые отвечают за речь.

Артикуляционная гимнастика при ЗРР состоит из пассивного и активного массажа в виде игры. Она направлена на круговые мышцы рта, но в первую очередь, предназначена для языка.

Гимнастика имеет две формы:

  • Активную – которую ребенок выполняет сам.
  • Пассивную – взрослый своими руками или при помощи зонтов, шпателей выполняет конкретные движения.

Например, часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык. Поэтому можно попросить малыша повторить упражнение с движениями языка или самому взрослому выполнить массаж этой части речевого аппарата.

  • Вот приемы пассивного массажа:

Занятия для детей с задержкой речевого развития: массаж
Занятия для детей с задержкой речевого развития: массаж

  • Вот пару приемов активного массажа:

Занятия для детей с задержкой речевого развития: массаж
Занятия для детей с задержкой речевого развития: массаж

Центры, школы, санатории для детей с задержкой речевого развития: где оказывается помощь?

Задержка речевого развития
Задержка речевого развития

В России есть центры, школы и санатории для детей с задержкой речевого развития. Это специализированные учреждения с грамотными и опытными специалистами. Вот где оказывается помощь:

  • СПб ГБУЗ — «детский психоневрологический санаторий «Комарово». Находится в пригороде города Санкт-Петербург, в Курортном районе.
  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский санаторий «Пионер» (психоневрологический).
  • Государственное казенное учреждение здравоохранения Ставропольского края, «Краевой психоневрологический санаторий «Ромашка».
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение детский психоневрологический санаторий «Теремок», Калининградская область, г. Зеленогорск.
  • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1454 «Тимирязевская».
  • Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями здоровья Адмиралтейского района, город Санкт-Петербург.
  • ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ» г. Москва.
  • Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  • ГАУЗ Свердловской области «многопрофильный клинический медицинский центр «БОНУМ» г. Екатеринбург.

Это основные специализированные учреждения с квалифицированными врачами, которые успешно лечат детей от ЗРР вот уже много лет.

Можно ли отдавать ребенка в садик с задержкой развития речи?

Ребенка с задержкой развития речи можно отдавать в садик
Ребенка с задержкой развития речи можно отдавать в садик

Родители, у которых дети имеют ЗРР, часто задаются вопросом: можно ли отдавать в садик с задержкой речевого развития?

Вот ответ:

  • Если мы говорим о детях до четырех лет, то «речевая среда», которую создает детский сад, может дать толчок, и ребенок быстрее заговорит.
  • Если у вас есть переживания по поводу коммуникации ребенка с воспитателями, опытный специалист умеет работать с детьми с ЗРР.
  • По статистике в России 25% детей имеют задержку речевого развития. Это значит, в группе детей в возрасте от 1,5-3 лет — примерно 5 человек будут обязательно иметь задержку речи.
  • Оптимальный возраст для начала посещения сада независимо от развития речи – около 3 лет. В этом возрасте снижается психологическая зависимость от мамы, ребенку становится проще с ней расстаться.

Кроме этого, именно к трем годам, он становится более самостоятельный: осваивает туалет, одевание/раздевание, начинает сам есть и пить.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Задержка речи у детей до 3-летнего возраста легко поддается коррекции, поэтому прогноз почти всегда благоприятный. Если родители вовремя обратили внимание на несоответствие речевых навыков ребенка и его сверстников, проблем с коррекцией не будет.

Скорость и эффективность лечения (коррекции) зависит именно от возраста ребенка. Если на момент первого обращения к логопеду ребенку было до 2 лет, уже к 5-6-летнему возрасту удастся достичь хороших результатов, и речевое развитие ребенка будет соответствовать норме.

Максимальный эффект приносит комплексный подход (медикаментозное лечение, физиотерапия, коррекционные упражнения).

К мерам профилактики этого состояния относят, прежде всего, создание оптимальной среды для развития ребенка и его речевой функции.

Кроме того, важно, чтобы мама соблюдала правила безопасности во время беременности: если женщина, будучи беременной, чувствовала себя хорошо, то риск врожденных пороков развития у малыша гораздо меньше.

Сразу после рождения ребенка нужно позаботиться об условиях его развития. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким, но и быть гиперопекающей мамой, которая не дает малышу сообщить доступными способами о своих проблемах, быть нельзя. Нормальные социальные (в том числе, семейные) условия развития ребенка — отличный метод развития вербальных способов коммуникации.

Немаловажную роль играют развивающие игрушки, занятия, досуг, в ходе которых ребенок сумеет познать что-то новое. Но перегружать ребенка новой информацией тоже нельзя: все должно быть в меру.

Для контроля речевого развития малыша требуется регулярно ходить к логопеду для профилактики и анализа текущего уровня развития.

Задержка речевого развития — распространенная проблема, которая встречается в раннем детском возрасте и требует коррекции.

Задача родителей при этом вовремя отвести ребенка к логопеду, соблюдать все его рекомендации и обеспечить нормальные социальные условия роста и развития малыша.

Ребенку нужно общаться со взрослыми, сверстниками и взаимодействовать с разными предметами (игрушки, книжки), чтобы пополнять словарный запас.

Источники
  • https://kukuriku.ru/razvitie/rech/narusheniya/
  • https://heaclub.ru/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-rebenka-chto-za-diagnoz-prichiny-formy-chto-delat-mozhno-li-otdavat-rebenka-v-sadik-s-zaderzhkoj-razvitiya-rechi
  • https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/speech-retardation
  • https://www.maam.ru/detskijsad/simptomy-zaderzhki-rechevogo-razvitija-v-5-6-let.html
  • https://ProBolezny.ru/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/
  • https://logoprav.ru/defekty/zaderzhka-rechevogo-razvitiya

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector