Загадки с ответами для детей.
Загадки разных народов.
3 загадки с именами прилагательными.
Загадки о иголке, нитке, ткани.
Загадки об одежде, обуви, постели.
Загадки о свете, огоне, тепле.
Загадки о сказках и сказочных героях.
Загадки о Корове
Загадки о Кошке
Загадки о Лягушке
Загадки о Раке
Загадки о Рыбе
Загадки о Свинье
Загадки о Собаке
Игры в загадки.
Сидя и стоя, на ходу и в транспорте можно играть в загадки. Вот весёлое и плодотворное времяпрепровождение.
Отгадывание загадок приносит несомненную пользу. Это и развитие интеллекта, и тренировка памяти, и увлекательный способ узнать много нового о различных предметах.
Отгадывание загадок – своего рода испытание человеческой сообразительности.
Добро пожаловать в мир загадок, где таится столько невероятных открытий!
Загадки про сад и огород для детей.
Сто одёжек –
И все без застежек.
(Кочан капусты). Русская.
Заплатка на заплатке,
А ни одного стежка.
(Кочан капусты). Латышская.
Голова большая,
Шея тоненькая.
(Кочан капусты). Нанайская.
Зелёный телёнок
На привязи толстеет.
(Арбуз). Казахская.
Полна печь
Чёрненьких лепёшек.
(Арбуз). Узбекская.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз). Русская.
Телятки гладки,
Привязаны к грядке.
(Огурцы). Русская.
Красные сапожки
В землю ушли.
(Свёкла). Русская.
Старик в земле,
А борода наружу.
(Свёкла). Мордовская.
Сидит девица в темнице
А коса на улице.
(Морковь). Русская.
В землю – крошки,
Из земли – лепёшки.
(Репа). Белорусская.
Кругла, да не луна,
С хвостом, да не мышь,
Зелена, да не дубрава.
(Репа). Русская.
Сидит дед –
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук). Русская.
Семьсот поросят
На колышке висят.
(Связка луковиц). Белорусская.
Без окон, без дверей,
Полна хатка детей.
(Огурец). Белорусская.
Сам не берёт
И воронам не даёт.
(Огородное пугало). Русская.
Посреди двора,
Золотая голова.
(Подсолнух). Русская.
Стоит городок –
Сколько сереньких домиков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух). Русская.
Игнат-хват
Под землю пошёл,
Красну шапку нашёл;
Против солнца стал,
Красну шапку снял.
(Мак). Белорусская.
Под одним колпаком
Семьсот казаков.
(Головка мака). Украинская.
Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мёд.
(Вишня). Русская.
Маленькая печка
С красными угольками.
(Гранат). Армянская.
Целый табун лошадей
На одной привязи.
(Гроздь винограда). Армянская.
Красная ступка,
Белый пестик.
(Малина). Латышская.
Загадки о пище и питье с ответами.
Под низким небом
Снег идёт.
(Сеют муку). Чувашская.
Пробил я стенку –
Увидел серебро;
Пробил серебро –
Увидел золото.
(Яйцо). Латышская.
Белый тулупчик,
Сшит без рубчика.
(Яйцо). Русская.
Белая кибитка,
Без окон, без дверей.
(Яйцо). Казахская.
Маленькое озерко,
А дна не видать.
(Молоко в чашке). Русская.
Бел, как снег,
В чести у всех;
В рот попал –
Там и пропал.
(Сахар). Русская.
В воде родится,
А воды боится.
(Соль). Украинская.
У моей свинки
Три спинки.
(Зерно гречихи). Белорусская.
Сидит на ложке,
Свесив ножки.
(Лапша). Русская.
Загадки про насекомых для детей.
Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца.
(Кузнечик). Русская.
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка
С травки на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик). Русская.
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног,
Да все без копыт.
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук). Русская.
Загадки про небо и землю с ответами.
Дверь не открывает,
А в комнату попадает.
(Солнечный свет). Карельская.
Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит.
(Солнце). Русская.
Сестра к брату в гости идёт,
А он от сестры прячется.
(Луна, солнце). Русская.
Огромное поле;
Пахать на нём нельзя,
Камней на нём не счесть.
(Небо, звёзды). Армянская.
Голубой платок,
Алый клубок,
По платку катается,
Людям улыбается.
(Небо, солнце). Русская.
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогатый.
(Небо, звёзды, месяц). Русская.
Над бабушкиной избушкой
Висит хлебушка краюшка,
Собака лает,
А достать не может.
(Месяц, луна). Русская.
Полна печь ватрушек,
В середине один калач.
(Небо, звёзды, месяц). Татарская.
Молода – похожа на серп,
Поживёт – станет как лепёшка.
(Месяц, луна). Туркменская.
За лесами, за долами,
Золотая кадка лежит.
(Солнце). Украинская.
Ехал Волох,
Рассыпал горох,
Стало светать –
Нечего собирать.
(Звёзды). Украинская.
Лежит большая шкура –
Вся в дырочках.
(Небо, звёзды). Эвенкийская.
Из какого ковша
Не пьют,
Не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большая Медведица). Русская.
Бежал конь белобокий
Через Дунай глубокий;
Как упал – заржал,
Весь свет задрожал.
(Молния, гром). Украинская.
Заревел вол
На сто гор,
На тысячу городов.
(Гром). Украинская.
Летела стрела,
Упала в лебеду,
Ищу – не найду!
(Молния). Украинская.
Два брата родных:
Одного всякий видит,
Да не слышит,
Другого все слышат,
Да не видят.
(Молния, гром). Украинская.
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча). Русская.
Меня ждут не дождутся,
А как увидят –
Разбегутся.
(Дождь). Чувашская.
Рук и ног у него нет,
А всех трясёт и качает.
(Ветер). Таджикская.
Без рук, без ног
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится.
(Ветер). Русская.
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака). Русская.
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю гуляла,
Ключи потеряла;
Месяц увидел,
Солнце подняло.
(Роса). Белорусская.
Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля – весной, летом, осенью, зимой). Якутская.
Наша полянка
Заячьей шкурой покрылась.
(Снег). Эвенкийская.
На дворе горою,
В хате водою.
(Снег). Украинская.
Идёт бабушка
И плачет.
(Туча). Эвенкийская.
Нахмурится,
Насупится,
В слёзы ударится –
Ничего не останется.
(Туча). Белорусская.
Поднялись ворота –
Всему миру красота.
(Радуга). Русская.
Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всякий слышит.
(Эхо). Русская.
Загадки о грамоте и науке с ответами.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга). Русская.
По белой земле ходят –
Трое работают,
Двое надзирают,
Один размышляет.
(Пишут; пальцы, глаза, ум). Русская.
Белая пашня,
Чёрное семя;
Кто умеет,
Тот его сеет,
Кто знает,
Тот отгадает.
(Письмо, чтение). Украинская.
Пером сеют,
Глазами жнут,
Головой едят,
Памятью переваривают.
(Грамота). Армянская.
Поле белое,
Овцы черные.
(Бумага, буквы). Калмыцкая.
Еду по грядам,
Рву без счету,
А всё цело.
(Чтение, письмо). Русская.
Языка нет, а рассказывает.
(Книга, письмо). Удмуртская.
Трое одним плугом пашут.
(Пальцы пишут). Латышская.
Грамоты не знаю,
А весь век пишу.
(Перо, карандаш, ручка). Русская.
Чёрный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведёт,
Там заметку кладёт.
(Карандаш). Русская.
Куда мне угодно,
Туда полечу,
Там и заговорю.
(Письмо). Осетинская.
По чёрной земле,
Белый заяц пробежал.
(Надпись на школьной доске). Русская.
Без ног приходит,
Без языка рассказывает.
(Письмо). Хакасская.
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это?
(Географическая карта). Русская.
Без крыльев,
Без тела
За тысячу вёрст прилетела.
(Радиопередача, телепередача). Русская.
Загадки. ОГЛАВЛЕНИЕ.
Загадки.
Определение.
Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки. Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними!
Что же такое загадки? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка – «Без имени» – удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек… Но только люди (все!) получают имена.
Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный – «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» – «Сухих».
Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок: загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок: «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, – говорит, – сто гусей!» – «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». «Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ – чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные – улетели… Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же один – убитый.
Мы видим, что загадки-задачи, как изагадки-вопросы – неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном – обычное.
Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненнму назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы изучаем их в школе.
Однако не только жизненное назначение объединяет эти типы загадок. Нельзя не заметить, что все они построены на парадоксе. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Мы видели, что загадки строятся на необычных сопоставлениях, ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятого мнения отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные.
Сходство этих четырех типов загадок – и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Однако вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией. Кроме того, о вопросительной сущности первой части загадок-иносказаний и загадок-описаний говорит необходимость ответа лишь на первую их часть. Ответ же предлагает наличие вопроса.
Но на этом сходство и кончается. О некоторых различиях уже шла речь, но отметим еще одно – важное. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями; а вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума. Думается, именно поэтому на уроках литературы в школе отдается явное предпочтение загадкам- иносказаниям и загадкам-описаниям. И в народе они пользовались неизменно большим успехом. Мы знаем их тысячи, тогда как загадки-вопросы и загадки-задачи малоизвестны.
Таким образом, загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Автор статьи – Ю. Г. Круглов “Русские народные загадки, пословицы, поговорки.”
Игра в загадки 1.
В этой книжке много загадок разных народов нашей страны – и о человеке, и о зверях, и о птицах, и о растениях, и о земле, и о небе, и о разных предметах…
Загадки можно загадывать друг другу, но в загадки можно еще играть сообща, как в другие игры.
Вот как играют в загадки русские ребята.
Собираются они где-нибудь, усаживаются поудобнее и начинают играть в «города». Каждый берет себе несколько городов, скажем, десять.
Чтобы не забыть свои города и не спутать с другими, надо записать их на листке бумаги и держать этот листок перед собой.
Названия городов у играющих не должны повторяться. Если будут повторяться, начнется путаница, споры.
Одного из играющих назначают загадчиком. Он должен загадать десяток загадок.
Вот он загадывает первую загадку. Играющие по очереди подходят к нему и тихо, чтобы не слышали остальные, говорят отгадку.
Кто не сумеет отгадать или отгадает неверно, сдает загадчику один из своих городов.
Как это делают? Загадчик ставит значок возле названия города.
Когда все участники игры дали ответ, загадчик загадывает новую загадку. Ее отгадывают так же как и первую.
После десяти загадок смотрят, у кого сколько городов осталось. Бывает так, что иные из играющих сдадут все свои города.
Потом выходит новый загадчик, и игра продолжается. Он придумывает другие загадки, и все отгадывают их. Тот, кто отгадывают их.
Тот, кто отгадает правильно, получает город, который он сдал.
Затем выходит третий загадчик- со своими, новыми загадками, и все отгадывают их. После этого смотрят , у кого сколько городов осталось. Того, кто сдал все свои города и не сумел их вернуть, заставляют проделать какую-нибудь смешную штуку. На этом игра заканчивается.
«Сдавать» можно не только города, но и зверей, и птиц, и части одежды – шапку, шарф, куртку, рубашку, пояс, башмаки.
Игра в загадки 2.
Эта игра называется «бабка». Играют в «бабку» так. Все становятся в ряд (можно играть и сидя). Первый загадывает какую-нибудь загадку.
Отгадать ее могут многие участники игры, но отгадку нельзя произносить вслух. Отгадку может громко сказать только тот, кто стоит или сидит рядом с загадчиком.
Как только он отгадает, должен загадать новую загадку своему соседу. Если тот отгадает, загадывает другую загадку своему соседу. Так загадки идут по своей цепочке до конца, а потом могут возвращаться обратной дорогой.
Но не всегда так легко идут загадки по цепочке. Случается, что кто-нибудь не может отгадать загадку или отвечает неверно. Тогда сосед загадывает ему вторую загадку. Не смог отгадать и эту- ему загадывают третью.
. Ну а если и третью не отгадает- пусть перейдет в самый конец ряда. После этого
игра продолжается. Играют до тех пор, пока могут придумывать новые загадки.