- Как рассказывать
- Вступление
- Солнце
- Луна
- ЛЮДИ НА ЛУНЕ
- ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
- КОСМИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОП
- О первом полете
- О задании Гагарина
- О «Востоке»
- Ефрем Левитан «Малышам о звездах и планетах»
- Ефрем Левитан «Сказочная вселенная»
- Яков Перельман «Занимательная астрономия»
- Мы находимся на планете, планет в солнечной системе, солнечная система в галактике, галактика во Вселенной, а Вселенная в космосе, а в чем же космос?
- Когда в русском языке появилось слово «космос»?
- Генрих Сапгир «Звёздная карусель»
- Юрий Усачев «Один день в космосе»
- На какой высоте начинается космос?
Как рассказывать
Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты. Примеры таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми для него тематическими понятиями.
Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.
Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.
И если вам удастся очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.
Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звезды, он вспомнит ваши занятия и улыбнется.
Вступление
Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.
В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет – наша Земля.
Солнце
Что рассказать:
Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.
Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.
Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.
Наглядный материал:
Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце. Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.
Луна
Что рассказать:
Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.
Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.
Если серп в небе похож на букву С, то луна “старая”, убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.
Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.
Наглядный материал:
Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара.
ЛЮДИ НА ЛУНЕ
В 1958 году к Луне отправился первый земной аппарат — советский зонд «Луна-I». Он пролетел на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны. В сентябре этого же года «Луна-2» совершила жесткую посадку на земной спутник.
«Луна-17» и «Луна-21» доставили на Луну самоходные аппараты — луноходы, которые управлялись с Земли по радио. «Луноход-1» проработал 11 лунных дней (10,5 земных месяцев) и прошел по поверхности Луны около 10 километров, «Луноход-2» преодолел около 37 километров за 5 месяцев. «Луноходы» фотографировали поверхность, брали образцы грунта, изучали его химический состав.
Конечно, самоходные аппараты на Луне — значительное достижение науки. Но человеку хотелось большего — самому ступить на поверхность спутника Земли. В 1962 году американцы начали подготовку к пилотируемому полету на Луну. Американские конструкторы разработали наилучшую траекторию полета к Луне, облет ее и возвращение на Землю. 24 декабря 1968 года космический корабль «Аполлон-8», командиром которого был Фрэнк Борман, достиг орбиты Луны и совершил 10 витков вокруг нее.
В июле 1969 года с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета-носитель «Сатурн-5», которая
вывела на околоземную орбиту «Аполлон-11». Командиром корабля был Нейл Армстронг. 19 июля «Аполлон-11» вышел на лунную орбиту. Астронавты Армстронг и Олдрин пересели в лунный модуль «Орел» и начали снижаться. В 21 час по среднеевропейскому времени астронавты прилунились в Море Спокойствия. Олдрин и Армстронг ступили на поверхность Луны. Это было самое дальнее путешествие человека в космосе.
Там, на Луне, на Луне,
На голубом валуне
Лунные люди смотрят, глаз не сводят,
Как над Луной, над Луной
Шар голубой, шар земной.
Очень красиво всходит и заходит!
(Ю. Михайлов)
Всего на Луне побывало 12 астронавтов в составе шести экипажей. Они доставили на Землю для изучения более 300 килограммов лунной породы. В последних экспедициях астронавты передвигались по Луне на четырехколесных электромобилях. «Аполлон-17» стал последним пилотируемым земным кораблем, совершившим посадку на Луне.
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Вокруг Солнца обращаются планеты, которые составляют Солнечную систему. Самая красивая и самая интересная из планет — это наша Земля. Вот так выглядит Земля из космоса — недаром ее называют «голубой планетой».
Земля — единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Земля образовалась одновременно с другими планетами Солнечной системы около 4,5 миллиардов лет назад. Жизнь на Земле возможна потому, что у нашей планеты есть плотная атмосфера, в которой присутствует кислород. Атмосфера появилась на Земле миллиарды лет назад в результате извержений вулканов.
Если бы на Земле не было бы атмосферы, температура в разных точках планеты колебалась бы от +160 до -100 градусов. Ни одно живое существо не выдержало бы такие перепады.
На Земле разнообразный климат. В тропических лесах на экваторе жарко и влажно, а на полюсах очень холодно.
Большую часть нашей планеты (три четверти) занимают моря и океаны, поэтому ее правильнее было бы назвать планетой Океан. Самая глубокая точка мирового океана — Марианская впадина. Она расположена на глубине больше 11 километров. А самая высокая гора — Эверест в Гималаях. Она немного не дотянула до 9 километров. В нашей стране самой высокой горой является Эльбрус на Северном Кавказе. . ‘ »
В центре Земли находится твердое металлическое ядро. Выше лежит слой расплавленных пород — мантия. Поверхность Земли состоит из земной коры, ее толщина колеблется от 6 до 40 километров. Кора сложена из платформ, которые постоянно движутся по верхней мантии. На границах плит часто происходят землетрясения и извержения вулканов. На заре истории Земли, когда наша планета еще не успела достаточно остыть, на ней извергались тысячи вулканов, а пласты земли постоянно передвигались. Сейчас вулканические извержения и землетрясения происходят не так часто.
КОСМИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОП
Астрономы всегда мечтали о хороших условиях для наблюдения за звездами. Они забирались высоко в горы, где чище атмосфера, строили большие телескопы, чтобы различить слабые звезды. Но лучшее место для изучения звездного неба — космос, в котором нет атмосферы. И в 1990 году на земную орбиту был выведен Космический телескоп Хаббла. Телескоп весил 12 тонн, диаметр его зеркала составил 2,5 метра.
С помощью космического телескопа астрономы получили фотоснимки чрезвычайно высокого разрешения, недоступного земным телескопам. «Острота зрения» телескопа Хаббла такова, что он может увидеть небольшую муху с расстояния 10 километров. Космический телескоп помог открыть тысячи новых звезд, галактик и туманностей. Впервые была сфотографирована поверхность огромной звезды Бетельгейзе в созвездии Ориона.
Результаты наблюдений телескопа действительно превзошли все возможные прогнозы. Он заглянул в глубины Вселенной, показал астрономам звезды, расположенные от нас на расстоянии многих миллиардов световых лет.
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать черные дыры
И трактат сочинить непременно —
«Изучайте глубины Вселенной!»
(Тим Собакин)
Сегодня на земной орбите находятся десятки различных специализированных телескопов, каждый из которых исследует небесные объекты в особом диапазоне волн: «Коперник», «Астрон», «Ухуру», «Эйнштейн» и многие другие.
В июле 1999 года корабль «Колумбия» вывел на орбиту рентгеновский телескоп «Чандра», предназначенный для исследования космического излучения и загадочных «черных дыр».
О первом полете
Старт корабля «Восток» был произведён 12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени с космодрома Байконур, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту; позывной Гагарина – «Кедр».
Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли и в 10:55 завершил полет. Корабль передвигался со скоростью 28 260 км/ч на максимальной высоте 327 км.
О задании Гагарина
Никто не знал, как поведет себя человек в космосе; были серьезные опасения, что оказавшись за пределами родной планеты, космонавт сойдет с ума от ужаса.
Поэтому задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом, а все свои наблюдения произносил в слух, чтобы они были записаны на бортовой магнитофон. Из этих же опасений внезапного безумия была предусмотрена сложная система перевода корабля на ручное управление: космонавт должен был вскрыть конверт и вручную ввести на пульте оставленный там код.
О «Востоке»
Мы привыкли к виду ракеты – грандиозной вытянутой стреловидной конструкции, однако все это – отделяемые ступени, которые «отваливались» после того, как в них было выработано все топливо.
На орбиту же вылетела капсула, по форме напоминающая пушечное ядро, с третьей ступенью двигателя.
Общая масса космического корабля достигала 4,73 тонны, длина (без антенн) — 4,4 м, а диаметр — 2,43 м. Вес космического корабля вместе с последней ступенью ракеты-носителя составлял 6,17 тонны, а их длина в связке — 7,35 м
Старт ракеты и модель космического корабля «Восток»
Советские конструкторы очень торопились: были сведения, что на конец апреля запуск пилотируемого корабля запланировали американцы. Поэтому следует признать, что «Восток-1» не был ни надежным, ни комфортным.
При его разработке отказались сперва от системы аварийного спасения на старте, затем – от системы мягкой посадки корабля – спуск происходил по баллистической траектории, как если бы капсулой-«ядром» действительно выстрелили из пушки. Такая посадка происходит с огромными перегрузками – на космонавта действует сила тяжести в 8-10 раз больше, чем мы ощущаем на Земле, и Гагарин чувствовал себя так, словно весил в 10 раз больше!
Наконец, отказались от дублирующей тормозной установки. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. Именно на эти 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
Ефрем Левитан «Малышам о звездах и планетах»
Для детей от 5 до 8 лет
Книга известного педагога и популяризатора астрономии Ефрема Левитана знакомит детей с занимательной наукой — астрономией. Изложение материала в основном построено в форме увлекательных бесед героев: маленьких детишек и их папы, который рассказывает им истории о Гноме Кнопкине, который очень любит астрономию и хочет поделиться своими знаниями о Солнечной системе, фазах Луны и многом другом. Каждый раздел книжки сопровождается яркими иллюстрациями.
Отрывок из книги:
Однажды Папа сказал:
— Гном Кнопкин сообщил мне очень интересную новость!
— Какую? — закричали дети.
— Скоро вы увидите на небе три планеты: Венеру, Марс и Юпитер.
В один из вечеров Папа показал детям на звездном небе три светила. Они не мерцали, как звезды, а светили ровным светом: Марс красноватым, а Венера и Юпитер — ярко-белым. Они были даже ярче звезд.
— Папа, планеты ведь не звезды, значит, можно на них жить?
— Конечно, — сказал Папа. — Ведь ты живешь на планете Земля.
— И на других планетах живут люди? — спросила Света.
— Нет, – ответил Папа. — В семье Солнца люди живут только на Земле.
Ефрем Левитан «Сказочная вселенная»
Для младшего школьного возраста
Эта красочная книга предназначена для любознательных ребят, которые интересуются астрономией и космонавтикой. Известный российский педагог и автор большого количества книг о космосе для детей Ефрем Павлович Левитан отвечает на самые популярные и непростые вопросы. Главные герои «Сказочной вселенной» — дети Алька и Света — попадают в необыкновенный мир, о котором рассказывает их папа. В этой волшебной вселенной гномы Кнопкин и Недоучкин помогают ребятам проникнуть в космические тайны.
Отрывок из книги:
– Запомнить цвета радуги очень просто, – сказал Папа. – Нужно только выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Дети не поняли, при чем здесь охотник с каким-то фазаном.
– Конечно, ни при чем, – сказал Папа, – но разве трудно запомнить эти слова?
– Легко, – ответили дети.
– Слово «каждый» напомнит вам о красном цвете, «охотник» – об оранжевом, «желает» – о желтом, «знать» – о зеленом, «где» – о голубом, «сидит» – о синем, «фазан» – о фиолетовом.
Дети все поняли и были очень довольны. А Света нашла книгу о животных и птицах и успокоилась лишь тогда, когда отыскала в этой книге фазана…
Яков Перельман «Занимательная астрономия»
Книга русского ученого Якова Перельмана знакомит читателей с различными вопросами астрономии и научными открытиями. Автор разворачивает перед читателем картину мирового пространства и происходящих в нем явлений. Большая часть книги построена в форме вопросов и ответов (Почему Луна не падает на Солнце? Видны ли звезды днем? Когда мы ближе к Солнцу: в полдень или вечером? и проч.).
Для детей от от 12 до 18 лет и для всех, кто интересуется астрономией, в том числе учителей.
Отрывок из книги:
«Читатель, пожалуй, задаст вопрос: если телескоп не увеличивает звезд, то зачем же употребляют его при их наблюдении? Телескоп бессилен увеличивать видимые размеры звезд, но он усиливает их яркость, а следовательно, умножает число звезд, доступных зрению (…). Телескоп открывает нам двойные, тройные и еще более сложные звезды там, где невооруженный глаз видит одиночную звезду. Звездные скопления, для простого глаза сливающиеся за дальностью расстояния в туманное пятнышко, а в большинстве случаев и вовсе невидимые, рассыпаются в поле телескопа на многие тысячи отдельных звезд».
Мы находимся на планете, планет в солнечной системе, солнечная система в галактике, галактика во Вселенной, а Вселенная в космосе, а в чем же космос?
На самом деле поправьте меня, но если я правильно понял, то там, где нет никакой материи, нет и времени с пространством. Если верить Хоккингу, эти штуковины неразделимы. То есть у вселенной нет пределов, так как её масса загибает пространствовремя внутрь.
Ещё замечу, что понятие “космос” обычно подразумевает под собой как раз пространство, в котором находится вселенная. То есть промежуток между космическими телами. Таким образом равно можно сказать и то, что планета находится в космосе, спутники находятся в космосе. Всё, что не на поверхности,или в атмосфере – находится в космосе
Когда в русском языке появилось слово «космос»?
«Историко-этимологический словарь современного русского языка» П. Я. Черных сообщает, что слово «космос» входит в употребление в русском языке (как и на Западе) со второй четверти XIX века. В словарях русского языка «космос» – с 1861 года, тогда как «космография» – с 1780 года, а «космогония», «космология» и прилагательное «космический» – с 1804 года.
Первоисточник – греческое слово kosmos, первоначально означавшее «порядок», «упорядоченное единство», затем – «мировой порядок», «устройство мира». Для античной философии космос – высший образец мироздания. Пифагор впервые обозначил мир, существующий вокруг человека, как космос, обратив внимание на царившие в нем порядок и гармонию. Греческое слово kosmos, конечно, было известно уже в древнерусскую эпоху и переводилось словами «красота», «мир», «свет».
До того как слово «космос» вошло в русский язык в значении «Вселенная; мир; пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы», соответствующее значение выражалось словами «система мира», «система света» и др.
Генрих Сапгир «Звёздная карусель»
Для дошкольного и младшего школьного возраста
Эта небольшая книжка — сборник стихов поэта Генриха Вениаминовича Сапгира, посвященных различным созвездиям. В предисловии к «Звёздной карусели» автор писал: “И ещё в этой книжке вы найдёте стихи о ребятах, мечтающих полететь в космос. Может быть, это вы или ваши друзья. Ведь это вам дано первыми проложить маршруты к далёким планетам”. “Звёздная карусель” замечательно подходит для первого знакомства детей с темой космоса и с картой звёздного неба.
Одно из стихотворений сборника:
В небе — Медведицы,
Псы и Телец,
В небе — Весы,
Волопас и Стрелец,
Рыбы, Дельфины,
Рак и Дракон…
Сколько созвездий —
Столько имён.
Кто их сумеет
На карте найти,
Тот не собьется
В полете с пути.
Юрий Усачев «Один день в космосе»
Для детей от 7 до 14 лет
Эта книга предлагает читателям совершить увлекательное путешествие — провести один день в космосе. Автор книги — летчик-космонавт и Герой России Юрий Усачев, совершивший четыре космических полета и несколько раз выходивший в открытый космос. Здесь он предстает как опытный гид-командир корабля, в котором дети — его экипаж. Читатели словно совершают путешествие на космическую станцию (МКС), пробуют двигаться в невесомости, проводят эксперименты и многое другое.
Отрывок из книги:
«Вы, как и большинство людей, думаете, что космонавты до сих пор питаются, выдавливая пищу из туб, как из тюбиков с зубной пастой, верно? Увы, должен вас разочаровать. Космическое питание очень изменилось за последние 40 лет (…). С появлением пластиковой упаковки появилась возможность иметь в рационе питания космонавтов не только пюреобразные продукты, но и то же самое печенье, рыбу, мясо».
На какой высоте начинается космос?
На самом деле четкой границы между небом и космосом нет. Но официально в авиации и космонавтике считается, что высота в 118 километров над уровнем моря уже является границей космоса. Если говорить с научной точки зрения, то космосом считается место где не остается молекул газа, а это примерно 1000 километров над уровнем моря.
- https://mamsila.ru/post/chto-rasskazat-rebenku-o-kosmose
- https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/mir-vokrug-poznavajka-dlja-detej-4-6-let/rasskazhite-detjam-pro-kosmos/
- https://sibmama.ru/den-kosmos-Gagarin.htm
- https://foma.ru/7-knig-o-kosmose-dlya-detey.html
- https://yandex.ru/q/question/science/chto_takoe_kosmos_8df7050c/