- Для чего обучаться скорочтению
- Обучение скорочтению, когда и как?
- Насколько быстро должны читать современные ученики начальной школы?
- Причины плохой техники чтения
- Методики обучения быстрому чтению
- Упражнения для тренировки беглого чтения
- Развить произвольное внимание
- Ищем слово, строчку
- Исправляем ошибку
- Расширить поле зрения
- Чтение «Волной»
- Убрать возвратные движения глаз
- Уметь выделять главное в тексте
- Чтение с пересказом
- Отработка отрывков
- Текст-рассуждение — 12 предложений на заданную тему
- Упражнения для четкости произношения (артикуляционная гимнастика)
- Скорочтение для детей: комплекс упражнений по возрастам
- Отмечаем результаты!
Для чего обучаться скорочтению
В наше время люди сталкиваются с таким объемом информации, что «переварить» ее едва ли под силу каждому. В среднем взрослый человек может читать около 300 знаков в минуту. Это очень мало и именно поэтому появляются различные методики, обучающие скоростному чтению литературы.
Если начать освоение этих методик еще в детском возрасте, то можно достаточно хорошо развить память и внимание, что окажет положительное влияние на успеваемость в школе и ВУЗе.
Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков. Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых.
Тема скорочтения является достаточно актуальной среди тех, кто заботится о своем интеллектуальном развитии. Аналитическое чтение с высоким качеством усвоенного материала и с минимальными затратами и усилиями, к сожалению, в нашей стране не получило большой популярности. Между тем, существуют специальные курсы методики, которые позволяют осилить науку скорочтения как взрослым, так и детям.
Прежде чем говорить о методике скорочтения, следует понимать, что данный навык напрямую связан с такими сложными психическими процессами, как внимание, память, мышление и эмоции. Механизмы этих процессов человеком, к сожалению, до конца не изучены, но можно сравнить человеческий мозг с компьютерными программами.
перейдя по ссылке https://topcurtains.ru/catalog/rimskie_shtory_color_beige/ вы сможете приобрести римские шторы.
Существуют такие программы, которые человек нарабатывает в течение всей жизни, это условные рефлексы и стереотипы.
Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом
- хорошей успеваемости в школе
- способности логически мыслить
- воспринимать различную информацию
- развивать память и внимание
- уметь концентрироваться на главном.
Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.
Обучение скорочтению, когда и как?
Обучение классическим приёмам скорочтения, построенным на принципе полного подавления внутреннего проговаривания, не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи.
Однако даже в первом классе, в процессе обучения ребёнка чтению, можно воспользоваться некоторыми приёмами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.
Насколько быстро должны читать современные ученики начальной школы?
- В 1 классе, ребенок должен читать от 30 слов в минуту.
- Во 2 классе — уже от 50 слов в минуту.
- После 3-го — от 70-80.
- К началу средней школы нижняя планка — не меньше100 слов в минуту.
- При этом скорость чтения в средней школе должна составлять не ниже 120-150 слов в минуту.
Причины плохой техники чтения
- Скудный словарный запас. В этом случае при чтении часто встречаются слова, значений которых он не знает. Конечно, ему будет трудно и читать, и воспринимать такой текст.
Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.
Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.
- Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.
Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.
Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.
- У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.
Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!
Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.
После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов.
Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.
Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.
- Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения.
Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
- Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения.
Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке.
- Медлительность
Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.
- Дислексия
Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.
Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.
- Дизартрия
Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.
Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.
Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.
Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.
Методики обучения быстрому чтению
Все методики освоения скорочтения имеют физические границы применения их на практике. Все они имеют возрастные различия:
- одни направлены на развитие детей 5-8 лет
- другие больше подойдут подросткам
- третьи – вообще разработаны для совершенствования умения быстро читать родителей.
Существуют различные методики, дающие возможность раскрыть потенциал ребенка на 100%. К ним относят и
- методика Марии Монтессори
- мнемотехника
- эйдетика, как составляющая успешного развития ребенка
- и многое другое.
Все техники и методики включают в себя комплексы упражнений, направленных на улучшение
- памяти
- внимания
- концентрации
- развитие слуховой, зрительной памяти
- развитие логического мышления
- повышения уровня интеллекта ребенка и прочее.
Представленные далее упражнения помогут ребенку не просто научиться быстро читать, но и
- запоминать
- понимать прочитанное
- развить в себе умение быстро переключаться с одного вида мозговой деятельности на другой
- развивать смысловую, слуховую, зрительную, образную виды памяти
- и много другое.
Упражнения для тренировки беглого чтения
Как научить ребенка быстро читать? Введите за правило регулярно выполнять с ребенком по несколько упражнений и результат появится достаточно быстро.
Развить произвольное внимание
Важная составляющая процесса чтения — способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.
Ищем слово, строчку
Смысл игры: ребенок находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.
Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.
Исправляем ошибку
Взрослый читает текст, ребенок следит. Взрослый намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача ребенка — исправить неточность.
Расширить поле зрения
Ребёнок может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах.
Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после — что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.
Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Для того чтобы ребёнок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо расширять его поле зрения. Есть простое упражнение, которое позволяет это делать. Называется оно «клиновидные таблицы».
Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель — доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
Таблица Шульте.
Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для школьников используйте такой вариант таблицы:
Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.
Клиновидные таблицы.
Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети.
Требуется смотреть в центр строчки, параллельно называя цифры, которые он видит на ее начале и конце.
Упражнение будет выполнено успешно тогда, когда малыш дойдет до последней строчки и сможет увидеть обе боковые цифры одновременно.
Чтение «Волной»
Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более.
- Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении
- потом поверните книгу на 90 градусов — пусть он прочтет отрывок так
- затем вверх ногами
- и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему
- Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы.
Есть такой интересный показатель — если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.
Убрать возвратные движения глаз
Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс
- во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного
- во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.
Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.
- Закрывайте прочитанный текст.
Подготовьте для ребенка специальную закладку. Пусть положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.
- Проверяйте скорость постоянно.
Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.
Уметь выделять главное в тексте
Один из самых важных навыков — выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.
Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!
Чтение с пересказом
Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает.
- Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть.
- Затем переходите к полному тексту.
При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц — пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.
Отработка отрывков
Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее.
Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца.
Задача — научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту.
Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.
Текст-рассуждение — 12 предложений на заданную тему
Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов.
- Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему.
- Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12.
- Поэтому обязательно давайте время на обдумывание — где-то 5-10 минут.
Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.
Упражнений о том, как научить ребенка читать быстро, существует огромное количество. Ищите те, которые понравятся ребенку, пробуйте и результат не заставит себя долго ждать.
Упражнения для четкости произношения (артикуляционная гимнастика)
Ребенку нужно прочитать несколько чистоговорок:
- М:
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ры-ры-ры – у нас в руках шары,
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
- Тихо и умеренно:
Арка, арца, арта, арда, арла, арча, арса, аржа.
- Громко и быстро:
Гарь – парь – жарь, дверь – зверь – червь.
- Выдыхая:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦСКВМСПЛБШГРДБЛСТПРЛГНТВСЧЦФБХНМВМРГКТБДЗЩЗБЧВНФЩМЖДШХЧМКПБРВСПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Скорочтение для детей: комплекс упражнений по возрастам
Каждое упражнение подходит для определенного возраста и имеет конкретную цель. Ниже мы приведем перечень самых эффективных схем упражнений, которые помогут вам и вашему ребенку научиться скорочтению. За один курс не нужно проходить весь список. Периодически можете дополнять или менять немного упражнения между собой.
Первоклассники и дети младшего возраста требуют более легких упражнений
- Разминку можно выполнять и в играх, не только читая книжки. Задуйте воображаемую свечу. Включите фантазию, пусть они будут разного размера. Нужно задуть минимум 3 свечи. С каждой работайте отдельно.
- Чтобы развивать зрительную память, первоклашкам не надо использовать таблицу Шульте. Можно сделать собственную упрощенную схему. Например, в центре нарисуйте солнышко, а вокруг него разные геометрические фигуры. Можете даже попросить ребенка их разукрасить. Взгляд малыша должен смотреть строго на солнышко. Но называть он должен предметы, что находятся вокруг.
- Еще одно упражнение на тренировку зрительной памяти. Пишите большими буквами 5-6 слов, не связанных между собой. Даете ребенку полминуты, чтобы их прочитать. После закрываете слова и спрашиваете: есть ли «такое-то» слово между написанных фраз?
- Игра «Половинки» или складывание слов по частям. Для детей 6-7 лет их нужно разрезать на две части, постепенно увеличивая число слогов. То есть, на бумаге пишутся небольшие слова из 2 слогов и разрезаются пополам. Перемешать и дать ребенку возможность их сложить. Это развивает зрительную память, а еще тренирует мышление и пополняет словарный запас.
Игра «Половинки слов»
- Есть еще подобная игра «Угадай слово». Только ребенку дается один слог, а дополнить слово ему нужно уже самостоятельно. Например, «МА», а ребенок дополняет несколькими вариантами МАМА, МАСЛО или МАША.
- Игра для группы детей или вместе с взрослыми «Дополни цепочку». Вы предлагаете ему слово МАМА, к примеру. Ребенок должен отделить второй слог и начать с него слово, например, МАЛЬЧИК. Вы продолжаете уже на слог «чик». Кстати, есть такая же игра только с использованием букв.
Пример игры «Дополни цепочку»
- Можно поступить еще проще, предложить игру «Придумай слово». Задаете букву и придумываете на нее как можно больше слов. Это тренирует память и пополняет словарный запас. Есть игра-родственница «Найди слово». Принцип такой же, но нужно находить слова на определенную букву в выбранном тексте.
- Веселая и интересная игра «Найди пару». Например, «Рыба – иголки, еж – чешуя». Напротив слова пишите другой слово, а ребенок должен найти ему правильную пару.
- Анаграммы для первоклассников станут отличным заданием на внимательность! Взрослый человек их может прочитать, даже не заподозрив ошибку. Ведь важно первую и последнюю буквы поставить на свои места. Например, ЛЦИИСА, КШОКА, ЛАШОДЬ, ПДАНА или СОКАБА.
Такое чтение повышает внимательность и будет очень интересно ребенку в качестве головоломки. Но еще это стимул научиться быстро читать или освоить «скользящее» чтение. Когда взгляд не задерживается на определенной букве или слоге, а глаза выбирают смысл уже самостоятельно.
- «На буксире» будет подталкивать вашего малыша читать быстрее. Ребенок читает вслух, а вы следите пальцем. Постепенно начинаете ускоряться, то есть двигать пальцем немного быстрее прочтенных слов. Таким образом, вы будете подгонять ученика читать быстрее.
Больше читайте вместе
- Для деток 7 лет очень стимулирующим оказывается задание «Я смог». Смысл в том, чтобы показать малышу, что он может быстро читать. Даете ему небольшой текст, который он прочитает за 1,5-2 минуты. После сделайте небольшой перерыв и прочитайте еще раз этот же текст. Уже во второй раз малыш будет читать быстрее.
- Задание «Старт – финиш». Это упражнение будет максимально тренировать зрительную память и внимательность. Усадите ребенка перед открытой книгой. После команды «Старт» ученик должен начать читать. После фразы «Стоп» ребенок закрывает глаза и немного отдыхает. Но, после повторного старта, начать он должен с места остановки.
Проводите перерывы и давайте глазкам отдохнуть
Эти тренировки не только дадут ребенку немного расслабиться, но и будут полезными для тренировки глаз. А это своего рода незаменимая гимнастика для них, которая поможет сохранить или даже улучшить зрение.
Важно! Во время каждого занятия выделяйте 1-2 минуты на разминку. И старайтесь делать подобные упражнения даже во время выполнения уроков или просмотра мультиков.
- Закройте глаза на 5-10 секунд и легонько придавите глазные яблоки ладошками.
- Уберите руки и вращайте глазами в одну и другую стороны по 5 раз.
- Откройте глаза на 2-3 секунды, зажмурьте на 1-2 секунды, после снова широко их откройте. Повторите упражнение 4-5 раз.
- Сделайте вращающие движения в каждую сторону уже с открытыми глазами.
- Посмотрите на кончик носа, потом максимально вверх. Повторите несколько раз.
- Можно поступить иначе. На стекле приклеить небольшой кружочек. Взгляд на него – вдаль. Также проделать несколько раз.
- В конце также дать глазкам немного отдохнуть в течение 5 секунд, прижав глаза ладошками.
Не перегружайте ребенка — регулярно делайте перерыв и разминку
Схема упражнений для занятий детей 8-10 лет
- Для деток постарше разминка может проходить немного в другой форме, опять же, не только читая абзац. Произносите согласные буквы, когда ребенок выдыхает. Для этого не забудьте сделать полный вдох. Буквы могут быть любые и в произвольном порядке, главное – не меньше 10-15 штук.
- Работа с таблицей Шульте подходит для любого возраста, просто контролируйте количество цифр или добавляйте буквы. Назвать весь перечень цифр нужно за 10-15 секунд. Детям младшего возраста это время можно немного увеличить. Глаза должны находиться в центре, тогда вы достигнете максимального эффекта. Это не только будет расширять поле зрения, но и тренировать оперативную память.
- Подавление регрессии. Приготовьте небольшую закладку. Когда ребенок прочитает слово, сразу же закрывайте его. Так проделываете с каждым прочитанным словом. Результат будет виден уже через неделю.
- Боремся с артикуляцией. Для скорочтения она сильно мешает, да и в целом замедляет чтение.
- Пусть малыш читает под музыку. Но выбирайте ее без слов. Потом можно будет перейти и на песенное сопровождение. Главное условие – после чтения, ребенок должен ответить на поставленные вопросы по тексту.
- Жужжащий шмель – еще одно упражнение, что будет подавлять артикуляцию. Читая глазами текст, ребенок должен произносить звук «ЖЖЖ».
- Ритмичный стук требует некой сноровки. Предварительно сам ритм-стук нужно будет выучить. Когда ребенок будет читать текст, он должен отбивать карандашом этот ритм, постепенно его ускоряя.
- Замок подразумевает закрытый рот (можно даже немного прижать губы) и сильно прижатый палец к губам. И только после этого приступайте к чтению. После обязательно задаются наводящие вопросы.
- Можно еще немного усовершенствовать задачу. Ребенок прижимает палец к губам, а читать начинает по команде «Губы»! После фазы «Стоп» палец убирается и ребенок читает вслух.
Для скорочтения артикуляция недопустима
- Тренируем внимательность и помогаем сосредоточиться на задаче. Данные упражнения подходят для любого возраста и просто необходимы активным и подвижным детям.
- Замороченные слова. Вы просто пишите парами слова, что отличаются друг от друга лишь буквой. Например, «ДОМ – КОМ», «КОСА – РОСА». Ребенок должен найти, что в них общего и различного. Обязательно дополняет этот список.
- Составьте как можно больше слов из одного длинного. Например, «ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬНИЦА» или «МОДЕЛИРОВАНИЕ». Слово каждый раз меняете. Деткам младшего возраста можно давать его повторно. Это упражнение еще и тренирует мышление.
- Меняем шрифты в каждой букве. Это будет концентрировать все внимание к тексту и поможет читать на максимальной скорости даже искаженный текст.
- Запутанные слова. Например, «САМОВОД» и «ЛЕДОКАТ». Далее можно немного усложнять задачу, например, «АМОЛСЕТ», «РОКЬТАВ». Ребенок должен отгадать слово «САМОЛЕТ» и «КРОВАТЬ».
- Есть еще такая игра «Режиссер». В любой фразе меняете слова местами, а ребенок должен отгадать их правильное положение. Например, «дуб лукоморья у зеленый». Длину и сложность предложения выбираете сами.
- Предложите ребенку найти «родственные слова». Например, лес, лесной, у леса, земной. Или море, моряк, морской, приморский.
- Для второклассников и старших деток отлично подойдет игра «Спрятанные слова». Иными словами, небольшой кроссворд. Деткам постарше можно брать немного сложнее варианты.
- Также ребенок оценит игру «Поменяться местами». То есть, ученик будет выступать в роли учителя и должен следить за чтением родителей. А те намеренно будут допускать ошибки.
- Или поступите немного другим способом. Напишите несколько фраз с пропущенными буквами или даже слогами. Ребенок должен дополнить их. Например, «на двор.. дет.. играл.. в футбо..» или «между де..вьями рост..т гри..».
Игра «Путаница»
- Развиваем анципацию. То есть, предугадывание слова по смыслу, не видя предыдущие и крайние слова.
- Работа с линейкой или закладкой. Ребенок читает в обычном темпе, вы закрываете предыдущее и следующее слово.
- Читаем кувырком. Ребенок должен прочитать текст в обычном положении, после чего книгу или тетрадь поворачиваете на 180°. Также хорошо развивает мышление и поворот книги на 90°.
- Закрытая половина текста. Еще идет работа на догадливость и смышленость малыша. Листом бумаги закрываете первую строчку, где читает ребенок. Но только верхнюю половинку букв, нижняя сторона остается видна. Когда малыш переходит на следующую строчку, ее также закрывают. Это научит ребенка читать быстрее, захватывая текст с нижней строчки.
- В паре со взрослым работать нужно, чтобы школьник нарабатывал скорость.
- Есть упражнение параллельного чтения. Взрослый читает с разной скоростью и интонацией, а ребенок должен внимательно следить и водить пальцем.
- Можно устроить соревнование, попеременно читая один текст. То есть, ребенок читает, а взрослые перехватывает его и продолжает чтение. Кстати, делать это не особо желательно в конце абзаца. Обязательно увеличивайте скорость.
- Читаем хвостиком. То есть, взрослый начинает читать, а ребенок через 4 слова должен продолжить текст. Основная цель – не сбиться.
Регулярно занимайтесь с детьми
Заключительная часть или памятка родителям
- Обязательно хвалите вашего ребенка за успехи, даже за небольшие достижения. Акцентируйте внимание только на положительных моментах. Если и делаете замечание, то лишь опираясь на хороший результат.
- Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими учениками! Это не дает стимулирующего эффекта. Вспомните в такой ситуации себя в его возрасте, когда родители проводили параллели с друзьями. Единственным критерием для сравнения должны выступать достижения вашего ребенка. Например, вчера он прочитал на два слова больше, а сегодня установит новый рекорд.
- Занимаясь с ребенком, не допускайте ошибок. Запомните – переучивать всегда сложнее!
- Приучайте его к чтению. Это не должно ограничиваться только занятиями, читайте сказки и журналы на досуге или перед сном.
- И обязательно подавайте пример! Пусть ребенок в ваших руках чаще видит книгу, нежели планшет или телефон. Именно вы должны привить любовь к чтению своему малышу!
Отмечаем результаты!
Обязательно отмечайте положительные результаты в освоении ребёнком техники чтения. Можно создать и повесить над его рабочим столом специальную табличку, демонстрирующую прогресс, это будет мотивировать ребёнка к дальнейшим занятиям.
Скорочтение для детей является одним из наиболее эффективных способов научиться читать быстро и осознанно, при этом, не проговаривая вслух и не артикулируя.
- https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/kak-nauchit-rebenka-chitat-bystro-i-pravilno-v-domashnih-usloviyah.html
- http://MaryPop.ru/shkola/chtenie-pismo/skorochtenie-dlya-detej.html
- https://otvetprost.com/535-kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html
- https://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/kak-pomoch-rebenku-9-let-chitat-bystro.html
- https://orechi.ru/razvitie-rechi/skorochtenie-dlya-detej-uprazhneniya
- https://healthbeautyblog.ru/deti/kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html
- https://Lifehacker.ru/skorochtenie-dlja-detej/
- https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/skorochtenie_dlya_detej_uprazhneniya.html
- https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE/
- https://heaclub.ru/samostoyatelnoe-obuchenie-skorochteniyu-trenirovka-razvitie-bystrogo-chteniya-detej-i-shkolnikov-7-8-9-10-let-v-domashnih-usloviyah-uprazhneniya-dlya-skorosti-chteniya