- Как и зачем заниматься творчеством в детском саду
- Цели, задачи, приёмы творческого развития
- Как же помочь малышу проявить свои таланты?
- Способы активации творческого потенциала
- Как развить воображение
- Все ли дети обладают творческим потенциалом? И нужно ли его развивать?
- Когда начинать развивать творческий потенциал ребенка?
- Кто такие компрачикосы
- Кукольный театр
- Рисование
- Лепка для детей
- Стремитесь быть незаменимым
- Не беспокойтесь, когда что-то не получается сделать идеально
- Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности
- Творческий талант в театрализованной деятельности
- Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте
Как и зачем заниматься творчеством в детском саду
Творчество — это мыслительная и продуктивная деятельность, в результате которой появляются новые уникальные идеи, художественные произведения или технические изобретения.
Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети — это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребёнка формирует окружающий мир и воспитание. Наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребёнка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты.
Цели, задачи, приёмы творческого развития
По данным научных исследований, именно дошкольный период в большой степени определяет формирование творческих способностей ребёнка.
Цели занятий по творческому развитию — помочь малышу раскрыть внутренний потенциал, способствовать становлению неординарной, разносторонне развитой, гармоничной личности.
Задачи творческих занятий:
- познакомить с разнообразными видами творческой деятельности, привить вкус к таким занятиям;
- развивать навык комбинирования элементов и нестандартное мышление, формировать умение решать творческие задачи, используя новые выразительные средства;
- способствовать развитию интуиции, яркой фантазии, стимулировать полёт воображения;
- развивать инициативность, самоорганизацию и смелость;
- формировать умение преодолевать стрессовые состояния путём трансформации болезненных переживаний в созидательную деятельность: создание картин, музыкальную или театральную импровизацию, стихосложение, дизайн интерьера и т. д.;
- стимулировать развитие речи как основу творческого мышления.
Педагогические приёмы работы (адаптированная классификация по Я. Лернеру):
- информационный — показ педагогом готового образца (лепной скульптуры, рисунка, бумажной фигурки), рассматривание его детьми, обсуждение поэтапного алгоритма выполнения работы;
- репродуктивный — помогает закрепить работу по образцу и усовершенствовать базовые технические навыки и умения, которые затем будут использоваться ребёнком в творческой деятельности (работа с опорой на технологическую карту, прорисовка контуров, штриховка, создание конструктивных модулей для оригами или квиллинга, сгибание и вырезание деталей и т. д.);
- проблемный — предполагает постановку проблемных задач, таких как: «Найди ошибку», «Подбери пару», «Нарисуй без карандашей и красок», «Узнай сказку по картинкам», «Изобрази сказочного героя с помощью голоса, движений и мимики»;
- эвристический — приём предполагает частично самостоятельное выполнение задания, например, придумать продолжение сказочной истории, дорисовать незаконченный рисунок, дополнить шишку деталями из пластилина, создать новый образ на основе базовой геометрической формы круга или квадрата и т. д.;
- исследовательский — ребёнок самостоятельно выполняет весь объём работы по собственному замыслу, учится преодолевать трудности, находить решение сложных, нестандартных задач, для которых нет готового алгоритма. В рамках занятий на пути к творческой цели перед ребёнком встаёт много вопросов — что и как делать. Он находит ответы, сочиняя сказку или стихотворение, управляя куклами, рисуя иллюстрацию к любимому рассказу или эскиз декораций к спектаклю, создавая макет города из бумажных элементов — конусов и цилиндров, и т. д.
Важно пробудить у ребёнка искренний, глубокий интерес к занятию, захватить его внимание предложенной темой.
Реализовать эту задачу на практике помогут такие приёмы:
- Комплекс развивающих, дидактических, театрализованных, подвижных игр.
- Сюрпризный момент — неожиданное интересное событие, например, визит сказочного героя, приглашающего принять участие в увлекательной игре, просящего малышей о помощи или зовущего в познавательное путешествие, пробудит любопытство и желание творить, поможет мотивировать ребят на исследовательскую работу.
- Живая, образная, интонационно выразительная речь педагога, которая усилит эмоциональное восприятие и активизирует природную детскую непосредственность.
Как же помочь малышу проявить свои таланты?
Прежде всего, детские психологи советуют не мешать ребенку. То есть дать ему возможность проявляться самостоятельно, не навязывая собственные интересы. Задача родителей — дать шанс ребенку раскрыть индивидуальность и личный потенциал, помогая осознать разнообразие творческой сферы и окружающего мира. Каждый раз предлагайте ребенку новое занятие. Например, давай сегодня порисуем карандашами, а в следующий раз дайте освоить рисунок красками или фломастерами. Дайте попробовать поработать с пластилином или тестом, а потом откройте для него мир картин из кинетического песка. Приучая любовь к музыке, не стоит делать акцент на чем-то одном, даже если вы сами очень любите классику.
Подарите крохе радость выбора, пусть он сам решит, какую музыку он хочет слушать. Позвольте ему для начала освоить детские музыкальные инструменты, к примеру, ксилофон, пианино, синтезатор, гитару, барабан, мультиплеер, маракасы и т. д. Чтобы он понял, что ему нравится больше. Вдруг окажется так, что он очень любит не играть на инструментах, а петь.
Я певец!
Аналогично действуйте относительно физического развития. Ведь спортивных секций очень много. Разумеется, многие родители предпочитают выбирать за ребенка, отдавая его с малолетства на хоккей, гимнастику, плавание и прочие олимпийские виды спорта.
Я балерина!
Однако практика показывает, что чемпионами и музыкантами становятся единицы, а вырастая, дети часто с ужасом вспоминают ненавистные занятия «под палкой».
Способы активации творческого потенциала
Найти то, к чему лежит душа малыша − важная задача, которая стоит перед родителями. Все дети имеют те или иные склонности, если кажется, что у ребенка нет любимого занятия, то вероятнее всего вы просто еще не нашли нужное.
Дети положительно реагируют на предложение заняться чем-то новым. Если провести работу по ознакомлению в легкой игровой форме, то малыш будет снова и снова возвращаться к нему и пробовать свои силы, поражая вас своими произведениями.
Занятия, не вызывающие восторг в начале, иногда становятся любимыми, если рассказать и показать разнообразие выбранного вида прикладного искусства. Форма преподнесения нового материала играет роль в освоении. Предложение создать новый понятный предмет или нарисовать героя воспринимается как игра и отвечает возрастным особенностям восприятия нового материала.
Активировать творческий потенциал можно только путем проб и ошибок.
Предлагая новые виды самовыражения, необходимо дать возможность найти свой путь. Постепенно будет проявляться больший интерес к тому или иному варианту творчества с использованием наиболее подходящих инструментов. Но это не означает, что если малыш любит рисовать кисточкой или карандашами, то не следует предлагать ему других вариантов. Выражение эмоций с применением разных форм и инструментов стимулирует мышление и фантазию, дает необходимый импульс для всестороннего развития.
Разнообразие материалов и форм, доступных в магазинах, решает вопрос о подготовке занятий по активизации творческого потенциала. Но не стоит надеяться только на приобретенные наборы для детского творчества. Хороших результатов можно добиться, позволяя ребенку не только творить, но и подготавливать материал. Собирая листья и шишки для будущих поделок, помогая готовить тесто для лепки и вырезая необходимые детали из подручных материалов, малыш учится мыслить, не пользуясь предложенными шаблонами. Он понимает, как искать новые варианты использования привычных вещей и видеть интересное в обыденном.
Активизации творческого потенциала способствует и возможность синтеза разных видов деятельности. Например, прочитав интересную сказку, можно предложить нарисовать героев или ситуацию. Хорошо сделать аппликацию по мотивам истории или разыграть понравившуюся часть по ролям. Показав малышу, как можно использовать интересный сюжет по-разному легко найти подходящий для него вид творчества.
В 3-4 года можно начинать посещать творческие кружки и секции, чтобы дать дополнительный стимул в развитии понравившегося умения. Но стоит помнить: чрезмерная нагрузка и не интересные занятия отбивают желание заниматься. В неделю хорошо посещать не более 2 занятий одного вида. Одновременно посещать лучше не более 3 разных кружков.
Если ребенок проявляет нежелание посещать выбранный кружок или секцию, нужно у него спросить, что именно не нравится. Если сложно или скучно, то замените кружок на другой, но если не привлекает сам вид деятельности, то лучше отказаться от него на некоторое время.
Конечно, каждому взрослому хочется, чтобы ребенок одновременно рисовал, играл на музыкальных инструментах и выступал на сцене, но в жизни так не бывает. Пусть малыш попробует силы в разных видах творчества и постепенно определится с одним или двумя направлениями, которые ему по душе.
Как развить воображение
Самое лучшее для ребенка — это сделать любое его занятие максимально интересным и веселым.
Дети очень быстро устают, если заставлять их долго концентрироваться на чем-то одном.
Допустим, малыш слепил забавного человечка. Чтобы он отдохнул и понял, насколько разносторонней может быть игра, предложите ему соорудить домик из конструктора, заселив его пластилиновыми персонажами.
Попросите малыша нарисовать собственную картину, на которой он сам что-то делает.
Малыши очень любят играть в кого-то: докторов, учителей, поваров, профессий так много, что придумать интересную игру не составит труда.
Развитие воображения поможет ребенку выйти за привычные рамки и научит фантазировать.
Важно показать крохе, что придуманный им мир может быть безграничным.
Даже обычную прогулку со стандартной песочницей и качелями можно превратить в интересную ролевую игру.
Просто предложите ребенку самому придумать сценарий и вы удивитесь, какие гениальные идеи могут возникнуть в этой маленькой головке.
Разумеется, как можно чаще общайтесь с малышом. Пусть не только ребенок просит что-то объяснить ему, но и сами станьте на время «почемучкой».
Попробуйте задавать вопросы, ответ на которые он может только придумать.
Все ли дети обладают творческим потенциалом? И нужно ли его развивать?
Из всех детей, живущих на земле, нет ни одного ребенка, у которого не было бы творческого начала. У всех детей есть способность фантазировать, придумывать, мечтать. Это и составляет основу творческого потенциала любого человека.
Отличие детей друг от друга состоит лишь в том, что у одних данные свыше удивительные способности получают дальнейшее развитие и воплощение, а у других, к сожалению, угасают. Развитие творческого потенциала ребенка не происходит само по себе, оно очень нуждается в помощи взрослых. И самыми первыми помощниками детей являются, конечно же, родители, бабушки и дедушки.
То есть на вопрос «Все ли дети обладают творческим потенциалом?» мы ответили – все. А вот нужно ли его развивать? Решать вам, дорогие мамы и папы. Однако специалисты настоятельно рекомендуют, а в некоторых ситуациях даже требуют развития творческих способностей малыша, особенно если их видно со стороны и они уникальны!
Когда начинать развивать творческий потенциал ребенка?
Творческие задатки чада можно и нужно начинать развивать уже тогда, когда женщина узнала о своей беременности. Дело в том, что на 24-25 неделе беременности малыш уже реагирует на внешние звуки, особенно на музыку. Поэтому специалисты рекомендуют родителям начинать развитие творческого потенциала своего малыша еще с утробы. Как? Напевая песенки, читая стихи, рассказывая сказки, говоря ласковые слова.
Более полное развитие творческого мира детей начинается с раннего дошкольного возраста. В это время деток называют «почемучками», ведь их бесконечные «почему» не заканчиваются ни днем, ни ночью, как и темы, которых они касаются.
Как только ребенок начинает говорить, обнаруживается, что к этому времени у него накопилось такое количество вопросов, что он ежедневно задает их бесконечным потоком. Поэтому родителям, бабушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам следует заблаговременно подготовиться к этому периоду, который потребует смекалки, интуиции, знаний, юмора и терпения, а не просто ответа «потому».
Это период накопления информации, которую ребенок сразу же или спустя какое-то время начинает выдавать в самых разных вариантах и ситуациях. Дети в этот период очень интересные и любознательные. Они демонстрируют взрослым наличие у них образного мышления. Наблюдая за окружающей их действительностью, они начинают фантазировать. Часто детвора дает новые названия привычным для нас объектам или явлениям природы. Малыши даже заставляют взрослых по-новому посмотреть на обычные вещи. Такое состояние внутреннего мира ребенка необходимо использовать, если родители хотят, чтобы внутренний потенциал, заложенный природой, впоследствии реализовался самым полным и лучшим образом.
Кто такие компрачикосы
Те, кто читал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», смогут сразу же ответить на этот вопрос. Именно эти люди в средние века поставляли шутов во дворцы вельмож. Но делали они это очень варварским методом, выкрадывая маленьких детей у бедных слоев населения и помещая их в специальные формы, в которых они вырастали. Но форма не позволяла расти телу естественно, и оно искривлялось, принимая уродские очертания. По истечении определенного времени,когда заканчивалось формирование скелета, форму снимали, а уродливого человечка учили служить при дворе шутом.
К чему этот пример, спросите вы? Только для сравнения. Дело в том, что зачастую родители впадают в крайности, которые впоследствии могут очень печально отразиться не только на жизни их чада, но и на собственной. Подобно компрачикосам, они не стремятся дать развитие тем способностям, которые заложены в ребенке природой, а стремятся реализовать творческий потенциал, заложенный в них самих, но который они не реализовали на протяжении жизни из-за страхов, неуверенности или нехватки времени. Например, мама или папа бросили в детстве художественную (музыкальную) школу, а потом жалели об этом. Причем жалели, когда выросли. При помощи собственного ребенка они желают исправить эту ошибку. А сопротивление дочери или сына родительскому произволу воспринимают как лень или непонимание, что будет лучше для чада. При этом у последнего в данном направлении вообще может не быть задатков. Но кто же на это обращает внимание, когда так хочется исправить или завершить то, что не сделали сами?
В этот момент родители походят на духовных компрачикосов. Если их усилия, направленные на развитие творческого потенциала любимого чада, встречают яростное сопротивление, они помещают его в клетку строгих правил, запретов и требований. А ведь если сами они бросили ту злосчастную школу, то им позволили это сделать. То есть для родителей душевное состояние и желания ребенка были важнее. Так почему же выросшие мальчики и девочки лишают этого уже своих детей?
Кукольный театр
Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.
Рисование
Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.
Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.
С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.
Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.
Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.
Лепка для детей
Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.
Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.
лепка с детьми
Стремитесь быть незаменимым
Представьте, что перед вами стоит задача стать незаменимым членом команды. Что вам нужно сделать, чтобы достичь этой цели?
Чем вы можете выделиться среди других? Непревзойденным мастерством? Или широким спектром навыков? А может неповторимой харизмой? Ищите, где ваша уникальность – это ваша сила.
Не беспокойтесь, когда что-то не получается сделать идеально
Несовершенство – не повод беспокоиться. Всегда можно улучшить свои результаты, поэтому вся ваша работа по каким-то критериям не соответствует “идеалу”.
Ищите то, что у вас не выходит. Улучшайте навыки, чтобы качество работы повышалось. Беспокойство лишь будет препятствовать раскрытию творческого потенциала. Сделайте выбор в пользу самопознания и постепенного самосовершенствования.
Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности
Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода.
Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:
- Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
- В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
- Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
- Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
- С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
- Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.
Творческий талант в театрализованной деятельности
Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.
- Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
- Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
- Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
- Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
- Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
- Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.
Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте
На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:
- Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
- Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
- Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
- Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
- Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
- Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.
- https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
- https://zen.yandex.ru/media/pandus/razvitie-tvorcheskoi-lichnosti-kak-raskryt-talanty-i-potencial-rebenka-podskazki-detskogo-psihologa-5cb787d3b499f700b34ad54b
- https://kukuriku.ru/razvitie/tvorcheskoe/kak-raskryt-tvorcheskij-potencial-rebenka/
- https://rebenkoved.ru/razvivayushhij-dosug/tvorcheskij-potentsial-rebenka-i-ego-razvitie.html
- https://vdecrete.ru/razvitie/doshkolnoe-razvitie-rebenka/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-detej
- https://zen.yandex.ru/media/energy_inside/7-sposobov-raskryt-svoi-tvorcheskii-potencial-5e4cf777b501f46d45ba6925
- https://alldoshkol.ru/sposobnosti/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnikov