Картотека дидактических игр средняя группа – дошкольное образование, планирование

Содержание
  1. Цель и задачи дидактической игры в детском саду
  2. Структура и временной план дидактической игры
  3. Дидактические игры для детей 4-5 лет
  4. Картотека дидактических игр средняя группа
  5. Игра “Один- много”
  6. «Чудесный мешочек».
  7. «Собери картинку»
  8. Игрушки
  9. «Найди такую же»
  10. «Новоселье куклы»
  11. «Магазин»
  12. О животных
  13. «Найди свою маму»
  14. «Кто какую пользу приносит»
  15. «Кто, где живет?»
  16. «Сложи животное»
  17. «Кто что любит?»
  18. «Зоомагазин»
  19. Овощи, фрукты, ягоды.
  20. «Опиши, я отгадаю!»
  21. «Овощи и фрукты»
  22. «Вершки и корешки»
  23. «Кто скорее соберет?»
  24. Рыбы
  25. «Отгадай, о ком расскажу»
  26. «Кто живет в аквариуме?»
  27. Насекомые
  28. «Назови насекомое»
  29. Времена года
  30. Профессии
  31. Инструменты
  32. Комнатные растения
  33. ФЭМП
  34. «Что изменилось?»
  35. «Найди пару по цвету»
  36. «Продолжи ряд»
  37. «Этажи»
  38. «С какой ветки детки?»
  39. «Зашнуруй сапожок»
  40. «Четвертый лишний»
  41. «Составь целое из частей»
  42. «Расставь по порядку»
  43. «Собери гусеницу».
  44. «Тонет, не тонет»
  45. Дидактическое пособие. «Сенсорный куб»
  46. Игры-подражания и игры-распознавания
  47. Игры на развитие точности движений рук
  48. Бери осторожно
  49. Кубики в коробке
  50. Игры на развитие координации
  51. «4 времени года» (словесная игра)
  52. «Угадай время года» (словесная игра)
  53. «Назови детёныша» (словесная игра)
  54. «Кто как кричит?» (словесная игра)
  55. «В мире животных» (настольно- печатная игра) лото
  56. «Скажи, какая? какой?» (словесная игра)
  57. «Узнайте животного по описанию».
  58. “Пищевые цепочки водоёма” (настольно-печатная игра)
  59. Игра «Пищевые цепочки в лесу» (настольно-печатная игра)
  60. Дидактические игры на тему: растения
  61. Определи растение по запаху» (игра с предметами)
  62. «Что где растёт» (словесная игра)
  63. «Садовники» (настольно-печатная игра)
  64. «Опиши цветочек , мы отгадаем» (словесная игра)
  65. «Волшебный поезд» (настольно-печатная игра)
  66. Как мы защитим свою крепость?
  67. Накроем на стол
  68. Найди свой домик
  69. Угостим гостей чаем

Цель и задачи дидактической игры в детском саду

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая и проживая ситуации из жизни, готовясь ко встрече с реальным миром людей, с отношениями в нём, желая занять своё место в этом мире.

Однако не все знания и умения, которые пригодятся дошкольникам в будущем, возможно получить в творческой, организованной самими детьми игре. Основную информацию о мире природы и социуме, математике и родной речи дети получают от взрослого — воспитателя группы. Чтобы сделать получение и закрепление этой информации наиболее удобными, простыми и понятными детворе, педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) используют дидактические игры.

дети играют за столом

Дидактическая игра поможет сделать процесс обучения интересным и радостным

Дидактической называют игру, специально организованную педагогом для решения определённых образовательных, развивающих и воспитательных задач. Цель дидактической игры — сделать получаемую серьёзную и сложную по детским меркам информацию доступной, интересной, то есть «подстроить» процесс обучения под ребёнка, учитывая физиологические и психологические особенности каждой возрастной группы. Задачи дидактической игры обусловлены её содержанием, то есть принадлежностью к определённой образовательной области («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» и т. д.), и непременно указываются в конспекте календарного планирования работы с детьми.

Огромное значение имеют дидактические игры в средней группе детского сада. Это обусловлено существенным ростом возможностей и способностей детей пятого года жизни, поскольку их психика становится более устойчивой, мышление от наглядно-действенного переходит к наглядо-образному.

В этом возрасте значительно укрепляются память, внимание, усидчивость, появляется способность к произвольному удерживанию внимания, возрастает желание познавать новое, любознательность и пытливость. Не зря детей пятого года жизни называют «почемучками». Вместе с тем растёт и потребность детей двигаться, исследуя возможности собственного тела и окружающий мир. Поэтому четырёхлетки не только любознательны, но и очень непоседливы. Чтобы научить чему-то таких активных и пытливых малышей, грамотно построенная и проведённая обучающая игра просто необходима.

дети радуются, играя в игру

Дидактическая игра — удачный метод обучения маленьких непосед

Структура и временной план дидактической игры

Дидактическая игра включает в себя:

  • Дидактическую задачу. Это то, чему необходимо научить детей (закрепить, обобщить и т. д.). Дидактическую задачу детям не сообщают, она подаётся им в форме игровой задачи, достижение которой является смыслом игры для ребёнка.
  • Игровые действия. С ними дошкольников также подробно знакомят, демонстрируя, как необходимо их выполнять, поскольку в средней группе детям трудно самим распланировать свою деятельность для достижения результата.
  • Правила. Не бывает дидактических игр без правил, и выполнение их необходимо, чтобы состоялась обучающая роль игры.
  • Результат игры. На его достижение направлены все усилия как детей, так и педагога, но в то время, как малыши выполняют игровое задание, воспитатель стремится к осуществлению программных задач.

Дидактическая игра в средней группе ДОУ не имеет чётких временных рамок, её приблизительная длительность от 10 до 20 минут. За это время игра проходит такие этапы:

  • Сообщение педагогом темы и содержания игры, ознакомление с материалами, предметами, которые будут использоваться (если предусмотрен сюрприз, то с ним детей знакомят в нужное время, чтобы не раскрывать заранее самое интересное). Около 1 мин.
  • Ознакомление с правилами игры. Необходимо добиваться от детей всё более чёткого выполнения правил с каждой игрой, что способствует воспитанию выдержки, честности, организованности и делает сам ход игры более чётким, повышает её динамичность. 1–2 мин.
  • Показ игровых действий, пояснения воспитателя, как играть, действовать, выполнение игровых действий. Пояснения не должны быть слишком длинными. Если в игре предусмотрена смена действий, в средней группе допустимо сообщать их в процессе игры, а не в начале. 8–12 мин.
    • Например, в игре «Сварим суп, компот», дети сперва отбирают муляжей овощи и фрукты согласно выбранному блюду, а потом воспитатель сообщает им, что для приготовления блюда необходимы дополнительные компоненты (соль, сахар, кастрюля, разделочная доска, нож), и дошкольники уже ищут эти предметы и имитируют приготовление супа и компота.
    • На этом этапе важно эмоциональное, заинтересованное взаимодействие воспитателя с детворой. Чем старше становятся дети тем меньше участия принимает воспитатель в игре. В начале года он берёт на себя роль и руководителя, и игрока, в середине года он, оставаясь руководителем, советчиком, то есть непрерывно следя за игрой и направляя действия детей, в игре может не участвовать. В конце года педагог может осуществлять косвенное руководство игрой: сообщить правила, показать основные действия и предоставить детям право самостоятельно играть, но вмешиваться в ход игры, если у воспитанников возникают трудности или нужен совет, и они сами к нему обращаются за помощью.
  • Итог игры. Он должен быть окрашен положительно, принести детям удовлетворение, вызвать желание принять участие в новых играх. Опытный, знающий психологию ребёнка педагог сумеет найти для каждого участника игры слово ободрения и поддержки, даже если речь идёт об играх, в которых непременно есть проигравшие (лото, детское домино, «Кто первый назовёт, найдёт, отгадает по описанию»). 1–2 мин.

По содержанию дидактические игры делят на такие основные виды:

  • сенсорные (по развитию восприятия формы, цвета, величины);
  • математические;
  • по развитию речи;
  • по ознакомлению с окружающим миром;
  • по ознакомлению с миром природы и экологией.

Именно такая классификация игр принята в большинстве методических пособий и сборников обучающих игр. Она удобна тем, что найдя определённый раздел, воспитатель может подобрать не одну, а сразу несколько игр для занятия, а также найти материал для индивидуальной работы с теми ребятишками, кто имеет трудности в освоении определённой области знаний.

дети играют с мешочком и овощами

Индивидуальную дидактическую игру проводят с 1–2 детьми

Дидактические игры для детей 4-5 лет

Дидактические игры для детей 4-5 лет: картотека игр для средней группы с целями.

Игра 1. «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Игра 2. «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.
Педагог: Кто живёт в дупле?
Дети: Белка.
Педагог: Кто живёт в скворечнике?
Дети: Скворцы.
Педагог: Кто живёт в гнезде?
Дети: Птицы.
Педагог: Кто живёт в будке?
Дети: Собака.
Педагог: Кто живёт в улье?
Дети: Пчёлы
Педагог: Кто живёт в норе?
Дети: Лиса.
Педагог: Кто живёт в логове?
Дети: Волк.
Педагог: Кто живёт в берлоге?
Дети: Медведь.

Вариант 2.
Педагог: Где живёт медведь?
Дети: В берлоге.
Педагог: Где живёт волк?
Дети: В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
дидактические игры для детей 4-5 лет***

Игра 3. «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

***

Игра 4. «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

***

Игра 5. «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Горячий-холодный
Хороший-плохой
Умный-глупый
Весёлый-грустный
Острый-тупой
Гладкий-шероховатый.

***

Игра 6. «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»
— Солнце – что делает?
— Светит, греет.
— Ручьи – что делают?
— Бегут, журчат.
— Снег – что делает?
— Темнеет, тает.
— Птицы – что делают?
— Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
— Капель – что делает?
— Звенит, капает.
— Медведь – что делает?
— Просыпается, вылезает из берлоги.

***

Игра 7. «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

***

Игра 8. «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Рукавички из меха-меховые
Таз из меди-медный
Ваза из хрусталя-хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные

***

Игра 9. «Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

***

Игра 10. «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком
Шкаф – доской
Корова – телёнком
Велосипед – железом
Дуб – жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком
Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком
дидактические игры для детей 4-5 лет***

Игра 11. «Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус.

Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

***

Игра 12. «Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

***

Игра 13. «Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

***

Игра 14. «Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

***

Игра 15. «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

— Красный — мак, огонь, флаг
Оранжевый — апельсин, морковь, заря
Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа
Зелёный — огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий — колокольчик, море, небо
Фиолетовый — слива, сирень, сумерки
дидактические игры для детей 4-5 лет***

Игра 16. «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья

***

Игра 17. «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

***

Игра 18. «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:
Стол – столы
Стул – стулья
Гора – горы
Лист – листья
Дом – дома
Носок – носки
Глаз – глаза
Кусок – куски
День – дни
Прыжок – прыжки
Сон – сны
Гусёнок – гусята
Лоб – лбы
Тигрёнок – тигрята

***

Игра 19. «Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу.

Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

***

Игра 20. «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
дидактические игры для детей 4-5 лет***

Игра 21. «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

***

Игра 22. «Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Ход: педагог называет слово, дети называют однокоренные слова.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

***

Игра 23. «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход:
Вариант 1. педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Огурец, помидор — Овощи.
дидактические игры для детей 4-5 лет

Картотека дидактических игр средняя группа

Игра “Один- много”

Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;

Оборудование: мяч, предметные картинки;

Ход игры: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число. Целесообразно провести игру в виде загадок с применением наглядных, красочных картинок.

«Чудесный мешочек».

Цель: учить узнавать предмет по характерным признакам.

С помощью этого дидактического пособия у детей:

– формируется умение обследовать предметы на ощупь, называть их свойства;

– развивается движение рук по предмету в процесс знакомства с ним;

– формируется умение различать предметы по форме и называть их.

«Собери картинку»

Цель: научить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.

Дидактическая игра развивает мышление, мелкую моторику, воспитывает усидчивость, внимание, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Игрушки

«Из чего сделано?»

Цель: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. Игровое правило. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».

Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные. Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Объясняет правила: нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его. Напоминает, что мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, воспитатель вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические – положить на поднос, сделанный из металла, деревянные – на деревянную дощечку, пластмассовые – на такой же поднос и т. д.

В конце игры воспитатель отмечает тех разведчиков, которые были, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли другим найти нужный предмет. Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также их не ярко выраженное качество.

«Найди такую же»

Цель: Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровое правило. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их. Игровое действие. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал:

– Раз, два, три! Одинаковых найди!

Дети сразу же пытаются назвать двух матрешек, но воспитатель напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

Дети молчат. Далее воспитатель переставляет игрушки и незаметно ставит к грузовой машине, у которой зеленый кузов, такую же машину, у которой красный кузов, а матрешек ставит одинаковых, только подальше друг от друга.

«Новоселье куклы»

Цель: Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками. Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем. Предметы надо класть или ставить на определенное место.

Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.

Ход игры. Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранства и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

– У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! – начинает игру воспитатель.

Дети рассматривают куклу, называют свои имена, знакомятся.

Педагог говорит:

– Вот теперь мы и поиграем в игру – новоселье, Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое: я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Арина и Маша и найдут все. Что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли.

Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Воспитатель продолжает руководить:

– Теперь пойдут Саша и Никита и принесут посуду – обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы делалось это аккуратно.) Обувь принесет другая группа детей. Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас?

В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное – воспитатель побуждает ребят к творческой игре: надо заботиться о новенькой, самостоятельно устроить ее комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе.

В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.

«Магазин»

Цель: Учить описывать предмет, который надо купить, быть вежливым и внимательным друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине: вежливо попросить, поблагодарить. Игровые правила. Отгадывать по описанию покупку; тот, кто первым отгадал, идет за покупкой в магазин. С купленными предмета, игрушками дети потом играют.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов.

Ход игры. Воспитатель обобщает:

– Сегодня у нас открылся новый магазин. (До начала игры устраивают витрину с товарами, выбирают продавца.) Тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает нам. Мы же будем просить: «Покажи, что ты купил». А нам будут отвечать: «Покажу, если отгадаете!»

Один из детей выбирает игрушку и рассказывает:

– Я купил такую вещь, которая нужна, чтобы светить в темноте, она металлическая, светит красным. (пример)

– Фонарик, – догадываются дети.

Первого покупателя называет воспитатель. Все дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит его продать понравившийся ему предмет, указывает на него указкой. Продавец опускает в пакет игрушку и вежливо говорит: «Пожалуйста!» Покупатель благодарит продавца и прощается.

И так игра продолжается до тех пор, пока все ее участники купят игрушки. Закончить игру можно объяснением: «Магазин закрывается на обед». Дети, купившие игрушки, играют с ними, обмениваются друг с другом. Для игры надо выставлять забытые игрушки. Воспитатель может напомнить, как с игрушками можно поиграть. Например, сказать:

– Рома, когда на участке будете играть в футбол, ты можешь теперь быть судьей. У тебя есть свисток. Так через полученную («купленную» в магазине) игрушку намечается перспектива детской самостоятельной игры. Поэтому, подбирая игрушки, воспитатель продумывает возможность использования их в творческой игре. Это один из путей влияния дидактических игр на создание у ребят игрового замысла.

О животных

«Найди свою маму»

Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных и их детенышей.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с домашними животными и просит назвать, кто изображен на картине. Это мамы, у каждой есть свой детеныш, назовите их и найдите для него маму. Однажды мамы вышли погулять со своими малышами.

Был яркий, солнечный день, малыши стали резвиться в лесу и забыли у кого, какая мама.

Давайте нашим малышам поможем найти своих мам. Дети помогают каждому детенышу найти свою маму и называют ее.

«Кто какую пользу приносит»

Цель: Закрепление знаний детей среднего дошкольного возраста о домашних животных. Расширять кругозор детей через ознакомление с животными. Развитие активного словаря.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с домашним животным и просит назвать его. Затем просит рассказать, какую пользу он приносит для человека. Отвечать необходимо полным ответом.

«Кто, где живет?»

Конспект дидактической игры в средней группе «Кто, где живет?»

Название: “Кто где живет?”

Возраст: 4-5 лет (средняя группа)

Цель: Систематизировать знания детей о месте проживания диких и домашних животных, насекомых.

Задачи:

Образовательные: Учить детей подбирать животных к среде обитания, которая им походит.

Развивающие: Развивать воображение. Способствовать развитию логического мышления.

Воспитательные: Воспитывать гуманное отношение к животным.

Материалы и оборудование:

Карточки с изображением диких животных (медведь, мышь).

Карточки с изображением насекомых (пчела, муравей).

Карточка с изображением земноводного (лягушка).

Карточка с изображением места жительства.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: рассказы о животных В. Бианки, русские народные сказки о животных, “Зимовье зверей”, отгадывание загадок, игра- драматизация “Заюшкина избушка”.

ХОД НОД:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент.

Дети становятся в круг.

Приветствие детей в кругу.

Собрались все дети в круг!

Я- твой друг и ты мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг-другу улыбнемся.

Дети стоят в кругу, руки опущены вниз.

Воспитатель: Ребята, вчера я гуляла в лесу, и увидела грустную!

А кто, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Воспитатель: Кто же это, ребята?

Дети: Белочка.

Воспитатель: Правильно, это белочка. Она была очень грустной, и попросила вас, ребята, о помощи!

Белочка передала вам письмо, давайте мы откроем его, и прочитаем, вот, что она пишет.

(Воспитатель зачитывает письмо)

“Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. В нашем лесу переполох: скоро зима, а животные и насекомые, перепутали свои домики и не знают, где они раньше жили. Помогите нам, пожалуйста, найти их домики!”

Воспитатель: Ребята, мы поможем белочке и ее друзьям, отыскать свои домики, и вернуть домой животных и насекомых?

Дети: ДА!

II Часть. ОСНОВНАЯ

(Воспитатель загадывает загадку про животного, дети отгадывают и помещают животного в среду обитания).

Воспитатель: На столе лежат разные картинки, здесь изображены друзья белки, это: насекомые, птицы и животные и места их обитания. Вам предстоит ребята, сложная миссия. Сейчас, я прочитаю вам загадку, но вы должны внимательно слушать, не выкрикивать, друг друга не перебивать, а подождать пока я закончу загадку. Как вы отгадаете загадку, то возьмете картинку отгаданного вами животного и поместите его в среду обитания.

Он зимой в берлоге спит,

Летом улья ворошит,

Бурый мех.

Идет неспешно.

А еще он — сладкоежка!

Дети: медведь.

Воспитатель: правильно, РЕБЯТА, ЭТО МЕДВЕДЬ, А ГДЕ ОН ЖИВЕТ?

Дети: в берлоге.

Воспитатель: Молодцы, помещайте медведя в берлогу.

Слушайте следующие загадки:

Насекомое трудяга

Тащит веточку бедняга

Тяжело, а он несёт

Никогда не устаёт

На опушке у корней

Дом построил. (Муравей)

Красивый очень, гордый вид.

Он в небе высоко парит

Не прилагая сил, легко, Добычу

видит далеко,

И камнем падает с небес. (Орел)

Скачет в траве,

— Глаза на голове,

Скользкая и мокрая,

Зеленая квакушка,

А зовут ее -(Лягушка)

Под полом-полом шевелит хвостом, в щели глядится, вылезти боится (Мышь).

Встреча с ней — одна беда, Нос — как острая игла, В щель забьется, вроде спит, Только тронешь — зажужжит. (Оса)

Воспитатель: Молодцы, вы все отгадали правильно! Ребята, животные очень обрадовались, когда нашли свои домики, а в этом помогли им вы. Так же белочка прислала вам фотографию ее друзей(воспитатель показывает картинку, и поблагодарила вас за помощь.

Посмотрите, какие они все счастливые, радостные.

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: Ну, что удалось нам помочь животным найти свои домики? Каким животным и насекомым, мы сегодня помогли? А в каких домиках они живут?

Дети: ответы детей.

«Сложи животное»

Цель: Закрепить знания о животных, их внешнем виде. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Словарь: колючий, ловкая, медлительная, лесная, водоплавающая.

Игровое правило: внимательно слушать воспитателя, рассматривать образец, действовать по сигналу.

Игровое действие: составлять целую картинку из частей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть целые картинки с изображением животных. Назвать животных изображенных на них. Раздает картинки нескольким детям, а разрезанные картинки таких же животных лежат на столе. Из них дети должны отобрать те, на которых изображены части животного, которое находится у них на столе. Сложить картинку по своему образцу.

«Кто что любит?»

Цель: Уточнить знания детей о том, чем питаются отдельные животные. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

Словарь: пшено, листья, морковь, капуста, трава, сочная, сладкая, белокочанная.

Игровое правило: Не мешать друг другу, внимательно слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Игровое действие: отвечать на вопросы.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку с изображением продуктов питания того или иного животного. Спрашивает: «Кто это ест?» Дети отвечают, что изображено на картинке и кто это ест.

«Зоомагазин»

Цель: Формировать знания детей о том, что в городах домашних животных для комнатных живых уголков покупают в зоомагазинах, там же люди могут приобрести клетки, террариумы, аквариумы, а также предметы и оборудование для ухода за ними. Учить детей описывать и находить домашних животных, предметы ухода за ними и оборудование, по характерным признакам. Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление. Воспитывать любовь ко всему живому.

Словарь: названия домашних животных, оборудование.

Игровые правила: покупатель должен описать домашних животных, оборудование по уходу за ними, не называя объектов. Продавцу нужно узнать покупку, назвать ее и выдать.

Игровые действия: поиск предметов по характерным признакам, называние, описание.

Ход игры: расставляются картинки, с изображением домашних животных, оборудование для ухода за ними. Это «Зоомагазин». Покупатели – дети не называют нужную покупку, а только описывают ее. Продавец должен узнать и назвать, а затем только выдать покупку. В начале игры воспитатель может исполнять роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность (согласно схеме последовательности описания животных).

1. относится ли к животным (к какой именно группе), к птицам, рыбам, рептилиям, млекопитающим.

2. где живет?

3. что нужно для жизни? (какие условия).

4. что ест животное?

5. какого цвета?

6. какие части тела вы можете назвать?

7. как передвигается животное (ползает, бегает, прыгает и т. п.)

8. издает ли какие-нибудь звуки?

Схема описания оборудования:

1. за кем можно ухаживать с помощью этого предмета?

2. из какого материала сделан предмет?

3. из каких частей состоит?

4. что можно им делать?

Затем воспитатель сам описывает предмет. Затем роли продавцов и покупателей исполняют дети. В ходе игры роли могут меняться.

Овощи, фрукты, ягоды.

«Опиши, я отгадаю!»

Цель: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

Словарь: черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня, слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое, сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.

Игровое правило: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

Игровые действия: загадывание загадок.

Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.

«Овощи и фрукты»

Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Учить составлять целое из частей. Развивать быстроту реакции, внимание.

Игровое правило: действовать по сигналу.

Игровое действие: поиск нужной карточки.

Словарь: чеснок, баклажан, банан, репа, сочный, спелый, бархатистый.

Ход игры: Дети сидят вокруг стола, на котором разложены карточки. По сигналу воспитателя, нужно найти и сложить целую картинку с изображением овоща или фрукта. Рассказать, что на ней изображено.

«Вершки и корешки»

Цель: Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки. Упражнять в составлении целого растения из его частей. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Словарь: вершки, корешки, огород, свекла, картофель, баклажан, редиска, репа, белокочанная, бордовая, овальный.

Игровые правила: искать свой корешок или вершок можно только по сигналу.

Игровые действия: поиск своей пары.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две группы. Одной из них отдает вершки, другой корешки. «Все вершки и корешки перепутались. Раз, два, три, свою пару найди!» – говорит воспитатель. После сигнала дети подбирают себе пару.

«Кто скорее соберет?»

Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

– А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко») надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) – овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или в огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по 2-3 человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт). Называют команду – победительницу. Затем выбирают другую команду и игра продолжается.

Рыбы

«Отгадай, о ком расскажу»

Цель: Учить детей по описанию характерных признаков узнавать аквариумных рыб. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать желание играть с товарищами.

Игровые правила: Не мешать отгадчику, самостоятельно отгадывать загадку. Внимательно слушать воспитателя.

Игровые действия: отгадывание, выбор карточки с изображением данной рыбки.

Ход игры: Воспитатель говорит о том, что в зоомагазине он приобрел рыбок для аквариума. А каких рыбок он купил, детям предстоит отгадать. Затем воспитатель описывает внешний вид рыбки, выделяя ее характерные особенности. Дети называют. Воспитатель выставляет карточки с изображением рыб, и отбирают ту, о которой шла речь.

«Кто живет в аквариуме?»

Цель: Учить детей описывать рыб по характерным признакам и по описанию узнавать их. Воспитывать умение быть наблюдательным. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей. Воспитывать желание играть в коллективе.

Игровое правило: внимательно слушать товарищей, не подсказывать.

Игровое действие: составление описательного рассказа о рыбке.

Ход игры: Воспитатель загадывает загадку: «На окошке пруд, в нем рыбешки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков». Дети отгадывают – аквариум. Воспитатель предлагает заселить аквариум рыбками. По одному дети подходят к столу и берут карточки, не подсказывая друг другу. Затем по очереди описывают рыбку на своей карточке. Остальные отгадывают. Если рыбка угадана карточка выставляется на столе.

Насекомые

«Назови насекомое»

Цель: Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.

Игровые правила: отвечает тот, кого спросили.

Игровое действие: отгадывание.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.

1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?

Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.

Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела).

2. На ромашку у ворот опустился вертолет,

Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза).

3. С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик).

Времена года

«Когда это бывает?»

Цель: Закрепить знания детей о временах года. Развивать умение припоминать, соотносить знания с изображением на картине. Развивать мышление.

Словарь: цветущие, осеннее, зимнее, теплое, холодное.

Игровое действие: слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Игровое правило: не мешать друг другу, слушать и отвечать.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением времени года. Дети отвечают на вопрос: «Какое время года изображено? По каким признакам вы это узнали? Придумайте загадку».

Профессии

«Что кому?»

Цель: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Игровое действие. Поиск нужных предметов.

Ход игры. У воспитателя на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий – игрушки: набор медицинских инструментов «Доктор Айболит», набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ )и др.

Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой – либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например. Ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают: «Он нужен столяру, плотнику».

Если есть несколько орудий труда для одной какой – либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Приглашенные к столу дети находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая – профессии. Выигрывает та группа. Участники, которой ни разу не ошиблись.

Инструменты

«Кто что слышит?»

Цель: Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку. Игровое правило. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.

Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы как звучат.

Ход игры. На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которых издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино (игрушечное, гусли и др.), т. е. все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат», – догадываются дети. Из – за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

Комнатные растения

«Горячо – холодно»

Цель: Закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате; воспитывать любознательность, находчивость; развивать связную речь. Игровое правило. Матрешку можно взять только после того, как будет правильно названо растение, под которым она спряталась.

Игровые действия. Поиск матрешки, название растения; при приближении к матрешке, говорить слова «тепло, тепло!», при удалении от нее – «холодно, холодно!», совсем приблизились «горячо!».

Ход игры. Растения, находящиеся в групповой комнате, воспитатель ставит так. Чтобы они хорошо были видны, некоторые переставляет на новые места, но так, чтобы к ним можно было легко подойти. Затем говорит:

– Дети, сегодня мы поиграем в новую игру. Она называется «Горячо – холодно» Чтобы не ошибиться, надо знать правила. Кто – нибудь из вас – водящий (мы выберем его считалочкой). Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку под какое – нибудь растение. Когда скажем: «Заходи!», водящий будет искать матрешку. Если он ее увидит, то должен сказать, под каким растением она спряталась; только после этого ее можно взять. Мы будем помогать водящему искать матрешку: если он ушел от игрушки в другую сторону, далеко от нее, все вместе скажем: «Холодно, холодно!», если же он будет подходить ближе, скажем: «Теплее, теплее!». А если он близко подойдет к растению, где спряталась матрешка, скажем: «Горячо, горячо!». Значит здесь надо искать игрушку. Давайте повторим это правило. (Вместе с детьми повторяет правило).

Обращаясь к водящим, воспитатель напоминает о том, чтобы они прислушивались к словам, которые будут произносить дети.

Для игры следует сначала взять 4-5, а затем 8 растений, названия которых в средней группе должны хорошо знать, это герань обыкновенная, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан, колеус. Алоэ, аспарагус. Душистая герань, бегония рекс).

Нашедший матрешку должен сказать: «Я нашел матрешку под душистой геранью» или: «Матрешка спряталась за аспарагусом». После этого он отдает матрешку воспитателю. Дети аплодируют тому, кто без ошибки выполнил задание. Воспитатель следит за речью ребят, правильным окончанием слов: сбоку аспарагуса, сзади бальзамина, под бегонией.

ФЭМП

«Что изменилось?»

ЦЕЛЬ: развивать умение замечать изменения в расположении предметов, исправлять ошибку, развивать мелкую моторику, внимание, логику, память, речь.

«Найди пару по цвету»

ЦЕЛЬ: учить сопоставлять фигуры, выделять основные признаки, развивать внимание, память, мелкую моторику.

«Продолжи ряд»

ЦЕЛЬ: учить находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд, формировать умение анализировать и сравнивать их в соответствии с заданием

«Этажи»

ЦЕЛЬ: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам; упражнять в счете; развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

«С какой ветки детки?»

ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

«Зашнуруй сапожок»

ЦЕЛЬ: учить выполнять действия со шнуровкой, развитие мелкой моторики рук.

«Четвертый лишний»

ЦЕЛЬ: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, закреплять знания детей о фруктах и овощах.

«Составь целое из частей»

ЦЕЛЬ: учить составлять конструкцию из 4- 5 геометрических фигур (по образцу), развивать внимание, логику, мелкую моторику.

«Расставь по порядку»

ЦЕЛЬ: сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

a. расставить кубики по возрастающей (убывающей) высоте;

б. расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

«Собери гусеницу».

ЦЕЛЬ: собрать гусеницу из разных цветов в определенной последовательности (по образцу), закрепление основных цветов, развитие логического мышления, мелкой моторики рук.

«Тонет, не тонет»

ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет – не тонет», развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику.

Дидактическое пособие. «Сенсорный куб»

ЦЕЛЬ: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качеств предметов; воспитывать детей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Игры-подражания и игры-распознавания

Ежик и лисица

Дети водят хоровод и поют песенку. В середине хоровода двое детей — «еж» и «лисица». «Еж» встает на четвереньки и передвигается соответствующей походкой. Он старается коснуться «лисицы» — «уколоть иглами». Та говорит: «Дай переведу». «Еж» отвечает: «У меня две пары ножек. Сам я перейду».

Бежит ежик

Вдоль дорожек

Да скользит на льду.

Говорит ему лисица:

— Дай переведу.

Отвечает серый ежик:

— У меня две пары ножек.

Сам я перейду!

Чешская народная песня

При повторе игры «ежом» и «лисицей» становятся другие дети.

Птичка-синичка

Оборудование: веточки.

Воспитатель напевает песню или читает стишок. Дети поют только припев: «Чирик-чик-чик». Перед ними один играющий — «птичка- синичка», в одной руке («клювике») маленькая веточка. «Птичка-синичка» поднимает с пола и кладет на стульчик веточки. Чистит «перышки», машет «крылышками». В конце песенки «птичка-синичка» кладет последнюю веточку на стульчик.

Летит над полем птичка.

Чирик-чик-чик.

А что несет синичка?

Чирик-чик-чик.

Несет она травинку.

Чирик-чик-чик.

Зачем нужна травинка?

Чирик-чик-чик.

Несет травинку птичка.

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьет синичка.

Чирик-чик-чик.

Осетинская народная песня

При повторе игры «птичкой-синичкой» становится другой играющий.

Сели звери под плетень

Дети сидят на скамейке, это ведущие. В стороне у «плетня» (перегородки) стоят «звери» («лиса», «зайка», 3 — 4 «ежа» и «медведь»), Дети показывают повадки животных. Ведущие хором декламируют потешку, а «звери» похваляются — произносят только свою строку.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

— Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

— Поди догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

— У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

— Могу песни я петь!

Русская народная потешка

При повторе игры «лисой», «зайкой», «ежами» и «медведем» становятся другие играющие.

Игры на развитие точности движений рук

Бери осторожно

Оборудование: круглые пластиковые палочки. На столе несколько кучек из круглых палочек, один кончик которых цветной. Дети берут из кучки палочки и откладывают их в сторону, чтобы цветные кончики были обращены в одну сторону.

Варианты

1. В каждой кучке 10 палочек. Нужно переложить их по желанию детей.

2. Передвинуть палочки, сделать новую кучку.

3. Брать палочки названными воспитателем двумя пальцами и перекладывать.

4. В каждой кучке 10—15 палочек. Нужно положить их в ряд: цветной кончик одной палочки вверх, цветной кончик другой — вниз. Дальше в таком же порядке.

5. Нужно передвигать палочки по столу разными пальцами. Задание дает воспитатель.

Кубики в коробке

Оборудование: кубики, 2 коробки.

На столе 2 коробки, одна с кубиками, другая пустая. Первый играющий вынимает кубики из коробки и перекладывает их в другую коробку — ряд к ряду.

Так продолжается, пока не сыграют все дети. Не нужно спешить, важна аккуратность.

Воспитатель отмечает детей, которые сделали все хорошо.

Варианты

1. Перекладывать кубики одной или двумя руками.

2. Игра проводится в паре: первый играющий вынимает из коробки и перекладывает половину кубиков, второй возвращает кубики. Воспитатель отмечает лучшую пару.

Шарик — в обруч по дощечке

Оборудование: обруч, дощечка, шарики.

Дети делятся на команды по 7—10 человек.

У каждого играющего маленький шарик. Перед детьми лежит обруч.

Воспитатель кладет маленькую дощечку на обруч так, чтобы один ее конец касался пола с наружной стороны обруча. Получается маленькая горка.

Участники одной команды поочередно закатывают по горке шарики в обруч, подсчитывая количество попавших в него. Затем шарики закатывает следующая команда.

Так продолжается, пока не сыграют все команды.

Побеждает команда, закатившая в обруч больше шариков.

Игры на развитие координации

Повернись на месте

Дети строятся в шеренгу. Стоя на месте, они начинают топать (3—4 раза). Поворачиваются на 90° и шагают на пальцах. Снова поворачиваются на 90° и идут на пятках. Поворачиваются еще раз и шагают на наружной стороне стопы. Затем повторяют поворот и топают. Всё делается на одном месте с поворотами на 90°.

Ровно по кругу

Дети шагают друг за другом по кругу простым шагом, на пальцах, пятках, наружной стороне стопы, подняв руки вверх, заложив руки за голову, машут одной, двумя руками над головой (меняя руки по ходу движения).

Кружки и палка

Оборудование: палки.

На расстоянии шага ребенка воспитатель рисует несколько кругов, немного в стороне — маленькие кружки. Дети проходят по большим кругам, опираясь палкой на маленькие круги, не пропуская их. Можно нарисовать маленькие круги по разные стороны от больших. Можно вставать в круги двумя ногами — для отдыха. Каждый круг — это небольшие горы, которые покоряют, дети — альпинисты.

Варианты

1. Дети останавливаются в каждом круге двумя ногами. Перешагивают в следующие круги то правой, то левой ногой.

2. Дети перешагивают в каждый круг с правой (левой) ноги.

По туннелю

Оборудование: 3—4 стула, игрушки, кусок ткани или лист картона, коробка.

Воспитатель ставит в ряд 3—4 стула. Дети друг за другом проползают через получившийся «туннель». Желательно не задевать за ножки и сиденья стульев.

Стулья — «пещера», в которой можно найти «клад» (игрушку). С одной стороны «пещеру» закрывают картоном или тканью и кладут какую-нибудь игрушку. Дети «вползают в пещеру», забирают «клад», и спиной выбираются из нее. Играют поочередно. Желательно, чтобы игрушки были разные.

Вариант. Коробку («яму», «колодец»), в которой лежит «клад», ставят в конец «пещеры». Дети выползают из «пещеры», забирают «клад», разворачиваются и возвращаются по «туннелю»-«пещере» обратно.

«4 времени года» (словесная игра)

Цель. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал. 4 маленьких карточки с символическим изображением каждого времени года,  большие иллюстрации времен года.

Описание. Детям предлагаются 4 маленьких карточки с символическим изображением каждого времени года и большие иллюстрации времен года, ребенку необходимо выбрать иллюстрации со временем года, символ которого он получил и подробно рассказать о нём.

«Когда это бывает» (словесная игра)

Цель: Формировать знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту природы.

Материал. Картинок с изображением разных времен года

Описание. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки (зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой). На столе лежит стрелка. Воспитатель, раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу, тот, на кого указала стрелка, рассматривает картинку и рассказывает о ее содержании. Затем снова вращает стрелку, на кого она укажет, тот отгадывает, о каком времени года шла речь. После ответа первый играющий показывает картинку. Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

«Угадай время года» (словесная игра)

Цель: закреплять у детей знания и представления об особенностях каждого времени года.

Задачи. Обогащать словарный запас, развивать связную речь, составлять описательный рассказ. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Игровой материал. Картинки по временам года. Прищепки.

Описание. Воспитатель. – Скажи, пожалуйста, какое время года изображено на этой картинке? Правильно. А как ты это понял? А у меня есть еще и маленькие картинки. Но они выпали из этих рамочек, которые подвешены на веревочке прищепками. Эти картинки перемешались с другими. Найди среди них 4 картинки с таким же временем года, как и на большой, и поставь их в рамочки, которые висят на прищепках. Надави пальчиком на прищепку, подставь под нее картинку и отпусти пальчик.

«Назови детёныша» (словесная игра)

Цель. Закреплять знания детей о  перелетных птицах и их детенышей, понятие «перелётные  птицы» (уметь объяснить). Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.  Активизация детского словаря.

Учить детей   из существительного образовывать новые однокоренные слова.

Задание. Назвать  птицу и её детеныша.

Материал: разрезные карточки с изображением перелетных птиц с их детенышами.

Описание: Воспитатель предлагает выбрать   детям понравившуюся карточку.  По карточке  рассказать, какая птица изображена на картинке(уточнить это птица перелетная и оседлая), и назвать её детеныша

Грач – грачонок – грачата; аист – … – …; стриж – … – …; журавль – … – …; лебедь – … – …; кукушка – … – …; утка – … – …; гусь – … – …

«Кто как кричит?» (словесная игра)

Цель. Закрепить представления детей об издаваемых животными звуках, а также их детенышах. Глаголы: лететь, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, чирикает, каркает, воркует, трещит, шипеть, гоготать, щебетать, заливаться, кружить, парить, взлетать, опускаться. Выработать представления о повадках, внешних признаках и образе жизни зимующих пт

Материал. Не требуется.

Задание.  Подбери нужное слово.

Описание.  Воспитатель предлагает детям подобрать нужное слово:  « Ласточка – щебечет, соловей – заливается, кукушка – кукует, журавль – курлычет, гусь – гогочет, утка – крякает, жаворонок – звенит. Ворона каркает; голубь … (воркует); воробей … (чирикает); сорока … (трещит).

«В мире животных» (настольно- печатная игра) лото

Цель. Учить детей  узнавать перелетных и оседлых  птиц; названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелётных, кочующих птиц; Активизация детского словаря: Существительные: ворона, сорока, воробей, дятел, снегирь, синица, голубь, кормушка, помощь, лебедь цапля, утка, скворец, ласточка, соловей, кукушка, журавль, гусь, утка, жаворонок.

Материалы. Лото «В мире животных».

Задание: поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

Описание. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: сорока к сороке, воробей к воробью, синица к синице  и т.д. (называя птицу и уточняя, перелетная она или оседлая) –  и не разу не ошибется, он получает фишку -красный кружок

«Скажи, какая? какой?» (словесная игра)

Цель. Уточнять и углублять знания детей о  названиях частей тела птиц (лапки, хвост, крылья, грудь, клюв и т.д.). Учить  детей образовать сложных прилагательных.

Материалы. Не требуются.

Описание. Воспитатель – У сороки белые бока – она какая? – белобокая; у синицы жёлтая грудка – она какая? – желтогрудая; у снегиря красная грудка – он какой? – …; у дятла красная голова – он какой? – …; у воробья короткие лапки – он какой? – …; у вороны длинный клюв – она какая? – …

«Узнайте животного по описанию».

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

Описание. Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

“Пищевые цепочки водоёма” (настольно-печатная игра)

Цель. Формировать   знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Материал. Предметные карточки (лото).

Описание. Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар – лягушка – цапля

червячок – рыбка – чайка

водоросли – улитка – рак

ряска – малёк – хищная рыба

Игра «Пищевые цепочки в лесу» (настольно-печатная игра)

Цель. Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Материал. Силуэтные  предметные карточки.

Правила игры. Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения – гусеница – птицы

растения – мышка – сова

растения – заяц – лиса

насекомые – ежи

грибы – белки – куницы

лесные злаки – лось – медведь

молодые побеги – лось – медведь

Дидактические игры на тему: растения

Определи растение по запаху» (игра с предметами)

Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Описание: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

Что помогло вам почувствовать этот запах?

Где можно почувствовать такой запах?

«Что где растёт» (словесная игра)

Цель: формировать знания  детей о том, где растут лекарственные растения; закреплять умение детей различать и называть полевые цветы; развивать активность и самостоятельность мышления.

Материал:  мяч.

Описание: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

– Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

– Где растёт ромашка? и т.д.

«Садовники» (настольно-печатная игра)

Цель. Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.
Материал. Набор  настольно-печатной игры «Садовники».

Игровые действия: дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.

Описание. Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; меленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот. То быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.

«Опиши цветочек , мы отгадаем» (словесная игра)

Цель. Учить детей классифицировать растения по их признакам.

Задание: Описать предметы и найти их по описанию.

Описание. Ребенок выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках плода, который надо узнать и назвать.

«Волшебный поезд» (настольно-печатная игра)

Цель. Закрепить и систематизировать  знания о днях недели.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона); два комплекта карточек с изображением  дней недели .

Описание. На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Как мы защитим свою крепость?

Дидактическая задача: Упражнять в узнавании по описанию предметов старины, нахождению и выкладыванию их на макете.

Игровые правила: Действовать по сигналу, согласовывать свои действия с текстом воспитателя.

Игровое действие: Собрать макет старинной крепости и приготовиться к ее защите от врагов.

Дидактический материал: макет с лесом, рекой, сторожевой крепостью, рвом вокруг крепости. Отдельно стоят предметы: колокол, пушки, стрелы. Фигурки защитников крепости: стрельцы, воротники, пушкари, сторожа и т.д.

Ход игры

Дети по ходу рассказа воспитателя выставляют на макете предметы.

– Если сторож видит опасность, начинает звонить в колокол. Стрельцы и пушкари занимают свое место у пушек и возле оконцев- бойниц в крепости. Воротники быстро закрывают ворота на засов и поднимают мост, чтобы враг не пробрался в крепость.

Накроем на стол

Дидактическая задача: Формировать у детей представления об основных свойствах посуды: материал изготовления. Дать обобщающее понятие – деревянная посуда.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Брать только один предмет из сундучка.

Игровое действие: Достать из сундучка предмет, назвать его и сказать, из чего он сделан.

Дидактический материал: сундучок с деревянными предметами посуды: чашки, ложки, сухарница, блюдца и т.д.; кукла Мальвина.

Ход игры

Воспитатель открывает сундучок Мальвины. Дети поочередно достают из сундучка предметы, называют и расставляют на столе: чашки, блюдца, салфетницу, чайник, сухарницу, вазу с цветами.

– Что это за предметы? (это чашки)

– Из чего они сделаны? (чашки сделаны из дерева)

– Что это за предметы? И из чего они сделаны? (это блюдца. Они сделаны из дерева)

– Что это за предмет? И из чего он сделан? (это сухарница. Она сделана из дерева)

– Что это за предмет? И из чего он сделан? (это чайник. Он сделан из дерева)

– Что это за предмет? И из чего он сделан? (это салфетница. Она сделана из дерева)

– Что это за предмет? И из чего он сделан? (это ваза. Она сделана из стекла)

– Посмотрите и скажите, какой предмет на столе лишний и почему? (Ваза. Потому что она сделана из стекла, а остальные предметы из дерева).

– Я убрала вазу с цветами. Что осталось на столе и как это можно назвать одним словом? (посуда)

– Если эта посуда сделана из дерева, как можно про нее сказать, какая она? (деревянная посуда)

– Расскажите, что значит деревянная? (деревянная – это значит, сделана из дерева. Дерево легкое. Его можно раскрасить в разные цвета. Оно не бьется)

Найди свой домик

Дидактическая задача: Дифференцировать предметы посуды по материалу изготовления: деревянная и металлическая.

Игровые правила: Правильно находить, отбирать и раскладывать предметы по своим домикам.

Игровое действие: Разложить предметы деревянные и металлические на две группы.

Дидактический материал: посуда металлическая и деревянная: ложки, вилки, стаканы. Вазы и т.д.

Ход игры

На столе расставлены и разложены разные предметы: ложки, стаканчики, вилки, разделочная доска, матрешка, пирамидка, машинка и т.д. Дети должны разделить все эти предметы на две группы: металлические и деревянные.

Угостим гостей чаем

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, хлебница, чайник, салфетки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.

Игровые правила: Правильно находить и отбирать чайную посуду по количеству гостей.

Игровое действие: Накрыть игрушечный стол для гостей: постелить скатерть, поставить чайные приборы, хлебницу, салфетки. Пригласить гостей за стол.

Дидактический материал: кукольный столик, стулья, куклы. Чашки, блюдца, чайные ложки. Скатерть, салфетки, чайник. Муляжи конфет, пирожное.

Ход игры

Дети вместе с воспитателем накрывают на стол. Педагог следит, чтобы дети ставили приборы по количеству гостей, соблюдали дружеские партнерские отношения, помогали друг другу, были взаимовежливы.

Источники
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-v-sredney-gruppe.html
  • https://multi-mama.ru/didakticheskie-igry-dlya-detej-4-5-let/
  • https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/kartotieka_didaktichieskikh_ighr_sriedniaia_ghruppa
  • https://alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/igry-dlja-detei-4-5-let-v-detskom-sadu-kartoteka.html
  • http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news8312.html
  • https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-didakticheskoi-igry-v-srednei-grupe-kto-gde-zhivet.html
  • https://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/didakticheskie-igry-s-predmetami-dlja-detei-srednei-grupy-dou.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector