Особенности физического развития детей 4-5 лет

Плюсы занятий спортом:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;
  • спорт благотворно воздействует на нервную систему человека;
  • активные занятия улучшают внимание и познавательные способности детей.

Занимаемся спортом дома

Развить у ребенка умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения и ориентироваться в пространстве можно благодаря зарядке в домашних условиях. Утренняя зарядка — залог бодрости и хорошего настроения на весь день! Простые, понятные, приносящие удовольствие ребенку упражнения позволяют развить ловкость, координацию движения и мышечную силу.

Физкультура с улыбкой.jpg

Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка

  • для малышей 1-2 года длительность одного занятия должна быть около 5-8 минут,
  • для 3-4 года — 10-15 минут
  • для 5-6 лет — 15-20 минут

Гимнастика для детей в возрасте до 5 лет

В младшем дошкольном возрасте малыши делают свои первые шаги в спорте и знакомятся с физическими упражнениями с помощью общеразвивающих элементов гимнастики, а также через различные подвижные игры. Такие упражнения, как кувырки, прыжки и стойки, не только очень нравятся детям, они еще способствуют умственному, психомоторному и эмоциональному развитию дошкольников. А для девочек можно рекомендовать элементы художественной гимнастики – это будет наилучшим решением для формирования хорошей физической формы.

Проводя общеразвивающие упражнения для дошкольников можно использовать различные мелкие физкультурные пособия, например, веревку, мячи, кегли, обручи. Также можно использовать на занятиях гимнастикой музыку, ведь она благотворно влияет на общее состояние детей, улучшает их эмоциональное развитие.

Надо отметить, что ярко демонстрирует уровень физического развития детей осанка, которая влияет на характер и настроение ребенка, а также на его психическое состояние. Дети с плохой осанкой часто бывают робкими и пассивными. И если ребенок с самого раннего возраста будет систематически заниматься гимнастикой, то никаких дефектов осанки у него не будет.

Физические упражнения для детей 3–4 лет

В этом возрасте во время занятий физкультурой с ребенком необходимо тщательно следить за тем, чтобы у него была правильная осанка, особенно надо следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил ноги и ровно держал спину. Носки должны быть немного разведены в стороны. Ребенок должен стоять, опираясь на всю площадь стопы, а не так, чтобы упор делался на ее внешний или внутренний край. Плечи ребенка должны быть на одном уровне, а туловище надо держать ровно, без наклона. Голову ребенок должен держать ровно, смотря вперед. Гимнастика для ребенка 3-4 лет, как правило, состоит из 5-6 упражнений:

1. И. П. – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять руки вверх и выполнять наклоны в стороны. Повторить 4-6 раз.

2. И. П. – то же самое. Присесть и имитировать руками сбор грибов или ягод, также можно “срывать цветочки”. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

3. И. П. – лежа на спине. Сделать переворот на живот и обратно. Повторить 4-6 раз.

4. И. П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Выполнять прыжки на месте. Повторить 4-6 раз.

5. И. П. – лежа на спине, ноги и руки выпрямлены. Ноги согнуть в коленях, затем ноги поднять и делать имитацию вращения педалей велосипеда, после чего вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

6. И. П. – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Присесть на корточки и изобразить руками, как птичка клюет зерна, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Физические упражнения для детей 4-5 лет

В данном возрасте, при занятиях физкультурой с детьми, особое внимание необходимо уделить развитию стопы, потому что в силу различных неблагоприятных факторов у ребенка может начать развиваться плоскостопие. Гимнастика для ребенка 4-5 лет должна включать 4-5 упражнений. И начинать ее следует с небольшой разминки, которая состоит из ходьбы по кругу на носках, а затем на пятках. Такая разминка является прекрасной профилактикой плоскостопия.

1. И. П. – ноги на ширине плеч, руки на талии. Выполнить поворот в сторону, при этом руки развести в стороны, затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

2. И. П. – сидя на полу, скрестив ноги “по-турецки”, руки поставить в упор сзади. Сделать наклон вперед, хлопнуть по полу перед ногами, затем наклониться как можно ниже, хлопая по полу как можно дальше. Далее – снова хлопнуть перед ногами и вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

3. И. П. – лежа на спине, кисти сомкнуть на затылке, локти выставить вперед. Повернуться на бок, вернуться в исходное положение. Затем повернуться в другую сторону и опять вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

4. И. П. – ноги на ширине плеч, руки на талии. Выполнять подпрыгивание с поворотом вокруг себя. Повторить 6-8 раз.

5. И. П. – ноги на ширине плеч, в руках мяч, который надо держать двумя руками внизу. Присесть, мяч держать прямыми руками перед собой. При этом спина должна быть прямая, взгляд на мяче. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

6. И. П. – ноги на ширине плеч, руки внизу, в одной из них мяч. Поднять обе руки вперед, переложить мяч из одной руки в другую, а затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Физкультура для детей пяти-шести лет: специфика занятий

Физкультура для детей пяти-шести лет: специфика занятий

Развивающая физкультура для детей дошкольного возраста заключается в выполнении малышами различных комплексов доступных для них упражнений, предпочтительно — представленных в интересной игровой форме. Занятия желательно осуществлять ежедневно, два-три раза в день, выделяя на них достаточное количество времени.

Так, если оптимальная продолжительность одного занятия физкультурой с детьми 3-4 лет составляет всего четверть часа, то, по мере достижения малышами пятилетнего возраста, время, отведенное на упражнения, увеличивается до 20-30 минут. Комплекс может включать в себя 6-12 упражнений, с повторением каждого от двух до шести раз, в зависимости от степени физической подготовленности того или иного ребенка.

Один из классических вариантов занятия физкультурой для детей пяти-шести лет — это комплексы упражнений на имитацию движений (птиц, животных, насекомых, и т. д.). Лучше всего дать каждому упражнению интересное и запоминающееся название, например, «Крокодильчик»», «Паучок», «Гусеничка», «Кенгуру», «Бабочка».

О чем следует помнить родителям

Комплекс упражнений следует формировать таким образом, чтобы в движениях принимали участие различные группы мышц малыша; в противном случае занятия окажутся для ребенка утомительными. Идеально, если целью занятий будет являться развитие не двух-трех, а целого спектра физических качеств — гибкости, ловкости, координации и скорости движений, силы, выносливости, и пр.

Приступая с ребенком к занятиям физкультурой, родителям важно помнить о соблюдении принципов постепенности и последовательности. Начало занятий предполагает осуществление малышом небольшого комплекса простых упражнений. По мере привыкания организма ребенка к физическим нагрузкам, количество элементов понемногу увеличивается, а движения становятся более сложными.

Материалы по теме  Адаптация ребенка 3–4 лет к детскому саду

Комплекс упражнений по физкультуре для детей пяти-шести лет

Каждое новое упражнение детской физкультуры требует краткого и понятного предварительного разъяснения. Затем взрослому следует наглядно продемонстрировать ребенку необходимый порядок движений, после чего можно предложить малышу попробовать выполнить действия самостоятельно.

  • «Маятник»

Ноги расставлены на ширине плеч, кисти рук приложены к голове. По счету выполняем плавные наклоны головой — влево, вправо, вперед, назад.

  • «Волна»

Ноги поставлены на ширине плеч, руки разведены в стороны. Поочередно выполняем руками волнообразные движения.

  • «Мельница»

Пресс

Эффект: укрепление мышц пресса.

Техника выполнения:

  • Исходное положение — лежа на спине, ноги прямые, руки за голову или руки вдоль тела прямые.
  • Первыми ребенок тянет руки, создавая инерцию, затем поднимается голова, плечи, скручивание делается постепенно, руками дотянуться до носочков — чтобы в этот момент растяжения отдохнуть.
  • Плавно опуститься назад.
  • Нельзя резко падать прямым корпусом назад и резко подниматься вперед.
  • Для удобства выполнения можно придерживать ноги ребенку или зацепить носочки за основание дивана, чтобы ноги при подъеме не отрывались от пола.
  • Выполнять 10–15 раз.

Закидывание ног за голову

Эффект: укрепляется нижний пресс, растягивается поясничный отдел.

Техника выполнения:

  • Исходное положение — лежа на спине.
  • Постепенно поднимаем ноги и закидываем за линию головы.
  • Упор при этом на плечи, не на шею и голову.
  • Выполнять 10–15 раз.

ВАЖНО:во время занятий дома необходимо соблюдать питьевой режим — не более одного-двух глотков воды с периодичностью через два упражнения, всего в день ребенок должен выпивать полтора литра воды. Есть лучше за полтора-два часа до занятия и насытить пищу сложными углеводами. После занятия ребенку необходимо поесть, но не раньше, чем через 30–40 минут.

Комплекс простых упражнений для детей

В занятия фитнесом с нагрузкой, адаптированной к детям младшего школьного возраста, могут входить следующие простые тренировочные движения:

  • Подъем на носки стоп.

Это движение предельно простое, поэтому с него можно начинать детскую зарядку. Ребенок должен встать ровно, сведя вместе стопы и, глубоко вдыхая, подняться на пальцы ног, подняв при этом руки вверх через стороны. Опускаться на всю стопу следует на выдохе. Всего нужно сделать 10 таких подъемов.

  • Наклоны головы.

Стоя ровно, нужно поочередно наклонять голову влево и вправо, фиксируя ее в наклоне на 1-2 секунды. Это упражнение следует выполнять в умеренном темпе в течение 2-3 минут.

  • Подъемы плеч.

Не меняя стартового положения, необходимо попеременно поднимать левое и правое плечо в течение 1-2 минут.

  • Вращения плечами.

Для выполнения этого упражнения нужно сначала поочередно, а затем попеременно вращать плечами в течение 2-4 минут.

  • Наклоны туловища.

Ребенок должен встать ровно, расставить нижние конечности на ширину плеч для наибольшей устойчивости. Далее следует, положив кисти на пояс, медленно наклониться влево. Вернувшись в вертикальное стартовое положение, наклониться вправо. Рекомендуемое число наклонов в стороны — по 15 раз в каждом направлении. После их выполнения нужно повторить упражнение, наклонившись вперед 15-20 раз.

  • Ходьба на месте с высоким подъемом коленей.

Стоя ровно, ребенок должен 2-4 минуты высоко поднимать колени. При желании можно совершать хлопок под бедром. После этого в занятии фитнесом необходимо поскакать минуту на одной ноге и столько же — на другой.

  • Наклоны с вытягиванием верхних конечностей.

Стоя ровно, нужно наклониться с прямой спиной вперед, сцепить кисти в замок и потянуться руками вперед как можно дальше. Затем следует, не размыкая кисти, наклониться вниз, стремясь достать ладонями до пола. Завершая упражнение, нужно поднять руки вверх. Всю последовательность действий необходимо выполнить 5-8 раз.

  • Приседание.

Стоя ровно, ребенок должен плавно опустить таз вниз, согнув для этого колени под прямым углом. Верхние конечности можно завести за голову или вытянуть вперед. Приседать следует от 10 до 15 раз.

  • Отжимание.

В зависимости от степени физического развития ребенка он может отжиматься от пола или от возвышенности, упираясь в пол не носками стоп, а коленями. Это тренировочное движение рекомендуется повторять 8-10 раз.

  • «Лодка».

Чтобы ее выполнить, нужно лечь животом на пол, вытянуть нижние конечности назад, а верхние, соответственно, вперед, а затем одновременно приподнять руки и ноги, прогнувшись в спине.

  • Растяжка нижних конечностей.

Сесть на пол, развести ноги в стороны как можно шире. Вдохнув, наклониться вправо, лечь корпусом на правую нижнюю конечность. Выдыхая, выпрямиться. На следующем вдохе наклонить туловище влево, лечь животом на левую ногу.

  • «Ласточка».

Это классическое упражнение для развития координации и приведения в тонус мускулатуры ног и кора. Его техника предполагает выполнение следующей последовательности движений: встать ровно, отвести прямую нижнюю конечность назад и наклонить вперед корпус до уровня параллельности ровной спины поверхности пола. В такой позе нужно задержаться на 20-60 секунд. Затем необходимо сменить опорную ногу и повторить данный фитнес-элемент для детей еще 5-7 раз.

  • «Планка».

Приняв упор лежа, нужно задержаться в прямой горизонтальной позе на 30-60 секунд, не допуская провисания бедер или округления спины.

Способы мотивации детей к занятиям фитнесом

Чтобы фитнес-тренировка с детьми сопровождалась только положительными эмоциями, необходимо использовать следующие эффективные способы мотивации:

  • заниматься нужно вместе, подавая таким образом пример ребенку, что является самым лучшим способом воспитания и мотивации;
  • тренироваться следует под энергичную и веселую музыку, чтобы не было скучно заниматься;
  • необходимо объяснять детям пользу и важность физических нагрузок, делая акцент на том, что тренировки помогают стать сильнее, выносливее и благоприятно влияют на развитие ребенка;
  • важно использовать в тренингах ту двигательную активность, которая нравится ребенку. Например, можно построить занятие на работе с мячом, если малышу нравится с ним играть.

Физиологические изменения в 5-летнем возрасте

Многие родители замечают, что на пятом году жизни ребенок сильно «вытягивается» и худеет. Действительно, для этого возраста характерно стремительное изменение структуры тела. Именно сейчас организм ребенка избавляется от лишних жировых отложений, используя основную часть питательных элементов для роста и укрепления мышечной ткани. Как правило, крупные мышцы малыша развиваются интенсивнее, чем мелкие, из-за чего грудная клетка, корпус и ягодицы ребенка заметно расширяются.

Физиологическое развитие ребенка 5 лет, согласно усредненным нормам, должно соответствовать следующим показателям:

  • рост – от 99 до 116 см;
  • вес – от 14,7 до 20 килограммов.

При этом за год малыш вырастает в среднем на 4-6 сантиметров, и практически не прибавляет в весе, из-за чего кажется, что ребенок резко худеет. На самом же деле это является вполне нормальной возрастной особенностью.

Основные навыки и умения 5-летнего ребенка

В этом возрасте ребенок уже хорошо координирует свои движения и даже умеет держать равновесие. Сейчас ребенка можно смело учить кататься на двухколесном велосипеде, роликах или коньках.

Поскольку организм малыша находится в активной стадии роста, он нуждается в постоянных движениях. Ребенок в этом возрасте становится чересчур активным и любознательным: он с удовольствием бегает, прыгает, осваивает турникеты, учится кувыркаться и овладевает новыми движениями. Сейчас уже можно отдавать ребенка в какую-нибудь спортивную секцию. Например, мальчикам 5-ти лет понравится хоккей, единоборства, теннис и футбол, а девочкам – танцы, фигурное катание и гимнастика.

Материалы по теме  Анатомо-физиологические особенности детей: развитие внутренних органов ребенка

Физическое развитие ребенка 5 лет позволяет малышу свободно владеть следующими умениями:

  • бегать на расстоянии 40-60 метров;
  • перепрыгивать с ноги на ногу;
  • держать равновесие, идя по гимнастической доске;
  • координировать силу и скорость своих движений;
  • подбрасывать и ловить мяч, попадать им в указанную цель с расстояния более 1-го метра;
  • прыгать в длину, преодолевая расстояние в 50-60 сантиметров;
  • быстро взбираться по гимнастической стенке;
  • висеть на перекладинах и подтягиваться на них.

Кроме того, в этом возрасте активно совершенствуется мелкая моторика рук ребенка, благодаря чему его движения становятся более ловкими и четкими. В пятилетнем возрасте ребенок уже правильно держит карандаш и ножницы, а также может работать с мелкими предметами.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Умственное развитие пятилетних детей

Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:

  • Способностью концентрировать внимание
  • Умением воспринимать информацию
  • Развитием логического мышления
  • Памятью
  • Воображением.

Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

Дети очень быстро впитывают новую информацию

Дети очень быстро впитывают новую информацию

Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.

Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.

С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно. Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.

Малыш уже помогает родителям

Малыш уже помогает родителям

Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается. Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога. Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.

Речевое развитие ребенка в пять лет

Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков. Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.

Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке. Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».

Особенности мышления детей в пять лет

У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.

Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.

Материалы по теме  Как нарисовать птиц: легкое поэтапное рисование перьев карандашом для ребенка или начинающего и нарисованные шаблоны для этого

Подвижные игры и прогулка

Ежедневно ребенок должен находиться на улице около 3 часов. В зимнее время можно сократить время пребывания до 30 минут, предлагая ребенку расширенный комплекс упражнений в домашних условиях.

На прогулке предлагайте ребенку:

  • Лазать по турникам, ходить по бордюрам, преодолевать пешком и бегом различные расстояния;
  • Подвижные игры: догонялки, салки, классики, игры с мячом, тарелкой, скакалкой. Хорошо, если получится привлечь к игре других детей;
  • Тренировать выносливость, постепенно увеличивая расстояние пройденное пешком. Прогулки по парку, скверу, лесу и т. д. можно использовать не только для развития физических навыков, но и в качестве обучающих занятий (по дороге рассказывайте о предметах, событиях);
  • Кататься на велосипеде, беговеле, самокате, санках, лыжах и т. д.

В 4-5 лет дети нуждаются в общении со сверстниками. Подвижные игры — хороший способ не только развивать малыша физически, но и помочь ему завести новых друзей, предлагая пригласить в игру других детей.

Дополнительные занятия, спорт

С 4-5 лет ребенку доступны различные секции. Хорошо предложить малышу попробовать себя в плавании, футболе, гимнастике в зависимости от предпочтений ребенка.

Чтобы помочь малышу определиться, хорошо посещать различные спортивные соревнования, знакомить с разными видами спорта. Раннее привлечение внимания к активному образу жизни позволит сформировать понимание важности поддержания хорошей физической формы, необходимость следовать здоровому образу жизни.

Роль родителей в развитии детей 4-5 лет

Если малыш ходит в детский садик, то его развитием в основном занимается воспитательница. В саду ребёнок играет в активные игры, общается со сверстниками, учится лепить из пластилина, рисовать карандашами и красками. Если же малыш не посещает детское дошкольное учреждение, то его развитием и воспитанием обязаны заниматься родители, которые должны учитывать индивидуальные особенности характера и темперамента своего отпрыска.

Необходимо ежедневно заниматься физическим развитием своего чада – придумывать и играть в подвижные игры, приучать его к зарядке. Зарядка может состоять из комплекса простейших упражнений на разгибание и сгибание конечностей, повороты и приседания. Она не только оказывает положительное влияние на физическое состояние малыша, его иммунную систему, но и приучает к дисциплине и порядку.

rebenku 5 let

Малыша 4-5 лет необходимо водить на специальные занятия. Для развития физической активности мальчика можно записать в спортивную секцию, а девочку водить на танцевальные занятия.

Родители должны способствовать развитию социальной активности своего чада. Ребёнок должен регулярно видеть других детей, общаться с ними, играться в парках, на детских площадках. Дома необходимо читать с малышом сказки, обсуждать их, а также заниматься рисованием и лепкой из пластилина, глины или теста. Эти занятия укрепят мышцы ладони и понемногу подготовят руку к письму. Стоит заниматься и играми, направленными на развитие мелкой моторики – сбор различных конструкторов, пазлов.

Ребёнок должен помогать маме и папе в домашних делах. К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.

Чтобы следить за физическим здоровьем ребёнка, необходимо регулярно проходить осмотры у окулиста, хирурга, отоларинголога, кардиолога, участкового педиатра, проводить ЭКГ.

развитие ребенка в 4 года

К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т.п.).

В воспитании детей важным является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу, создают благоприятную атмосферу как для физического, так и для психоэмоциональн ого развития малыша.

Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.

Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию малыша, тем успешнее он развивается.

Основные признаки задержки в развитии детей

Опасными признаками в развитии детей 4-5 лет являются:

1. Чрезмерная агрессивность, застенчивость, тревожность или боязливость.

2. Проблемы в общении с другими детьми, нежелание играть с ними.

2. Слабая двигательная активность, неспособность без помощи подниматься по «шведской стенке».

3. Рассеянность внимания, не способность концентрации на чём-то одном более чем на 5 мин.

4. Ограниченность интересов.

5. Неспособность назвать своё имя.

6. Ограниченный спектр эмоций, подавленное состояние.

7. Неспособность удерживать в руке карандаш, построить пирамиду из 8 кубиков.

8. Проблемы со сном, самостоятельным приёмом пищи, походом в туалет.

9. Неспособность самому мыть руки, чистить зубы, одевать и снимать одежду.

Если родители замечают у своего малыша хотя бы один из этих признаков, необходимо срочно показать его педиатру. Он объективно оценит ситуацию и направит к одному из более узких специалистов — детскому психологу, неврологу, хирургу.

Каждый ребёнок развивается по-разному. У кого-то получается развиваться быстрее, у кого-то — чуть медленнее. Родители должны в любом случае поддерживать своего малыша, учитывать его личные особенности. Кроме того, им необходимо знать основные параметры развития детей в том или ином возрасте, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к врачу и решить проблему ещё на истоке её возникновения.

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Выводы

Итак, к 5 годам здоровый ребенок обладает развитой крупной моторикой, что дает ему возможность заниматься различными видами спорта. Он обладает прекрасным воображением, развитым мышлением, речью, эмоциональной памятью, умением концентрировать внимание на достаточно длительное время. В пятилетнем возрасте ребенок воспринимает себя как личность и учится взаимодействовать со сверстниками.

Источники
  • https://rosuchebnik.ru/material/kompleks-fizicheskikh-uprazhneniy-dlya-doshkolnikov/
  • https://sport-51.ru/article/useful-information/11007-gimnastika-dlja-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/fizicheskaya_kultura_malyshey_5_6_let/
  • https://www.yapokupayu.ru/blogs/post/ofp-dlya-rebenka-6-prostyh-uprazhneniy-kotorye-mozhno-delat-doma
  • https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=7622
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/fizicheskoe_razvitie_rebenka_5_let/
  • https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/razvitie-detey-v-vozraste-5-let-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-pyat-let
  • https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-5-god.html
  • https://kukuriku.ru/razvitie/kalendar/ot-4-do-5-let/
  • https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/fizicheskoe-razvitie-deti-doshkolnogo-vozrasta/fizicheskoe-razvitie-rebenka-4-let.html
  • https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/5-let.html
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kalendar-razvitiya-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-5-let.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector