Самые непослушные дети

Способы и средства воспитания детей

Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.

Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.

Развитие ребенка 1 – 5 лет

Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.

Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.

Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.

Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.

В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.

Физическое воспитание

Первые 6-7 лет – наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них – легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.

Что можно делать в это время:

  • Укреплять здоровье. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
  • Формировать жизненно необходимые двигательные навыки (например, учиться плавать, бегать, лазать);
  • Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.

    Что могут делать родители?

    • Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям (зарядке, обливанию, пробежке или плаванию).
    • Если позволяет место и пространство, можно приобрести домой простой спортивный инвентарь – установить шведскую стенку или турник, купить фитбол, скакалку.
    • Если вы сомневаетесь в том, что у вас хватит времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку здесь ребенка не готовят к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т.д. Причем спектр таких занятий достаточно широк – от йоги до плавания и танцев.

Умственное воспитание

Если физическое воспитание – это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.

Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:

  1. Копировать в точности узор или движение
  2. Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
  3. Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
  4. Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
  5. Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.

Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.

Что могут сделать родители?

  • Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
  • Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
  • Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.

Нравственное и духовное воспитание

Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.

Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.

Что могут сделать родители?

  • Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
  • Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: «А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?»;
  • Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
  • Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.

К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.

Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.

Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, – как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений – современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

Развитие ребенка в дошкольном учреждении

Образовательный центр «Лучик» функционирует с 1988 года и включает детские сады «Лучик», центр раннего развития, где проводятся занятия с малышами от одного года до пяти лет. В образовательном центре функционируют группы по подготовке к школе для детей 4-5 лет, а также проводится обучение в школе «Лучик» детей с 1 по 11 классы.

В группах дошкольной подготовки – не более восьми детей, что позволяет создавать благоприятную атмосферу и уделять достаточно внимания каждому ребенку. Опытные психологи и преподаватели проводят занятия в игровой увлекательной форме. Каждое занятие состоит из трех или четырех блоков.

Среди основных задач дошкольного образования – не только обучение детей элементарным навыкам, грамоте и счету, но также правильному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умению самостоятельно разрешать сложные ситуации, легко адаптироваться в новых условиях. Поэтому для полноценной подготовки ребенка к школе важно участие психолога. В «Лучике» уделяется особое внимание психологической готовности будущего школьника, формированию у него позиции «Я – школьник».

Особенности современных подростков

Тех, кто родился после 2000-го года, называют центениалами. Есть несколько аспектов, в которых детство нынешнего поколения кардинально отличается от предыдущих. 

Новый сленг

«Особые» слова существовали в языке всегда. Подрастающее поколение старается зашифровать свой язык так, чтобы взрослым и «чужим» было непонятно. И это нормально, уверяют психологи. 

Вот примеры сленговых слов, популярных у нынешнего поколения. Большинство из них появилось благодаря Сети: когда переписываешься, хочется упростить и сократить, чтобы потратить меньше времени. Но сленг не задержался в одном лишь интернете. Слова быстро перекочевали и в устную речь молодёжи.

  • Топ, топчик — лучший.
  • Агриться — злиться, ругаться.
  • Го — пойдём.
  • Чекнуть — проверить, посмотреть.
  • Сорь, сорян — извини.
  • Поч — почему.
  • Жиза — жизненная ситуация.

Не стоит ругать подрастающее поколение за то, что они «коверкают» язык. Сленг — нормальное явление. Просто объясните подростку разницу между формальным и неформальным общением. Если в компании друзей сленговая фраза «го в магаз» прозвучит уместно и естественно, то сказать преподавателю «сорян» за несделанную домашку — уже некорректно. 

Прогрессивность и толерантность

Общественные настроения и нормы меняются. Поэтому и традиционные модели воспитания устаревают. 

Всё чаще можно встретить юношу или девушку, которые лет в пятнадцать уже задумываются о социальных проблемах, осознанном потреблении, антимилитаризме и гуманистических ценностях. Всё больше подростков ставят под сомнение актуальность традиционных гендерных ролей (женщина — «хранительница очага», мужчина — «добытчик»). 

Современное воспитание подростков должно включать в себя уроки толерантности и искоренение гендерных стереотипов. 

Клиповое мышление

Технологии, к которым есть доступ у подростка в современном мире, ещё лет двадцать назад казались фантастикой. 

Центениалы не знают, каким был мир без интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация. 

За день через современного подростка проходит огромное количество ярких впечатлений. Он листает ленты новостей, смотрит истории в Instagram, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе.
Это может иметь как положительные, так и негативные последствия. Из положительных можно выделить способность к многозадачности или ускорение реакции. О том, как уменьшить риски, мы расскажем далее в статье. 

Быстрый темп

Нынешние дети тратят минимальное время на решение какой-либо функциональной задачи. 

Под рукой всегда есть калькулятор, автокоррекция и Google. Любая информация находится мгновенно, ошибки исправляются моментально, а подсчёты в столбик канули в прошлое и используются разве что в начальной школе. Чтобы узнать, сколько тонн весит голубой кит, не нужно идти в библиотеку и листать энциклопедию. Google даст ответ за 0,65 секунды. 

Подростки привыкают к быстрому темпу. Им тяжелее писать большие сочинения от руки, читать объёмные параграфы в учебниках и долго следить за монотонными лекциями.
По наблюдениям психологов, ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд.

Почему поколение Z пишет с ошибками и что с этим делать → 

Педагоги советуют внедрять в процесс образования интерактив, преподносить информацию кратко и по делу, чередовать форматы обучения. Лучший способ заставить подростка сфокусировать внимание — сделать так, чтобы ему было интересно. 

Агрессивность в современном обществе

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

В современном мире остро стоит проблема агрессивности людей и, в частности, агрессивности детей и подростков. Есть теория агрессии, очень распространенная в современной психологии, — теория социального научения . Ее суть состоит в том, что агрессии люди научаются в процессе жизни.

Чем отличаются дети с высоким уровнем агрессии от обычных детей? Психологи установили: знанием или незнанием конструктивных способов разрешения противоречий. Агрессивный подросток знает только один способ: накричать или дать в глаз. Ребенок с низким уровнем агрессии знает другое: да, можно подраться, но можно пойти на обсуждение, договориться. Автор этой теории, американский психолог Альберт Бандура, говорит, что весь процесс социализации ребенка происходит через его наблюдение за поведением других — сверстников, учителей, родителей.

А.А. Реан заметил, что больное агрессией общество заражает ею свое молодое поколение. И если изменения в обществе таковы, что успеха достигает тот, кто идет по головам, ни с чем не считаясь, что можно силой добиться желаемого, то молодежь усваивает правило: действовать надо именно так. Иначе будешь неудачником.

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

У нас в обществе сегодня градус агрессии высок. Толерантность не в почете. И мы готовы растерзать не только врагов, но и простого собеседника, если у него другое мнение… Наверно стоит радоваться тому, что подростки меньше смотрят телевизор, а больше сидят в интернете — там агрессия тоже есть, но гораздо меньше.

По результатам масштабного исследования, проведенного под эгидой Всемирной организации здравоохранения в 2016 г. (в исследовании приняли участие 42 страны из Европы и Северной Америки, опрошено более 220 тысяч детей), было установлено, что с буллингом сталкивались в среднем около 12% мальчиков и 10% девочек. При этом следует подчеркнуть, что это именно средние показатели по большому числу стран.

В целом имеются значительные межстрановые различия. Результаты исследования, проведенного Г.У. Солдатовой с соавторами в 2010 году, показывают, что у нас в стране 23% детей, пользующихся интернетом, становились жертвой буллинга (не обязательно кибербуллинга). В Санкт-Петербурге эта цифра достигает 35%, что значительно превышает средний показатель по России.

Пятая часть российских детей – жертв буллинга подвергается травле либо каждый день, либо 1–2 раза в неделю. Каждый десятый российский школьник сталкивается с буллингом в интернете. В России 25% детей отмечают, что были субъектами буллинга в реальной жизни или в интернете. Следует отметить, что по этому показателю Россия превосходит европейские страны в два раза.

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Результаты и других социологических исследований представлений россиян о том, как изменились люди и отношения между ними за последние 15–20 лет, подтверждают драматичность ситуации. Так, по мнению 68% респондентов агрессивность людей возросла, только 11% считают, что она ослабла, и 15% полагают – осталась на прежнем уровне. Доброжелательность, напротив, по мнению 60% опрошенных, снизилась, только 10% считают, что она возросла, 23% полагают, что она осталась на прежнем уровне. Снижение честности отметили 60% опрошенных, а ее усиление – только 6%, 26% полагают, что этот показатель остался на прежнем уровне. Усиление цинизма констатируют 61% опрошенных респондентов, а его ослабление – только 10%, 17% считают, что изменений здесь нет.

Такие негативные тенденции характерны не только для России, но и для других стран. В США, например, количество американцев, считающих, что «людям надо верить» упало с 55% в 1960 г. до 32% в 2009 г., то есть большинство граждан США перестали доверять друг другу. Эти данные отражают мнение всего народонаселение страны.

Однако согласно исследованию 2012 г., среди молодежи доля тех, кто полагает, что «людям надо верить», еще ниже и составляет всего 19%. В Великобритании степень доверия упала с 56% в 1959 г. до 30% в 2008 г. По мнению Ф. Зимбардо и Н. Коломбе, корни этого феномена надо искать в деятельности СМИ, которые «постоянно говорят о разрыве между богатыми и бедными, о коррупции, политических махинациях, лжесвидетельствах, когда репутации именитых людей лопаются как мыльные пузыри».

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Что же влияет на уровень агрессивности детей и подростков? В первую очередь семья. Психологическая деформация семьи и системы отношений в ней оказывают непосредственное влияние на формирование девиантного, асоциального поведения подростков. Реан в своих исследованиях отметил, что плохой школьный климат (скандалы, буллинг, плохие отношения со сверстниками и учителями и др.) также сильно влияет на агрессивность школьников.  Установлено, что дети, не вовлеченные в ситуацию школьной травли, оценивают климат и безопасность в школе значимо выше, чем дети, которые включены в эту ситуацию. Эта закономерность характерна для всех участников травли, независимо от их роли в ситуации – жертвы, агрессора или наблюдателя.

Агрессивность может проявляться по-разному. Это понятие у нас обычно ассоциируется с драками, спорами, скандалами и другими конфликтами. Но суицид — это тоже агрессия, но направленная на самого себя. Все помнят сетевую игру «Синий кит», приводившую детей к самоубийствам. В ходе игры шла обработка сознания, детям внушали, что они должны делать. Но ведь не каждый ребенок-участник игры этому поддавался, а лишь те, у кого была личная предрасположенность к аутоагрессии (т.е. агрессии, направленной на себя).

Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

В России были проведены и другие исследования. Сбербанк совместно с агентством Validata в конце 2016 года провели исследование, в ходе которого специалисты работали с 18 фокус-группами с детьми и молодежью в возрасте до 25 лет, 5 фокус-группами с родителями. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России, а также экскурсии (например, в Барнауле и Саратове). После опросов молодежи и ряда глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами, было выведено 30 фактов о современной молодежи на 2017 год. Эти факты актуальны и в 2019 — 2020 гг.

Факт 1. Родились с кнопкой на пальце

Чтобы проверить этот факт достаточно просто прийти в любое общественное место и посмотреть вокруг. Что мы увидим? Все студенты, школьники и даже дети «сидят» в телефонах. Они слушают музыку, играют в игры, «зависают» в социальных сетях, активно чатятся, что-то гуглят, пользуются навигаторами и различными приложениями, а кто-то даже пытается развиваться (аудиокниги, электронные книги, развивающие сайты и видео, языковые курсы и т.д.). Нужно признать, что и более старшее поколение уже сложно встретить в каком-то другом состоянии. Такова реальность, мы скорее голову дома оставим, чем смартфон.

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Почему же мы не видим жизни без смартфона? Дело в том, что «быть онлайн» – это ведущее измерение реальности. Здесь легче знакомиться, рассказывать о себе, искать информацию, покупать вещи. Более того, «онлайн» формирует тренды. Формирование трендов и перенимание ролевых моделей теперь тоже происходит «онлайн». Сейчас можно годами не выходить из дома и жить при этом отлично, иметь хорошую зарплату, оплачивать все счета, заказывать качественные вещи и продукты с доставкой на дом, быть в курсе всех новостей и трендов.

Факт 2. Воспринимают краткую и наглядную информацию

Вот она, эра информационных технологий. Немногие дети сегодня понимают то, как их родители раньше учились, сидели в библиотеках часами, сами писали дипломные и курсовые работы, окружив себя миллионами старых и пыльных книг. Сейчас для этого достаточно просто ввести запрос в поисковике, и перед вашими глазами появятся ответы на все интересующие вас вопросы.

Но молодежи этого уже недостаточно. Современные дети и подростки потеряли способность воспринимать длинные и нудные тексты. Для того, чтобы донести до них информацию в приемлемой для них форме, учителям приходится сильно сокращать и перерабатывать весь материал, чтобы дети могли потреблять его маленькими «перекусочными» порциями. Таким образом, появляется новый девиз молодежи «Нет крупным формам!».

Большой акцент делается на наглядности информации. Молодежь даже общается с помощью десятков смайликов и картинок, вот и образование идет на встречу. Разрабатываются пособия и учебники с большим количеством наглядной и интересной информации, где минимум текста и максимум картинок, на уроках постоянно используются различные познавательные фильмы и другое видеосопровождение, и, конечно, все давно уже массово перешли на показ презентаций.

Стоит отметить, что у современной молодежи развилось быстрое переключение внимания (средний период концентрации внимания на одном объекте – 8 секунд).

 Факт 3. Нет долгосрочных трендов

Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду. То, что модно сегодня, завтра сменятся новой модой. Поэтому и вкусы у молодежи меняются очень быстро, у них нет устойчивых предпочтений, нет постоянной лояльности к брендам и стилям одежды, «обязательных списков» в музыке или кино.

Факт 4. Конфликт поколений

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Родители выстраивают партнерские отношения с детьми. Они руководствуются принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное». Вот, например, в ходе исследования прозвучала такая фраза: «Больше хвалим их. Если они беспроблемные, бесконфликтные, вроде, выполняют задания, вроде, нормально общаются, надо их хвалить, чтобы стимул у них какой-то был…Раньше больше ругали».

И молодежь в стороне не остается. Все чаще в социальных сетях стали появляться записи с выражением любви и привязанности к своим родителям. Так что, и дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом. Похоже, метод все-таки работает!

 Факт 5. Взрослые – не безусловный авторитет

Взрослые признают, что дети превосходят их во многих навыках. Проблемы с компьютером, телефоном, другой техникой, кого вы зовете? Нет, не охотников за приведениями. Своих детей. Дети лучше ориентируются в современной бесконечно меняющейся жизни. Но у молодых людей уже нет приоритета к старшим. Молодежь общается с ними свободно и на равных.

Факт 6. Гиперопека

Гиперопека – это такой стиль воспитания, при котором родители стараются контролировать все сферы жизни своего ребенка, не давая ему возможности решать и выбирать. Это, так скажем, болезнь не редкая. Нужно признать, что баланс между гиперопекой и гипоопекой найти сложно, но возможно.

Получается, что родители, пытаясь защитить и пожалеть ребенка, не дают ему получить важные уроки в жизни. Девиз родителей — «Главное – не сломать».  Они оказывают минимальное давление на детей, взваливают все бытовые обязанности на себя, делают так, что ребенок живет «на всем готовом».

Из-за этого молодые люди не приобретают нужных умений самостоятельной жизни, не нарабатывают навыков решения проблем. В итоге, ребенок вырастает, но жить отдельно и самостоятельно не может. Он не знает, как решать бытовые вопросы, не знает где и как нужно поступать, с трудом принимает решения. Такому человеку будет сложно добиться чего-нибудь в жизни.

Факт 7. Не могут без социального взаимодействия

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Человек – биосоциальное существо. Нам необходимо постоянно взаимодействовать с людьми, чтобы хорошо себя чувствовать. У подростков эта черта сильнее влияет на жизнь. Им важно постоянно быть на связи, они не бывают одни и не любят быть одни. Молодежь постоянно находится в состоянии общения: живое общение при личной встрече, общение по телефону, через соц.сети, в играх, на форумах, даже комментарии в Интернете являются своеобразным общением.

Сегодня среди молодежи даже сильнее ценятся те качества, которые помогают легко общаться. В любой компании и в любой ситуации важно беспроблемно взаимодействовать. Вот как отзываются сами дети об этом: «Моя лучшая подруга очень открыта, добра, позитивна, улыбчива, безумно талантлива, красива, умна и, что самое главное, она безумно веселая».

Факт 8. Уверенность в собственной исключительности

Поколению Z прививается мысль об их уникальности. Каждый ребенок уникален и талантлив. Каждый считает себя непохожим на другого. Свои увлечения описываются как необычные, свои отношения с родителями считаются лучше, чем у других.

«Типичные качества современного молодого человека: выпендрежник, пофигист, не задумывается о будущем, живет как живет, у него сейчас все нормально, его сейчас все устраивает и все, а о будущем он не думает».

Факт 9. Тотальное следование рекомендациям Онлайн-СМИ 

Еще 10 лет назад на улицах можно было встретить представителей разных субкультур среди подростков: готы, эмо, панки и т.д. А современная молодежь отличается отсутствие каких-либо ярко выраженных субкультур. Такими образом, складывается некая похожесть вопреки представлению о собственной исключительности и вне зависимости от города и уровня материальной обеспеченности.

«Мальчики выглядят все одинаково: брюки с подворотами, стрижка «по бокам сбрить, чуть выше оставить и сверху подровнять», часики и наушники…»

Факт 10. Не видят себя единым поколением

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Современная молодежь не видит себя единым поколением, у них не развито чувство общности. Они заявляют, что все разные, не замечая того, что их всех объединяет. При этом увлечения, хобби, музыка, кино не воспринимаются как маркеры «свой-чужой», ведь каждый волен делать то, что хочет.

Факт 11. Модель постепенного движения к успеху повредилась

Очень долгое время всех детей учили упорной работе фразами, что «только упорный труд даст результат», «десятилетиями нужно вкалывать, чтобы иметь что-то стоящее», «звезд с неба не хватай, бери, что дают, и работай», «думаешь, ты чего-то добьешься, если будешь плохо учиться и весь день на кровати валяться (играть, гулять и т.д.», «пока и такая зарплата подойдет, поработаешь какое-то время, и она увеличится» и др. Но сегодня у молодежи нет уверенности, что постепенные усилия приведут к цели.  История России последних лет показала поколению Z, что все может пойти не так.

Но эта же история показала, что все может быть лучше, чем ты рассчитываешь. Сотни историй о том, как никому не известный человек вдруг обрел всемирную славу и состояние, все чаще появляются в СМИ. В последние 5-10 лет огромной популярностью среди подростков пользуются видеоблогеры, которые, казалось бы, на ровном месте обретают известность и крупные заработки (хотя они и дети).

Это в очередной раз подтверждает, что успех может быть легким и быстрым. Вот мнение молодежи:

«Лучше жить сегодняшним днём и не строить глобальных планов на будущее. Откуда ты можешь знать, может в твой дом не влетит самолёт…»

«Бывает, что ты учился на пятерки и приходишь на работу устраиваться к однокласснику, который учился на двойки…»

Последняя фраза действительно очень обидна. Столько лет стараний, которые уходят, как оказывается, впустую. На самом деле, такое явление можно встретить достаточно часто. Как правило, «двоечники» и «троечники» не обладают тягой к знаниям, но обладают полезными для выживания навыками. Например, «влезут туда, куда не звали», «скажут без сомнения и стеснения», «не побрезгуют воспользоваться помощью, связями, деньгами», короче говоря, это очень коммуникативно развитые люди. А вот «хорошисты» и «отличники» скорее тихие интеллектуалы, которые привыкли (и хотят) пользоваться честными методами. И, как правило, эти честные методы не сильно работают в нашем мире. Вот и выходит то, что выходит.

Факт 12.  Тихое сопротивление —  открытый бунт

Современные подростки не бунтуют открыто, не устраивают переворотов и стараются формально следовать правилам. Они хотят поступать так, как считают правильным сами (и поступают). Но при этом они не ставят в известность родителей, демонстрируя послушание и конформизм.

 «У меня с родителями хорошие отношения, доверительные. Но я не все им рассказываю, берегу их. Зачем им о чем-то знать, если они с этим были не согласны? Только зря расстроятся и переживать будут…»

Факт 13.  Отсутствие гендерного равенства

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Традиционный взгляд на взаимодействие полов. Девушки должны быть скромными, заниматься домом и воспитывать детей, молодые люди должны обеспечивать семью. Продвинутые, независимые девушки – эгоистичны. С ними сложно и постоянно нужно доказывать, что ты чего-то стоишь. Ожидаемый возраст вступления в брак и рождения детей откладывается до 25-27 лет.

Факт 14.  Главное – найти свой путь

Установка на поиск себя сформулирована родителями и педагогами, активно транслируется через массовую культуру и Интернет. Главное в жизни – это найти свой путь, найти то, что действительно нравиться, чтобы не пришлось как родителям «вкалывать» 50 лет на ненавистной работе.

«Дети учатся на всяких экономиках, потом уходят. Один ушел в кино после Вышки, другой вообще будет на барабанах играть, окончив РЭШ и Вышку. У меня есть девочка, она долго металась, на психфак собиралась, но там нет желания серьезного. Потому что она актриса, я ее на это ориентирую. Я ей все время говорю: «Может быть, из тебя не вырастет большой актрисы, но это то, что ты очень любишь, это твое».

Факт 15. Установка на гедонизм

Главный запрос жизни – быть счастливым. Важную роль играют наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия, ценность каждого мгновения и любовь к себе. Молодежь считает, что стать счастливым можно только, если найдешь свой путь. Трудности означают, что путь выбран неверно.

«Моя хотела быть археологом. Думала, это все про интересные находки и открытия. А потом поняла, что большая часть работы – это сидеть по архивам и что-то изучать-находить, и сразу расхотела».

Факт 16. Счастье – это и есть успех

Успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствием. Привести к успеху может только «Правильно выбранный свой путь».

«Успешность — это когда ты радуешься жизни, чем бы ни занимался, у тебя в душе гармония, если ты работаешь за 20 тысяч, но при этом счастлив, нет внутри конфликтов, ты успешный человек».

Факт 17. Саморазвитие – это модно

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Современная молодежь постоянно говорит о саморазвитии. Саморазвитием считается любое увлечение. Любая активность «по желанию» — музыка, походы, фотографирование…

«Сейчас модно куда-то ходить, развиваться, люди с активной позицией привлекают…»

Факт 18. Жизнь хороша, когда разнообразна

Жизнь должна быть разнообразной. В ней должны сочетаться работа, семья, увлечения, путешествия, общение с друзьями, иначе жизнь кажется скучной, а человек – «деградирует». Считается, что обязательно нужно пробовать разные вещи и занятия. Тогда и жизнь «интереснее», и проще найти «найти свой путь».

Факт 19. Работа должна быть в радость

Слова «карьера» и «престижная работа» практически не звучат. «Вкалывать» подростки не готовы. Они считают, что работа должна приносить удовольствие, доход, не отнимать много времени.

«Знаешь, хочу тебе посоветовать не задерживаться на работе допоздна и не уделять ей слишком много внимания, ведь это не так важно, как воспитание твоих детей с женой».

«Идеальная работа должна занимать часть времени, есть свободное время для семьи. Хорошая зарплата – чтобы хватало на повседневную жизнь, не очень много».

Факт 20. Установка на индивидуализм

Не думают о том, чтобы менять мир или человечество. В первую очередь хотят сделать комфортной свою жизнь и жизнь близких.

Факт 21. Страстно хотят признания

Ожидают похвалы на любое действие и во взрослой жизни. Хотят признания, которое должно вести к социальной популярности на работе, среди друзей, в социальных сетях.

«Раньше мы ездили куда-то просто отдохнуть, а сейчас едут посмотреть что-то, сделать селфи, чтобы другие оценили и позавидовали!»

Факт 22. Модно быть умным

В данном случае ценится не столько интеллект и эрудированность, сколько коммуникативные навыки, т.е. умение общаться. Для подростков умный человек – это человек, который умеет устанавливать социальные связи, поддерживать разговор на разные темы, умеет быть не скучным.

«Умная девушка – это та, с которой интересно поговорить на разные темы: об учебе, о поездках, обо всем, много тем для разговора».

«Умный – это со смекалкой. Он может учиться плохо, но, если будет смекалистый, умеет общаться, это будет хорошо».

Факт 23. Апология семейных ценностей

Среди молодежи принято заявлять, что они любят свою семью, обожают родителей. Удачная семья – признак состоятельности, и в конечном итоге, счастья. А создание хорошей семьи – более важная цель, чем профессиональная реализация.

«Я вижу, что родители всю мою жизнь будут моей самой надежной опорой, мама с папой – это те люди, на которых я реально могу положиться».

Факт 24. Страх разочаровать родителей

Модель воспитания, при которой акцент делается на поощрение и «веру в ребенка», оказывается для молодых людей «позитивным давлением», т.к. появляется страх не оправдать возложенных надежд.

Факт 25. Неправильный выбор – это катастрофа!

«Правильный выбор» становится почти вопросом жизни и смерти — ошибиться нельзя, ведь тогда под угрозой оказывается счастье, а значит ощущение успешности. Появляется страх необратимости сделанного выбора. Им кажется, что при обилии дорог и развилок, пойти можно только по одной и только один раз.

«Идеальное будущее, это если я понял, что не ошибся с выбором!»

Факт 26. Свобода выбора – не помощь, а затруднение

Родители не помогают в выборе пути — они отказываются брать на себя ответственность, поскольку сами не знают «как правильно» и боятся упреков в будущем. Молодые люди чувствуют растерянность, стоя перед выбором, нет никаких четких ориентиров, а путь родителей кажется рутиной и однообразием.

«Мы — растерянное поколение. Раньше родители были строгими, но это максимально позитивная строгость: они подсказывали, как надо, к ним прислушивались. А теперь ты стоишь на перекрестке, не знаешь куда податься».

Факт 27. Страх обычной жизни

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Появляется страх, что взрослая жизнь будет однообразной, обычной, без ярких впечатлений. Молодежь не может видеть радость в повседневности. Для них жизнь без спонтанности и интенсивных переживаний не может быть интересной.

«Я боюсь повзрослеть в плохом смысле этого слова и стать занудой. Человек пришел с работы, сходил в магазин, поспал и пошел на работу. Любовь к жизни, радость и веселье теряются».          

Факт 28. Страх одиночества и социального несоответствия

Молодежь считает, что идеальное будущее – это наличие семьи и друзей. Быть «одиночкой» – это провал и выпадение из социума. Для них одиночество не означает независимость и свободу.

Факт 29. Минимальный горизонт планирования

Отдаленное будущее подросткам кажется непонятным и пугающим. Они имеют короткий горизонт планирования, который работает только при наличии абсолютно понятной цели: закончить школу, сдать экзамены, закончить ВУЗ. План на день — да, а план на год, два, три, десять лет – нет! Есть лишь примерные ориентиры, например, выбранный вуз, специальность.

Факт 30. Главные ожидания от будущего – комфорт и спокойствие

Они ставят перед собой не амбициозные цели, чтобы не разочароваться. Ожидания от будущего – «нормальная жизнь», «простое счастье», комфорт, благополучие, спокойствие, семья. Они все хотят нормальной жизни, нормальных денег, нормальных путешествий.

«Я хочу обыкновенного женского счастья — семью, домик у пруда, чтобы по нему бегали дети, чтобы не нуждаться ни в чем, но и лишнего тоже не нужно».

Советы родителям по воспитанию современных детей

Исходя из результатов разных исследований, специалисты выработали определенные советы по взаимодействию с современными школьниками и молодежью:

  1. Общаясь с современными подростками лучше показывать, а не рассказывать.
  2. Не перезагружать их большими объемами информации – должно быть сразу понятно и «цепляюще»
  3. Использовать простой неформальный язык, но не пытаться «подделываться» под сленг
  4. Вовлекать их в активное «практическое» взаимодействие (игры, переписки-комментарии)
  5. Аппелировать к авторитету, возрасту, опыту, традиции и проверенности временем в общении с ними бесполезно
  6. Единственный способ взаимодействовать – убеждать: объяснять, обсуждать и приводить аргументы
  7. В коммуникации сейчас не надо апеллировать к карьере и карьерному успеху и, в целом, к амбициозным целям, которые достигаются упорным трудом – это не работает.
  8. Акцент на конфликт поколений, подростковый бунт – бессмысленен. Призыв к ценностям прошлых поколений – не работает, так как подростки их не пережили и в сознании практически отсутствуют.

Родителям желательно:

  1. Уметь слушать, чтобы ребенок мог выговориться
  2. Уметь молчать, когда ребенок не хочет рассказывать
  3. Уметь договариваться
  4. Создавать условия, когда ребенку не будет причин для вранья (страх, выгода, психопатология)
  5. Общаться на равных (разговаривать, не поучая)
  6. Доверять – это жизненно необходимо (проявлять самостоятельность)
  7. Не пытаться контролировать все в жизни подростка, а воспитать так, чтобы он знал, как правильно реагировать на внештатные ситуации (насилие, алкоголь, наркотики и пр.).

Никаких записок

Если вы начинаете бессознательно улыбаться, когда вспоминаете, как в школе на уроке передавали написанные на клочке бумажки оскорбления своему другу, сидевшему в другом конце класса — ваше увядание уже началось. Современные школьники записок не пишут. У них для этого есть Snapchat, WhatsApp и так далее.

Гаджеты отвлекают, но не сильно

Пользоваться смартфонами и планшетами во многих школах нельзя. Но там, где это разрешено, серьезных проблем с учебой не наблюдается. Конечно, если все время на уроке вместо учебы проводить в социальных сетях, мало что запомнишь. Но на самом деле большинство школьников на уроках все-таки слушают учителя, а в смартфон заглядывают только на перемене.

Ничего особенного

Подростки не могут выделить какие-то специфические для них самих вещи. Раньше каждый тинейджер мог легко сказать, что он с друзьями слушает группу «Психея», и это их как-то выделяет среди остальных. Сейчас, когда выделиться стало невероятно сложно, и все представлено в таком изобилии, что даже попробовать не успеваешь, подростки перестали ассоциировать себя с каким-то явлением, музыкальной группой или субкультурой. Хотя, возможно, повзрослев и почувствовав ностальгию, нынешние подростки смогут ответить на вопрос, какие у них были причуды.

Стиль хиппи снова в моде

Конечно, подростковая мода — явление региональное. В разных странах подростки одеваются пусть и похоже, но все-таки по-разному. Впрочем, некоторые общие тенденции выделить можно. Например, в моде татуировки, пирсинг и одежда в стиле хиппи.

Жаргон — это не круто

Почему-то считается, что употребление жаргона или «языка падонкаф» — это круто. На самом деле нет. Подростки, если и используют его, то делают это в ироничной манере.

Все ненавидят Бибера

Несмотря на укоренившийся стереотип, большинство подростков не любит Джастина Бибера. Но если его не любят даже подростки, то кто тогда?

Источники

  • https://www.kp.ru/guide/doshkol-noe-vospitanie-detei.html
  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/centennial
  • https://impsi.ru/my-opinion/sovremennye-deti-i-podrostki-novoe-pokolenie-shkolnikov/
  • https://zen.yandex.ru/media/mfb/14-interesnyh-faktov-o-sovremennyh-podrostkah-5cc09264bfff6400b302082e

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector