Сегодня рассмотрим такую важную тему, как развитие детей. И чтобы завлечь ребенка на продолжительный период, часто для этого используют развивающие игры, а именно дидактические.
Они помогают развивать креативность, логическое мышление, социальные навыки, мелкую моторику, улучшают память и внимание. Игры, в которых нужно работать в команде, помогают развивать социальные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и уважение к другим.
В целом, развивающие игры для детей помогают им расширять кругозор в разных аспектах и готовят их к будущему обучению и жизни.
Что такое дидактические игры
Можно обобщить, что дидактические игры – форма обучения, которая включает игровые аспекты одновременно с установленными правилами, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Является разновидностью активного обучения
Структура дидактических игр
Структура дидактической игры |
||||
Задача |
игровые действия |
правила игры |
результат |
Структура дидактической игры основана на взаимосвязи четырех основных компонентов: задача, игровых действий, правил игры, результата (подведения итогов).
Задача
Задачу можно разделить на 2 вида: дидактическая и игровая. В первом случае подготавливаются все предметы, игрушки, определяются с участниками, делятся на команды. Игровая задача больше для детей. Объясняются правила игры и напрямую не объявляется задача, а она и определяет действия ребенка. Это самая главная задача в дидактической игре и предстает перед участниками в виде игрового замысла.
Действие
К игровым действиям относятся сюжет, замысел и суть игры. Отгадывать загадки, разделить карточки, отгадать животное и так далее. Чем разнообразнее действия детей, тем увлекательнее будет игра.
Правило
Обязательным компонентом игры являются ее правила. Они определяют, что и как делать каждому ребенку, ставится цель для выполнения всех действий. Благодаря правилам и происходит учебно-воспитательный процесс. Каждый ребенок должен их соблюдать, взаимодействовать с другими участниками, выполнять свою роль, принимать решения. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать.
Результат
Как и в любой игре, необходимо подводить итоги. Подсчитываются очки или определяется победитель по времени – это зависит от самой игры. Можно обсудить выполненные цели каждого участника. Здесь ребенок учится принимать свой проигрыш и радоваться за победу другого, делать выводы и исправлять свои ошибки. В любой игре может побеждать дружба, если победитель не очевиден, так дети научатся разделять радость и победу вместе.
Виды дидактических игр
Для детей дошкольного возраста дидактические игры можно разделить на 3 основные группы:
- игры с предметами;
- настольно-печатные;
- словесные
Предметные игры включают использования различных игрушек, природных материалов и так далее. Играя с ними, дети могут анализировать, сравнивать, находить особенности. Это способствует развитию воображения, внимательности, сосредоточенности, мышления. Если предметы мелкие, то совершенствуется мелкая моторика.
При настольно-печатных играх можно использовать разноцветные карточки, картинки. Сюда также относится домино, лото, различные настольные игры. Можно играть по парам, в группе или одному. Например, в игре по карточкам дошкольникам нужно сделать классификацию и разделить картинки по определенным группам: “Что растет в лесу?”, “Овощи и фрукты” и тд. Игры, связанные с приключением, где дети должны кидать кубик, передвигать фигурки по полю, развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат.
При словесных играх также можно использовать карточки или картинки. Например, где дети будут сочинять рассказ на ходу, показывая и повествуя о героях. Основой рассказа будут заранее подготовленные картинки. Если играют несколько человек, то известна игра “крокодил”. Где один участник показывает загаданное слово, не используя речь, а другие пытаются угадать. В данном виде игр развивается воображение, творчество и особенно речь.
Этапы проведения дидактических игр
Основные этапы дидактической игры пересекаются с ее структурой.
- Для начала необходимо определиться с игрой. Это делает воспитатель. Необходимо выбирать игру исходя из возраста детей, их умственного и физического развития, их интересов. Нужно выбирать игры, которые не только чему-то учат, но и развивают отношения с другими участниками, способность поддерживать, помогать.
- Следующим этапом является предложение игры детям. Правильное преподнесение отразится на общей увлеченности и настроении игры. К объяснению игры относятся название, суть, цель, правила, содержание.
- Далее подготовка места и предметов. Место должно быть хорошо освещено, если игры за столом и не должно быть опасных мест, если игра активная. Предметов должно хватать на количество участников, все должно быть комфортным и безопасным.
- Распределение ролей. Здесь может помочь жеребьевка, считалочка. Можно пригласить детей постарше или других взрослых, чтобы в каждой команде был ответственный. Если сложно определиться с ролями, то после нескольких игр (раундов) меняйте местами участников.
- На 5 пункте начинается сама игра или игровые действия. В процессе можно менять правила, предлагать другие условия, добавлять новые предметы. Чтобы сохранять интерес и увлеченность детей.
- На последнем пункте подводят итоги игры. Должно быть логическое ее завершение – победа, поражение, ничья. Если есть возможность, то можно послушать каждого участника и узнать его впечатления. Обсудить, почему получился такой итог. Здесь уместно поощрение детей.
Дидактические игры
Для детей 2 – 3 лет
Для малышей хорошо подойдут такие игры, где надо разделять картинки/фишки на группы. Можно взять фрукты и овощи, домашние животные и дикие. Если развиваем цветовое восприятие, то берем много одежды, например, из картона и распределяем по цветам, чтобы в последующем отправить стирать в стиральную машину.
Интересная игра с флажками. Каждому ребенку раздается красный и зеленый флажки. Далее задаем простые вопросы или утверждения: “Все дети любят есть кашу”, “Солнце светит днем”. Красный флажок – нет, зеленый – да. Так дети будут сопоставлять ответ с цветом и составлять логические цепочки.
Распространенная игра с пазлом. Для детей это легкие картинки, но разрезаны они могут быть как угодно, но большими частями. Таким образом у ребенка развивается зрительное восприятие, усидчивость и внимание.
Еще несколько примеров дидактических игр для самых маленьких.
- спрятать игрушку и постепенно давать подсказки до победного. Игра развивает пространственные представления.
- разделение предметов на большой, средний и маленький. Здесь поможет и пирамида, и обычные одни и те же предметы разных размеров. Развивает элементарные математические представления у детей.
- Если говорить про активные игры, то можно сыграть в мини футбол, где дети учатся командной работе и физически развиваются.
Для детей 3 – 4 лет
- Первая игра будет направлена на развитие мелкой моторики и логики. Для этого понадобятся нитка и бусины или любые предметы, в которые можно протянуть нитку. Лучше брать фигурки побольше, так как дети еще маленькие. Можно взять фигурки с картинками фруктов, животных и продевать их на нить в соответствии с цветом.
- В этом возрасте можно подключать геометрические фигуру и их названия (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, ромб). Для задания понадобятся картонные карточки разных цветов, где наклеены фигуры. Задание – распределить карточки по группам по цвету и в следующий раз по изображенным фигурам.
- Еще одна игра связана с разделением и изучения цветов. Из подручных материалов можно взять резинки для волос разных цветов и небольшие палочки, это могут быть длинные бигуди также разных цветов. Задача распределить все резинки и надеть на палку соответствующего цвета. Это могут быть не только палки, а любые предметы разного цвета, на которые можно завязать резинку.
Для детей 4 – 5 лет
- В этом возрасте большинство детей любят много разговаривать, поэтому первая игра будет на расширение словарного запаса и логику. Можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Один участник или воспитатель загадывает какой-либо предмет, находящийся в комнате. Все по очереди задают вопросы, на которые можно ответить только “Да” или “Нет”. Игра идет пока не отгадают предмет, далее ведущий меняется.
- Игра на внимательность и память. Здесь лучше играть с одним ребенком либо небольшой группой. Необходимо взять около 10 предметов, это могут быть игрушки, расставить их по комнате и попросить ребенка запомнить их расположение. После того, как он отвернется, поменять местами расставленные игрушки и какие-то спрятать. Его задача вернуть все, как было и заметить пропажу.
- Игра на внимательность. Здесь веселее заниматься с группой детей. Правила таковы – воспитатель читает легкую сказку либо стихотворение. И на определенное слово дети должны хлопнуть в ладоши, а на другое подпрыгнуть. Если не получается одновременно с двумя словами, то можно начать с хлопков в ладоши. Главное, чтобы слово повторялось в рассказе.
Для детей 5 – 6 лет
- Найди лишнее. Здесь подключаем изучение птиц. Воспитатель показывает картинки либо слова с названием птиц. И на одной из них может быть животное или насекомое. Например, воробей, ворона, муха, снегирь и т.д. Можно включить изучение не только птиц, но и животных, растения, грибы.
- Игра “Расскажи без слов”. Развиваем творческое воображение, наблюдательность. Здесь можно изучать поры года и месяца. Воспитатель просит детей показать осень без слов. Дети должны изобразить без каких-либо предметов.
- Всем знакомая игра “Живая, неживая природа” или “съедобное, несъедобное”. Воспитатель бросает мяч каждому участнику и называет любой предмет живой или неживой природы. Если предмет живой природы, ребенок ловит мяч, иначе – отбрасывает.
Для детей 6 – 7 лет
- Возьмем прошлую игру с мячом “Съедобное и несъедобное” и можно сделать ее немного сложнее. Разделение будет “сделанное человеком” и “сделанное природой”. Кто ответил неправильно – выбывает из круга. Игра заканчивается, когда последний участник совершит ошибку или его признают победителем.
- Следующая игра “Назови 3 предмета”. Можно также использовать мяч. Воспитатель бросает мяч каждому участнику и просит назвать 3 предмета с определенной группы. Например, назвать 3 дерева, ребенок отвечает – “дуб, береза, ель”.
- Можно приучать детей беречь природу и соблюдать технику безопасности. Группу можно разделить на команды и задать каждой разные вопросы. Например, “Что будет если развести костер в лесу?”, “Что будет если сорвать растение, занесенное в Красную книгу?” и тд.
В наше время сложно оторвать ребенка от гаджета и заставить его раскладывать карточки. Но для этого есть специальные группы и занятия, где дети забывают о телефонах. Не только играют, но и развиваются, совершенствуют коммуникативные навыки.