КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

Моторика бывает 3-х видов:

— крупная;

— мелкая;

— определённых органов.

Крупная моторика — это переворачивание, ходьба, наклоны, ползание, прыжки бег и тому подобные. Развитие крупной моторики обычно происходит сверху вниз. Сначала ребенок учится контролировать движения глаз, затем – ручек, ножек.

Крупная моторика – своеобразная основа, на которую с возрастом накладываются движения мелкой моторики. Они более тонкие и сложные.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мелкая моторика очень важна для развития ребёнка. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков малыша, помогают передавать множество сигналов головному мозгу центр, поэтому влияние мелкой моторики на развитие ребенка в целом очевидно.

Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Обычно ребенок, который обладает высоким уровнем развития мелкой моторики, интеллектуально готов к школьному обучению. Он достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память, связная речь.

Но, к сожалению, у 70-80% первоклассников неудовлетворительный уровень мелкой моторики рук. Это приводит к неразвитость кистей, юному ученику сложно в процессе письма выдерживать длительное напряжение руки, мешает ребёнку выработать хороший почерк. Ученик не может провести достаточно прямые и четкие линии, вызывает сложность написание цифр, букв, ребёнку не просто вырезать из бумаги фигуры и по контуру и т. д.

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано и с развитием речи. Ребёнок не может ясно высказать свою мысль, объяснить точку зрения. Все эти факторы говорят о том, как важна мелкая моторика для учеников .

Развитие моторики у школьников – важнейшая задача учителей. Крупная моторика поможет школьнику быть более ловким, избавит от различных проблем, связанных с ростом. В школьном возрасте довольно часто встречается сколиоз (искривление позвоночника) , сутулость. Специальные упражнения помогут укрепить костную ткань и вырасти ребёнку здоровым. Для этого необходимо посещать уроки физкультуры. Если младшие школьники ходят на них с удовольствием, то в средних, а тем более старших классах некоторые ученики пытаются избежать занятий. Преподавателю важно понять причину. Быть может ребёнку не интересно и следует подумать над тем, как поднять престиж физкультурных занятий. Спортивные соревнования, кружки способствуют развитию крупной моторики. В школьном возрасте желательно, кроме физкультуры, заниматься дополнительно спортивной подготовкой. Это может быть плавание, занятия в баскетбольной, футбольной секциях и т. д. Танцы тоже отлично развивают общую моторику.

Чтобы развитие мелкой моторики у школьников происходило более эффективно, можно порекомендовать следующее:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование;

Рисование;

Упражнения с мозаикой;

Вырезание различных фигур ножницами;

Перевод картинок при помощи обведения контура через копировальную бумагу;

Для мальчиков — работа с инструментами;

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для девочек — вышивание, вязание;

Перебирание на уроках домоводства гороха, крупы для приготовления пищи;

Игра на пианино, аккордеоне, гитаре и т. д. ;

Лепка из пластилина, глины;

Перелистывание страниц книг;

Развивать мелкую моторику ребёнок может не только в школе, посещая кружки, но и дома. Виды таких занятий очень-очень много. Родители должны привлекать ребёнка к интересной и доступной для него деятельности. Например, мама, бабушка затеяли печь пироги. Ребёнок с удовольствием поможет заместить тесто и будет тщательно лепить пирожки.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Летом можно вместе детьми заниматься прополкой на огороде, собирать садовые и лесные ягоды, а затем их перебирать. Дети постарше смогут почистить и порезать варёные овощи (не острым ножом) . Благодаря всем этим интересным, систематически выполняемым упражнениям, руки ребёнка обретут точность действий, силу и слаженность движений.

Теперь можно остановиться немного подробнее на некоторых средствах успешного развития моторики:

Развитию пальцев рук помогают различные дидактические игрушки. Помимо совершенствования моторики, они пробудят в ребёнке желание экспериментировать, размышлять логически, чтобы выполнить конструктивные действия. Тренируются и память, воображение. Школьник ведь должен запомнить действия, которые ему показали взрослые.

«Творчество». Лепка, рисование, конструирование, аппликация — занятия этими видами деятельности помогут не только совершенствованию мелкой моторики, но и развитию внимания, восприятия, фантазии, формированию чувства цвета.

«Игры с мячами». Можно использовать несколько видов мячей. Они могут быть разными по размеру, расцветке, материалу, по фактуре.

Многообразие наборов небольших мячей позволит использовать те, которые помогут выполнить задачи педагога , исходя из возрастных, физических особенностей ребенка.

Как видно, развитие моторики способствует совершенствованию речи, памяти, внимания, фантазии ребёнка. В нешкольное время родители сами могут находить множество увлекательных занятий ребёнку, чтобы развить его моторику.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Лепка для развития мелкой моторики

Лепка — отличный вариант занятия, стимулирующего развитие мелкой моторики рук, но не только. Во время работы с материалом дети младшего школьного возраста получают возможность как интеллектуального, так и эстетического развития.

Вылепливая фигуры и композиции, ребенок учится:

  • развивать трудовые навыки;
  • укреплять пальцы;
  • улучшать ловкость рук.

По ходу укрепления пальцев развивается и речь ребенка. Для того чтобы он прогрессировал, задания по лепке необходимо менять, постепенно усложняя их добавлением новых приемов, подразумевающих задействование разных движений рук.

В процессе работы с пластилином дети отрабатывают различные приемы, раскатывая, защипывая, сплющивая материал. Все эти действия способствуют укреплению кистей, позволяют пальцам и рукам стать более чувствительными.

Регулярные занятия лепкой позволяют малышу:

  • развлечься в свободное время;
  • научиться отличать цвета и формы;
  • развивать воображение и фантазию;
  • освоить взаимодействие рук;
  • воплощать в жизнь свои идеи.

Лепить с детьми младшего школьного возраста можно не только из пластилина, но и из глины, а также из соленого теста. Поделки из теста можно будет запечь в духовке, раскрасить кисточкой или пальцами и сохранить на память.

О пользе аппликации

Аппликация — это разновидность изобразительной техники, которая заключается в вырезании фигур и элементов и наклеивании их на основу с фоном. Элементы могут быть выполнены не только из бумаги, но и из кожи, ткани, шерсти и даже природного материала.

В процессе работы над аппликациями дети учатся развивать координацию движений, владеть ножницами, развивают пространственное мышление, изучают формы, цвета. Кроме того, аппликация, так же как и лепка, стимулирует развитие мелкой моторики рук.

Мозаика для развития моторики

Дети младшего школьного возраста дома и на уроках труда с удовольствием работают с цветной мозаикой, складывая узоры по образцу. Такие занятия стимулируют развитие мелкой моторики и речевых навыков, учат детей доводить начатое до конца, быть внимательными и сконцентрированными.

По мере успехов младшего школьника в процессе сборки мозаики можно усложнять ему задания, предлагая поработать с более мелкими деталями, собирать узоры без образца или придумывать орнаменты самостоятельно.

Шнуровка и мозаика

Чей дошкольник может похвастаться тем, что он сам завязывает шнурки? А ведь чем он раньше этому обучится, тем лучше.

Шнуровка – это один из эффективных способов развивать мелкую моторику. Разматывать, развязывать, нанизывать – всё это хорошо для дошкольников. А для детей постарше есть специальные задания, когда требуется зашнуровать по алгоритму — образцу, либо подсоединить при помощи шнурка недостающие в образе детали.

завязывать-шнурки

И вообще, для наших модных детей можно найти примеры необычных красивых шнуровок на обуви – пусть тренируются, если хотят быть в тренде!

Схожа со шнуровкой мозаика, которая так же, как навык нанизывания мелких бусин на ниточку, требует способности удерживать в пальцах мелкие детали, которые нужно сложить в рисунок. Здесь в ход может пойти всё: от пуговиц и бусин до макарон и гороха. Главное, — приложить фантазию, и получится настоящее произведение искусства!

Бумага

Всё, что можно выстригать-раскрашивать-складывать в аппликации – всё это нам подойдёт для тренировки моторики.

аппликация-тюльпан

Более ценны, конечно, среди бумажного творчества оригами. В нём нужны обе руки, потому развивается и левое, и правое полушария одновременно. А уж какая нужна сноровка да смекалка, чтобы простой бумажный лист в фигурку сложить. А когда из маленьких треугольничков шедевры бумажные мастерят, это какое ж терпение и усидчивость требуются!

Среди упражнений с бумагой и карандашами педагоги очень рекомендуют штриховку, потому как дошколятам она помогает подготовиться к письму, а младшим школьникам даёт возможность оттачивать мастерство, учась проводить линии без отрыва. Учит штриховка и свободно рисовать с чувством правильного наклона, что немаловажно для почерка.

Ну, а уж говорить про нагрузку на мелкую мускулатуру кисти рук и на пальцы даже не стану – вы об этом сами знаете. Ну, или попробуйте заштриховать что-нибудь — ощутите на собственном опыте.

картинка-для-штриховки

Полезно и вырезать, так как владение ножницами тоже требует усилий и напрямую связано с развитием моторики. По прямой, по диагонали, кружки и квадраты, овалы и прямоугольники – все эти навыки можно найти в изготовлении… снежинки. Да-да, снежинки, у которой много вычурных линий. Вот там-то придётся попыхтеть!

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики» .

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Вам понадобится пластилин разного цвета.

1. «Снеговик»

Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.

17

2. «Цветик-семицветик»

Малыш должен выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка цветика-семицветика. Следите, чтобы он не заходил за границы его контура. Если у ребёнка что-то не получается — помогите ему.

18

Обводим по контуру

Эти упражнения направлены на обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва карандаша от бумаги. Предложите малышу обвести рисунки по контуру. Пусть он скажет, что изображено на них. После этого можно попросить ребёнка раскрасить эти рисунки.

1. «Грибочек»

19

2. «Зайчик»

20

3. «Ежик»

21

4. «Бабочка»

22

5. «Елочка»

23

6. «Осенний листочек»

24

Источники
  • https://azbyka.ru/deti/razvivaem-melkuyu-motoriku-u-maly-shej-irina-ermakova
  • https://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/razvitie-motoriki-u-shkolnikov-chto-nuzhno-imet-pod-rukoj/
  • https://www.livemaster.ru/topic/3135867-zadaniya-i-uprazhneniya-na-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-6-7-let
  • https://rebenkoved.ru/motorika/razvitie-melkoj-motoriki-u-mladshih-shkolnikov.html
  • https://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Adblock
detector