Часть общечеловеческой культуры, которая вырабатывается на протяжении мироздания всеми народами в соответствии с понятиями добра, справедливости, нравственности, красоты есть этикет.
- Что такое этикет и зачем он нужен ребенку
- Как обучать ребенка этикету
- Начинайте с основ
- Правильная речь
- Дополнительные правила вводите постепенно
- Чего делать нельзя
- Полезные привычки
- Другие важные моменты
- Виды этикета для дошкольника
- Поведение на улице
- В гостях
- Важность формирования навыков этикета у ребенка
- Если ученик неадекватно ведет себя в школе?
Что такое этикет и зачем он нужен ребенку
Когда живешь в социуме, надо придерживаться общепринятых правил – этикету. Учиться ему надо с раннего детства.
На протяжении веков этикет подвергался множеству метаморфоз, уходя корнями в средневековую Францию ко двору Людовику четырнадцатому. Он упрощался, становился современнее, тем не менее смысл остается неизменным-соответствовать стандарту культурного человека.
Свод этикета состоит из направлений:
- взаимное общение среди людей,
- поведение в определенных ситуациях,
- нормы дресс-кода.
Появление в обществе предполагает соблюдение норм (внешность, умение держаться, разговаривать, принимать решение в ситуации). В странах с религиозными убеждениями существует этике посещения богоугодных учреждений.
Как обучать ребенка этикету
Для того чтобы “не краснеть” за своего ребенка в настоящем и будущем, надо усвоить правила и соблюдать их при воспитательном процессе, начиная с самого нежного возраста:
- Лучший способ обучения-собственный пример. Маленькие человечки копируют больших во всем.
- Обращение к “волшебным словам”, напоминание малышу про них-есть способ вырастить воспитанного человека, соблюдающего нормы этикета.
- Навязывать этичные правила малышу нельзя. Это вызовет противоположный эффект. На помощь приходят дидактические игры.
- Важную роль в освоение этических моральных норм играют ролевые ситуации с куклами, где взрослый ставит задачу перед куклами.
- Игра в “Театр” приносит эффект в реализации курса обучения этикету. Возможность сыграть не только положительного героя, но и побыть отрицательным.
- Совместный просмотр поучительных мультиков, художественных фильмов, сказок с последующим обсуждением дают положительные результаты в области воспитания и этикета.
- Чтение тематических книг, стихов, басен, элементов устного народного творчества (пословиц, потешек).
Начинайте с основ
К хорошему результату приведет составленный вместе с ребенком свод личных собственных правил и норм поведения. Придерживаясь их, ребенок в последующем соблюдает их автоматически, вырабатывая свой индивидуальный “кодекс чести”.
Примером может служить памятка:
- Нельзя перебивать, когда речь еще не закончена
- Во время еды не клади локти на стол.
- За столом не чавкай, не разговаривай с набитым едой ртом.
- Не забывай употреблять “волшебные слова”: спасибо, пожалуйста, извините и тд.
- В помещении, транспорте, культурных заведениях (театрах, музеях) не разговаривай громко.
Памятка должна быть “живая”: пункты добавляются по мере прожитой ситуации, формулироваться на понятном языке, совместно с ребенком.
Правильная речь
Большую часть речевых ошибок дети “набираются” в семье. При условии, что родители кричат, сквернословят, дерзят ребенок на 99 процентов не будет соблюдать этические нормы. Он будет считать, что так и положено.
Дополнительные правила вводите постепенно
Заставить ребенка сразу стать культурным невозможно. Это кропотливый долгий труд ребенка, родителей и учебных заведений. Все ступени должны быть пройдены постепенно, только в этом случае будет результат.
После отработки основных норм могут добавляться:
Основы:
- Не задевать чувство другого человека во всех ситуациях, к его мнению относиться с уважением.
- Вежливо отвечать старшим, на звонок телефона и т. д.
- Не забывать о родных: бабушках, дедушках. Оказывать им внимание.
- Не сплетничать.
- Уступать место в транспорте.
Хвалите детей за хорошее поведение! Родителям, воспитателям, учителям надо запомнить золотое правило: меньше ругать, чаще хвалить.
Чего делать нельзя
Памятка со временем может быть увеличена за счет следующего:
- Не облизывай столовые приборы, в особенности нож.
- Не допустимо качание на стуле.
- Нельзя набивать полный рот.
- Во время еды: не разговаривай, не смейся, не играй с пищей.
Полезные привычки
На личном примере родитель может показать многие правила этикета не прибегая к нотациям, например:
- Мытье рук перед едой, после туалета.
- Мыть руки правильно (с мылом, не менее нескольких минут, ребенок еще не знает временные рамки, можно выучить песенку и мыть руки в течение ее пения).
- Принимать пищу за обеденным столом. Даже годовалого пупса надо высаживать в специальный стульчик за стол.
- Использовать салфетки во время еды.
- Благодарность за приготовленную пищу.
Требования должны быть едины у всех, кто участвует в воспитании ребенка.
Другие важные моменты
Помимо основных правил этикета, существуют важные моменты, которым стоит научить своего малыша:
- Правильность посадки на стуле (осанка, болтание ног).
- Не расталкивать локтями сидящих.
- Правильно пользоваться столовыми приборами.
- Если хочется чихнуть, покашлять, то прикрываем рот салфеткой.
- Умение вежливо попросить передать блюдо.
- Покидать стол по разрешению.
- Уважительно относиться к другим культурам.
Виды этикета для дошкольника
Поведение на улице
Бывают случаи, когда от этикета на улице зависит жизнь детей. Некоторые запреты диктуются нормами этикета и безопасности.
- Соблюдение ПДД
- Нельзя вытаптывать газоны, мусорить.
- Передвигаться по тротуару придерживаясь правой стороны, не создавать помеху.
- Не показывать пальцами на людей.
- Не уходить с места, где тебя оставили родители.
- Не ходить с чужими людьми никуда.
- Не давать адрес, телефон.
- При необходимости обращаться не к случайным прохожим, а в ближайший магазин и т. д.
В гостях
Наступит время, когда малыша обязательно пригласят в гости. Оставшись без контроля родителей, ребенок точно должен знать, как поступать в той или иной ситуации:
- Приходить по приглашению надо с подарком или сувениром, который нужно вручить, даже если самому очень хочется такой же.
- Вести себя надо спокойно, не шуметь иначе больше не пригласят.
- Нельзя трогать чужие вещи без разрешения, в том числе игрушки.
- Комментировать запахи, беспорядок, угощение нельзя.
- Во время угощения вести себя культурно.
- Не набирать еды домой.
- Не задерживаться долгое время.
- Уходя благодарить хозяев за проведенный вечер.
Важность формирования навыков этикета у ребенка
Все культурные навыки, приобретенные ребенком в детстве он заберет с собой во взрослую жизнь. От этих личностных качеств в свое время будет зависеть многое: положение в обществе, уважение окружающих, достойная работа, уверенность в себе и своих действиях.
Если ученик неадекватно ведет себя в школе?
Неадекватность школьника всегда выражается в его поведении. Чаще всего это привлечение внимания со стороны учителя, родителей. Такое положение не исправишь памяткой. Надо обращаться в службу психологической помощи, где дадут консультацию не только ученику, но и учителю, родителям. Неадекватность можно победить только будучи” по одну сторону баррикад”.
Также, может провоцировать на поступки переходный возраст. Здесь, главное переждать, не сделать ситуацию хуже.
И последняя причина – диагноз неврология, ЗПР. Требуется помощь специалистов.