Правила поведение в обществе для детей. Как обучить ребенка этикету

Часть общечеловеческой культуры, которая вырабатывается на протяжении мироздания всеми народами в соответствии с понятиями добра, справедливости, нравственности, красоты есть этикет.

Что такое этикет и зачем он нужен ребенку

Когда живешь в социуме, надо придерживаться общепринятых правил – этикету. Учиться ему надо с раннего детства.

На протяжении веков этикет подвергался множеству метаморфоз, уходя корнями в средневековую Францию ко двору Людовику четырнадцатому. Он упрощался, становился современнее, тем не менее смысл остается неизменным-соответствовать стандарту культурного человека.

Свод этикета состоит из направлений:

  • взаимное общение среди людей,
  • поведение в определенных ситуациях,
  • нормы дресс-кода.

Появление в обществе предполагает соблюдение норм (внешность, умение держаться, разговаривать, принимать решение в ситуации). В странах с религиозными убеждениями существует этике посещения богоугодных учреждений.

Как обучать ребенка этикету

Для того чтобы “не краснеть” за своего ребенка в настоящем и будущем, надо усвоить правила и соблюдать их при воспитательном процессе, начиная с самого нежного возраста:

  • Лучший способ обучения-собственный пример. Маленькие человечки копируют больших во всем.
  • Обращение к “волшебным словам”, напоминание малышу про них-есть способ вырастить воспитанного человека, соблюдающего нормы этикета.
  • Навязывать этичные правила малышу нельзя. Это вызовет противоположный эффект. На помощь приходят дидактические игры.
  • Важную роль в освоение этических моральных норм играют ролевые ситуации с куклами, где взрослый ставит задачу перед куклами.
  • Игра в “Театр” приносит эффект в реализации курса обучения этикету. Возможность сыграть не только положительного героя, но и побыть отрицательным.
  • Совместный просмотр поучительных мультиков, художественных фильмов, сказок с последующим обсуждением дают положительные результаты в области воспитания и этикета.
  • Чтение тематических книг, стихов, басен, элементов устного народного творчества (пословиц, потешек).

Начинайте с основ

К хорошему результату приведет составленный вместе с ребенком свод личных собственных правил и норм поведения. Придерживаясь их, ребенок в последующем соблюдает их автоматически, вырабатывая свой индивидуальный “кодекс чести”.

этикет для детей дошкольного возраста

Примером может служить памятка:

  1. Нельзя перебивать, когда речь еще не закончена
  2. Во время еды не клади локти на стол.
  3. За столом не чавкай, не разговаривай с набитым едой ртом.
  4. Не забывай употреблять “волшебные слова”: спасибо, пожалуйста, извините и тд.
  5. В помещении, транспорте, культурных заведениях (театрах, музеях) не разговаривай громко.

Памятка должна быть “живая”: пункты добавляются по мере прожитой ситуации, формулироваться на понятном языке, совместно с ребенком.

Правильная речь

Большую часть речевых ошибок дети “набираются” в семье. При условии, что родители кричат, сквернословят, дерзят ребенок на 99 процентов не будет соблюдать этические нормы. Он будет считать, что так и положено.

Дополнительные правила вводите постепенно

Заставить ребенка сразу стать культурным невозможно. Это кропотливый долгий труд ребенка, родителей и учебных заведений. Все ступени должны быть пройдены постепенно, только в этом случае будет результат.

хорошие манеры для детей

После отработки основных норм могут добавляться:

Основы:

  • Не задевать чувство другого человека во всех ситуациях, к его мнению относиться с уважением.
  • Вежливо отвечать старшим, на звонок телефона и т. д.
  • Не забывать о родных: бабушках, дедушках. Оказывать им внимание.
  • Не сплетничать.
  • Уступать место в транспорте.

этикет для детей дошкольного возраста

Хвалите детей за хорошее поведение! Родителям, воспитателям, учителям надо запомнить золотое правило: меньше ругать, чаще хвалить.

Чего делать нельзя

Памятка со временем может быть увеличена за счет следующего:

  • Не облизывай столовые приборы, в особенности нож.
  • Не допустимо качание на стуле.
  • Нельзя набивать полный рот.
  • Во время еды: не разговаривай, не смейся, не играй с пищей.

правила поведения за столом для детей

Полезные привычки

На личном примере родитель может показать многие правила этикета не прибегая к нотациям, например:

  • Мытье рук перед едой, после туалета.
  • Мыть руки правильно (с мылом, не менее нескольких минут, ребенок еще не знает временные рамки, можно выучить песенку и мыть руки в течение ее пения).
  • Принимать пищу за обеденным столом. Даже годовалого пупса надо высаживать в специальный стульчик за стол.
  • Использовать салфетки во время еды.
  • Благодарность за приготовленную пищу.

Требования должны быть едины у всех, кто участвует в воспитании ребенка.

Другие важные моменты

Помимо основных правил этикета, существуют важные моменты, которым стоит научить своего малыша:

  1. Правильность посадки на стуле (осанка, болтание ног).
  2. Не расталкивать локтями сидящих.
  3. Правильно пользоваться столовыми приборами.
  4. Если хочется чихнуть, покашлять, то прикрываем рот салфеткой.
  5. Умение вежливо попросить передать блюдо.
  6. Покидать стол по разрешению.
  7. Уважительно относиться к другим культурам.

Виды этикета для дошкольника

правила хорошего тона для детей

Поведение на улице

Бывают случаи, когда от этикета на улице зависит жизнь детей. Некоторые запреты диктуются нормами этикета и безопасности.

  • Соблюдение ПДД
  • Нельзя вытаптывать газоны, мусорить.
  • Передвигаться по тротуару придерживаясь правой стороны, не создавать помеху.
  • Не показывать пальцами на людей.
  • Не уходить с места, где тебя оставили родители.
  • Не ходить с чужими людьми никуда.
  • Не давать адрес, телефон.
  • При необходимости обращаться не к случайным прохожим, а в ближайший магазин и т. д.

этикет для детей дошкольного возраста

В гостях

Наступит время, когда малыша обязательно пригласят в гости. Оставшись без контроля родителей, ребенок точно должен знать, как поступать в той или иной ситуации:

  1. Приходить по приглашению надо с подарком или сувениром, который нужно вручить, даже если самому очень хочется такой же.
  2. Вести себя надо спокойно, не шуметь иначе больше не пригласят.
  3. Нельзя трогать чужие вещи без разрешения, в том числе игрушки.
  4. Комментировать запахи, беспорядок, угощение нельзя.
  5. Во время угощения вести себя культурно.
  6. Не набирать еды домой.
  7. Не задерживаться долгое время.
  8. Уходя благодарить хозяев за проведенный вечер.

Важность формирования навыков этикета у ребенка

Все культурные навыки, приобретенные ребенком в детстве он заберет с собой во взрослую жизнь. От этих личностных качеств в свое время будет зависеть многое: положение в обществе, уважение окружающих, достойная работа, уверенность в себе и своих действиях.

Если ученик неадекватно ведет себя в школе?

Неадекватность школьника всегда выражается в его поведении. Чаще всего это привлечение внимания со стороны учителя, родителей. Такое положение не исправишь памяткой. Надо обращаться в службу психологической помощи, где дадут консультацию не только ученику, но и учителю, родителям. Неадекватность можно победить только будучи” по одну сторону баррикад”.

правила этикета для детей школьного возраста

Также, может провоцировать на поступки переходный возраст. Здесь, главное переждать, не сделать ситуацию хуже.

И последняя причина – диагноз неврология, ЗПР. Требуется помощь специалистов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Мальчишки и девчонки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector