Свою теорию о стимулировании развития интеллектуальных возможностей личностных черт Л. С. Выготский применяет, основываясь на двух психических уровнях: на зоне роста актуального и ближайшего развития.
- Принцип Выготского
- Понятие зоны ближайшего развития
- Практическое выстраивание «зоны ближайшего развития ребенка»
- Что дает образовательная среда
- Недостатки «зоны ближайшего развития ребенка»
- Самостоятельное развитие и обучение
- Как использовать ЗБР для гармоничного обучения родителям
- Рекомендации родителям для отработки ЗБР
Принцип Выготского
Лев Семенович практическим путем доказал поднятие степени развития интеллекта, увеличение потенциала обучаемости детей при помощи включения учителем учитывая зону актуального развития (знания ребенка на существующий момент) и зоны ближайшего развития (способность самостоятельного освоения материала).
Умения и навыки, приобретенные малышом изначально под воздействием взрослого, а впоследствии закрепленные самостоятельным образом, прочнее входят в собственный опыт детей. Корректируя с каждым новым усвоением приобретенные знания, ставя новые интеллектуальные задачи, вводя их в зону ближайшего развития, способствуют становлению личности с принимаемыми самостоятельными решениями.
Маленькими шажками нарабатывается опыт, оттачиваются умственные навыки. Действия педагога базируются на принципе опережающего обучения.
Другими словами, Лев Семенович призывает ставить перед малышом задачи, которые он может решить самостоятельно.
В наших учебниках принцип Выготского по подбору материала для изучения тем. Учет постепенного, преемственного накопления знаний с обязательным принятием возрастных особенностей – это база для эффективного всестороннего развития личности.
Понятие зоны ближайшего развития
Такое понятие впервые озвучено, введено Выготским.В последующем времени плотно прижилось в педагогике и является базовым до сих пор. Изначально она была моделью воздействия ребенка с педагогом с последующим перенесением на самостоятельный процесс работы.
Зоной ближайшего развития называют разницу между существованием реального развития и потенциального, которое можно достичь в совместной работе с педагогом и сверстниками.
Выражая свою теорию, психолог различал процессы обучения и развития, давал им сложную зависимость друг от друга. Выготский говорил о протекании процесса обучения после действия развития. Доказывал, что только в такой последовательности возможно эффективное освоение материала. Только в развивающей проблеме лежит созревание личности.
Практическое выстраивание «зоны ближайшего развития ребенка»
Сложные педагогические выражения по своей сущности отражают довольно простой естественный процесс протекания становления личности.
Практическими инструментами, выполнив ряд несложных воздействий, нужно выяснить степень «созревания» ребенка как личности, актуальный уровень развития ученика. Проанализировав результаты, необходимо составить план потенциального развития. Выстроить все в графике работ с конкретным учеником.
Работа педагогов с учениками базируется на следующих рекомендациях теории ближайшего развития:
- Изучаемый материал должен быть последователен и поступателен.
- Предъявляемый материал должен быть простым для понимания, однако должен включать неизвестную информацию.
- Для освоения новой темы необходимо повторить предыдущую.
- Новые, поступающие знания должны базироваться на уже имеющихся усвоенных.
Что дает образовательная среда
Любое педагогическое воздействие в определенных рамках образовательных учреждений рассматривается с включением следующих компонентов:
- Усвоение правил поведения, знаний, умений и навыков.
- Формирование отношений к получаемым общественным правилам, личным знаниям умениям и навыкам.
- Осознанию отношений ребенка к окружению и принятию самого себя в этом мире.
Эффективность образовательной среды зависит:
- От выбора методов обучения.
- Учитывание психологических возможностей ребенка усвоения материала.
- Предоставляются ли возможности индивидуального развития ребенка.
- Формирования интереса к окружающей действительности.
- Формирования желания изучать самостоятельно жизнь, различные ее проявления, способность вовлекаться в процесс обучения.
Недостатки «зоны ближайшего развития ребенка»
Многие критики не успокаиваются до сих пор, предполагая, что эта теория является воспитанием несамостоятельности детей. Их убеждения основываются на том, что ребенок изначально руководствуется указаниями взрослого.
Но как бы ни хотели противники «зоны ближайшего развития ребенка» остановить развитие ее, не получается у них подобные выходки, потому, что невозможно ребенку изначально получить знания самостоятельно.
Те родители и педагоги, которые руководствуются постулатами Выготского, создают личность развитую социально, нравственно и интеллектуально. И тому примеры практических действий педагогов, внедряющих аксиому Выготского в жизнь.
Самостоятельное развитие и обучение
Мыслительная деятельность ребенка в обществе всегда развивается. Вне зависимости от людей, обучающих его. Однако, развиваются только те области знаний, которые самостоятельно он решает в своей жизни. И этому тоже есть немало жизненных примеров.
Не может человек усвоить знания, которых нет в среде его обитания. Соответственно, выбор жизненных вопросов, жизненный путь такого ребенка окажется очень узким.
Если педагоги или родители не научат маленького человека пользоваться справочной литературой и энциклопедиями, он не познает этого процесса. Множество знаний пройдет мимо него. А вовлеченный в процесс открытия новых фактов, нового неизвестного мира, малыш не остановится. Заложенный исследовательский потенциал не угаснет многие годы в юном сердце.
Чтобы дочурка научилась вязать спицами, ей надо показать эту работу, самые важные начальные петли. Только освоив навык первых простых петель, можно составлять удивительные сложные узоры.
Концепция двух зон развития по Выготскому вкладывается во взаимодействие педагогов с учениками для формирования быстрого и эффективного обучения детей. Психолог провел много исследований на эту тему, результатами которых пользуются педагоги по сей день.
Как использовать ЗБР для гармоничного обучения родителям
Перед освоением новой темы, вида деятельности, детям предлагается совместное общение и взаимодействие:
- наблюдение за взрослыми,
- подражание или имитация действий,
- воспроизведение самостоятельно.
Самым эффективным результатом деятельности будет деятельность сотрудничества малыша и старшего. Только при получении дозированной помощи возможно осуществлять поддержку интереса ребенка к действиям.
- Существующий уровень ЗАР предполагает проставление задач для ЗБР. Выбор заданий должен быть в меру сложным, чтобы не пропало желание их выполнять. Примером такой задачи для малыша, освоившего навык произношения имени, будет задание по произношению фамилии.
- Прежде чем дать новую работу, надо проверить и убедиться в том, что все предыдущие задачи отработаны и находятся в ЗАР. Этому поможет повтор усвоенных тем.
- «Учителем» может быть родитель, взрослый и даже сверстник. Важно, чтобы он разбирался в теме лучше, чем «обучаемый» и с удовольствием занимался «обучением».
- Если готовы приступить к сложному процессу (например, рисование карандашом), приготовьтесь к долгому постоянному привитию навыка сначала правильно его держать, затем проводить линии, которые вы его просите.
Начинайте совместное обучение. Помните, сначала ребенок:
- наблюдает,
- имитирует,
- воспроизводит.
При формировании прочного навыка необходимо многократное повторение.
Всегда впереди развития стоит обучение. Только после него идет развитие. Развитие психических процессов происходит от напряжения мыслительных процессов. По такой траектории ЗБР проходит в ЗАР. По словам Л. С. Выготского уровень ЗАР отражает итоги вчерашнего дня, а ЗБР определяет умственное развитие завтрашнего.
Рекомендации родителям для отработки ЗБР
На практических примерах постарайтесь выяснить ЗБР вашего ребенка.
- Попробуйте увеличить ЗБР, пока имеющиеся знания и умения не перейдут в ЗАР. Это можно осуществить, решая одинаковые задачи, меняя в них лишь данные. Читая слоги с одинаковыми гласными, заменяя знаки на слова или слова на знаки (+, -, =) и так далее.
- Прием «команды». Водрузив функции ее на папу или дедушку. Один задает вопросы – команда отвечает.
- Данные взаимодействия могут быть выражены только в состоянии товарищества. Без дружеской позиции к ребенку не стоит начинать сотрудничество.
- Темп развития малышей очень индивидуальная стратегия. Не стоит его сравнивать с другими. Каждого ребенка можно сравнивать только с самим собой.