- Когда можно приступать?
- В каком возрасте лучше это делать
- Как понять, что ребенок готов
- Этапы обучения
- Как научить ребенка Считать до 10?
- Простые игры с числами помогут познакомить ребёнка с арифметическими действиями
- Игра “Гномики в домике”
- Играйте в сортеры
- Считайте по методу Монтессори
- Включайте малышу песенки-считалочки с видеорядом
- Двузначные числа: Счет до 100
- Учимся считать до ста
- Связывайте цифры с развитием
- Быстрый счет
- Обучаем счету в уме
- Устный счет с опорой на состав числа
- Сложение и вычитание
- Примеры интересных закономерностей
- Быстрые методики
- Методика Сергея Полякова
- Методика Петерсон
- Обучение по Зайцеву
- Чего не следует делать при обучении счету
Когда можно приступать?
Особенности детского восприятия таковы, что ребенок просто не воспринимает и не запоминает вещи, которые ему не интересны. Вы можете сколько угодно заставлять его учить цифры, но пока он сам не захочет заниматься математикой, из ваших занятий ничего не выйдет.
Одной из распространенных ошибок родителей является спешка. Часто взрослые спешат похвастаться успехами своего малыша перед знакомыми или друзьями, родителями других деток-сверстников, которые, по их уверениям, уже вовсю умеют считать и даже делают это в уме.
Погоня за эфемерным результатом для уравнения способностей собственного ребенка с чьими-то детьми не только не поможет вам в обучении, но даже принесет вред. Наиболее оптимальный вариант — начинать заниматься с малышом, когда он будет к этому готов.
Перейдя по ссылке https://ubrains.net/blog/relationships/ вы сможете ознакомиться с разной полезной информацией по теме психологии.
В каком возрасте лучше это делать
В возрасте 1-3 года важнейшей деятельностью детей является манипулирование предметами, экспериментирование с различными материалами, совместные игры со сверстниками под присмотром взрослых. Именно на фоне этих активностей и нужно вводить арифметические упражнения. Осваивать счет по порядку, используя различные предметы, малыши могут уже с двух лет.
Уже к 3-4 годам ребенок учится делить яблоки или конфеты между членами своей семьи, отнимать, складывать, выполнять некоторые простые математические действия.
Интересно!Специалисты считают, что готовность к счету в уме у детей развивается только к 4-5 годам. В этом возрасте малыш готов к пониманию абстрактных понятий и выполнению правил.
Как понять, что ребенок готов
Чтобы сформировать у малышей арифметические навыки и умения, нужно опираться на определенные предпосылки. Категорически не рекомендуется что-либо навязывать.
Дети начинают проявлять интерес к счету уже с раннего возраста. Заметить это легко, предлагая на прогулке подсчитывать количество ступенек, машин, других предметов.
Если ребенок активно включается в процесс счета, можно постепенно усложнять задачи. Важно закрепить интерес и знания, развивая мотивацию с помощью увлекательных игр и примеров.
Этапы обучения
Обучение можно условно разделить на несколько этапов. Для каждого этапа характерны свои особенности:
- использование наглядных примеров из окружающего мира;
- счет с помощью специальных карточек с изображенными на них цифрами;
- счет вслух, громко и шепотом, без применения каких либо предметов, или пособий;
- счет в уме.
Как научить ребенка Считать до 10?
Научиться считать до десяти вполне легко ребенок может в возрасте двух-трех лет, в зависимости от своих индивидуальных особенностей и общего развития.
Многие мамы занимаются математикой с детками, даже не подозревая об этом. К примеру, когда вы показываете ребенку различные игровые упражнения на счет, как «Сорока-ворона», «Ладушки» или «Вышли пальчики гулять» — как правило, знакомство с такими потешками происходит раньше, чем крохе исполняется полгода.
Конечно, он еще не учит цифры, как таковые, но зато вы помогаете ему
- развивать память и восприятие наличия объектов и их количества
- способствуйте формированию образного мышления
- работаете над улучшением мелкой моторики рук и пальчиков.
После года или к полутора годам на примере игрушек — тех же матрешек либо любых других предметов ребенок может познакомиться с понятиями «один-много».
Параллельно пробуйте показывать ему цифры, так в игровой форме легче научить счету. Для этих целей подойдут и различные кубики, и магниты на доске, и красочные плакаты, и многие другие приспособления, с помощью которых можно преподать математику весело и интересно.
Если вы будете практиковаться в счете постоянно, постепенно увеличивая количество знакомых цифр, то к трем годам ребенок совершенно легко будет считать до десяти без подсказок и ошибок.
Из данного видео можно узнать, как обучить ребенка считать до десяти, сколько времени рекомендуется отводить для занятий, какие средства можно использовать.
Простые игры с числами помогут познакомить ребёнка с арифметическими действиями
Кубики, магниты, карточки, счётные палочки — самые что ни на есть стандартные материалы для обучения счёту. Но они быстро наскучат ребёнку. Гораздо интереснее ему будет играть с тем, что он сделает своими руками. Можно пофантазировать вместе с ребёнком и смастерить собственные игры для изучения чисел и отработки простейших математических действий.
Интересное применение найдётся ракушкам, привезенным с моря. Такая игра поможет младшим дошкольникам быстрее научиться складывать и вычитать. Теперь абстрактные арифметические действия можно видеть на наглядном примере.
Лоток из-под яиц и капсулы от киндеров тоже не спешите выбрасывать, их можно превратить в нескучную игру. На фото вариант со сложением, но его можно заменить на вычитание, умножение или деление. Игра хороша тем, что ребёнок может руками «разбирать» и «собирать» новые примеры.
Конструкторы типа Lego тоже подходят для изучения счёта. Подобные игры помогают развивать мелкую моторику, логику и пространственное мышление.
Ребёнок освоил игры «вживую», прочувствовал счёт «на пальцах»? Теперь он точно готов к устному счёту.
Игра “Гномики в домике”
Игра имеет разные варианты. Домик может быть начерчен на доске, он разделяется на квадратики – “комнаты”.
“Гномики” будут приходить и уходить друг к другу в гости, то “заходя”, то “выходя” из клеточки в домике. Ребенок должен отвечать сколько в какой комнате “гномиков”.
Играйте в сортеры
Сортировка — один из важнейших математических приёмов. Мы отделяем чётные числа от нечётных, целые от дробных, простые от составных… Естественно, до подобных понятий малышу ещё далеко, однако логике будущих арифметических действий его можно учить уже в 3–4 года.
Для этого хорошо подходят игрушки-сортеры: с помощью отверстий разной формы ребёнок учится разделять разные геометрические фигуры.
Но игрушками дело не ограничивается. Сортировка вполне доступна и в обычной жизни. Например, можно предложить трёхлетке разложить полотенца по стопкам: белые — в одну, синие — в другую.
Для четырёхлетки задачу можно усложнить, предложив использовать сразу два разных способа сортировки: «Ты не мог бы для начала отделить белые полотенца от синих, а затем положить все большие белые полотенца в эту корзину, а все маленькие — в эту?»
Считайте по методу Монтессори
Легендарный педагог Мария Монтессори в своей книге «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет» рассказывала, что едва ли не лучшие результаты в обучении дошкольников счёту показывали занятия с деньгами (или их муляжами).
Я даю детям монеты в один, два или четыре сантима, и с их помощью малыши учатся считать до десяти. Самый практичный способ преподать детям счёт — это показать им монеты в их употреблении, а самое полезное упражнение — это размен денег. Подобные упражнения настолько тесно связаны с повседневной жизнью, что вызывают живой интерес у всех без исключения детей.
Мария Монтессори
На следующих этапах подключаются математические игры с другими предметами. Например, яблоками: их ребёнку предлагается подсчитать и раздать поровну всем присутствующим детям). Или, положим, чашками, когда малыша просят: «Мы сейчас будем пить чай, принеси столько чашек, чтобы хватило всем» (то есть ребёнку приходится для начала подсчитать число присутствующих, а затем принести необходимое количество утвари).
Также Монтессори считала необходимым связывать математику с ощущениями. Это может выглядеть так. Предложите ребёнку несколько ярко окрашенных палочек разной длины (их можно просто высыпать на стол) и попросите на глаз выбрать самую длинную. Когда малыш сделает выбор, спросите, уверен ли он, что его палочка — чемпион? Для проверки последовательно сравните её с другими, оставшимися в общей куче. Хорошо, если на каждой из палочек будет обозначена её длина в виде заметной цифры: 1, 2, 3, 4, 5 сантиметров и так далее. Так ребёнок научится чувствовать длину.
Включайте малышу песенки-считалочки с видеорядом
inlearno.ru
Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речь.
На YouTube, например, уйма песен-считалок, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Вот современная городская песенка-считалочка на русском языке:
А вот прекрасный англоязычный сборник для самых маленьких:
А вот прекрасный англоязычный сборник для самых маленьких:
В общем, выбирайте, что понравится вашему малышу, — и вперёд: смотреть, слушать и подпевать.
Двузначные числа: Счет до 100
В четыре года малыш, с которым регулярно занимались, сможет различить, какое число больше, а какое меньше, а также будет знать такие понятия, как «равно» и ноль.
Теперь, чтобы научиться считать до ста, ребенку необходимо понять основные принципы числового состава и соединения. Для этого вы должны сначала показать и объяснить ему, как формируются десятки и двузначные числа.
Будьте готовы к тому, что малыш сразу может не понять. Не стоит спешить — значит, пока отложите эту информацию и повторите ее через какое-то время. Хорошо, если вы выучите пока счет от десяти до двадцати.
Есть детки, которые быстрее схватывают и проявляют более выраженные способности к математике — такие смогут освоить счет десятками до ста и в четыре-пять лет. Если же ваш ребенок выраженный гуманитарий, то к нему эта способность придет просто немножко позже.
Некоторые педагоги советуют все же сначала показать малышу процессы вычитания и сложения с теми цифрами, которыми он хорошо оперирует, то есть, от ноля до десяти или до двадцати. Это существенно поможет в закреплении материала и в понимании предмета, как такового, и только потом можно будет переходить к освоению десятков и счета до ста.
Учимся считать до ста
Среди упражнений, которые могут быть полезны на этом этапе, стоит отметить:
- поиск «соседей» какого-либо числа, к примеру, ребенок должен назвать или найти, какие цифры стоят до и после пятерки;
- поиск пропущенных или пропавших цифр в цепочке;
- упорядочивание перепутанного ряда чисел;
- счет в обоих направлениях в пределах каждого десятка;
- знакомство с часами и принципом определения времени, различные игры на эту тему;
- знакомство с термометром для измерения воздуха и принципом его работы — ребенок может ежедневно записывать показания температуры и сравнивать их и т. д.
Связывайте цифры с развитием
serpadres.es
Простейший пример — отметки на игровом ростомере. «Смотри, в прошлый день рождения твой рост был 92 сантиметра, а сейчас уже целых 100! Давай померим тебя через месяц — интересно, ты вырастешь до 101 сантиметра?» Дошкольник активно нащупывает своё место, себя в окружающем мире. Он уже осознаёт, что растёт. И цифры, растущие вместе с ним, вызывают естественный интерес как один из способов познания себя.
Быстрый счет
Согласитесь, что быстро считать ребенок сможет лишь тогда, когда:
- хорошо запомнит цифры — именно запомнит, а не просто зазубрит, то есть, будет знать их прямую и обратную последовательность, сможет узнать цифру по написанию, найти недостающую или пропущенную цифру, сопоставить написанную цифру с таким же количеством предметов и т. д.;
- усвоит основы счета и состав чисел;
- будет четко разделять понятия «больше-меньше-равно», «один-много»;
- сможет хорошо и правильно посчитать предметы, совершать элементарные математические операции с палочками, карточками или другими пособиями.
Как правило, быстрый счет дети осваивают приблизительно в пять или после пяти лет.
Обучаем счету в уме
Когда ребенок уверенно справляется с цифрами и быстро считает, не используя пальцы или вспомогательные средства счета, то его можно уже обучать счету в уме.
В этом процессе присутствуют два обязательных элемента.:
- Речевой.
Сначала ваш малыш может громко комментировать свои действия и те математические операции, которые он совершает. Потом он начнет делать это шепотом, пока не придет к счету в уме без проговаривания вслух.
- Двигательный.
Нередко детям поначалу необходимо совершать определенные действия с предметами, чтобы их сосчитать — переставлять, передвигать, убирать. Следующим шагом станет просто указание пальцем на подсчитываемые предметы, а затем малыш научится вести подсчет просто глазами.
Очень помогают обучению счета в уме дидактические игры, также детям нравится играть в магазин. Можно приобрести пособие под названием «Касса цифр», оперировать игрушечными или условными деньгами и фантиками или же приобщать ребенка к настоящим покупкам в магазине.
Если ребенок проявляет способности к математике, знакомьте его с умножением и делением, понятием четных и нечетных чисел, некоторыми формулами.
Устный счет с опорой на состав числа
Зная состав числа, ребенок может устно выполнить действия по сложению и вычитанию. Понимая, например, что число 8 состоит из 5 и 3, или 1 и 7, или 6 и 2, или 4 и 4, он может не задумываясь решать задачи на сложение и вычитание с этим числом.
Для лучшего запоминания рекомендуется решать с ребенком несложные задания:
- Раскладывать в 2 коробки определенное количество предметов (например, взять 8 горошин и разложить их в разных вариантах: 5+3, 1+7 и т.д.). Предметы нужно постоянно менять, чтобы у ребенка не пропал интерес.
- Предложить ребенку дополнить число до нужного. Например, повесить на елку 5 игрушек и попросить дополнить елку до 8 игрушек и т.д.
Дальше нужно усложнять задачу и решать примеры “выходящие” за десяток, например 8+5. Для этого нужно:
- Дополнить первое слагаемое до 10. То есть, ребенок уже знает, что 10=8+2. То есть, ему нужно из второго слагаемого “забрать” число 2.
- Он вычисляет, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 5 = 2+3);
- Высчитать 8+2+3=13,
Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет применять и при вычитании.
Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000.
Сложение и вычитание
Умение складывать и вычитать вырабатывается обычно к пяти годам. Сначала это следует делать с помощью различных предметов, затем тренироваться решать простейшие примеры в уме. При обучении счету постепенно нужно вводить несложные примеры на сложение и вычитание. Решать примеры столбиком еще рано, но складывать однозначные числа вполне можно научить.
Заниматься математикой с малышом необходимо так, чтобы он не растерял интерес. Поэтому никаких скучных примеров по типу «3+5=? » быть не может. Учим, завлекая, наглядно. Можно в шуточной форме.
Начинать нужно с простого. К примеру, прибавлять к каждой известной цифре единицу и ее же вычитать. Стоит использовать при этом предметы, интересные ребенку или важные для него. Пример представлять лучше в виде вопроса: «У тебя две печеньки. Одной ты поделишься с мамой. Сколько останется у тебя? » И все в таком же духе.
Чтобы переходить к вычитанию, убедитесь, что малыш хорошо освоил сложение. Используйте примеры сложения и вычитания не только на занятиях, но и на прогулке, в магазине, за обедом, при уборке комнаты. Пусть ребенок проговаривает вслед за вами условие задачки. Пользуйтесь специальными пособиями и дидактическими материалами с несложными упражнениями. Обращайте внимание на наличие ярких иллюстраций. Не забываем – ребенка нужно завлечь.
Чтобы легко складывать и вычитать, малышу необходимо изучить состав числа. Он должен усвоить, что 5 состоит из цифр 2 и 3, 1 и 4, 10 – из цифр 1 и 9, 2 и 8 и так далее. Перед тем, как научиться правильно считать в уме, ребенок должен хорошо решать задачки с наглядными материалами или на пальцах. Начинать обучение счету про себя лучше с 4 лет, не раньше. С этого возраста время, отведенное на сложение и вычитание, сказывается на общем развитии.
Важно усвоить понятия «больше», «меньше». Пролистывая обучающие книжки, можно спрашивать, каких животных на странице больше, какого цвета меньше. Также нужно выучить термин «поровну». Обязательно нужно объяснить ребенку, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Нельзя упускать возможность просить малыша посчитать в уме. Это можно делать когда угодно, где угодно и с чем угодно: считать можно дома, скамейки, цветы, стулья.
Примеры интересных закономерностей
Задания на поиск закономерностей отлично мотивируют детей быстрее освоить арифметику и перейти к заданиям посложнее.
Найди закономерность и определи, какое число спрятал четвёртый робот?
Какое число будет следующим в этом ряду?
Задания на логику гораздо интереснее арифметических тренажёров.
Быстрые методики
Обучение следует производить постепенно. Сначала нужно выучить числа от 0 до 10. Но и это бывает малышу сложно. Поэтому раздробите десятку, к примеру, на две пятерки и учите поэтапно. Для обучения можно использовать различные методические пособия, подключать занимательный материал (игры, сказки, считалки), делать уроки веселыми, избегая нудных заучиваний.
Дома можно с легкостью разнообразить учебный процесс:
- учите считать на пальцах;
- выбирайте задания в форме игр;
- подключайте считалки;
- показывайте картинки, спрашивая, какое количество тех или иных предметов изображено;
- просматривайте с малышом развивающие передачи;
- учите с ребенком стихи, сказки с количественными и порядковыми числительными;
- постоянно считайте все, что попадается на пути.
Предлагаются следующие методики и правила обучения дошколят счету. Вы можете выбрать наиболее подходящий для своего ребенка метод. Лучше комбинировать несколько.
Методика Сергея Полякова
По этой методике начинать учить ребенка счету нужно тогда, когда тот проявляет интерес. Как только родители заметили, что малыш интересуется числами, следует начинать обучение. Не позже. Сергей Поляков не советует использовать метод обучения счету, при котором нужно прибавлять по единице. Это тормозит учебный процесс, мешает ребенку развиваться.
Он не рекомендует начинать обучение со счета на палочках, пальцах и по линейке. Это также не способствует интеллектуальному развитию. По Полякову занятия базируются на обучении устному счету. Сначала малыш перечисляет все, что попадается ему на глаза (игрушки, книжки, ступеньки), затем пробует считать про себя, в том числе складывать и вычитать.
На первом этапе ребенок работает с числами в пределах 10. Для решения несложных примеров в уме малышу нужно запомнить состав чисел. На втором этапе ребенок решает примеры уже с двузначными числами. При этом он не извлекает из памяти готовые решения, как это происходит на первом этапе, а приходит к пониманию и запоминанию способов сложения и вычитания.
При обучении ребенок должен усвоить понятия «больше», «меньше», «поровну». Уроки по методу Полякова сопровождаются различными играми. Например, на первом этапе используют кубики и игры с ними «Приставляем цифры к кубикам», «Гномики в домике», «Подели пополам». Можно использовать другие.
Методика Петерсон
Методика Людмилы Георгиевны Петерсон учит детей мыслить логически. Метод не исчерпывается обучением счету, он включает в себя много интересных игровых заданий, развивающих смекалку. Данная методика пользуется популярностью в дошкольных учреждениях и в начальном звене школ. Система обучения представляет собой цикл, который называют «принципом слоеного пирога».
Традиционные методики обучения придерживаются линейной концепции: в первом классе изучаем сложение и вычитание, во втором – таблицу умножения, деление и умножение, в третьем – дроби и так далее. Получается, если ребенок долго проболел во втором классе и упустил основные моменты темы, нагнать их будет трудно. Следуя данной методике, каждый год изучается одно и то же, но с разной глубиной сложности. Несколько лет подряд темы повторяются, при этом каждая снова и снова предстает в новом аспекте.
Эта система подразумевает большое количество игр. Малышам, например, нравится числовой луч. Перед крохой стоит задача: узнать, сколько будет 3+2. Ребенок встает на отметку 3, делает два шага вперед (нужно прибавить) и останавливается на отметке 5. Если нужно вычесть, ребенок делает 2 шага назад. Так малыш постепенно запоминает состав однозначных чисел.
В домашних условиях можно развивать логику малыша, играя. Прокладываете ряд кубиков: 2 красных-2 синих, 2 красных-2 синих. Говорите ребенку продолжить ряд так, чтобы последовательность не нарушалась. Если кроха берет вместо красного кубика, к примеру, желтый, подсказываете, что так ряд меняется, а он должен сохраниться.
Еще одна интересная игра. Рисуете на листе бумаги большой синий квадрат. Даете малышу задание – нарисовать фигуру, отличающуюся от вашей только по одному признаку. Ваше чадо рисует маленький синий квадрат. Затем вы изображаете маленький синий круг. Он – маленький желтый круг. И так до бесконечности, пока не надоест.
Уместно использовать задания с определением большего и меньшего количества предметов. В двух квадратах, расположенных друг против друга, нужно нарисовать, к примеру, сердечки – 6 и 5. Малышу нужно определить, где больше. Конечно, он сразу кинется считать сердечки. Но можно показать ему другой способ.
Покажите, что сердечки объединяются в пары: одно сердечко из левого квадрата соединяете линией с сердечком из правого квадрата. В том квадрате, где сердечко осталось без пары, их больше. Здесь же можно ввести знаки «больше» и «меньше». Бывает, что времени не хватает, чтобы заниматься с малышом и самому рисовать ему задания.
По данной методике выпускается много печатных тетрадей с интересными задачками, которыми можно занять ребенка.
Обучение по Зайцеву
Николай Александрович Зайцев разработал несколько игр и наборов наглядных материалов, облегчающих обучение математике. Например, игра «Сто счет». В нее входит набор карточек с числами в передах 100. Данная игра поможет развить ребенка.
На каждой карточке изображено одно число. Помимо чисел изображены геометрические фигуры в количестве десятков и единиц числа. Например, число 75. Под семеркой изображается ряд из семи прямоугольников, в каждом из которых по десять палочек (7 десятков), а под пятеркой – 1 с пятью палочками (5 единиц).
Постепенно ребенка нужно знакомить с каждой карточкой, можно расположить их на стене в детской. По этим же карточкам можно учиться складывать и вычитать. В методику Зайцева входят также такие игры как «Мне в сотне тесно» (изучение чисел до тысячи), «Платоновы тела» (геометрические умения), «Тысяча плюс» и др.
Чего не следует делать при обучении счету
Правильно сформированные арифметические умения являются основой полноценного интеллектуального развития ребенка, поэтому категорически не рекомендуется использовать методики, которые могут негативно сказаться на мышлении и памяти. Например, злоупотребление счетом на пальцах не требует развития пространственного запоминания количества предметов. Такой способ помогает наиболее быстро ознакомиться с цифрами.
Обучение счету с помощью палочек и записей примеров может также привести к отрицательным эффектам в виде привычки считать медленно, складывая и вычитая только по единице. Если слишком часто использовать данный метод, то тормозится развитие умения складывать по числовым группам.
Счет с помощью линейки помогает изучить ребенку понятие «числового ряда». Этот метод тренирует понимание сути складывания и вычитания. С другой стороны, данная методика абсолютно не тренирует память.
При обучении малыша категорически не рекомендуется использовать сложные термины, поскольку для маленького ученика будет сложно понять суть заданий. Нужно подробно объяснить значение каждого слова.
- https://dozhdalis.ru/kak-nauchit-rebenka-schitat.html
- https://kaknazvat.com/deti/nauchit-rebyonka-schitat-v-predelax-10-i-20/
- https://kaknazvat.com/deti/nauchit-schitat-v-ume/
- https://logiclike.com/math-logic/uchim-rebenka-schitat
- https://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/tsifry-i-schet/kak-nauchit-rebenka-schitat-v-ume.html
- https://Lifehacker.ru/kak-nauchit-schitat/
- https://pedsovet.su/metodika/6769_kak_nauchit_rebenka_schitat_v_ume
- https://o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/kak-nauchit-rebenka-schitat/