Счеты абакус или сорбан были изобретены в Японии. Они помогают обучить ребенка не только как пользоваться счетами дома, но и как легко выполнять задания по ментальной арифметике.
Что такое абакус
Многим родителям интересно узнать, что такое абакус, и как в домашних условиях объяснить ребенку, как на нем считать. Счеты имеют прямоугольную форму и состоят из рамки, разделительной линии, палочек и поперечных перекладин с нанизанными на них деревянными бусинами.
Количество палочек может быть разным. Оно определяет скольки значное число вы можете набрать на счетах.
Есть 17-разрядные сорбаны – в них 17 спиц, которые обозначают единицы и расположены по центру. Существуют еще 13-разрядные. В этом случае единицы располагаются на второй помеченной спице справа.
От единичной спицы влево следуют десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Разделительная линия делит все косточки на две части: верхние или небесные и нижние или земные.
Но косточки отличаются не только названиями. Верхняя – это пятерка, и в ней сразу 5 единиц. Нижние бусины равны 1. Соответственно, на спице десятков каждая из 4 нижних бусин равна 10, а верхняя – пятидесяти.
Под перекладиной находятся 4 бусинки. Они поднимаются большим пальцем.
Бусинка над перекладинкой и под ней опускаются указательным пальцем. Ваши пальцы могут работать вместе, соединяя бусинки и разъединяя их.
Как пользоваться счетами
Для решения примеров следует научиться, как правильно считать на счетах: инструкция для дошкольников поможет быстрее освоить счеты для ментальной арифметики.
Использование счетов делает детей в школе более усидчивыми и внимательными. Ознакомление с правильной работой абакуса начинается с приведения счетов в рабочее положение.
Встряхните abacus, поставьте вертикально на стол, опустите и поднимите все верхние косточки указательным пальцем.
Или же встряхните доску, опустите, сделайте пальцы клювиком и проведите по перекладине. Abacus готов к работе.
Как набирать числа
Перед тем как считать на абакусе, нужно знать, как держать соробан и какими пальцами работать. Это будет зависеть от того, какой способ счета используется: симметричный или асимметричный. При любом виде счета правая рука работает на спице единиц, а левая – на спице десятков.
При симметричном счете abacus нужно держать левой рукой указательным и большим пальчиком. А в счете используется правая рука, большой палец которой поднимает косточки.
Пятерку поднимает и опускает указательный. Так же на левой руке: большим пальцем бусины переводятся вверх, а указательным – опускаются.
При асимметричном счете abacus держится левой рукой большим, безымянным пальцем и мизинцем. При этом указательный и средний освобождается для работы. Поэтому такой счет называется асимметричным, он особенно сильно укрепляет межполушарные связи.
За единицу принимается палочка в середине счетов. Чтобы показать 1, нужно большим пальцем поднять одну бусинку под перекладиной. Чтобы показать 2 – нужно, чтоб под перекладинкой было две бусинки.
Если вам нужно показать на счетах 3, вы поднимаете три бусинки, если 4, то – 4. Чтобы показать 5, нужно задействовать верхнюю бусинку. Она опускается указательным пальцем.
Например, чтобы показать число 6, пальцы работают вместе. Они опускают верхнюю и поднимают нижнюю. Такая комбинация обозначает 6.
Примеры:
- если нужно показать 7, то берется пятерка и 2 снизу;
- число 8 – это пятерка и 3 – снизу;
- девятка – это пятерка и 4 – снизу;
- чтобы показать 10, необходимо перейти на следующий разряд.
Вот вы уже освоили 1 уровень счета.
Как складывать
При сложении косточки поднимаются к разделительной планке. Математические действия производятся слева направо.
Для поднятия бусин пользуйтесь большим пальцем, для опускания – указательным. Если закончились бусины в нижнем ряду, можно воспользоваться собратьями сверху, но они должны быть кратны 5.
Чтобы сложить, например, 14 и 22, проводят следующие манипуляции:
- Сначала на спицах откладывается число 13. Для этого в разряде десятков поднимается 1 косточка на нижнем ярусе. На костяшках, обозначающих единичные разряды – 3 костяшки.
- Для прибавления 23, в ряду единиц поднимаются 3 косточки, а в разряде десятков -2. Получилось 36.
Как вычитать
При вычитании бусины возвращаются к разделительной перекладине. Вычитание начинается с большего разряда чисел.
Например, чтобы от 7 отнять 4 надо сначала от 7 отнять 5, а затем прибавить 1 бусинку, получилось 3. Следующий пример. От 2 отнять 2. Косточки возвращаются на прежнее место. Результат 0.
Чтобы от 10 отнять 2, вспомните хитрость, а именно: 2+8=10. Вычитая из 10 двойку, получается 8. Поэтому отнимаем 10 и прибавляем 8. Получился ответ – 8.
Как умножать
Ментальная математика включает в себя умножение. Чтобы объяснить ребенку, как умножать на счетах, родителю нужно самому освоить это действие. Для примера, требуется умножить 11 на 23.
Выполняйте действия по алгоритму:
- умножьте в уме десятки данных цифр, 10х20 = 200;
- отложите это значение на абакусе;
- те же действия проведите с единицами первого и десятками второго, 1х20 = 20;
- перемножьте десятки первого и единицы второго, 10х3 = 30;
- результат также выложите на счетах;
- осталось перемножить единицы двух цифр 1х3 = 3, и отложить число на счетах;
- получилось 253.
Как делить
Учиться делить нужно после четкого понимания алгоритма умножения. Для обучения детей 6 лет делению, объясните им простые правила:
- Для получения правильного результата деления играет роль место отсчета.
- Пусть ребенок разделит абакус на 2 части воображаемой линией. Вышло 2 зоны: для знаменателя и ответа.
- Цифра для деления выставляется справа, а получившийся результат – слева.
- Итоговый результат деления считывается со столбца с краю.
Попробуйте для начала разделить двузначное число на одноразрядное.
Как упростить деление
Деление проводится по такому же принципу, только производится не сложение результатов на линейке, а вычитание. Сдвигание по спицам происходит слева направо.
Как пользоваться пальцами без использования счетов
Ментальная арифметика для детей является одной из методик, которая следует тенденциям современного образования.
После того как ребенок научился считать на абакусе, он представляет его в уме. То есть, считает в своем воображении – на внутреннем экране, и производит операции с числами. Используя 10 пальцев рук, можно складывать и вычитать в пределах сотни.
Для этого нужно научиться показывать числа на руках. Существуют 2 правила:
- Все пальцы правой руки от мизинца до указательного означают 1. Следовательно, если отгибать их, то к числу добавляется единица. Когда отгибается большой – к числу приплюсовывается пятерка. Ноль – это рука с зажатым кулаком. 9 – это открытая ладонь правой руки. Таким образом, с помощью правой руки можно кодировать числа от 0 до 9.
- Пальцы левой руки символизируют десятки. Соответственно, по аналогии с правой рукой, большой палец означает 50, а все остальные – по 10.