- Что такое дикция?
- Как улучшить дикцию ребенку?
- Этапы развития дикции
- От 0 до 12 месяцев
- От года до двух
- Скороговорка
- Как правильно работать со скороговорками
- Выбираем скороговорку для ребёнка
- Скороговорки с шипящими звуками
- Смешные скороговорки
- Сложные скороговорки
- Скороговорки на тренировку «р»
- Артикуляция звуков «Ш – Ж»:
- Отработка сочетаний звуков в форме игры:
- Упражнения для разминки губ:
- Упражнения для разминки языка:
- Враги красивой речи
Что такое дикция?
Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.
Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.
Как улучшить дикцию ребенку?
Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?
Этапы развития дикции
Самостоятельно оценить речевые навыки малыша можно, сопоставив их с существующими нормами. Однако стоит помнить, что это – усредненные показатели. Точных правил нет.
Развивать дикцию следует с момента рождения. Грудничку мама поет песенки-потешки, колыбельные, читает вслух детские стихи и сказки.
С 6 до 12 месяцев у малыша активно растет мозг, в том числе формируются клетки, обеспечивающие речевые навыки. Поэтому так важно почаще разговаривать с крохой.
К 2-3 годам речевые структуры мозга полностью сформированы. К этому возрасту малыш обучается произносить слова правильно, эмоционально выражать мысли и чувства. Поэтому ему требуется активная тренировка речевого аппарата. Но если заметного улучшения речи не наблюдается, паниковать не нужно. Лучше посетить логопеда и при отсутствии органических нарушений продолжить занятия по развитию риторики.
От 0 до 12 месяцев
Новорожденный привлекает внимание мамы криком или плачем. Гласные он начинает проговаривать к 2 месяцам. А спустя 2-3 недели, благодаря гортанному произношению мама слышит «агу» или «абу». Для малыша важно взаимодействие с родителями. Он пытается повторять услышанные от взрослых звуки.
Специалисты советуют почаще включать грудничку детские песни, музыкальные сказки, аудиокниги.
К году ребенок научается говорить от 3 до 12 слов, состоящих из одного или двух слогов.
От года до двух
Чем старше малыш, тем выше четкость произношения. Дети активно накапливают лексический запас. Они понимают смысл обращенных к ним слов, выполняют просьбы мамы и папы.
К полутора годам малыш обычно говорит около 20 слов.
Это возраст активного исследования. Малыш интересуется всем, что его окружает, быстро запоминает новые слова и учится воспроизводить их. Тренировать дикцию помогают детские книги с яркими иллюстрациями, которые внимательно рассматривают с ребенком, задавая вопросы.
Скороговорка
Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.
Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.
Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.
Как правильно работать со скороговорками
Регулярной тренировки требуют не только наши конечности, мозг и другие части тела, но и губы, язык, органы дыхания – нос, гортань и лёгкие. Язык – особенная мышца в организме человека, помогающая ему не только справляться с пережевыванием пищи во рту, но и чётко и быстро произносить звуки, формирующие речь, посредством которой люди общаются между собой.
Чтобы речь малыша была размеренной и членораздельной, не отягощённой «проглоченными» и плохо произносимыми звуками, разучивайте с ним разные скороговорки. Так, посредством многократного повтора проблемных звукосочетаний ваш малыш сможет:
- выработать правильное произношение;
- научиться управлять собственным голосом;
- улучшить дикцию;
- обогатить словарный запас;
- развить память;
- красиво и чётко доносить свои мысли окружающим его людям.
Выбираем скороговорку для ребёнка
Этот процесс требует тщательной подготовки, поскольку необходим только тот материал, который разрешит конкретную речевую проблему малыша. С этой целью вам необходимо:
- Выбрать несколько скороговорок с теми буквосочетаниями, которые ребенок не умеет произносить правильно и чётко.
- Если малышу непонятен смысл некоторых слов или всего предложения, обязательно объясните ему, иначе непонятные слова не закрепятся в его памяти и будут мешать разучиванию.
В данном случае необходимо попытаться объяснить ему смысл скороговорки или показать его в виде рисунка:
Следите не за скоростью, а за точностью произношения ребёнком скороговорок. Медленное произношение с чётким проговариванием всех букв и их сочетаний будет способствовать лучшему запоминанию порядка слов в предложении.Не позволяйте ребёнку специально искажать произносимые слова, чтобы посмешить окружающих. В любом деле важна психологическая разрядка, поэтому можно немного посмеяться над тем, какие смешные слова получаются, если быстро проговаривать трудную скороговорку. Однако не забывайте, что у вас есть совсем иная цель.
Скороговорки с шипящими звуками
Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.
- Скороговорка на букву Ж: Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
- Скороговорка на букву Ч: У четырех черепашек четыре черепашонка.
- Четыре чертенка: Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.
- Скороговорка на букву Ш: На опушке в избушке Живут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
- Сшила Саша: Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
- Шла Саша по шоссе: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- В шалаше: В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
- Кукушонок в капюшоне: Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
- Скороговорка на букву Щ: Два щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.
Смешные скороговорки
Простые смешные скороговорки – рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.
- Мышка: Мышка залезла под крышку,Чтобы под крышкой сгрызть крошку,Мышке, наверное, крышка –Мышка забыла про кошку!
- Кощей: Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.
- Сорок сорок: Хитрую сороку поймать морока,А сорок сорок – сорок морок.
- Попугай: Говорил попугай попугаю:Я тебя, попугай, попугаю.Отвечает ему попугай:Попугай, попугай, попугай!
- Карасёнок: Карасёнку раз карась Подарил раскраску.И сказал Карась:«Раскрась, Карасёнок, сказку!»На раскраске Карасёнка –Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Сложные скороговорки
Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.
- Скороговорка про китайцев: Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони. Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
- Чего нет: Нет абрикоса, кокоса, редиса,Палтуса, уксуса, кваса и риса,Компаса нет, баркаса и троса,Термоса, пресса, индуса-матроса,Баса нет, вкуса, веса и спроса,Нет интереса – нет и вопроса.
- Пир у Киры и Фиры: У Киры и Фиры В квартире был пир:Факир ел зефир и Кефир пил Факир.А Фира и Кира Не пили кефира,Не ели зефира –Кормили факира.
- Ежевика и земляника: Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное.Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное.Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное,варенье земляничное вы ежедневно ели.
Скороговорки на тренировку «р»
Звук [Р] правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов). Ниже приведены скороговорки на отработку звука [Р] в сочетании с другими звуками:
- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
- Прорубь рубили — рыбку ловили.
- Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Конечно, существует множество чистоговорок для тренировки произношения и других звуков, кроме того есть усложненные и специфические варианты: лигурия, шибболет и другие. Для скороговорения можно также использовать даже обычную книгу. Однако все это выходит за рамки данной статьи, направленной на ознакомления со скороговорками для развития речи и дикции. Если вы испытываете серьезные трудности с произнесением определенных звуков, то вам следует обратиться к специалисту, которые вам поставит правильное произношение. В ином случае вы рискуете научиться неверному произношению, которое потом будет очень трудно исправить.
Артикуляция звуков «Ш – Ж»:
- Шар – жар, ваш – важный, шутка – жутко, ширь – жир, жить – шить.
- Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.
Отработка сочетаний звуков в форме игры:
- Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
- Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
- Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
Упражнения для разминки губ:
«Рупор» – необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».
«Трубочка» – максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».
«Улыбочка» – необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.
«Бублик» – максимально растянуть губы, произнося звук «о».
Упражнения для разминки языка:
«Лошадка» – необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;
«Лопатка» – открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.
«Конфетка» – надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
«Маятник» – необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.
«Иголочка» – максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.
«Грибочек» – дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.
«Индюшок» – высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).
«Кружечка» – открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.
«Барабанщик» – необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».
Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.
Враги красивой речи
Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна.
Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:
- Слова – паразиты – «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы. Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
- Нецензурная брань – дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала. Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
- Сленг – использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.
- https://zen.yandex.ru/media/id/5c530baa68480a00ae60d599/10-sposobov-uluchsheniia-dikcii-dlia-detei-podrostkov-i-vzroslyh-5c5c01e547702100adac2958
- https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/uprazhneniya-dlya-diktsii-u-detej-i-vzroslyh/
- https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/uroki-i-uprazhneniya/razvitie-diktsii-rebenka-s-pomoshhyu-skorogovorok.html
- https://deton-vrn.ru/drugoe/skorogovorki-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-i-diktsii-u-detej.html
- https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8-%D0%B8-%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8/
- https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/10-moschnejshih-uprazhnenij-dlya-razvitiya-dikcii-1280515/?vksrc=vksrc1280515&vkcachebuster=344209224450900977878
- https://myintelligentkids.com/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-dikcii-rebenka-v-domashnix-usloviyax